УУД
методическая разработка (2 класс)

Назимова Елена Евгеньевна

Разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx210.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Нижегородский институт развития образования

Кафедра начального образования

Аттестационная работа на  первую категорию

Методическая разработка раздела  образовательной  программы

 «Окружающий мир» УМК «Школа России»

Тема разработки:  Формирование универсальных проектных умений

                                        младших школьников на уроках окружающего мира

                                                                   Выполнил:

                                  учитель начальных классов

                                        МБОУ Гимназии №4  г. Кстово

                                  Назимова Елена Евгеньевна

                                             Образование:  среднее специальное

                                                                  Педагогический стаж: 2 года

                                                                  Стаж работы учителем

                                                                  начальных классов:  2 года

                                              Контактный телефон:  89960093207

Кстово,2021

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность выбранной темы

       Проектной деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования уделяется особое внимание. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ФГОС приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет  наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках  учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.

             Таким образом, требования ФГОС актуализируют не просто введение в образовательный контекст методов и технологий, формирующих основы проектной деятельности обучающихся, а создание педагогических условий формирования универсальных проектных умений младших школьников.

1.2. Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы

по идее проектного обучения.

     В основе педагогического опыта лежат идеи В. Килпатрика, разработавшего метод проектов, который получил широкое распространение в школьном обучении. Под проектом он подразумевал всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца» (1918 год). Проектное обучение получило широкое распространение в школах США в связи с развёрнутым в 90-х годах XIX века реформаторским образовательным движением, основной идеей которого стало требование переориентации обучения на интересы и опыт детей, на развитие творчества. Наиболее выдающимися представителями этого движения стали   Ч. Ричардс, который ввёл термин «проектное обучение» и Джон Дьюи – философ и идеолог педагогического прагматизма.  Дж. Дьюи оказал наибольшее влияние на педагогическую теорию и практику своей страны, предложив строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию.

        Метод  проектов  привлёк  внимание  русских  педагогов  ещё  в  начале

20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога  Шацкого С.Т.  в 1905 году была организована небольшая группа  сотрудников,  пытавшаяся  активно  использовать  проектные методы

в практике преподавания.

       Сторонники метода проектов в Советской России Шульгин В.Н.,  Крупенина М.В., Игнатьев Б.В. провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.

       Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике.

       В настоящее время метод проектов  как педагогическая технология успешно  реализуется  при  изучении  различных дисциплин,  во внеклассной

и кружковой работе на всех ступенях образования,  находит своё отражение в научных изысканиях многих педагогов. Способствуют  возрождению метода проекта  Полат Е.С., Матяш Н.В., Симоненко В.Д.,  Пахомова Н.Ю.,  Сергеев И.С., Фёдорова Г.А.  и  многие другие.

Спецификой воспитания активной личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в использовании деятельностных форм и методов обучения (групповых, игровых, ролевых, практико-ориентированных, проблемных, рефлексивных). Именно с их помощью, как считают Матяш Н.В. и Симоненко В.Д., можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность. Работа над проектом  позволяет:

  • развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
  • прививать навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать навыки эмоционального общения;
  • прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
  • развивать у учащихся самостоятельность и ответственность;
  • формировать умение отстаивать свои права;
  • развивать способность к созидательной деятельности;
  • воспитывать уважение к чужому мнению, умение вести диалог;

       Какова роль проектной работы в формировании УУД?  По мнению Сергеева И.С., формируются следующие  умения:

  • рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);
  • поисковые (исследовательские умения) – изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, эксперта, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы;
  • навыки оценочной деятельности  -  процедура оценивания должна быть организована учителем  так, чтобы «ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование  окружающего мира и себя, имея чёткое представление, с какой целью он это делает; ученик имел чёткие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней; ученик  получал  обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели».
  • умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективного планирования,  взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки)
  • коммуникативные умения (планировать, инициировать взаимодействия с взрослыми, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.)
  • презентационные умения (навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы).

        В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.  По мнению многих отечественных психологов и педагогов, эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во  многом обусловлена позицией учителя,  его  направленностью на   создание  личностно-ориентированного педагогического  пространства, демократическим  стилем общения,  диалоговыми  формами  взаимодействия с  детьми.  Также   в  психолого-педагогической  литературе  неоднократно подчеркивается,  что  “существенным  условием  для  выбора  учителем наиболее  эффективных  методов, оптимизирующих преподавание,  является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”.  Кроме  того,  в целом ряде работ отмечается необходимость системности  в  использовании  активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности  и  уменьшении  различных  видов  учительской  помощи.  Всё это, безусловно,  относится к применению проектного метода в начальной школе.

