Программа "Здравствуй, музей!"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа совместных занятий с музеями города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdravstvuy_muzey_1-4klassy.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»
Пояснительная записка.
Искусство является уникальным инструментом образования, поскольку совершенствует человека, расширяя его представления о собственных возможностях, формирует картину окружающего мира. Так именно на пересечении визуальной культуры и традиционных форм художественного образования у учащихся формируется представление о современном культурном пространстве, в котором совмещаются моральный, социальный, политический и культурный опыт.
Художественное образование должно включать в себя не только информацию о художниках и обучение художественным приёмам, но и подготовку учеников к жизни через анализ окружающей визуальной среды. Успех обучения невозможно отделить от жизни в реальном мире, а значит, учитель должен связывать обучение с опытом конструирования такого образовательного пространства, в котором ценятся и приветствуются различные идеи и мнения.
Практика взаимодействия музея и школы находит своё отражение в комплексных программах, которые являются действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребёнка, его мышления, начиная с детского сада. Соответственно, методика приобщения детей к изобразительному искусству, особенно в начальной школе, должна быть направлена на формирование умения видеть-наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.
Все эти требования нашли своё воплощение в музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей», разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования. Программа стала моделью взаимодействия художественных музеев с системой образования на всех его ступенях. Она легла в основу разработанной в Русском музее системы эстетического воспитания детей и юношества.
Период от шести до десяти лет представляется наиболее благоприятным для начала систематической работы в данном направлении, так как этот возраст совмещает в себе черты, свойственные младшим детям. Дети обладают хорошей зрительной памятью, любознательностью. Их мышление носит конкретно-образный характер, а зрительное восприятие уже имеет основу для формирования сложной
системы цветоразличения и пространственного видения.
Цель курса: создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, что позволяет объединить усилия музейного
педагога и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитой, обогащённой художественным опытом и знаниями личности.
1 класс «Учись смотреть и видеть»
Цель курса:
развитие навыков визуальной грамотности.
Задачи:
Развитие эмоциональной отзывчивости и анализа взаимоотношений между людьми.
Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения.
Развитие навыков визуального мышления.
Развитие способности к эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира.
Развитие навыков восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве.
На решение этих педагогических задач направлены 30 уроков и 3 музейно-педагогических занятия на экспозиции художественного музея по курсу визуальной грамотности «Учись смотреть и видеть».
В процессе педагогической реализации названного курса предполагается использование учебно-методического комплекса, который включает в себя учебное пособие, тетрадь для творческих работ и мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к урокам.
Курс «Учись смотреть и видеть» содержит следующие темы:
1.Введение. 1час.
2.Наблюдение действительности. 3часа.
3.Действительность и фантазия. 3часа.
4.Прекрасное в обычном. 3часа.
5.О чём говорят вещи. 3часа.
6.Наблюдение природы. 5часов.
7.Мир наших чувств. 5часов.
8.Я и ты. 4часа.
9.Чему мы научились. 3часа.
Тематическое планирование по курсу «Учись смотреть и видеть»
для 1 класса начальной школы.
