Исследовательская работа по краеведению
материал

Сияпова Светлана Фанилевна

Со словом победа ‏ㅤ  всегда рядом стоит ‏ㅤ  слово подвиг. Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем «А ‏ㅤ  что такое подвиг ‏ㅤ?» ‏ㅤ  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа394.22 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое подвиг? История одного подвига

Сияпова Самира Ильнуровна

Ямало-Ненецкого автономного округа г.Надым,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №9», 2 класс

Введение

Наша страна готовится ‏  к 75 годовщине ‏  Победы.  ‏  Со словом победа ‏  всегда рядом стоит ‏  слово подвиг. Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем «А ‏  что такое подвиг ‏ ‏  

Так мы вышли ‏  на проблему нашей ‏  работы. Чтобы понять ‏  что такое «подвиг» ‏  мы изучили историю ‏  одного подвига.  ‏ 

 На сегодняшний день существуют работы, посвященные данной теме. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего соотечественника А.Зверева и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель исследования: изучение понятия ‏  «подвиг» на примере ‏  истории подвига нашего ‏  соотечественника Анатолия Зверева. ‏ㅤ.  

Для достижения  ‏  цели предполагается решить ‏  следующие  ‏  задачи:

  1. Изучить литературу по ‏  данной теме.  ‏  
  2. Изучить историю подвига ‏  нашего земляка А. ‏  Зверева.  ‏  
  3. Изучить технику «граттаж» для оформления фона макета.

Для реализации поставленных ‏задач мы выбрали ‏ следующие методы: опрос, анализ ‏  и синтез, определение ‏  понятий, моделирование. ‏  

Гипотеза: в своей работе ‏  я предполагаю, что: ‏  

  • подвиг - это ‏  поступок ради себя. ‏  
  • подвиг - это ‏  поступок ради других. ‏  
  • подвиг - это ‏  обдуманный поступок  ‏  
  • подвиг - это ‏  спонтанный поступок.  ‏  

Объект исследования: подвиг  ‏  

Предмет исследования: история подвига ‏  нашего земляка А. ‏  Зверева во время ‏  Великой Отечественной войны. ‏ 

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ‏  

1.1 Определение понятия ‏  «подвиг»  ‏

Когда мы слышим ‏  о героическом поступке, ‏  самопожертвовании, то часто ‏  задаемся вопросом о ‏  том, как бы ‏  поступили в данной ‏  ситуации сами. И ‏  часто для обозначения ‏  ситуации, из ряда ‏  вон выходящей, и ‏  поведении отдельного человека ‏  в ее условиях ‏  используется слово «подвиг». ‏  А что же ‏  это такое?  ‏  

Каковы же корни ‏  этого понятия? Слово ‏  «подвиг» произошло от ‏  "подвигнуть", "подвигать", "подать ‏  вперед", "передвинуть". В ‏  свою очередь, "подвигнуть" ‏  значит не что ‏  иное, как заставить ‏  делать что-либо или ‏  побудить. Такое разъяснение ‏  дает основание говорить ‏  о подвиге как ‏  о поступке, связанном ‏  с праведностью и ‏  духовностью, а также ‏  с высокими моральными ‏  принципами совершившего его ‏  человека.  ‏  

Рассмотрим, как объясняется ‏  значение слова «подвиг» ‏  в разных словарях ‏  русского языка. ‏  

Подвиг — это ‏  доблестный, героический поступок, ‏  важное действие, совершенное ‏  в трудных условиях. ‏  [1]  ‏  

ПО́ДВИГ, подвига,  Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. [2]

Подвиг – (ст.слав. – двигаться далее) – доблестный поступок в сфере труда или ратного дела. Это героизм, самоотверженность, жертвенность. Подвиг – это поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. Лишь подвигаясь вперед, мы совершенствуемся. Подвиг связан с таким движением. Совершение подвига необходимо каждому человеку для того, чтобы самому духовно вырасти, дать пример малым и слабым, укрепить в себе гордость духа. Совершая подвиги, мы достигаем жизненных удач, делаемся подвижниками. О подвигах мечтают подростки и юноши, именно в этом возрасте героизм воспринимается как служение людям и отечеству. [3]

В ходе изучения, ‏  я сделала вывод: ‏   что в ‏  разных словарях слово ‏  – «подвиг» обозначает ‏  героический поступок, совершить ‏  который можно, лишь ‏  проявив самоотверженность, смелость, ‏  поборов свой страх ‏  и переступив через ‏  себя. Порой причиной ‏  для подвига является ‏  любовь – к ‏  детям, представителю противоположной ‏  стати, к родине, ‏  к людям вообще. ‏  

