Система работы общеобразовательного учреждения по обучению детей с ОВЗ
опыты и эксперименты

Олейник Марина Вячеславовна

Это выступление было показано при участии в вебинаре. Обобщен опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией.  Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Как правило, все психические процессы у данной  категории детей, развиваются аномально. Соответственно, это приводит к увеличению числа детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ОВЗ. 

    Поэтому вопрос инклюзивного образования очень злободневный вопрос на сегодняшний день. После введения нового закона об образовании, в котором говориться, что дети имеют право посещать любую школу, находящаяся рядом с домом. Мы обязаны предоставить такую возможность для получения образования.

Какие возможности образования есть у детей с ОВЗ?

Право учащихся с Особыми возможностями здоровья  и их родителей, выбирать форму образования, определяется статьей 79 Закона, а именно: Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.

По закону, только родитель (законный представитель) вправе решать, куда ему отдавать своего ребёнка.

Задача же системы образования – предоставить разные варианты этого обучения.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья очень разнообразна и многочисленна.  

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

  1. глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
  2. слепые, слабовидящие,
  3. с тяжелыми нарушениями речи,
  4. с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  5. с задержкой психического развития,
  6. с умственной отсталостью,
  7. с расстройствами аутистического спектра,
  8. со множественными нарушениями.

    На основании этого  работает Федеральная программа «Доступная среда» по обеспечению равных возможностей для всех в различных областях жизни, в том числе, и образовании. Поэтому в настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - интегрированная или инклюзивная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики в области образования.

      В настоящее время в  школах в том числе и в нашей учится много детей с нарушением  здоровья.  Но статус «обучающегося с ОВЗ» дается только тому ребенку,  который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности. Это активно внедряется во многих  школах, в том числе и в нашей. А статус «ребёнок с ОВЗ» даётся Психолого-медико-педагогической комиссией. (ПМПК)

Для небольшой справки несколько слов скажу о нашей школе, которая является самой Западной школой нашего государства.

Средняя школа города Мамоново, Калининградской области была основана в 1946 году. Является одной из старейших в области, в этом году мы отметили 70 летний юбилей. Школа, конечно, со своими традициями, сформировавшимся педагогическим коллективом. Последние  15 лет школа активно работает в направлении обучения всех и каждого ребёнка, не зависимо от уровня его интеллектуального и физического развития. У нас обучаются дети с ОВЗ: это с незначительными, нарушениями опорно-двигательного аппарата, есть дети со слабо выраженной формой ДЦП, а также задержкой психического развития и  интеллектуальными нарушениями. Есть ребёнок аутист и ребёнок с синдромом ДАУНА. Много лет мы тесно сотрудничаем  с областным Центром диагностики и консультирования детей и подростков г.Калининграда Всегда получаем от них консультативную и методическую помощь. В тесном сотрудничестве с ними на базе нашей школы ежегодно работает комиссия ПМПК, на которой после тщательной диагностической и индивидуальной работы мы консультируем ежегодно до 30 человек для определения программы обучения и установления дальнейшего маршрута развития ребёнка. Но тут, я думаю, надо уточнить, что         Инициатором прохождения ребёнком обследования у нас являются педагоги, могут быть родители (законные представители)

По результатам обследования, комиссия выдаёт заключение. Заключение это носит для родителей (законных представителей)  этих детей рекомендательный характер.

Представленное заключение комиссии является основанием для создания в школе условий, рекомендованных в заключении для обучения и воспитания ребёнка  с ОВЗ.

После того как произошло внедрение нового стандарта в начальную и основную школу, пришло время для необходимости введения  новых стандартов  для обучения детей с ОВЗ. Чтобы каждому был дан шанс быть успешным и востребованным в обществе.

Так как наша школа много лет работает в этом направлении, мы и были выбраны одной из инновационных площадок по внедрению новых федеральных стандартов для детей с ОВЗ.

На основании этого были поставлены следующие цели нашей работы:

ЦЕЛИ  РАБОТЫ  ШКОЛЫ (по данному коррекционно-развивающему направлению) СЛЕДУЮЩИЕ:

1. Все  дети, независимо от степени их обучаемости или наличия нарушений в развитии, должны иметь равные возможности для обучения в нашей школе. Наша задача – создать для них оптимальные условия для этого.

2.Учащиеся, нуждающиеся в особом сопровождении должны рассчитывать на его получение, чтобы получить достойное образование. А мы должны его обеспечить.

3. Школа должна не только давать знания и учить их применять, но и помочь детям  социализироваться в обществе.