       Современность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

       Подводя итоги, мы видим важность использования проектной деятельности  как одного из эффективнейших  методов формирования универсальных умений младших школьников.

1.3. Новизна и особенности представленной учебной разработки.

Новизна представляемой разработки – создание системы работы по формированию универсальных проектных умений на уроках окружающего мира.

Выявлены и описаны условия эффективного формирования универсальных проектных умений младших школьников на уроках по программе «Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф.

2. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы

2.1. Цель методической разработки –  формирование универсальных проектных умений младших школьников на уроках окружающего мира.

       Задачи:

  • изучение психолого-педагогической и методической литературы
  • определение проектных умений и условий их эффективного развития у младших школьников;
  • экспериментальная проверка эффективности системы работы по развитию проектных умений младших школьников через проектную деятельность на уроках окружающего мира.

2.2. Ожидаемые результаты

 

       Основываясь на требованиях ФГОС НОО, ожидаем следующие результаты:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки учиться отличать верно выполненное задание от неверного,);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при  решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других);
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3. Обобщение и анализ собственного педагогического опыта, отражающего особенности разработки.

       С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

       Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли,

т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Поэтому, начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность.

       На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) достаточно, чтобы учащиеся выполняли посильные творческие работы, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети могут выполняли следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», «Бюджет семьи», «Человек – часть живой природы», «Мой город во время Великой Отечественной войны», «Будь здоров!»

    Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволил:

  • спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;
  • подобрать вопросы рефлексии;

Так, исходя из анализа проведённой диагностики (низкую оценку получили рефлексивные умения), учащимся для рефлексии были предложены следующие вопросы:

1. Что помогло успешно выполнить проект?

2. Что из запланированного не удалось сделать (слабые стороны)? Почему?

3. Что дало выполнение проекта?

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволил:

  • сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
  • целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
  • при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.

Системная и целенаправленная работа в проектном режиме обеспечивает формирование проектных умений разного уровня сложности

Основы организации проектной деятельности

  • количество учащихся:

-  коллективная деятельность (спектакль с общей подготовкой и репетициями, одно большое общее изделие и т. д.);

-  работа в малых группах (коллажи, подготовка конкурсов, викторин и т. д.);

-  индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

  • продолжительность (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  • число этапов;
  • результат:

 -  реальный продукт (книги, рисунки, открытки, плакаты, макеты и  т. д.);

 - мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

  • соотношение времени выполнения действий в школе и вне школы;
  • необходимость привлечения взрослых.

       Успешность групповой работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы. Использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром),  группа, сформированная в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания. Для того, чтобы эта работа была плодотворной,  в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

  • организатор — отвечает за работу группы в целом;
  • докладчик —   выступает перед классом с готовым решением группы;
  • секретарь — записывает высказанные идеи и решения;
  • критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
  • контролёр — проверяет, все ли поняли принятое решение.

Система организации учебного проектирования

класс

цель учебного

проектирования

форма организации

проектной деятельности учащихся

темы проектов

1 кл.

освоение некоторых этапов

проектирования

групповая

«Ты и твоё имя»

«Твоя школа»

«Твой распорядок дня»

2 кл.

освоение алгоритма проектирования

групповая  (в микро-

и макрогруппах)

«Твоё тело»

«Как ты питаешься»

«Твоя одежда»

«Выставка мод в рисунках»

«Будь здоров!»

3 кл.

применение освоенных алгоритмов проектной

деятельности

групповая коллективная

индивидуальная

4 кл.

творческое использование проектировочных

умений

индивидуальная

групповая

коллективная

«Наша Родина»

«Фотоальбом «Мой город во время Великой Отечественной войны»

Вечер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

   

  На разных этапах работы над проектом формируются следующие универсальные учебные действия:

1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

На данном этапе формируем проектные умения, которые относятся к познавательным УУД:

  • умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
  • умение формулировать проблему.

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

регулятивные УУД:

  • умение определять цель деятельности.

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

На 2 этапе формируется целый ряд  коммуникативных УУД:

  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами - это коммуникативные УУД.

