Сыны Осетии
статья (4 класс)
Статья О Коста Хетагурове
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosta_hetagurov_i_islam_krymshamhalov.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Коста Хетагуров и Ислам Крымшамхалов – великие сыны Кавказа
Мы живём на Кавказе. Это благодатная земля – земля доблестных, мужественных, морально чистых, духовно- нравственных, одарённых людей.
Северная Осетия – наша малая Родина. Это сказочно красивая природа. На этой благословенной земле живут, трудятся и с уважением друг к другу относятся представители разных национальностей: осетины, русские, украинцы, грузины, армяне, греки, татары, дагестанцы, евреи и др.
В 2019 году все мы вместе дружно отметили юбилей Коста Хетагурова (160 лет) – великого сына Осетии: писателя, поэта, художника и просветителя.
Говоря о Коста, даже отчество не надо упоминать, все хорошо знают о ком идёт речь.
Коста является основоположником осетинской литературы и первым художником в Осетии.
Родился в 1859 году 15 октября в высокогорном селе Нар Алагирского района. Отец Леван был командиром горской милиции и часто бывал в командировках. Мать Мария умерла вскоре после рождения Коста. Будущий поэт до 5–ти лет воспитывался у родственницы по имени Чендзе. Эта женщина любила маленького Коста и воспитывала его как собственного ребёнка. Отец Коста очень хотел, чтобы сын получил хорошее образование. Он отдал его в 1868 г. в гимназию г. Владикавказ, а потом в Ставропольскую гимназию, где проучился до 1881 года. Во время учёбы на него обратил внимание учитель рисования В. И. Смирнов. Он сумел разглядеть талант в горском мальчике и посоветовал Коста поступить в Петербургскую академию художеств.
К этому времени Коста стал писать стихи, рассказы и статьи. В Петербурге Коста встретил своего друга Ислама Крымшамхалова – будущего поэта, писателя, художника и просветителя карачаевского народа.
О Коста мы знаем много. А теперь мне хочется познакомить вас с его единомышленником Исламом Крымшамхаловым, чьи судьбы были очень схожими.
Ислам Крымшамхалов. Могучая фигура в истории культуры Карачая и Балкарии. Поэт, художник, просветитель, энтузиаст народного просвещения. Он родился 31 марта 1864 года в семье старшины аула Карт-Джурт в Большом Карачае. Его предки - влиятельные князья Карачая - были широко известны на Северном Кавказе.
Ислам рано лишившись матери и отца, воспитывался у дяди по матери – передового человека того времени, балкарца Исмаила Урусбиева, в доме которого бывали русские ученые: М. Ковалевский, М. Миллер, композитор С. Танаев, венгерский ученый Деши и другие деятели науки и искусства. В доме дяди Ислам научился русской и арабской грамоте. Тогда же он начал писать стихи и рисовать.
В условиях трудного горского быта Исмаил Урусбиев дал возможность сыновьям и племянникам получить хорошее домашнее образование, сумел заронить в их души потребность самоусовершенствования, постижения наук. Вместе с двоюродными братьями - Сафарали и Наурузом Ислама обучали арабскому письму, основам Корана, русскому языку. В 1877 году родственники отца отдали Ислама в Ставропольскую гимназию, одну из лучших гимназий России.
В возрасте 16-17 лет Ислама определили в г. Петербурге в царский конвой Александра III, где он прослужил три года. В петербургский период своей жизни Крымшамхалов продолжал углублять свои знания, слушал лекции в учебных заведениях, часто посещал библиотеки, много читал.
В Петербурге Ислам общался со многими выдающимися деятелями российской культуры: Н.Я. Ярошенко, К. Л. Хетагуровым. Во многом они помогли молодому горцу выработать собственное мировоззрение и выбрать правильный путь в жизни. Ислам много рисует, пробует свои силы в поэзии. По совету друзей, высоко ценивших его художественный талант, поступает в Московскую художественную школу. Общение с выдающимися деятелями искусства, виденное в Москве и Петербурге позволили сказать Исламу: «Живопись! Великая сила!... Мне так надо много сказать людям!...» А его друг и поэт Коста воскликнул! «Весь мир- мой храм, любовь- моя святыня, Вселенная- Отечество моё».
