Программа развивающего курса "Экомир"
рабочая программа

Беккер Галина Николаевна

Программа развивающего курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekomir_2-4_klass.docx53.26 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное   учреждение “Гимназия г. Алдан”

МО «Алданский район»

678900, РС (Я),  Алданский район,  г.Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ,14

тел: (41145) 32-8-91,  32-8-43.  Факс: (41145) 32-8-91

e-mail: gymnald@mail.ru

сайт:  http://gymnald.saha.eduru.ru/

___________________________________________________________________________________________

ю

Рабочая программа   по развивающего  курса «Экомир»

2-4   класс

Составлена:

Ефремова Г. Г.,  Беккер Г. Н.

.

                     

                           

Алдан

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

              Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14

             Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

          Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.       

         Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

            Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

           Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

            Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

           В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

          Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, работа в парах, групповая работа.

          Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления.

            Методы и приемы. Программа  предусматривает  применение  различных  методов  и  приемов, что  позволяет сделать обучение эффективным и интересным:

- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

- практические (опыты, эксперименты, работа на пришкольном участке);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);

- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

           Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся в течение учебного года,  осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.

        Предполагаемые результаты реализации программы.

        Личностными результатами являются:

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

установка на безопасный здоровый образ жизни.

         Метапредметными результатами являются:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

           Предметными результатами являются:

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;

умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и  характеризовать факты и события, происходящие в природе.

 Значение  курса состоит  в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической  грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения  задач по различным направлениям.  Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.  

Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний,  приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных  природоведческих конкурсах, викторинах, акциях,  выполнение творческих работ  и проектов по самостоятельно выбранному направлению.

  Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит  в форме презентации, творческого отчёта и пр.

Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных достижений.

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России,
  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;-способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  •     выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  •     применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  •     ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  •     составлять экологические модели, трофические цепи;
  •     доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  •    заботиться о здоровом образе жизни;
  •   заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  •   предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  •   осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  •   наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  •    оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

           Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 3 года, 102 часа. 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.

          Содержание программы «Знакомые незнакомцы» 2 класс- 34 часа

 «ВВЕДЕНИЕ».

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

 Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

 Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Всеядное животное — барсук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 11. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 12. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 13. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 14. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 15. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 16. Тигр - самая большая кошка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 17-19. Животный мир Якутии (3час)

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2.    «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей- самая распространённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 27. Загадочная птица - кукушка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 28. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 29. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 30-31. «Птицы Якутии». (2 часа)

Тема 32. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)

 Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».

Раздел 3  «НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Тема 33 Растения наши друзья. (1 час)

Беседа о  роли растений  для жизни на Земле.

Тема 34 Наш «Школьный дворик». Высаживание рассады цветов. (1 час)

        Календарно – тематическое планирование.

№ занятия

Тема

«ВВЕДЕНИЕ».

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Заяц - «Длинное ухо»

Лисица. «Лиса Патрикеевна»  

Серый хищник – волк

Хозяин леса – медведь

Любознательный зверёк – белка

Куница - охотник на белок

Лесной красавец – лось

Сердитый недотрога - ёж

Всеядное животное — барсук

Бобр-строитель

Запасливый бурундук

Мышка-норушка

Рысь - родственник кошки

Соболь - «дорогой» зверёк

Тигр - самая большая кошка на Земле

17-19

Животный мир Якутии

20

Обобщающий урок о диких животных

Раздел 2.    «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

21

Воробей- самая распространённая птица на Земле

22

Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)

23

Ворон - красивая, умная птица (1час)

24

Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

25

 «Лесной доктор» - дятел (1час)

26

Галка - городская птица (1час)

27

Загадочная птица - кукушка (1час)

28

 «Пернатая кошка» - сова (1час)

29

 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

30-31

 «Птицы Якутии» (2 часа)

32

Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)

Раздел 3  «НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ»

33

Растения наши друзья. (1час)

34

Наш «Школьный дворик». Высаживание рассады цветов. (практическое занятие) (1час)

        Содержание программы «Эта удивительная планета» 3 класс – 34 часа.

     «ВВЕДЕНИЕ»

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1 «ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ»

Тема 3. Экскурсия на территорию пришкольного участка. «А у нас во дворе?» (1 час)

Тема 4. Защита индивидуальных проектов «Растения пришкольного участка» (1 час)

Тема 5. Как зимую растения в условиях севера. Можно ли им помочь? (1 час)

Тема 6. «Лекарственные растения  моего края, их важнейшие свойства, правила сбора.