1.2 Подвиг: какой ‏  он?  ‏

Подвиги различаются в ‏  зависимости от внешних ‏  обстоятельств. Ведь если ‏  человек переступает через ‏  себя, чтобы спасти ‏  большое количество других ‏  людей – то ‏  это, несомненно, подвиг. ‏  Если во время ‏  войны боец пытается ‏  со своей смертью ‏  унести жизни как ‏  можно большего числа ‏  врагов, то это ‏  также подвиг, но ‏  иного характера.  ‏  

Подвиг бывает: гражданский, ‏  трудовой, военный.[3]  ‏  

Гражданский: например, спасение ‏  утопающего или вынесение ‏  из огня.  ‏  

Трудовой: например, подвиг ‏  трудящихся во время ‏  строительства БАМа.  ‏  

Мы изучим военный ‏  подвиг.  ‏  

1.3 Социологический опрос ‏

Свое исследование мы ‏  начали с опроса ‏  жителей разного возраста ‏  г.Надым. На вопросы ‏  ответило 26 человека: ‏  из них 13 ‏  школьников, 13 взрослых. ‏  В ходе проведения ‏  опроса нами были ‏  предложены следующие вопросы: ‏  

  • Что такое подвиг? ‏  
  • Какие три самых ‏  известных, на ваш ‏  взгляд, подвига можете ‏  назвать?  ‏  
  • Назовите жителя нашего ‏  района, совершившего известный ‏  подвиг во время ‏  Великой Отечественной войны. ‏  

Обработав полученные результаты, ‏  можно сказать следующее: ‏  

На первый вопрос ‏  по 2 человека ‏  сказали, что подвиг ‏  – это спонтанный ‏  поступок и поступок ‏  ради себя, что ‏  составило по 8 ‏  %.  ‏  

12 человек на ‏  этот вопрос ответили, ‏  что подвиг – ‏  это поступок продуманный. ‏  И это составило ‏  46 %.  ‏  

10 человек сказали, ‏  что подвиг – ‏  это поступок ради ‏  других.

Эти данные ‏  я представила в ‏  виде диаграммы № ‏  1 (Приложение I). ‏  

На второй вопрос ‏  были получены ‏  разные ответы, большинство ‏  назвали А.Матросова – ‏  11 человек (42 ‏  %), А. Зверева ‏  – 9 человек ‏  (35 %), других героев ВОВ– ‏  6 человек (23  %) Данные результаты ‏  я представила в ‏  виде диаграммы № ‏  2 (Приложение I). ‏  

На третий вопрос ‏  18 человек из ‏  26 назвали Анатолия ‏  Зверева.

  ‏  

1.4 История подвига ‏  А.Зверева  ‏

Чтобы доказать или ‏  опровергнуть нашу гипотезу ‏  и мнение окружающих, ‏  мы изучили историю ‏  одного подвига. Сведения ‏  об Анатолии Звереве ‏  получили: посетили музей ‏  Боевой Славы МОУ ‏  СОШ №2; на сайте «Бессмертный полк», иные сайты.

Зверев Анатолий Михайлович (приложение II). ‏   Родился 24 апреля ‏  1925 года в ‏  селе Бахтемир Икрянинского ‏  района Астраханской области ‏  в семье крестьянина. ‏  В 1930 году ‏  семья была выслана ‏  в поселке Шуга ‏  Надымского района Ямало-Ненецкого ‏  округа. Там Анатолий ‏  пошел в 1-ый ‏  класс. Учился он ‏  хорошо. Окончив 7 ‏  классов Анатолий поступил ‏  в Салехардское педагогическое ‏  училище. В год ‏  начала войны Анатолию ‏  было только 16 ‏  лет и на ‏  фронт его не ‏  взяли. После получения ‏  диплома учителя, в ‏  1942 году он ‏  был направлен работать ‏  заведующим в школу ‏  поселка Куноват Шурышкарского ‏  района. Уже через ‏  месяц он был ‏  призван на военную ‏  службу, но так ‏  как  17 летних ‏  на фронт не ‏  брали, Анатолию пришлось ‏  поработать учителем целый ‏  год. В Красной ‏  Армии с декабря ‏  1943 года, с ‏  того же времени ‏  — на фронте. ‏  Младший сержант А.М. ‏  Зверев отличился в ‏  боях при освобождении ‏  Белоруссии.   ‏  

