Программа развивающего курса "Экомир"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Гимназия г. Алдан”
МО «Алданский район»
678900, РС (Я), Алданский район, г.Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ,14
тел: (41145) 32-8-91, 32-8-43. Факс: (41145) 32-8-91
e-mail: gymnald@mail.ru
сайт: http://gymnald.saha.eduru.ru/
___________________________________________________________________________________________
ю
Рабочая программа по развивающего курса «Экомир»
2-4 класс
Составлена:
Ефремова Г. Г., Беккер Г. Н.
.
Алдан
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, работа в парах, групповая работа.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления.
Методы и приемы. Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным:
- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
- практические (опыты, эксперименты, работа на пришкольном участке);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся в течение учебного года, осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.
Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, акциях, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит в форме презентации, творческого отчёта и пр.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных достижений.
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России,
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года, 102 часа. 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.
Содержание программы «Знакомые незнакомцы» 2 класс- 34 часа
«ВВЕДЕНИЕ».
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)
Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)
Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Тема 4.Серый хищник – волк (1час)
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»
Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».
Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)
Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»
Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)
Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»
Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»
Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)
Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»
Тема 10. Всеядное животное — барсук (1час)
Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»
Тема 11. Бобр-строитель (1час)
Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.
Тема 12. Запасливый бурундук (1час)
Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.
Тема 13. Мышка-норушка (1час)
Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».
Тема 14. Рысь - родственник кошки (1час)
Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.
Тема 15. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)
Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».
Тема 16. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.
Тема 17-19. Животный мир Якутии (3час)
Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)
Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.
Раздел 2. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»
Тема 21. Воробей- самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.
Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)
Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 26. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 27. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 28. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 29. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 30-31. «Птицы Якутии». (2 часа)
Тема 32. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».
Раздел 3 «НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ»
Тема 33 Растения наши друзья. (1 час)
Беседа о роли растений для жизни на Земле.
Тема 34 Наш «Школьный дворик». Высаживание рассады цветов. (1 час)
Календарно – тематическое планирование.
№ занятия | Тема |
«ВВЕДЕНИЕ». Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | |
Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» | |
Заяц - «Длинное ухо» | |
Лисица. «Лиса Патрикеевна» | |
Серый хищник – волк | |
Хозяин леса – медведь | |
Любознательный зверёк – белка | |
Куница - охотник на белок | |
Лесной красавец – лось | |
Сердитый недотрога - ёж | |
Всеядное животное — барсук | |
Бобр-строитель | |
Запасливый бурундук | |
Мышка-норушка | |
Рысь - родственник кошки | |
Соболь - «дорогой» зверёк | |
Тигр - самая большая кошка на Земле | |
17-19 | Животный мир Якутии |
20 | Обобщающий урок о диких животных |
Раздел 2. «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» | |
21 | Воробей- самая распространённая птица на Земле |
22 | Ворона - «интеллектуальная» птица (1час) |
23 | Ворон - красивая, умная птица (1час) |
24 | Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час) |
25 | «Лесной доктор» - дятел (1час) |
26 | Галка - городская птица (1час) |
27 | Загадочная птица - кукушка (1час) |
28 | «Пернатая кошка» - сова (1час) |
29 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России |
30-31 | «Птицы Якутии» (2 часа) |
32 | Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час) |
Раздел 3 «НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ» | |
33 | Растения наши друзья. (1час) |
34 | Наш «Школьный дворик». Высаживание рассады цветов. (практическое занятие) (1час) |
Содержание программы «Эта удивительная планета» 3 класс – 34 часа.
«ВВЕДЕНИЕ»
Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.
Тема 2. Мир вокруг. (1 час)
Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.
Раздел 1 «ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ»
Тема 3. Экскурсия на территорию пришкольного участка. «А у нас во дворе?» (1 час)
Тема 4. Защита индивидуальных проектов «Растения пришкольного участка» (1 час)
Тема 5. Как зимую растения в условиях севера. Можно ли им помочь? (1 час)
Тема 6. «Лекарственные растения моего края, их важнейшие свойства, правила сбора.