Тема 7. Охрана растений». (1 час)

Тема 8-9. Проект «Необычные растения мира».  (2 часа)

Раздел 2 «КРЫЛАТАЯ КОМПАНИЯ»

Тема 10. Птицы нашего двора. Особенности зимовки. (1 час)

Тема 11-12. Покормим птиц зимой». Изготовление кормушек. (2 часа)

Тема 13-14. Проект «Интересные факты о   наших пернатых друзьях» (2 часа)

Тема 15. Красная  книга Якутии – сигнал тревоги! (1 час)

Тема 16. Птицы Красной  книги Алданского района (1 час)

Раздел 3 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»

Тема 17. Кто такие насекомые? (1 час)

Тема 18-19. Проект «Необычные насекомые мира» (2 часа)

Тема 20. Насекомые Якутии (1 час)

Тема 21. Они занесены в Красную книгу. (1 час)

Раздел 4 «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Тема 22-23. Мы в ответе за тех, кого приручили. Беседа о бездомных животных. Проведение акции «Поможем нашим  четвероногим друзьям». Посещение приюта «Надежда». (2 часа)

Тема 24-25. Проекты «Животные Красной книги Якутии», «Животные Красной книги Алданского района» (2 часа)

Тема 26. Проект «Необычные животные нашей планеты» (1 час)

Раздел 5 «ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЧКА»

Тема 27 Новая жизнь. Условия роста и развития растений (1 час)

Тема 28 Посадка рассады цветов для пришкольного участка (1 час)

Тема 29 Огород на подоконнике (1 час)

Тема 30 Комнатные растения в нашем классе (1 час)

Тема 31 Особенности ухода за комнатными растениями весной (1 час)

Тема 32 Экологический КВН (1 час)

Тема 33-34 Работа на пришкольном участке (2 часа)

Тематический план программы

№ занятия

Тема

«ВВЕДЕНИЕ».

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Мир вокруг. (1 час)

Раздел 1 «ЗАГАДКИ РАСТЕНИЙ»

 Экскурсия на территорию пришкольного участка. «А у нас во дворе?» (1 час)

Защита индивидуальных проектов «Растения пришкольного участка» (1 час)

 Как зимую растения в условиях севера. Можно ли им помочь? (1 час)

 «Лекарственные растения  моего края, их важнейшие свойства, правила сбора.

Охрана растений». (1 час)

    8-9

Проект «Необычные растения мира».  (2 часа)

Раздел 2 «КРЫЛАТАЯ КОМПАНИЯ»

10

Птицы нашего двора. Особенности зимовки. (1 час)

11-12

Покормим птиц зимой». Изготовление кормушек. (2 часа)

13-14

Проект «Интересные факты о   наших пернатых друзьях» (2 часа)

15

Красная  книга Якутии – сигнал тревоги! (1 час)

16

Птицы Красной  книги Алданского района (1 час)

Раздел 3 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»

17

Кто такие насекомые? (1 час)

18-19

Проект «Необычные насекомые мира» (2 часа)

20

Насекомые Якутии (1 час)

21

Они занесены в Красную книгу. (1 час)

Раздел 4 «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

22

Мы в ответе за тех, кого приручили. Беседа о бездомных животных. Проведение акции «Поможем нашим  четвероногим друзьям».

23

Посещение приюта «Надежда». (1 часа)

24-25

Проекты «Животные Красной книги Якутии», «Животные Красной книги Алданского района» (2 часа)

26

Проект «Необычные животные нашей планеты» (1 час)

Раздел 5 «ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЧКА»

27

Новая жизнь. Условия роста и развития растений (1 час)

28

Посадка рассады цветов для пришкольного участка (1 час)

29

Огород на подоконнике (1 час)

30

Комнатные растения в нашем классе (1 час)

31

Особенности ухода за комнатными растениями весной.  Растения - фильтры (1 час)

32

Экологический КВН (1 час)

33-34

Работа на пришкольном участке (3 часа)

Содержание программы «Юные экологи»  4 класс – 34 часа

Раздел 1 «ЧТО ТАКОЕ-ЭКОЛОГИЯ?»

Условия  существования  живых  организмов.  Обмен  веществом, энергией и информацией.

Законы экологии,  отражающие  зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы.

Т р е н и н г о в о е   з а н я т и е  «Мы все одной крови».