В рамках апробации ФГОС в МБОУ СОШ была  создана экспертная  группа в составе директора, заместителя директора по коррекционно-развивающей работе, педагогов.

На заседаниях эксперной группы участники изучили материалы проекта ФГОС для детей с ОВЗ, определили ресурсы, технические и дидактические средства обучения, необходимые для внедрения ФГОС для детей с ОВЗ. Коллектив образовательного учреждения был ознакомлен с концепцией ФГОС, проектом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Утвержден план мероприятий по апробации и внедрению ФГОС.

Приведена в соответствие со стандартами нормативно – правовая база образовательного учреждения. Утверждены приказом директора должностные инструкции учителя начальных классов, заместителя директора по коррекционно-развивающей работе, педагога- психолога, социального педагога, логопеда в новой редакции в соответствии с требованиями ФГОС. С целью  методического сопровождения введения ФГОС и оказания консультативной помощи педагогам разработан и утвержден план- график повышения квалификации педагогических работников. Внесены изменения в Положение об оплате труда, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат

Разработана и утверждена адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями к структуре, установленными ФГОС НОО, и дополнена программой коррекционной работы. Программа коррекционной работы определяет образовательный маршрут каждого ученика, выявляя индивидуальные особенности и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания образования обучающихся с ОВЗ.

 На сегодняшний день в нашей школе обучается  801 учащийся, с которыми работают 64 квалифицированных педагога

Из всех учащихся нашей школы,  19 процентов составляют ученики с особыми возможностями здоровья. Это значительная цифра - 149 человек. Из них 27 человек обучаются по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 122 человека по адаптированной программе для обучающихся с ЗПР, 8 человек являются инвалидами по разным медицинским показаниям.

    Поэтому наша работа невозможна без социально-психологической службы, которая включает в себя: психолога, логопеда, социального педагога, учителя-дефектолога, медицинского работника, который к нам приходит из городской поликлинники и куратора всего коррекционно-образовательного процесса.

Обучение этой категории детей в нашей школе происходит в  разных формах. Это коррекционно-развивающие классы, интегрированные, индивидуальное-надомное обучение.

Дети с ОВЗ – это предмет особого внимания, поэтому требуют системной работы всех взрослых и педагогов в первую очередь. Эта система в школе   хорошо отработана и приносит свои положительные результаты.

Став инновационной площадкой по  внедрению и разработке  новых стандартов, нам пришлось много учиться самим, анализировать свою работу. Разрабатывать программы, изучать опыт разных других образовательных учреждений. Менять локальные акты, учебные планы, А так же в соответствии с требованиями ФГОС администрации школы пришлось приводить в соответствие все условия образовательного процесса детей с ОВЗ. Было закуплено оборудование для школьных мастерских, обновлена учебно-методическая база, 30 педагогов прошли курсы повышения квалификации по программе « Внедрение ФГОС для обучающихся с ОВЗ» на базе нашего института развития образования в размере 72 часов. Педагоги также для повышения своего уровня образования участвовали в семинарах, вибинарах, которые проходили не только на базе нашей школы, но и на базе других образовательных учреждениях города Калининграда и  области.

Для обучения данной категории детей в соответствии с требованиями ФГОС в школе была разработана на основании примерной  Адаптированная основная  образовательная программа (АООП)- это основная образовательная программа, которая учитывает особенности  психофизического развития,  индивидуальные возможности, особые образовательные  потребности,  обеспечивает комплексную коррекцию и компенсацию нарушений развития и  социальную адаптацию этих детей.

Так как контингент обучающихся у нас в основном с ЗПР и нарушением интеллекта, то мы разрабатывали программу по варианту 7.1 и 7.2, а для интеллектуальных нарушений – вариант первый (для детей с легкой умственной отсталостью) Для ребёнка с синдромом Дауна разрабатывали специальную индивидуальную программу развития (СИПР) но смею заметить, все программы применимые к данному ученику  только на основании рекомендации ПМПК.

Но так как нам приходится работать с детьми с ЗПР и интеллектуальными нарушениями то на основании АООП педагоги создают и адаптированные рабочие программы. Администрация школы ещё раз проанализировала положение об адаптированных программах и  постарались требования и структуру максимально упростить и приблизить к обычным программам, чтоб педагогам легче их было создавать.

 Вот некоторые основные выдержки из положения.

Адаптированная рабочая программа

1.Рабочая программа составляется учителем-предметником, по определенному учебному предмету, на учебный год.

2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета  осуществляется индивидуально каждым педагогом.

