Урок в начальной школе по теме: «Краснодар- столица Кубани»
план-конспект урока

Соколова Татьяна Андреевна

Цели:

Обучающие - познакомить учащихся с историей и географией столицы Кубани- г. Краснодара

Воспитывающие - воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение и интерес к истории Кубани и к предмету «Кубановедение», к своему городу.

Развивающие - развивать речь учащихся, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnodar-_stolitsa_kubani.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Урок в начальной школе»

Тема: «Краснодар- столица Кубани».

                                             

Цели:

Обучающие - познакомить учащихся с историей и географией столицы Кубани- г. Краснодара

Воспитывающие - воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение и интерес к истории Кубани и к предмету «Кубановедение», к своему городу.

Развивающие - развивать речь учащихся, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: песня «Краснодар». Музыка Г. Пономаренко. Слова Г. Георгиева, серии фотографий и открыток с видами г. Краснодара, фотоальбом «Мой любимый Краснодар», карта Краснодарского края, аудиокассета с записью кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, диск по кубановедению «История Кубани», мультимедийный проектор.

Тип урока - изучение нового материала.

Форма урока - мультимедийный урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

               Приветствие.

  1. Изучение нового материала.

Чтение учителем отрывка стихотворения В. Подкопаева

Запись на доске отрывка. Также на доске фотографии с видами Краснодара.

Слышу в тополях веселый шорох

Вижу в бликах солнца тротуар…  

Как же  ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар!

                                       В. Подкопаев.

- О каком городе пойдет сегодня речь?

- А что вы знаете из истории нашего города?

- Как назывался город Краснодар раньше? (Екатеринодар).

В 1792 году 30 июня императрица Екатерина II в благодарность за верную службу особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.

Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-черноморцам (слайд №2). Второй отряд во главе с атаманом Захарием Чепегой (слайд № 3)осенью того же года, двигаясь по суше, подошёл к Ейскому укреплению. Началась осень, и ненастье заставило казаков зимовать здесь. И только весной казаки, во главе с присоединившимся к ним войсковым судьёй Антоном Головатым (слайд №4), подошли к высокому берегу Кубани. В урочище Карасунский кут они построили укрепление, начали устраивать свой быт, построили походную церковь. Здесь начинал строиться город Екатеринодар.

 ( фрагмент передвижения казаков из фильма на диске «История Кубани»)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Упражнения по музыку казачьих песен.

  1. Прошагаем как казаки
  2.  СТРОИМ КРЕПОСТЬ.

Проследите по карте путь отрядов С. Белого и 3. Чепеги.

Найдите место основания Екатеринодарской крепости.

Вспомните дату основания г. Екатеринодара.

Кто же был основателем Краснодара?

9 июня 1793 года черноморские казаки пришли к тому месту, где в Кубань впадала степная речушка Карасун. Перебравшись на правый берег Карасуна, казаки очутились в дубовом лесу, с трёх сторон охваченном водами быстрой реки Кубани. Лучшего места для поселения не сыскать (слайд №5). Здесь и решили построить главный город. Так началось строительство Екатеринодара. Первое время город не имел названия и в официальных бумагах его называли «Карасунским кутом» или «лагерем при Кубани». И лишь в октябре 1793 года в документах появилось имя города - Екатеринодар.

-Так почему было дано именно такое название городу?

Екатерина II - яркая личность в русской истории (слайд №6).

Слайд № 7

Давайте внимательно рассмотрим герб г. Краснодара. В изображении герба каждая деталь имеет своё значение.

Герб Екатеринодара- щит, обрамленный зелёной полосой со звездами. Посчитайте количество звезд. Что оно обозначает? (количество звезд соответствует количеству станиц, окружающих Екатеринодар) щит разделен на 4 части. 1 и 3 - двуглавый орел - государство покровительствует казакам. 2 - 4 - знамена, символизирующие заслуги казаков в войнах. В середине красный щит с вензелем царицы Екатерины. Сверху щит венчает корона в виде городской стены.