 В ходе ‏  изучения материалов мы ‏  узнали историю подвига ‏  А.М.Зверева. В июне ‏  1944-го передовые поздравления ‏  1-го Прибалтийского фронта ‏  под командованием генерала ‏  армии Баграмяна вышли ‏  к берегу Западной ‏  Двины. Батальону, в ‏  котором служил младший ‏  сержант Зверев, было ‏  приказано форсировать реку. ‏  Плот батальонного комсорга ‏  достиг левого берега ‏  Двины первым. Младший ‏  сержант оказался на ‏ маленьком захваченном плацдарме ‏  старшим.  ‏  Увлекая за собой ‏  остальных бойцов, скрытно ‏  подобрался к траншее ‏  противника. Забросал гранатами, ‏  при этом уничтожил ‏  до 10 немецких ‏  захватчиков, чем способствовал ‏  успешному форсированию реки ‏  крупным группам нашей ‏  пехоты. А когда ‏  путь наступлению преградил ‏  шквальный огонь пулемета, ‏  Анатолий Зверев собственным ‏  телом прикрыл вражескую ‏  огневую точку.  ‏  

Память

  • На берегу Западной ‏  Двины в Витебской ‏  области, на месте ‏  подвига Анатолия Зверева ‏  стоит памятный обелиск. ‏  
  • В 1975 году ‏  на торжественное открытие ‏  памятной доски Анатолия ‏  Зверева в город ‏  Надым приезжала мать ‏  Героя Мария Андреевна. ‏  
  • 27 февраля 1987 ‏  года в городе ‏  Надым Ямало-Ненецкого автономного ‏  округа Тюменской области ‏  был торжественно установлен ‏  бюст Анатолия Зверева, ‏  авторами которого стали ‏  архитектор Пётр Гумич ‏  и скульптор Павел ‏  Нядонги.  ‏  
  • Существует памятник герою ‏  в посёлке Бахтемир ‏  Астраханской области, где ‏  он родился. ‏  
  • 14 июня 1965 ‏  года именем героя ‏  был назван посёлок ‏  имени Анатолия Зверева ‏  Икрянинского района Астраханской ‏  области.  ‏  
  • Имя А. М. ‏  Зверева носит улица ‏  в родном селе ‏  Бахтемир, улица в ‏  городе Надым Ямало-Ненецкого ‏  автономного округа Тюменской ‏  области.  ‏  
  • В школьном музее ‏  школы №2 г. ‏  Надым (Музей Боевой ‏  Славы им. Героя ‏  Советского Союза Зверева ‏  А. М.) установлены ‏  14 постоянно действующих ‏  стендов о жизни ‏  и подвиге А. ‏  М. Зверева, его ‏  семье, однополчанах. Имеются ‏  подлинные вещи из ‏  семейного архива Зверевых, ‏  фотографии, письма, личный ‏  дневник Героя, фронтовые ‏  газеты, военные карты, ‏  обмундирование, снаряжение. Всего ‏  более полутора тысяч ‏  экспонатов.  ‏  
  • Именем героя назван ‏  Салехардский педагогический колледж, ‏  некогда выпустивший из ‏  своих стен молодого ‏  учителя.  ‏  
  • Навечно зачислен в ‏  списки воинской части. ‏  

  1. Практическая часть

Описание макета  ‏  

Мы изготовили макет ‏  этого подвига, где ‏  показали реку Двину, ‏  бойцов, вражеские траншей, ‏  пулемет противника и ‏  солдата, закрывающего его ‏  своим телом.  ‏  

Нашли изображение и ‏  описание подвига Анатолия ‏  Зверева, подобрали и ‏  изучили технику лепки ‏  из пластилина солдат ‏ и технику ‏  граттаж для оформления ‏  фона (на плотный ‏  лист бумаги нарисовали ‏  картинку, поверх которой ‏  нанесли парафин, покрыли ‏  чѐрной гуашью и ‏  процарапали острым предметом ‏  силуэты изображения) по ‏  сайтам Интернет и ‏  имеющейся литературе. [7], ‏  [8]  ‏  

Использовали разные материалы: ‏  пластилин, бумагу и ‏  разные техники: лепка, ‏  роспись фигур, граттаж. ‏  

         

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно ‏  сделать вывод, что ‏  я добилась поставленной ‏  цели. Узнала много ‏  нового и интересного. ‏  Мною была подобрана ‏  и прочитана литература, ‏  проведен опрос, описан ‏  его результат. ‏  

Изучая литературу по ‏  теме, я узнала, ‏  что подвиг — ‏  героический поступок, совершить ‏  который можно, лишь ‏  проявив самоотверженность, смелость, ‏  поборов свой страх ‏  и переступив через ‏  себя. Порой причиной ‏  для подвига является ‏  любовь – к ‏  детям, представителю противоположной ‏  стати, к родине, ‏  к людям вообще. ‏  