Номера тем уроков | Название тем уроков | Количество часов |
Тема 1. | Введение | 1час |
1. | Знакомство с предметом | |
Тема 2. | Наблюдение действительности | 3часа |
2-3 | События, действия, сюжет. | 2часа |
4 | Детали и обобщения. | 1час |
Тема3. | Действительность и фантазия. | 3часа |
5. | Среда и объект. | 1час |
6-7 | Сюжет и впечатление. | 2часа |
Тема 4. | Прекрасное в обычном. | 3часа |
8-9 | Прекрасное вокруг нас. | 2часа |
10 | Неожиданное впечатление. | 1час |
Тема 5. | О чём говорят вещи. | 3часа |
11 | Красота обычных предметов | 1час |
12 | Значение предметов. | 1час |
13 | Практическое занятие. | 1час |
Тема 6. | Наблюдение природы. | 5часов |
14 | Времена года. | 1час |
15 | Состояние природы. | 1час |
16-17 | Экскурсия на природу. | 2часа |
18 | Явления природы. | 1час |
Тема 7. | Мир наших чувств. | 5 часов. |
19 | Внутренний мир человека. | 1час |
20 | Проявление наших чувств. | 1час |
21 | Мир чувств глазами художника. | 1час |
22-23 | Практическое занятие. Мир чувств глазами художника. | 2часа |
Тема 8. | Я и ты. | 4часа |
24 | Взаимоотношения людей. | 1час |
25 | Практическое занятие. Моя семья и мои друзья. | 1час |
26 | Мы и наши любимцы. | 1час |
27 | Практическое занятие. Человек и мир живой природы. | 1час |
Тема 9. | Чему мы научились. | 3часа |
28 | Экскурсия на природу. | 1час |
29 | Реальный мир и наше восприятие. | 1час |
30 | Повторение пройденного. | 1час |
3 экскурсии в Музей изобразительного искусства | ||
Всего | 33часа |
2 класс « Введение в музей»
Курс «Введение в музей» ориентирован на приобщение младших школьников к музею и его коллекциям, способствующим более глубокому постижению окружающего мира.
Задачи курса:
-формирование активного, эмоционально-личностного отношения ребёнка к ценностям культуры через знакомство с музеями различных типов.
Задачи:
-развитие способностей образного, ассоциативного мышления(наблюдательности, внимания, представления, воображения, фантазии);
-постижение музейного экспоната на основе визуальных впечатлений, что развивает творческие способности ребёнка;
-введение в пространство первоначальных знаний ребёнком терминов, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности.
Курс содействует формированию:
-активного познавательного интереса к ценностному потенциалу музея любого типа;
-внутренней духовной потребности
в постоянном посещении музеев;
-визуальной культуры;
-свободной ориентации в музеях различных типов;
-способности сравнивать различные коллекции и способы коллекционирования;
-бережного отношения к музейному предмету как части материальной и духовной культуры;
-музейной этике.
Данный курс содержит следующие темы:
Тема 1 Что такое музей? 6часов.
Тема 2 Что такое коллекция? 6 часов.
Тема3 Рождение музея. 6 часов.
Тема4. Знаменитые музеи мира. 7 часов.
Тема5 Как «живут» экспонаты в музее? 6 часов.
Тема 6 . Играем в музей .3 часа.
Тематическое планирование по курсу «Введение в музей»
для 2 класса начальной школы.
№ п/п | Название тем и уроков | Количество часов | |
Тема 1 Что такое музей? (6 часов) | |||
1 | Смотрю и вижу . | 1час | |
2-3 | Что такое музей? | 2часа | |
4 | Какие бывают музеи? | 1час | |
5-6 | Музеи нашего города. Экскурсия в музей. | 2 часа | |
Тема 2. Что такое коллекция?(6 часов) | |||
7 | Что такое коллекция? | 1час | |
8 | Какие бывают коллекции? | 1час | |
9 | Экспонаты коллекции | 1час | |
10-11 | Твоя коллекция. Что ты коллекционируешь? | 2часа | |
12 | Экскурсия в музеи города | 1 час | |
Тема 3 .Рождение музея.(6 часов) | |||
13-14 | История Государственной Третьяковской галереи. | 2часа | |
15 | Музей д*Орсе | 1час | |
16-17 | Зритель в музее. | 2часа | |
18 | Игровое занятие. | 1час | |
Тема 4. Знаменитые музеи мира.(7 часов) | |||
19-20 | Государственный Эрмитаж. | 2часа | |
21 | Русский музей. Дворцы, сады. | 1час | |
22 | Русский музей. История коллекций. | 1час | |
23 | Государственный Исторический музей. | 1час | |
24 | Знаменитые музеи мира. | 1час | |
25 | Шедевры знаменитых музеев. | 1час | |
Тема5. Как «живут» экспонаты в музее(6 часов) | |||
26-27 | Как «живут» экспонаты в музее. | 2часа | |
28-29 | Реставрация музейных экспонатов. | 2часа | |
30-31 | Экскурсия в музей. | 2 часа | |
Тема6. Играем в музей(3 часа) | |||
32-34 | Повторение изученного. Сюжетно-ролевая игра. | 3 часа | |
Всего | 34 часа |
3класс Курс «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру»
Цель курса:
Формирование представлений о видовой и жанровой специфике изобразительного и народного искусства, а также архитектуры. Развитие художественного восприятия и начальных навыков интерпретации произведения искусства.