Ислам Крымшахалов вместе с другими прогрессивными общественными деятелями способствовал открытию в Карачае светских школ, введению
преподавания в них русского и родного языков. В 1908-1910 годах он составил азбуку карачаевского языка на основе латинского алфавита. Он стал, по существу, одним из зачинателей карачаевской письменной литературы. Некоторые его стихи были включены в книгу «Родная речь» И. Акбаева, изданную в 1915 году и предназначенную для учащихся светских школ.
Имя Ислама Крымшамхалова известно в Карачае и Балкарии не только как писателя и художника, но и как общественного деятеля, интересы которого имели самый широкий диапазон. Ислам представлял и защищал интересы своего народа в различных общественных организациях и официальных структурах. Несколько лет он исполнял обязанности старшины аула Карт-Джурт, откуда был родом, заведовал общественными лесами, был почетным попечителем Тебердинского аульного училища, в 1892 году переезжает в Теберду и основывает там оздоровительный поселок.
Ислам тесно сближается с Коста Хетагуровым, сосланным из Терской области в Кубанскую. Ислам и Коста были знакомы еще со времени учебы в Ставропольской гимназии. Жизнь Ислама тесно перекликается с судьбой К.Хетагурова. Карачаевская исследовательница творчества и биографии И.Крымшамхалова 3.Боташева находит много общего как в их жизни, так и в творчестве. Ислам и Коста рано осиротели, воспитывались у родственников, учились одновременно в Ставропольской гимназии, в один год (1881г.) отправились в столицу - Санкт-Петербург, оба тяжело болели , каждый из них прожил 46 лет, они умерли вдали от родных гор, но, по настоянию их народов, были перезахоронены на родине - в Карачае и Осетии.
Хочется закончить наш рассказ об удивительных людях, чьи личности, их прогрессивная, просветительская и творческая деятельность заслуживает того, чтобы о них помнили и чтили их потомки. И тут очень кстати слова великого Сенеки Младшего: «Память о великих людях имеет для нас не меньшее значение, чем их живое присутствие»
Литература:
-Хетагуров Коста Леванович. Осетинская лира. Изд. «Кавказская здравница», 2002
- Коста. Духовная поэзия. Изд. «Кавказская здравница», 2005;
- Материалы из Интернета:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудеса Иисуса Христа Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы
Урок ОПК №20 во 2 классе по программе А.В.Бородиной...
Темæ: «Мæ Ирыстон» Урок осетинского языка в русской группе о родном крае, об Осетии.
Урочы нысан: 1. Скъоладзаутимæ равзарын цы у Фыдыбæстæ, цæмæй рæсугъд у Ирыстон, цæмæн æй уарзæм?2. Уарзондзинад хъомыл кæнын Райгуырæн бæстæм.3....
рабочая программа во внеурочной деятельности в 1 классе по краеведению "Осетия- мой край родной"
рабочая программа по краеведению "Осетия-мой край родной" 1 кл....
Минутка чистописания,основанная на основе знаний истории Северной Осетии
Минутка чистописания...
Презентация "Северная Осетия -Алания"
В презентации дана символика РСО-Алания, пейзажи Куртатинского ущелья....
Символика Северной Осетии
Конспект урока окружающего мира с разработанными карточками для индивидуального опроса. Материал для повторения - Древняя Русь, первые русские князья....
СЫНЫ И ДОЧЕРИ ОСЕТИИ В ВОВ
quot;ТОЛЬКО ТОТ НАРОД, КОТОРЫЙ ЧТИТ СВОИХ ГЕРОЕВ, МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ВЕЛИКИМ». К. К. Рокоссовский...