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем - это регулятивные УУД.

4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности):

коммуникативные УУД:

  • развиваем  умение слушать и понимать других;
  • развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме.

регулятивные УУД:

  • развиваем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
  • развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

При работе над любым проектом обязательно обращаю внимание детей  на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете  делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

4. Результаты апробации представленной разработки

       Для выявления результативности методической разработки проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности мотивации, саморегуляции, сформированности приёмов учебной деятельности.

1) Диагностика личностных результатов

Н.Г. Лусканова «Анкета для изучения школьной мотивации»

М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации»

Анкета «Оцени поступок» Е.А. Кургановой, О.А. Кабардовой

2) Диагностика регулятивных УУД

Г.В. Репкина Методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности

П.Я. Гальперин Методика «Выкладывание узора из кубика»

3)Диагностика коммуникативных УУД

Г.А. Цукерман  Методика отслеживание уровня коммуникативных

навыков у учащихся

Г.А. Цукерман  Задание «Рукавички»

4) Диагностика познавательных УУД

Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров  Методика определения уровня развития словесно –логического мышления

Методика «Кодирование» тест Векслера в версии А.Ю.Панасюка,

Диагностика школьной мотивации

Анкета для определения школьной мотивации.// Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.-  Как преодолеть трудности в обучении детей.- М.2009г.

Диагностика саморегуляции

Методика «Узор».

Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М., 2009г.

Диагностика сформированности приёмов

учебной деятельности

Методика « Домик».

Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. - Как преодолеть трудности в обучении детей.- М., 2009г

       По результатам диагностики можно сделать вывод, что у детей значительно повысилась школьная мотивация, развились такие умения, как самоконтроль, самооценка, рефлексия, повысился интерес учащихся к  курсу «Окружающий мир».

       Критерии эффективности проведенной работы определялись на основе формирования умений, представленных в таблице:

Критерии сформированности умений

1. Постановка проблемы

Уровень I

  • называет причины, по которым он приступил к работе над проектом

Уровень II

  • описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию

Уровень III

  • самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя

Уровень IV

  • самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации

2. Целеполагание и планирование

Уровень I

  • демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем

Уровень II

  • самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя

Уровень III

  • самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы, оценивает промежуточные результаты

Уровень IV

  • предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив;

3. Работа с информацией

3.1. Поиск информации

Уровень I

следует технологии работы с конкретным источником информации  (предложенной учителем-1 класс)

Уровень II

определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом, определяет «белые пятна» в имеющейся информации,

Уровень III

определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации

Уровень IV

указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе

3.2. Обработка информации

Уровень I

делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации

Уровень II

определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта

Уровень III

делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия)

Уровень IV

делает аргументированный вывод на основе информации

  • 3.3. Культура письменной коммуникации

Уровень I

соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем

Уровень II

демонстрирует владение способами представления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.)

Уровень III

определяет цель и аудиторию для предъявления информации

Уровень IV

Самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта.

  • 4. Публичное выступление

Уровень I

готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы по проекту, отвечает на уточняющие вопросы

Уровень II

делает публичное выступление о цели, ходе, результатах проекта, обращает аудиторию к наглядным материалам, отвечает на вопросы, нацеленные на понимание содержания выступления.

Уровень III

самостоятельно ставит цель публичного выступления, использует средства невербального воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы

Уровень IV

демонстрирует владение способами воздействия на аудиторию, отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции, организует обратную связь с аудиторией

  • 5. Оценка результата

Уровень I

  • сравнивает полученный продукт с его описанием

Уровень II

  • определяет соответствие полученного продукта запланированному, на основе заранее заданных критериев

Уровень III

  • дает рекомендации по использованию полученного продукта, обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач

Уровень IV

  • определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом, оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией

Анализируя занятия, их результаты и работы учащихся получены следующие результаты:

1. Сформированность умения ставить проблему 

2. Сформированность умения определять цель и задачи работы

3.1. Сформированность умения осуществлять поиск информации 

3.2. Сформированность умения обрабатывать информацию

3.3. Качество письменного оформления проекта

4. Качество публичного выступления.

5. Сформированность умения определять результат проектной деятельности

       Из вышеприведенных диаграмм видно, что все участники проектной деятельности в той или иной мере овладели умениями, формируемыми в процессе реализации проектной деятельности.

