Программа "Здравствуй, музей!"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа совместных занятий с музеями города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»
Пояснительная записка.
Искусство является уникальным инструментом образования, поскольку совершенствует человека, расширяя его представления о собственных возможностях, формирует картину окружающего мира. Так именно на пересечении визуальной культуры и традиционных форм художественного образования у учащихся формируется представление о современном культурном пространстве, в котором совмещаются моральный, социальный, политический и культурный опыт.
Художественное образование должно включать в себя не только информацию о художниках и обучение художественным приёмам, но и подготовку учеников к жизни через анализ окружающей визуальной среды. Успех обучения невозможно отделить от жизни в реальном мире, а значит, учитель должен связывать обучение с опытом конструирования такого образовательного пространства, в котором ценятся и приветствуются различные идеи и мнения.
Практика взаимодействия музея и школы находит своё отражение в комплексных программах, которые являются действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребёнка, его мышления, начиная с детского сада. Соответственно, методика приобщения детей к изобразительному искусству, особенно в начальной школе, должна быть направлена на формирование умения видеть-наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.
Все эти требования нашли своё воплощение в музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей», разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования. Программа стала моделью взаимодействия художественных музеев с системой образования на всех его ступенях. Она легла в основу разработанной в Русском музее системы эстетического воспитания детей и юношества.
Период от шести до десяти лет представляется наиболее благоприятным для начала систематической работы в данном направлении, так как этот возраст совмещает в себе черты, свойственные младшим детям. Дети обладают хорошей зрительной памятью, любознательностью. Их мышление носит конкретно-образный характер, а зрительное восприятие уже имеет основу для формирования сложной
системы цветоразличения и пространственного видения.
Цель курса: создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, что позволяет объединить усилия музейного
педагога и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитой, обогащённой художественным опытом и знаниями личности.
1 класс «Учись смотреть и видеть»
Цель курса:
развитие навыков визуальной грамотности.
Задачи:
Развитие эмоциональной отзывчивости и анализа взаимоотношений между людьми.
Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения.
Развитие навыков визуального мышления.
Развитие способности к эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира.
Развитие навыков восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве.
На решение этих педагогических задач направлены 30 уроков и 3 музейно-педагогических занятия на экспозиции художественного музея по курсу визуальной грамотности «Учись смотреть и видеть».
В процессе педагогической реализации названного курса предполагается использование учебно-методического комплекса, который включает в себя учебное пособие, тетрадь для творческих работ и мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к урокам.
Курс «Учись смотреть и видеть» содержит следующие темы:
1.Введение. 1час.
2.Наблюдение действительности. 3часа.
3.Действительность и фантазия. 3часа.
4.Прекрасное в обычном. 3часа.
5.О чём говорят вещи. 3часа.
6.Наблюдение природы. 5часов.
7.Мир наших чувств. 5часов.
8.Я и ты. 4часа.
9.Чему мы научились. 3часа.
Тематическое планирование по курсу «Учись смотреть и видеть»
для 1 класса начальной школы.