Тема 7. Охрана растений». (1 час)
Тема 8-9. Проект «Необычные растения мира». (2 часа)
Раздел 2 «КРЫЛАТАЯ КОМПАНИЯ»
Тема 10. Птицы нашего двора. Особенности зимовки. (1 час)
Тема 11-12. Покормим птиц зимой». Изготовление кормушек. (2 часа)
Тема 13-14. Проект «Интересные факты о наших пернатых друзьях» (2 часа)
Тема 15. Красная книга Якутии – сигнал тревоги! (1 час)
Тема 16. Птицы Красной книги Алданского района (1 час)
Раздел 3 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
Тема 17. Кто такие насекомые? (1 час)
Тема 18-19. Проект «Необычные насекомые мира» (2 часа)
Тема 20. Насекомые Якутии (1 час)
Тема 21. Они занесены в Красную книгу. (1 час)
Раздел 4 «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»
Тема 22-23. Мы в ответе за тех, кого приручили. Беседа о бездомных животных. Проведение акции «Поможем нашим четвероногим друзьям». Посещение приюта «Надежда». (2 часа)
Тема 24-25. Проекты «Животные Красной книги Якутии», «Животные Красной книги Алданского района» (2 часа)
Тема 26. Проект «Необычные животные нашей планеты» (1 час)
Раздел 5 «ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЧКА»
Тема 27 Новая жизнь. Условия роста и развития растений (1 час)
Тема 28 Посадка рассады цветов для пришкольного участка (1 час)
Тема 29 Огород на подоконнике (1 час)
Тема 30 Комнатные растения в нашем классе (1 час)
Тема 31 Особенности ухода за комнатными растениями весной (1 час)
Тема 32 Экологический КВН (1 час)
Тема 33-34 Работа на пришкольном участке (2 часа)
Тематический план программы
№ занятия | Тема |
«ВВЕДЕНИЕ». | |
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час) | |
Мир вокруг. (1 час) | |
Раздел 1 «ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ» | |
Экскурсия на территорию пришкольного участка. «А у нас во дворе?» (1 час) | |
Защита индивидуальных проектов «Растения пришкольного участка» (1 час) | |
Как зимую растения в условиях севера. Можно ли им помочь? (1 час) | |
«Лекарственные растения моего края, их важнейшие свойства, правила сбора. | |
Охрана растений». (1 час) | |
8-9 | Проект «Необычные растения мира». (2 часа) |
Раздел 2 «КРЫЛАТАЯ КОМПАНИЯ» | |
10 | Птицы нашего двора. Особенности зимовки. (1 час) |
11-12 | Покормим птиц зимой». Изготовление кормушек. (2 часа) |
13-14 | Проект «Интересные факты о наших пернатых друзьях» (2 часа) |
15 | Красная книга Якутии – сигнал тревоги! (1 час) |
16 | Птицы Красной книги Алданского района (1 час) |
Раздел 3 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ» | |
17 | Кто такие насекомые? (1 час) |
18-19 | Проект «Необычные насекомые мира» (2 часа) |
20 | Насекомые Якутии (1 час) |
21 | Они занесены в Красную книгу. (1 час) |
Раздел 4 «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» | |
22 | Мы в ответе за тех, кого приручили. Беседа о бездомных животных. Проведение акции «Поможем нашим четвероногим друзьям». |
23 | Посещение приюта «Надежда». (1 часа) |
24-25 | Проекты «Животные Красной книги Якутии», «Животные Красной книги Алданского района» (2 часа) |
26 | Проект «Необычные животные нашей планеты» (1 час) |
Раздел 5 «ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЧКА» | |
27 | Новая жизнь. Условия роста и развития растений (1 час) |
28 | Посадка рассады цветов для пришкольного участка (1 час) |
29 | Огород на подоконнике (1 час) |
30 | Комнатные растения в нашем классе (1 час) |
31 | Особенности ухода за комнатными растениями весной. Растения - фильтры (1 час) |
32 | Экологический КВН (1 час) |
33-34 | Работа на пришкольном участке (3 часа) |
Содержание программы «Юные экологи» 4 класс – 34 часа
Раздел 1 «ЧТО ТАКОЕ-ЭКОЛОГИЯ?»
Условия существования живых организмов. Обмен веществом, энергией и информацией.
Законы экологии, отражающие зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы.
Т р е н и н г о в о е з а н я т и е «Мы все одной крови».
Все связано со всем. Проявление взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Беседа по стихотворению с. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно - следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)? Природа — всеобщее достояние. Почему проблема сохранения природы касается каждого из нас.
Раздел 2 «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ»
Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный строй, древний мир, средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Чем опасны отходы и как с ними бороться. Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. Повторное использование отходов (рециклинг).
Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Как повторно используется утиль и макулатура. Утилизация и повторное использование стекла. Как получают и что изготавливают из алюминия. Применение алюминия в авиации. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. Изучение состава пищевых отходов. Как могут использоваться пищевые отходы: биогаз, органические удобрения и т.д.
Компостирование. Использование дождевых червей для получения органического удобрения — вермикультура. Утилизация бытовых приборов и техники: мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и др. Об акциях, проводимых магазинами бытовой техники (скидки при покупке, если сдан старый бытовой прибор). Программа утилизации старых автомобилей.
Как каждый человек может уменьшить количество твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами.
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками».
И г р а «Опасные цепочки».
К о л л е к т и в н ы й п р о е к т : составление мини-энциклопедии «Мусор от А до я».
В и р т у а л ь н а я э к с к у р с и я : «Что происходит с твердыми отходами?».