      Развитие интереса школьников к проектной деятельности.

Отвечая на вопросы анкеты, ребята говорили, что проведенные занятия дали им:

  • возможность ознакомиться со структурой проектной деятельности;
  • знания и умения из области проведенных расчетов;
  • позволили увидеть реальность осуществления идеи проекта;
  • знания по решению задачи, не знакомые ранее;
  • умение составлять план предстоящей работы;
  • воплощать идеи в реальность;
  • умение работать с информацией.

  В работе показана эффективность педагогических условий развития проектных компетенций младших школьников в результате проектной деятельности на уроках окружающего мира.

       У детей вырос уровень сформированности следующих умений:

  • находить в тексте значимую информацию
  • умение формулировать вопросы
  • составлять план своих действий
  • выделять причинно-следственные связи
  • делать выводы на основе прочитанного/увиденного/услышанного
  • предложить несколько вариантов решения поставленной проблемы

        Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

5. Литература

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе//М.АРКТИ, 2006
  2. Дж. Дьюи Демократия и образование: Пер. с англ. //М.:Педагогика-Пресс, 2000
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. 2005. № 9.
  4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
  5. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное

          состояние и проблемы.// Начальная школа.-2006.- №1

6.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших

     школьников.//М.: «Вентана-Граф», 2004

7.  Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной

     деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7. - с 151-157

8.  Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это?/Методист.- 2004.-№1.

     9.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении:

          Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. //М.: АРКТИ,  

          2008

   10.  Полат Е.С.  Новые педагогические и информационные технологии в

          системе образования// М.:Норма, 2006

   11.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

          Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений

          М.:АРКТИ, 2008

   12.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального

          общего образования [Текст]// Министерство образования и науки РФ. -

          М.: Просвещение, 2010.

       

Электронные ресурсы:

  1. http://standart.edu.ru
  2. http://www.niro.nnov.ru
  3. http://www.openclass.ru
  4. http://www.bestreferat.ru/  

6. Приложение

Памятка

План подготовки проекта

1. Выбери  один из предложенных проектов и определи результата.

2. Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.

3. Продумайте этапы деятельности и их результаты.

4. Решите, кто и за что будет отвечать.

5. Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью.

6. Определите критерии анализа результата.

Источники информации

  1. Спросить у взрослых
  2. Понаблюдать
  3. Прочитать в книге
  4. Провести исследование
  5. Найти в Интернете


Памятка представления информации

1.  Расскажите, какое задание выполняла группа.

  1. Что вы предприняли для выполнения задания.
  2. Представьте результат своей работы.
  3. Оцените работу своей группы

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки: 3 балла – умею; 2 балла – иногда получается; 1 балл – чаще не получается; 0 баллов – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

 

 

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 

Анкета школьника

Уважаемый школьник, предлагаем тебе принять участие в тестировании:

1. Практический результат проекта (продукт)

- реферат

- брошюра

- учебное пособие

- модель

- театрализованное представление

- доклад

- глава учебника

- другое

2. Ответ обозначьте в таблице "+"

- какие умения тебе помогли в работе над проектом?

- чему ты научился, работая над проектом?

- чему тебе еще надо учиться?

Умения

Умел

Научился

Надо учиться

Умение выделять существенное, главное

Умение анализировать, сравнивать

Умение обобщать, делать выводы

Умение воображать, создавать, моделировать

Умение планировать и организовывать работу

Умение формулировать научную гипотезу и цель работы

3. Определи степень самостоятельности и творческой активности:

Этап

Консульта-ции учителя

Совмест-ная работа с учителем

Помощь родителей

Помощь другого лица

Самостоя-тельная работа

Выбор темы проекта

Формулировка гипотез и целей

Выбор источников информации

Поиск информации

Обобщение и систематизация материала

Оформление работы

Подготовка презентации

Защита проекта, выступление

4. Определи, какой этап работы был для тебя:

- самым сложным;

- самым важным;

- самым интересным;

- самым неинтересным;

Этапы

Самый сложный

Самый важный

Самый интересный

Неинтересный

Выбор темы проекта

Формулировка гипотез и целей

Выбор источников информации

Поиск информации

Обобщение и систематизация материала

Оформление работы

Подготовка презентации

Защита проекта, выступление

5. Испытывал ли ты, работая над проектом:

- перегрузки, напряжение;

- тревожность;

- дефицит времени;

- радость творчества;

- интерес от открытия новых знаний?