Номера тем уроков | Название тем уроков | Количество часов |
Тема 1. | Введение | 1час |
1. | Знакомство с предметом | |
Тема 2. | Наблюдение действительности | 3часа |
2-3 | События, действия, сюжет. | 2часа |
4 | Детали и обобщения. | 1час |
Тема3. | Действительность и фантазия. | 3часа |
5. | Среда и объект. | 1час |
6-7 | Сюжет и впечатление. | 2часа |
Тема 4. | Прекрасное в обычном. | 3часа |
8-9 | Прекрасное вокруг нас. | 2часа |
10 | Неожиданное впечатление. | 1час |
Тема 5. | О чём говорят вещи. | 3часа |
11 | Красота обычных предметов | 1час |
12 | Значение предметов. | 1час |
13 | Практическое занятие. | 1час |
Тема 6. | Наблюдение природы. | 5часов |
14 | Времена года. | 1час |
15 | Состояние природы. | 1час |
16-17 | Экскурсия на природу. | 2часа |
18 | Явления природы. | 1час |
Тема 7. | Мир наших чувств. | 5 часов. |
19 | Внутренний мир человека. | 1час |
20 | Проявление наших чувств. | 1час |
21 | Мир чувств глазами художника. | 1час |
22-23 | Практическое занятие. Мир чувств глазами художника. | 2часа |
Тема 8. | Я и ты. | 4часа |
24 | Взаимоотношения людей. | 1час |
25 | Практическое занятие. Моя семья и мои друзья. | 1час |
26 | Мы и наши любимцы. | 1час |
27 | Практическое занятие. Человек и мир живой природы. | 1час |
Тема 9. | Чему мы научились. | 3часа |
28 | Экскурсия на природу. | 1час |
29 | Реальный мир и наше восприятие. | 1час |
30 | Повторение пройденного. | 1час |
3 экскурсии в Музей изобразительного искусства | ||
Всего | 33часа |
2 класс « Введение в музей»
Курс «Введение в музей» ориентирован на приобщение младших школьников к музею и его коллекциям, способствующим более глубокому постижению окружающего мира.
Задачи курса:
-формирование активного, эмоционально-личностного отношения ребёнка к ценностям культуры через знакомство с музеями различных типов.
Задачи:
-развитие способностей образного, ассоциативного мышления(наблюдательности, внимания, представления, воображения, фантазии);
-постижение музейного экспоната на основе визуальных впечатлений, что развивает творческие способности ребёнка;
-введение в пространство первоначальных знаний ребёнком терминов, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности.
Курс содействует формированию:
-активного познавательного интереса к ценностному потенциалу музея любого типа;
-внутренней духовной потребности
в постоянном посещении музеев;
-визуальной культуры;
-свободной ориентации в музеях различных типов;
-способности сравнивать различные коллекции и способы коллекционирования;
-бережного отношения к музейному предмету как части материальной и духовной культуры;
-музейной этике.
Данный курс содержит следующие темы:
Тема 1 Что такое музей? 6часов.
Тема 2 Что такое коллекция? 6 часов.
Тема3 Рождение музея. 6 часов.
Тема4. Знаменитые музеи мира. 7 часов.
Тема5 Как «живут» экспонаты в музее? 6 часов.
Тема 6 . Играем в музей .3 часа.
Тематическое планирование по курсу «Введение в музей»
для 2 класса начальной школы.
№ п/п | Название тем и уроков | Количество часов | |
Тема 1 Что такое музей? (6 часов) | |||
1 | Смотрю и вижу . | 1час | |
2-3 | Что такое музей? | 2часа | |
4 | Какие бывают музеи? | 1час | |
5-6 | Музеи нашего города. Экскурсия в музей. | 2 часа | |
Тема 2. Что такое коллекция?(6 часов) | |||
7 | Что такое коллекция? | 1час | |
8 | Какие бывают коллекции? | 1час | |
9 | Экспонаты коллекции | 1час | |
10-11 | Твоя коллекция. Что ты коллекционируешь? | 2часа | |
12 | Экскурсия в музеи города | 1 час | |
Тема 3 .Рождение музея.(6 часов) | |||
13-14 | История Государственной Третьяковской галереи. | 2часа | |
15 | Музей д*Орсе | 1час | |
16-17 | Зритель в музее. | 2часа | |
18 | Игровое занятие. | 1час | |
Тема 4. Знаменитые музеи мира.(7 часов) | |||
19-20 | Государственный Эрмитаж. | 2часа | |
21 | Русский музей. Дворцы, сады. | 1час | |
22 | Русский музей. История коллекций. | 1час | |
23 | Государственный Исторический музей. | 1час | |
24 | Знаменитые музеи мира. | 1час | |
25 | Шедевры знаменитых музеев. | 1час | |
Тема5. Как «живут» экспонаты в музее(6 часов) | |||
26-27 | Как «живут» экспонаты в музее. | 2часа | |
28-29 | Реставрация музейных экспонатов. | 2часа | |
30-31 | Экскурсия в музей. | 2 часа | |
Тема6. Играем в музей(3 часа) | |||
32-34 | Повторение изученного. Сюжетно-ролевая игра. | 3 часа | |
Всего | 34 часа |
3класс Курс «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру»
Цель курса:
Формирование представлений о видовой и жанровой специфике изобразительного и народного искусства, а также архитектуры. Развитие художественного восприятия и начальных навыков интерпретации произведения искусства.