Слайд № 8

Рассмотрите карту города Екатеринодара. Такой вид имел город в конце XIX века, более 100 лет назад.

Слайд № 9

-Какая улица стала главной в Екатеринодаре? (Главной улицей города стала улица Красная)

- Почему выбрано такое название, как вы думаете?

 (Улица Красная означало «красивая», «лучшая», «парадная». Это название она носит до сих пор.)

- Назовите достопримечательности, которые находятся на улице Красной. Сейчас на ней много красивых зданий, а раньше здесь стояли хаты ( слайд № 10)

Так выглядели улицы раньше (слайд № 11 по №13), а вот так сейчас (слайд № 12).

С 7 декабря 1920 года город Екатеринодар был переименован в Краснодар. В нем построены заводы, фабрики и институты. Краснодар- самый южный русский город из числа центров краев и областей России. Сегодня в Краснодаре в мире и согласии живут люди более 100 национальностей. Любят свой город краснодарцы, гордятся им, его славным, добрым прошлым и не менее достойным настоящим. Мы счастливы называть себя краснодарцами. Для нас он самый лучший город Земли.

Звучит гимн города Краснодара. Музыка В. Г. Захарченко. Стихи С. Н. Хохлова. Гимн дети слушают стоя.

Славься, славься, город величавый!

Ты казачью честь не урони.

В грозный час тревоги и печали

Матушку- Россию сохрани.

Припев:

        Ты как в сердце русское открытый,

        Ты для нас как дивный Божий дар.

Ты наш хлеб насущный и молитва,

Ты душа Кубани, Краснодар!

Величать тебя мы не устанем.

Сотворим великие дела.

Над столицей солнечной Кубани

Каждый день звонят колокола.

Припев:

Мы сегодня будущее строим,

Чтим наказы дедов и отцов.

И не зря наш город удостоен

Чести быть средь лучших городов.

Припев:

Творческое задание (слайд № 21).

Написать несколько предложений о том, какой бы вы хотели видеть столицу Кубани в будущем?

III. Закрепление материала.

На экране слайд № 22

Кроссворд.

1

е

к

а

т

е

р

и

н

а

II

2

г

е

р

б

3

ч

е

п

е

г

а

4

к

р

а

с

н

а

я

5

к

у

б

а

н

ь

6

г

о

л

о

в

а

т

ы

й

7

д

е

к

а

б

р

ь

8

к

а

з

а

к

и

9

к

а

р

а

с

у

н

с

к

и

й

к

у

т

  1. В честь кого был назван город?
  2. Какую символику города мы сегодня повторили?
  3. Кошевой атаман, один из основателей города?
  4. Главная улица нашего города?
  5. Самая большая река  в нашем крае?
  6. Войсковой судья, один из основателей города?
  7. В каком месяце переименовали город?
  8. Первые поселенцы города?
  9. Как первоначально назывался город?

-Какое слово у нас получилось?

Рефлексия урока.

-Какие чувства и эмоции вызвал у вас урок?

-Как вы думаете, насколько полезен для вас этот урок?

  1. Итог урока.

- Что нового узнали о городе на уроке?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

     V. Домашнее задание.

        Подготовить рассказ «Мой любимый Краснодар».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Краснодар- столица Кубани».

«Кубань – моя, степная дочь России». Обучающие - познакомить учащихся с историей и географией столицы Кубани- г. КраснодараВоспитывающие - воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение и инте...

Конкурсный урок по кубановедению для 2 класса . Номинация "История края" . Тема "Краснодар - столица Кубани" .

Урок по кубановедению для 2 класса. Тема урока "Краснодар - столица Кубани". Тип урока – комбинированныйВид урока – урок – путешествиеЦель: познакомить детей с историей развития города Краснодара...

Урок в начальной школе по теме: "Home,Sweet Home"

Презентация к уроку в 4 классе....

Конспект урока в 4 классе по теме: "ВОВ на Кубани. Вклад кубанцев в дело Победы".

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся о ВОВ на Кубани, борьбе её жителей за освобождение от фашистских захватчиков....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...