6. Значение проектной работы для тебя:

- возможность творческого самовыражения;

- эмоциональная удовлетворенность

- получение дополнительной оценки по предмету;

- подготовка к будущей профессии;

- потребность в общении;

- желание стать более активным;

- желание стать лидером

           Спасибо за участие!

Проект

Тема проекта:  Моя родословная

Цель проекта:  способствовать закреплению интереса к истории своей семьи, своей родословной.

Задачи проекта:

  • способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи.
  • развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
  • научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.
  • формировать коммуникативные умения детей.

Методы: посмотреть книги, спросить у взрослых, обратиться к компьютеру,

понаблюдать, проконсультироваться со специалистом, другие.

Возраст школьников: 10 лет

Срок проведения проекта: февраль-март

Этапы работы над проектом.

I этап. "Разработка проектного задания"

1 занятие:  "Моя родословная".

Цель:  познакомить школьников с понятиями " родословная", "генеалогия".

Задачи: убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.

-Как вы думаете, должны ли вы знать историю своей семьи?

-Для чего нужно знать историю своей семьи?

-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках

и прадедушках?

-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?

-Какие у них профессии? Чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные люди?

2. Раскрытие понятий "родословная", "генеалогия".

3. Работа с родителями.

Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.

4. Поисковое задание.

Начало оформления альбома "Моя родословная".

2-е занятие: "Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия".

Цель: познакомить с историей возникновения имен, их многообразием;

Задачи: воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.

1.Вступительная беседа.

-Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.

2.Беседа "Из истории происхождения имен".

3.Поисковое задание.

Узнать историю своего имени.

4.Роль фамилии в жизни человека.

Беседа "Из истории возникновения фамилий".

5.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.

Оформление в альбоме страничек "Тайна наших имен и фамилий".

3- занятие: "Моя родословная. Генеалогическое дерево".

Цель: систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева.

1.Беседа.

Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.

А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2.Практическое задание.

Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?

Составление генеалогического дерева с помощью родителей.

II этап:

4-занятие: "Мои мама и папа".

Цель: выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы), воспитывать интерес к различным профессиям.

1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились, какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.

Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома "Моя родословная", которая называется "Мои мама и папа".

2.Поисковое задание.

Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.

5 занятие: "Мои братья и сестры".

Цель: способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер.

1.Беседа.

У кого есть родные брат или сестра?

Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сестрах?

Если у вас нет родных братьев и сестер, то можете рассказать о двоюродных.

2.Практическое задание.

Заполните страничку о ваших братьях и сестрах.

6- занятие: "Мои дедушка и бабушка".

Цель: выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.

1.Беседа.

Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках- бабушках и дедушках! И папиным, и маминым родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.

-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?

-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.

-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художники, мастера других профессий?

2.Практическое задание.

Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.

7занятие:  "Семейные традиции".

Цель: прививать уважение к семейным традициям,

Задачи: формировать культуру поведения в проведении семейных праздников, воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.

1.Беседа:

-Как вы понимаете слово "традиции"?

Традиции- это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные.

Сегодня мы поговорим о семейных традициях.

-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?

Обсуждаете ли прочитанное?

-Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть?

-Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей семье? Почему отмечаются эти праздники?

-Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье?

Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.

-Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?

2.Ролевые ситуации и их обсуждение.

3.-Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?

-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.

4.Практическое задание.

Заполните страничку в альбоме, посвященную семейным традициям.

III этап. Подведение итогов

Цель: подвести итог работы над проектом "Моя родословная".

1.Беседа.

Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи; восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.

Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!

2. Практическое задание.

Составьте "Календарь дней рождения и семейных праздников" – ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близких. Надо только регулярно в него заглядывать.

Конференция "Моя родословная".

Цель: обобщение итогов работы над составлением своей родословной, защита проекта.

1.Вводное слово учителя:

Дорогие друзья! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье "Моя родословная".

(звучит песня "Родительский дом").

2.Конкурс "Моя родословная".

а) на самую глубокую родословную  (по количеству поколений);

б) на самую богатую родословную  (по количеству родственников);

3.Рассказы детей о своих папах, мамах, дедушках и бабушках,

4.Семейные конкурсы.

5. Заключительное слово учителя.