Задачи курса:
-формирование представлений о видах изобразительного искусства;
-о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов;
-о средствах художественной выразительности;
-развитие художественно-образного мышления и воображения;
-развитие способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению о произведении искусства, коммуникативных навыков;
-формирование познавательного интереса в области изобразительного искусства;
-развитие интереса к коллекциям художественных музеев.
Данный курс содержит следующие темы:
Тема1. Что такое изобразительное искусство? 2 часа
Тема2 Живопись 5 часов
Тема3 Графика 7 часов
Тема4 Скульптура 7 часов
Тема5 Архитектура 4 часа
Тема6 Народное искусство 7 часов
Тема7 Чему мы научились 2 часа
Тематическое планирование по курсу
«Введение в изобразительное искусство и архитектуру»для 3 класса начальной школы.
№п/п | Название тем и уроков | Количество часов |
Тема 1 | Что такое изобразительное искусство?(2 ч.) | |
1 | Ты пришёл в музей.Экскурсия. | 1час |
2 | Что такое изобразительное искусство? | 1час |
Тема 2 | Живопись (5 ч.) | |
3 | Что такое живопись? | 1час |
4 | О чём рассказала картина? | 1час |
5 | В мастерской художника-живописца. Экскурсия. | 1час |
6 | Такие разные краски. | 1час |
7 | Выразительные средства живописи. | 1час |
Тема 3 | Графика(7 ч.) | |
8 | Что такое графика? | 1час |
9 | Рисунок. | 1час |
10 | Гравюра: ксилография, линогравюра. | 1час |
11 | Резцовая гравюра на металле. | 1час |
12 | Литография. Монотипия. | 1час |
13-14 | Художник и книга. | 2часа |
Тема 4. | Скульптура(7 ч.) | |
15-16 | Что такое скульптура? | 2часа |
17 | В мастерской скульптора. | 1час |
18 | Выразительные средства скульптуры. | 1час |
19 | Образы животных в скульптуре. | 1час |
20 | Скульптура в городе. | 1час |
21 | Практическое занятие. Создаём скульптуру. | 1час |
Тема 5 | Архитектура(4 ч.) | |
22 | Что такое архитектура? | 1час |
23 | Дом. | 1час |
24 | Храм. | 1час |
25 | Человек из дома вышел…Экскурсия. | 1час |
Тема 6 | Народное искусство(7 ч.) | |
26 | Что такое народное искусство? | 1час |
27 | Кузнецы и плотники. | 1час |
28 | Деревянная игрушка. | 1час |
29 | Гончары. | 1час |
30 | Глиняная игрушка. | 1час |
31 | Рукодельницы. | 1час |
32 | Практическое занятие. | 1час |
Тема 7. | Чему мы научились?(2ч.) | |
33-34 | Повторение. | 2часа |
Всего | 34 часа |
Тематическое планирование по курсу
« В мире художественных образов» для 4 класса начальной школы.
Учебный курс «В мире художественных образов» предназначен для четвёртого года обучения по программе «Здравствуй, музей!». Материал курса посвящён живописи, графике, скульптуре, а также архитектуре и народному искусству, предполагает знакомство с жанрово-видовой спецификой произведений изобразительного искусства и выразительными средствами каждого из рассматриваемых видов. В процессе его освоения предполагается проведение 3-х музейно-педагогических занятий на экспозиции художественного музея, позволяющих на примере подлинников с наибольшей эффективностью осуществить главную цель программы «Здравствуй, музей!» - развитие визуальной культуры и художественного восприятия.
Цель курса.
Формирование представлений о видовой и жанровой специфике изобразительного и народного искусства, а также архитектуры. Развитие художественного восприятия и начальных навыков интерпретации произведения искусства.