В начале работы ‏  мы выдвинули 4 ‏  гипотезы:  ‏  

Подвиг - это ‏  поступок ради себя. ‏  

Подвиг - это ‏  поступок ради других. ‏  

Подвиг - это ‏  обдуманный поступок  ‏  

Подвиг - это ‏  спонтанный поступок.  ‏  

Изучая историю подвига ‏  А.Зверева, мы пришли ‏  к выводу, что ‏  подвиг - это ‏  поступок ради других, ‏  и совершается чаще ‏  всего спонтанно.  ‏  

Таким образом, две ‏  гипотезы подтвердились.  ‏  

Практическая значимость работы: ‏  

-Для нас:  ‏  

  • узнали, что такое ‏  подвиг;  ‏  
  • узнали много нового ‏  о герое Анатолии ‏  Звереве  ‏  
  • учились проводить социологический ‏  опрос;  ‏  
  • научились оформлять результаты ‏  опроса в виде ‏  диаграммы;  ‏  
  • научились работать с разными ‏  источниками информации, в ‏  том числе сеть ‏  Интернет, систематизировать материал, извлекать необходимую информацию;  ‏  
  • научились лепить из ‏  пластилина солдат;  ‏  
  • изучили технику «граттаж». ‏  

-Для школы:  ‏  

  • макет подвига будет ‏ храниться в школьном ‏  музее.  ‏  

Список литературы

  1. Толковый словарь русского ‏  языка. С.И. Ожегов, ‏  М.: Оникс, 2008г. ‏  
  2. Толковый словарь русского ‏  языка Д.Н. Ушакова, ‏  М.: Гос. ин-т ‏  "Сов. энцикл."; ОГИЗ; ‏  Гос. изд-во иностр. ‏  и нац. слов., ‏  1935-1940. (4 т.) ‏  
  3. http://didacts.ru/termin/podvig.html
  4. http://www.moypolk.ru/
  5. Валентин Гулевский «Живи ‏  и помни...», Северо-Енисейский, ‏  МУ «СЕМИС», 2005. ‏  
  6. Газета «Северный рабочий» ‏  от 12.12.1994  ‏  
  7. nsportal.ru/shkola
  8. Podelkisvoimirukami.ru

 

 

 

 

Приложение I

Что такое подвиг? ‏  

Самые известные подвиги ‏  ВОВ  ‏                                                                                          

 

Приложение II

Зверев Анатолий Михайлович

А.Зверев студент Салехардского педагогического училища .

После получения ‏ диплома учителя, в ‏ 1942 году А.Зверев ‏ был направлен работать ‏  заведующим в школу ‏ поселка Куноват Шурышкарского ‏ района.

На берегу Западной ‏  Двины в Витебской ‏  области, на месте ‏  подвига Анатолия Зверева ‏  стоит памятный обелиск. ‏

В 1975 году ‏  городе ‏  Надым состоялось торжественное открытие ‏  памятной доски Анатолия ‏ Зверева.

Имя А. М. ‏  Зверева носит улица ‏ в ‏  городе Надым Ямало-Ненецкого ‏  автономного округа Тюменской ‏  области.  ‏


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по краеведению

Исследовательский проект по краеведению на тему: "Улицы моего родного поселка" выполнен учащимися 4 класса. Ученики исследовали причины названия той или иной улицы, расположение улиц поселка, наш...

Исследовательская работа по краеведению в начальных классах.

Значение пректной деятельности в краеведении.Изучение предмета "Окружающий мир" через проектную деятельность.Изучение родного края.Этапы работы над проектом.Деятельностный характер учебного процесса.С...

Учебно- исследовательская работа по краеведению «Мое генеалогическое древо»

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спроси у друзей и родных, что такое Родина, и ты получишь разные ответы. Одни скажут, что Родина – место, гд...

Исследовательская работа по краеведению на тему "Наш паровоз, вперёд лети!"

В теоретической части работы рассматриваются такие вопросы, как прибытие первого поезда в город Тулун, первый и второй вокзалы в городе Тулуне, история узкоколейной железной дороги в посёлке Евдокимов...

Исследовательская работа Номинация: Краеведение Память забытых деревень История деревни Вотские Юраши

Исследовательская работаНоминация: КраеведениеПамять забытых деревень История деревни Вотские Юраши Елабужского района республики Татарстан...

« Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»

laquo; Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»Статья,  практический материал...

Исследовательская работа по краеведению

Данная работа написана по результатам наблюдений и поисков нового ученика 1в класса . Несмотря на юный возраст , автор рассматривает довольно сложный вопрос, где сталкивается и с известными предметами...