3. Допускается разработка рабочей программы коллективом педагогов.

4.  Разрабатывается Рабочая программа по предмету   индивидуально для обучающегося (при организации обучения на дому), для каждого класса отдельно, или на параллель, если педагог работает в нескольких классах на параллели по одному УМК, что должно быть отражено в пояснительной записке.

 В Структуре адаптированной рабочей программы включены следующие пункты:

1) титульный лист

2) пояснительная записка

 Отражает актуальность изучения данного курса, его цель, задачи  и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач.

2) Основные направления коррекционно-развивающей работы.

3) Указывается нормативно-правовая база разработки рабочей программы  учебного предмета.

4) Должно быть указано количество часов, отводимых на изучение данной программы согласно учебного плана.

3) требования к уровню подготовки обучающихся – это планируемые результаты освоения учебного предмета

4) содержание программы;

5) тематическое планирование (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).

Одно из условий реализации новых стандартов для обучающихся с ОВЗ является материально-техническое оснащение. В нашей школе для обеспечения таких  условий  и обеспечения равных возможностей используется два здания - начальной и основной школы - все  учебные кабинеты  хорошо оборудованы. Интерактивные доски, в каждом кабинете видиопроекторы, для использовании презентации в организации урока. есть компьютерные классы. Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться всем детям в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия. Дети посещают секции, клубы, кружки которые работают в школе. Дети-инвалиды вместе с другими детьми участвуют в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых внеклассных  мероприятиях  не только в школе, но и за ее пределами. Особенностью  нашего города является функционирование   системы единого образовательного пространства,  в рамках которой мы тесно сотрудничаем с Домом детского творчества, школой искусств, спортивной школой. Проводим совместные внеклассные мероприятия, праздники, где дети с Особыми Возможностями Здоровья  являются такими же равноправными участниками и получают дополнительное образование вместе со всеми. Дети, которые обучаются по новым стандартам, согласно учебного плана, посещают внеурочные занятия по разным направлениям, согласно закону об образовании. В обязательном порядке получают социально-психологическую помощь. С ними работают логопед, психолог, дефектолог, если есть необходимость, то и социальный педагог. В школе работает консилиум, который отслеживает динамику развития детей с ОВЗ и решает вопрос об оказании помощи в сопровождении обучающихся.

Подготовка преподавательского состава позволяет всем детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления и в специальные, и  в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры.

Ещё несколько слов могу сказать об особенностях безбарьерной среды, созданной в нашей школе в рамках Федеральной и региональной программы. Для школы был приобретён автоматический подъёмник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями от первого до верхнего этажа учебного заведения. Подъёмник ориентирован как на ослабленных детей, так и для детей-колясочников. Вход в здание  пока основной школы  оборудован специальным пандусом, позволяющими колясочникам без проблем проникать внутрь. Переоборудованы школьные туалеты и 1специальный учебный  кабинет.

Нужно ли говорить ещё раз о формах получения образования детей с ОВЗ в нашей школе?

Коррекционные классы ( их особенности). Их в этом году у нас 6 таких классов. На параллели 7 классов есть класс, который обучается по адаптированной программе для детей с нарушение интеллекта. (раньше мы говорили по программе VIII вида. В нем 12 человек.)

  • наполняемость класса 9-12 человек;
  • зачисление в эти классы происходит на основе заявления родителей и рекомендаций ПМПК.

  Интегрированные классы (особенности) Статус такой в этом году имеют 7 классов.

  • обучение ведётся по вариативным учебным   планам и программам, т.к количество детей с ОВЗ в классе 5- 6 человек
  •  там происходит больше контактов  для социализации
  • зачисляются по заявлению родителей, имеются заключения и рекомендации ПМПК и по рекомендации школьного консилиума.

При организации учебного процесса в этих классах пришлось учитывать специфику таких детей и на этой основе уже вырабатывать стратегию синхронизации обучения с обычными детьми. Обучение детей с ОВЗ начинается с первого класса на любой параллели. Согласно санитарным требованиям стараемся,  чтобы в классах обучалось 25-27 учеников. Хотя специфика малого города не всегда позволяет выполнять это требование. При этом количество детей с ограниченными возможностями бывает от 1 до 7 человек в классе.

Расписание занятий в школе соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в интегрированных классах составляют календарно-тематическое планирование, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируют время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Учителя стараются, чтобы  на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияло.