Задачи.
- Формирование представлений о видах изобразительного искусства-живописи, графике, скульптуре, а также об архитектуре и народном искусстве.
- Формирование представлений о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов.
- Формирование представлений о средствах художественной выразительности произведений изобразительного искусства.
- Развитие художественно- образного мышления и воображения.
- Развитие способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению о произведении искусства, коммуникативных навыков.
- Формирование познавательного интереса в области изобразительного искусства.
- Развитие интереса к коллекциям художественных музеев.
В процессе изучения курса используется учебно-методический комплекс, состоящий из тетради для творческих работ, электронного альбома иллюстраций и методического пособия для учителя.
Тематическое планирование по курсу
« В мире художественных образов» для 4 класса начальной школы.
№ п/п | Название тем уроков | Количество часов |
Тема 1.Изобразительное, народное искусство и архитектура (7 часов) | ||
1 | Что мы знаем об изобразительном искусстве? | 1час |
2 | Виды живописи. | 1час |
3 | Жанры живописи. | 1час |
4 | Графика. | 1час |
5 | Скульптура. | 1час |
6 | Архитектура. | 1час |
7 | Народное искусство. Экскурсия. | 1час |
Тема 2. Что такое художественный образ? (3 часа) | ||
8 | От визуального объекта к художественному образу. | 1час |
9 | Образ и воображение. | 1час |
10 | Воображение и художественный образ. | 1час |
Тема 3. Путь к художественному образу. (3 часа) | ||
11 | Через реальное событие в историческое прошлое. | 1час |
12 | Воплощение замысла. | 1час |
13 | О чём картина «Последний день Помпеи?» | 1час |
Тема 4. Модель и образ. (5 часов) | ||
14 | Модель и образ. | 1час |
15 | Что главное в портрете? | 1час |
16 | Наедине с собой. Автопортрет. | 1час |
17 | Боги, герои и люди. | 1час |
18 | Портретные образы.Экскурсия. | 1час |
Тема 5. Предмет и форма. (5 часов) | ||
19 | Человек в мире предметов. | 1час |
20 | Цветы, фрукты и не только… | 1час |
21 | В лаборатории художника. | 1час |
22 | В лаборатории художника. Продолжение. | 1час |
23 | Практическое занятие. | 1час |
Тема 6. Образы природы. | ||
24 | Наедине с природой. Первая встреча.Экскурсия. | 1час |
25 | Учиться жизни у природы. | 1час |
26 | Красота и правда. | 1час |
27 | Красота и правда. | 1час |
28 | Образы природы. Рисуем пейзажи. | 1час |
Тема 7. В музей без билета. (3 часа) | ||
29 | Музей в компьютере, компьютер в музее. Информационные технологии в музейной среде. | 1час |
30-31 | В музей без билета. | 1час |
Тема 8. Чему мы научились(3 часа) | ||
32 | Повторение. Этюды на пленэре. | 1час |
33-34 | Выставка в классе и в Интернет. | 2часа |
раздник сегодня большой и красивый -
День всех мам отмечает страна.
И мы с папой хотим сделать маму счастливой –
Ведь добрей всех на свете она.
Цветы папа купил и сложил их в букетик,
Я их маме сейчас подарю,
Ведь мама моя лучше всех мам на свете,
И я ее очень люблю.
Обещаю тебе, что я слушаться буду,
Только ты улыбнись поскорей,
Вместе с папой я даже помою посуду,
Чтобы было тебе веселей.
Мы желаем тебе, чтоб была ты счастливой,
Не грустила, чтоб ты никогда,
Чтоб была ты всегда молодой и красивой,
И нас с папой любила всегда.
Автор: Марина Головко
© http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/stihi-k-dnju-materi-3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В музее."
Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....

Презентация «Школьный музей русского быта»
Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...

"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.
Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...

Конспект урока "Что такое музей. Какие бывают музеи. Правила поведения в музее".
История музеев, музеи Крыма...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....

Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...