Раздел 3 «МИР И ЧЕЛОВЕК»
Природа знает лучше. В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему о человеке иногда говорят — «неразумное дитя природы»? Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины. Проекты, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для пополнения запасов пресной воды и др. Безграничны ли возможности природы к самовосстановлению? Как человек помогает природе восстановиться?
Р и с у н о ч н ы й т е с т «Что бы я попросил у Золотой рыбки?».
Т в о р ч е с к о е з а д а н и е «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?».
Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его населения. Природные богатства России. Источники богатства государства: природные ресурсы, результаты деятельности людей (интеллектуальной, творческой, трудовой). Источники богатства человека: результаты его деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Закон разумного использования природы (рационального природопользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др. Необходимость разумного сокращения потребностей.
К чему приводит нарушение законов экологии. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои потребности.
Раздел 4 «МЫ – БУДУЩЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ»
Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное отношение к экологии (специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод, агроном. Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи др.
Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету.
Итоговое занятие по курсу: Защита проектов, викторина, КВН и т.п.).
Календарно –тематическое планирование
№ п/п, дата | Тема |
Раздел 1 «ЧТО ТАКОЕ-ЭКОЛОГИЯ?» | |
Экология — наука о взаимосвязях живых организмов. Как мы взаимодействуем с окружающим миром. Условия существования живых организмов. | |
Законы экологии, отражающие зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы. | |
Т р е н и н г о в о е з а н я т и е «Мы все одной крови». Чтение фрагмента «Книги джунглей» Р. Киплинга. | |
Проект. Наши маленькие соседи. Изучение их роли в природе. | |
О чем гласит первый закон экологии? Беседа по стихотворению с. Маршака «Гвоздь и подкова». | |
Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно-следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. | |
Причинно - следственные связи. | |
Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. | |
Планета — наш общий большой дом. Проблема сохранения природы. Беседа о том, почему проблема сохранения природы касается каждого из нас. | |
Раздел 2 «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ» | |
Все должно куда-то деваться. Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как человек решает проблему отходов. | |
Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный круговорот? | |
Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов Что такое биологическая индикация? | |
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | |
П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы : составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». | |
Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками». И г р а «Опасные цепочки». | |
Отходы — проблема №1. Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. способы утилизации отходов. | |
Виртуальная экскурсия «Твердые отходы?» Беседа «Что происходит с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома». | |
Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод. | |
Удивительный металл — алюминий. Как получают и что изготавливают из алюминия. «Крылатый» металл». Что могла бы рассказать о себе обыкновенная алюминиевая банка. | |
Бумага, утиль, стекло. Из истории привычных вещей. Самое гениальное изобретение человечества — бумага. «Волшебное» стекло. Путешествие осколка. | |
Пищевые отходы. «Детективы» на кухне: изучаем состав пищевых отходов. Зачем нужна компостная куча на даче. Дождевые черви — неутомимые создатели плодородной почвы. Что такое «вермикультура». | |
22-24 | Проект. Пишем вместе мини-энциклопедию «Мусор и его вторая жизнь от А до я ». |
Раздел 3 «МИР И ЧЕЛОВЕК» | |
25 | Природа — основа благосостояния человека. Природные ресурсы России. Закон разумного использования природы — «за все надо платить». |
26 | К чему приводит нарушение законов экологии. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки. |
27 | Р и с у н о ч н ы й т е с т «Что бы я попросил у Золотой рыбки?». Т в о р ч е с к о е з а д а н и е «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?». |
28 | Мудрость природы. В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. |
29 | Почему человека называют «неразумное дитя природы»? |
Раздел 4 «МЫ – БУДУЩЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ» | |
30 | «Я б в экологи пошел, пусть меня научат…». Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Знакомство с разнообразными экологическими профессиями. Экскурсия в отдел охраны природы. |
31 | Необычные профессии. Профессии, в которых нужно знать экологию. |
32 | Правила на каждый день. Сохранить наш общий дом — нашу планету |
33 -34 | Работа на пришкольном участке. |
Интернет - ресурсы
http://www.ecosystema.ru/ — Экологическое образование детей и изучение природы России.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — Биологическое разнообразие россии.
http://www.forest.ru/ — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.
http://etno.environment.ru/ — Этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
http://www.kunzm.ru/ — Кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — Интернет-сайт
«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF)
Список использованной литературы
1.Волкова Т.Г. Наука быть человеком: материалы для кружковой работы 1 – 4 классы. –Волгоград: Учитель, 20012. – 170с.
2.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. -М: Просвещение, 2012. – 131с.
3.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2012г. – 320с.
4.Латынова Н.Н.Сказки Земли. Сказочная экология. – М.: Лист.2010г. -144с.
5.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2013. – 266с.