    В период проведения итоговой аттестации в 9 классах таким детям предоставляется возможность сдачи экзаменов в другой, более щадящей форме. Для этого в начале года обучающиеся опять проходят областную ПМПК, где решается вопрос о разрешении им сдавать экзамены в форме ГВЭ, для них выделяются отдельные аудитории и педагоги-организаторы. Дети, которые закончили 9 классов и обучались по программе для детей с ЗПР (VII  вида) могут по желанию продолжить обучение в 10 классе или в других профессиональных учебных заведениях нашей области. Организация совместного обучения в нашей школе предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Они так же участвуют в конкурсах,  как на уровне школы, так и на уровне города и области. Совместное проживание школьной жизнью усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению и к инвалидам.

 Ещё одна форма обучения - индивидуальная-надомная. 

Каждый год у нас 7-9 человек надомников.

В этом году у нас 8 таких детей.

  • обучение ведётся по специальным учебным  планам и программам;
  •  основание: заявление    родителей, медицинское заключение, рекомендации ПМПК, распоряжение и разрешение на организацию обучения  начальника отдела образования,  закреплено приказом директора школы;
  •  осуществляется индивидуальный  подход к учащимся;
  •  ученик имеет возможность посещать по желанию другие уроки и внеклассные занятия и воспитательные мероприятия;
  •  оказывается коррекционная помощь с узкими специалистами;

Инклюзивное образование

  • позволяет расширить способы и методы обеспечения дифференциации учебного процесса, изменить уровень его понимания со стороны социума;
  •  учит понимать и принимать другого человека: ученика, учителя, родителя;
  •   Способствует повышению уровня социализации детей с особыми возможностями здоровья;
  •  повышает ответственность каждого педагога за результаты своего и коллективного труда;
  •  расширяет границы адаптивности нашей школы.

И самое главное, детьми с ограниченными возможностями меняется оценка своего места в нашем обществе, в  стране, в этом мире в целом.

В нашем педагогическом коллективе выработана собственная культура труда, основой которой являются гуманность и толерантность. Это определяет  психологический климат  отношений с детьми с особыми возможностями здоровья, их родителями, родственниками.

Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Чтобы образование детей с ОВЗ было наиболее успешным, продуктивным и не принесло психологического вреда, необходимо обеспечивать и немного другие условия, которые не указаны в стандартах Это:

1. Творческий союз детей и взрослых, объединённых общими целями,   социально-значимой деятельностью.

2. Взаимодействие с семьёй, взаимное доверие между педагогами и родителями

это проявляется и в отношении родителей здоровых детей к данной идее. Есть те, кто не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на успеваемости обычных учеников, поэтому требуется кропотливая работа через просвещение родителей и социума, в том числе, через средства массовой информации.

3. Необходима и  Постоянная  поддержка Министерства образования  при внедрении новых  стандартов и технологий.

 Ведь, я не знаю как в других регионах, но финансирование школ у нас происходит учитывая только детей в коррекционных и интегрированных классах (там где детей с ОВЗ 5 человек и более), а если ребёнок 1или четверо в классе, то на этих детей школа финансирование не получает…Я считаю, что это не правильно.!!!

 Рано ещё делать глобальные выводы о том, насколько мы успешны в области инклюзивного образования. Но вместе с тем, первые результаты достаточно обнадёживающие. Опыт работы нашей школы  показывает, что данная система может быть вполне успешной при правильном подходе и соответствующем финансировании. Ведь одного дефектолога и одного логопеда не достаточно чтобы в равной мере оказать помощь по сопровождению и организации детей с ОВЗ.

  Ну и если закончить на более позитивной ноте своё выступление, то мог сказать:  Важно, что главные участники инклюзивного обучения – дети - практически не замечают того, что в их классах учатся ученики, отличающиеся от них не только иногда по внешнему виду, но и по поведению. За всё время работы не было отмечено ни одного сколько-нибудь существенного конфликта между детьми. Видимо, чем раньше происходит включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общую группу, тем успешнее нам удаётся изменять привычный стереотип о неполноценности данной категории детей и  инвалидов в нашем обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление развитием воспитательной системы в общеобразовательном учреждении

В работе рассмотрены теоретические аспекты организации воспитательной системы в общеобразовательном учреждении, этапы и структура формирования и развития воспитательной системы. Представлена воспитате...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4

Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонацион...

Система работы по адаптации и обучению детей мигрантов

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения с...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения

Аналитическая запискапо результатам анкетирования родителей 4 «б» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»по удовлетворенности...

«Система работы общеобразовательного учреждения по формированию навыков чтения у младших школьников»

Если цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно ...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...