Все связано со всем. Проявление  взаимосвязи  и  взаимозависимости  в  природе и обществе. Беседа  по  стихотворению с.  Маршака  «Гвоздь  и  подкова».   Инсценировка  сказки  В.  Бианки  «Сова».  Обсуждение  причинно - следственных  связей.  Прямые  и  косвенные  связи  в  природе и жизни человека, общества. Планета  —  наш  общий  большой  дом,  о  котором  нужно  заботиться  и  поддерживать  в  нем  порядок  и  равновесие.  Как  связаны  уют  и  порядок  в  нашем  «маленьком»  доме  (жилище  семьи)  и «большом» доме (нашей планете)? Природа  —  всеобщее  достояние.  Почему  проблема  сохранения природы касается каждого из нас.

Раздел 2 «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ»

Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как  человек  решает  проблему  отходов.  Путешествие  на  машине  времени  (первобытнообщинный  строй,  древний  мир, средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время.  Почему  некоторые  вещества,  которые  создает  человек, не включаются в природный круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация?  лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Чем опасны отходы и как с ними бороться. Увеличение  количества  промышленных  и  бытовых  отходов. способы  утилизации  отходов:  сжигание  и  захоронение  отходов. Повторное использование отходов (рециклинг).

Виртуальная  экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Как  повторно  используется  утиль  и  макулатура.  Утилизация  и повторное использование стекла. Как получают и что изготавливают из алюминия. Применение алюминия в авиации. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. Изучение  состава  пищевых  отходов.  Как  могут  использоваться  пищевые  отходы:    биогаз,  органические  удобрения  и  т.д.  

Компостирование. Использование дождевых червей для получения органического удобрения — вермикультура. Утилизация  бытовых  приборов  и  техники:  мобильных  телефонов, компьютеров, телевизоров и др. Об акциях, проводимых магазинами бытовой техники (скидки при покупке, если сдан старый бытовой прибор). Программа утилизации старых автомобилей.

Как  каждый  человек  может  уменьшить  количество  твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами.

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы : составление  рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками».

И г р а  «Опасные цепочки».

К о л л е к т и в н ы й   п р о е к т :  составление мини-энциклопедии «Мусор от А до  я».

В и р т у а л ь н а я   э к с к у р с и я :  «Что  происходит  с  твердыми отходами?».

Раздел 3 «МИР И ЧЕЛОВЕК»

Природа знает лучше. В  природе  все  должно  идти  своим  чередом  —  нельзя  покорять  природу,  а  нужно  сотрудничать  с  ней.  Почему  о  человеке иногда говорят — «неразумное дитя природы»? Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины. Проекты, которые не были осуществлены:  поворот  северных  рек,  транспортировка  айсбергов  для  пополнения запасов пресной воды и др. Безграничны  ли  возможности  природы  к  самовосстановлению? Как человек помогает природе восстановиться?

Р и с у н о ч н ы й   т е с т  «Что бы я попросил у Золотой  рыбки?».

Т в о р ч е с к о е   з а д а н и е  «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?».

Природные  ресурсы  (земли,  полезные  ископаемые,  реки, леса)  —  источник  богатства  государства  и  благосостояния  его населения.  Природные  богатства  России.  Источники  богатства государства:  природные  ресурсы,  результаты  деятельности  людей  (интеллектуальной,  творческой,  трудовой).  Источники  богатства человека: результаты его деятельности, знания, умения, предприимчивость.  Открытия  и  изобретения. создание  новых технологий.  Важность  знаний  в  создании  богатства.  Ценности материальные  и  нематериальные.  Богатство  и  культура.  Богатство и милосердие. Закон  разумного  использования  природы  (рационального природопользования)  —  «за  все  надо  платить».  Ничто  не  дается  нам  даром:  за  ухудшение  состояния  окружающей  среды человек  расплачивается  своим  здоровьем;  за  повышение  урожая  —  «платит»  удобрениями;  за  рост  отходов  —  природными территориями,  на  которых  создаются  свалки  и  полигоны  для захоронения  твердых  отходов  и  др.  Необходимость разумного сокращения потребностей.

К  чему  приводит  нарушение  законов  экологии.  Как  природа наказывает    человека  за  его  неразумные  поступки  в  погоне  за прибылью и нежелание ограничивать свои потребности.

Раздел 4 «МЫ – БУДУЩЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ»

Мы отвечаем за Землю:   что может каждый из нас? Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное  отношение  к  экологии  (специалисты  в  области биологической  экологии;  экологии  города  и  жилища;  промышленной,  медицинской  космической  экологии;  палеоэкологии и т.д.). Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный  дизайнер,  лесничий,  цветовод,  агроном.  Необычные  профессии:  эколог  на  таможне,  эколог,  заботящийся  о  здоровье китов во время морской нефтедобычи др.

Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету.

Итоговое  занятие  по  курсу: Защита проектов, викторина, КВН и т.п.).

