Внеурочка Тахпагастар
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа создана для детей в возрасте с 8-10 лет которые знают и уважают свой язык и культуру. В ней представлено направление знакомство с фольклорным жанром « Тахпахи» Программа рассчитана на 68 часов.
Программа предназначена для развития музыкальной культуры, раскрытие творческих способностей в понимании хакасского фольклора « Тахпахи», повышение уровня знаний в области народного творчества.
Язык любого народа- самое высшее проявление культуры. Это он создает духовную культуру народа: эпос, тахпахи, обряды. Этику и этикет народа. Сегодня остро стоит вопрос о сохранении духовной культуры народа. Его истории. Одним из уникальных видов культуры является песенный фольклор- тахпах. Общим и наиболее характерным признаком тахпаха является индивидуальная мелодия, на основе которой создается текст тахпаха( мелодичное мышление).На начальном этапе когда словесное обрамление только начинает формироваться, на первое место выходит выразительность мелодии тахпаха.
Самой эмоциональной опорой является сфера хакасской традиционной культуры, в которой тахпахи занимают одно из центральных мест. Чтобы петь тахпахи. Необходимо не только свободно говорить и думать на родном языке, но и виртуозно владеть культурой импровизации и мастерством духовного и творческого осмысления народной культуры. Именно в тахпахах хакасский язык свободно дышит полной грудью , переливается всеми гранями и красками, стремится подарить нам незабываемый восторг и наслаждение, которые тысячелетиями передаются из поколения в поколение.
Важнейшей задачей программы является попытка предоставить возможность учащимся больше узнать о проблемах родного языка и возможностях его эффективной поддержки, в том числе и через сохранение и развитие такого яркого и самобытного хакасского музыкально- песенного жанра, как тахпах.
Цель – изучение, сохранение и распространение материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом.
Задачи1.Организовать работы по изучению этнокультурных традиций.
- 2.Организовать социокультурные процессы по поисково-исследовательской деятельности в области традиционной культуры.
- 3.Организация культурно-просветительской деятельности по распространению культурных традиций
Этнокультурное воспитание детей должно осуществляться в трёх направлениях:
- - информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях своего народа, специфике их культуры и ценностей и т. д.);
- - эмоционально воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства);
- - поведенческие нормы (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Ожидаемые результаты: Ребенок должен знать о музыкально-песенного жанра как тахпах .Уметь воспроизвести мелодию тахпаха.Вести поисково- исследовательскую работу.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол.час. | Содержание занятий | Дата проведений | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Что такое тахпах? | 3 | Ознакомление с музыкально- песенном жанре тахпах. Содержание и структура. | |||
2 | Слушание тахпахов | 4 | Встреча с сельскими тахпахчами с Кулумаевой Е.Н и Сагалаковой Н.З. Умение слушать тахпахов.Запоминать мелодию. | |||
3 | Знакомство с творчеством С.П. Кадышева | 2 | Ознакомление с биографией С.П.Кадышева. | |||
4 | Знакомство с творчеством Петра Васильевича Курбижекова | 2 | Ознакомление с биографией с П.В. Курбижекова. | |||
5 | Что такое «Айтыс» | 2 | Ознакомление и проведение праздника « Айтыс».Знать норму этикета. | |||
6 | Разучивание тахпахов о маме | 4 | Умение петь тахпахов, правильное поведение при исполнении тахпахов | |||
7 | Стихосложение | 4 | Умение составлять тахпахи по структуре. | |||
8 | Конкурс рисунков | 2 | Восприятие мелодию тахпахов в рисунках | |||
9 | Тахпахи моей бабушки | 4 | Исследовательская работа. Сбор тахпахов бабушек. | |||
10 | Шуточные тахпахи | 3 | Разновидность мелодий тахпахов | |||
11 | Тахпахи о тайге | 3 | Слушание и стихосложение . | |||
12 | Тахпахи о хакасских напитках | 3 | Слушание и стихосложение | |||
14 | Хакасские народные праздники | 3 | Познакомить с народными праздниками « Чыл пазы». « Уртун той»2 Чир –Ине» | |||
15 | Свадебные тахпахи | 4 | Слушание и стихосложение | |||
16 | Тахпахи о природе | 5 | Слушание и стихосложение | |||
17 | Посещение таштыпского музея | 2 | Экскурсия | |||
18 | Викторина «Путешествие в сказку» | 3 | Детские сказочные тахпахи | |||
19 | Концертная программа «Музыкальная юрта» | 2 | ||||
20 | Конкурс выразительного чтения | 3 | Чтение басен, стихов | |||
21 | Праздник « День Земли» | 3 | Бережное отношение к природе | |||
22 | Праздник « День Победы» | 3 | Слушание и стихосложение | |||
23 | Тахпахи о школе | 2 | Слушание и стихосложение | |||
24 | Праздник «Айтыс» | 2 | Концертная программа « Айтыс» |