Календарно –тематическое планирование 

№ п/п, дата

Тема

Раздел 1 «ЧТО ТАКОЕ-ЭКОЛОГИЯ?»

Экология  —  наука  о  взаимосвязях  живых  организмов.  Как  мы  взаимодействуем  с  окружающим  миром. Условия  существования  живых  организмов.

Законы экологии,  отражающие  зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы.

Т р е н и н г о в о е   з а н я т и е  «Мы все одной крови». Чтение фрагмента «Книги  джунглей»  Р.  Киплинга.

Проект. Наши маленькие соседи. Изучение их роли в природе.

О  чем  гласит  первый  закон  экологии?   Беседа  по стихотворению с. Маршака «Гвоздь и подкова».

Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно-следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества.

Причинно - следственные  связи.

 Прямые  и  косвенные  связи  в  природе и жизни человека, общества.

Планета — наш общий большой дом. Проблема  сохранения природы. Беседа  о  том,  почему  проблема  сохранения  природы  касается каждого из нас.

Раздел 2 «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ»

Все должно куда-то деваться. Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как  человек  решает  проблему  отходов.

Проблема отходов в настоящее время.  Почему  некоторые  вещества,  которые  создает  человек, не включаются в природный круговорот?

Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов Что такое биологическая индикация?  

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

П р а к т и ч е с к и е   р а б о т ы : составление  рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)».

Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками». И г р а  «Опасные цепочки».

Отходы  —  проблема  №1.  Увеличение  количества промышленных  и  бытовых  отходов.  способы  утилизации  отходов.

Виртуальная  экскурсия «Твердые  отходы?»  

Беседа «Что  происходит с   твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома».

Виртуальная  экскурсия  на  мусороперерабатывающий завод.

Удивительный металл — алюминий. Как получают и  что  изготавливают  из  алюминия.    «Крылатый»  металл».  Что могла бы рассказать  о  себе  обыкновенная  алюминиевая  банка.  

Бумага,  утиль,  стекло.  Из  истории  привычных вещей.  Самое  гениальное  изобретение  человечества  —  бумага. «Волшебное» стекло. Путешествие осколка.

Пищевые отходы. «Детективы» на кухне: изучаем состав пищевых отходов. Зачем нужна компостная куча на даче. Дождевые  черви  —  неутомимые  создатели плодородной почвы. Что такое «вермикультура».

    22-24

Проект. Пишем  вместе  мини-энциклопедию  «Мусор и его вторая жизнь  от  А до я ».

Раздел 3 «МИР И ЧЕЛОВЕК»

25

Природа  —  основа  благосостояния  человека.  Природные  ресурсы России.  Закон разумного  использования  природы  —  «за  все  надо  платить».  

26

К  чему  приводит  нарушение  законов  экологии. Как  природа  наказывает  человека  за  его  неразумные  поступки.

27

Р и с у н о ч н ы й   т е с т  «Что бы я попросил у Золотой  рыбки?». Т в о р ч е с к о е   з а д а н и е  «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?».

28

Мудрость  природы.  В  природе  все  должно  идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней.

29

Почему человека называют «неразумное дитя природы»?

Раздел 4 «МЫ – БУДУЩЕ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ»

30

«Я  б  в  экологи  пошел,  пусть  меня  научат…».  Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Знакомство с разнообразными экологическими профессиями. Экскурсия в отдел охраны природы.

31

 Необычные профессии.  Профессии,  в  которых  нужно  знать  экологию.  

32

 Правила на каждый день. Сохранить  наш общий дом — нашу планету

33 -34

Работа на пришкольном участке.

Интернет - ресурсы

http://www.ecosystema.ru/  —  Экологическое  образование  детей и изучение природы России.

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm  —  Биологическое  разнообразие россии.

http://www.forest.ru/  — Интернет-портал Forest.ru — Все о российских лесах.

http://etno.environment.ru/  —  Этноэкология.  Сайт  лаборатории  этноэкологических  исследований,  поддерживается  Интернет-порталом Forest.ru.

http://www.kunzm.ru/  —  Кружок  юных  натуралистов  зоологического музея МГУ.

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm  —  Интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

http://www.wwf.ru/ — Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Список использованной литературы

1.Волкова Т.Г. Наука быть человеком: материалы для кружковой работы 1 – 4 классы. –Волгоград: Учитель, 20012. – 170с.

2.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. -М: Просвещение, 2012. – 131с.

3.Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2012г. – 320с.

4.Латынова Н.Н.Сказки Земли. Сказочная экология. – М.: Лист.2010г. -144с.

5.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2013. – 266с.