Задачи курса:
-формирование представлений о видах изобразительного искусства;
-о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов;
-о средствах художественной выразительности;
-развитие художественно-образного мышления и воображения;
-развитие способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению о произведении искусства, коммуникативных навыков;
-формирование познавательного интереса в области изобразительного искусства;
-развитие интереса к коллекциям художественных музеев.
Данный курс содержит следующие темы:
Тема1. Что такое изобразительное искусство? 2 часа
Тема2 Живопись 5 часов
Тема3 Графика 7 часов
Тема4 Скульптура 7 часов
Тема5 Архитектура 4 часа
Тема6 Народное искусство 7 часов
Тема7 Чему мы научились 2 часа
Тематическое планирование по курсу
«Введение в изобразительное искусство и архитектуру»для 3 класса начальной школы.
№п/п | Название тем и уроков | Количество часов |
Тема 1 | Что такое изобразительное искусство?(2 ч.) | |
1 | Ты пришёл в музей.Экскурсия. | 1час |
2 | Что такое изобразительное искусство? | 1час |
Тема 2 | Живопись (5 ч.) | |
3 | Что такое живопись? | 1час |
4 | О чём рассказала картина? | 1час |
5 | В мастерской художника-живописца. Экскурсия. | 1час |
6 | Такие разные краски. | 1час |
7 | Выразительные средства живописи. | 1час |
Тема 3 | Графика(7 ч.) | |
8 | Что такое графика? | 1час |
9 | Рисунок. | 1час |
10 | Гравюра: ксилография, линогравюра. | 1час |
11 | Резцовая гравюра на металле. | 1час |
12 | Литография. Монотипия. | 1час |
13-14 | Художник и книга. | 2часа |
Тема 4. | Скульптура(7 ч.) | |
15-16 | Что такое скульптура? | 2часа |
17 | В мастерской скульптора. | 1час |
18 | Выразительные средства скульптуры. | 1час |
19 | Образы животных в скульптуре. | 1час |
20 | Скульптура в городе. | 1час |
21 | Практическое занятие. Создаём скульптуру. | 1час |
Тема 5 | Архитектура(4 ч.) | |
22 | Что такое архитектура? | 1час |
23 | Дом. | 1час |
24 | Храм. | 1час |
25 | Человек из дома вышел…Экскурсия. | 1час |
Тема 6 | Народное искусство(7 ч.) | |
26 | Что такое народное искусство? | 1час |
27 | Кузнецы и плотники. | 1час |
28 | Деревянная игрушка. | 1час |
29 | Гончары. | 1час |
30 | Глиняная игрушка. | 1час |
31 | Рукодельницы. | 1час |
32 | Практическое занятие. | 1час |
Тема 7. | Чему мы научились?(2ч.) | |
33-34 | Повторение. | 2часа |
Всего | 34 часа |
Тематическое планирование по курсу
« В мире художественных образов» для 4 класса начальной школы.
Учебный курс «В мире художественных образов» предназначен для четвёртого года обучения по программе «Здравствуй, музей!». Материал курса посвящён живописи, графике, скульптуре, а также архитектуре и народному искусству, предполагает знакомство с жанрово-видовой спецификой произведений изобразительного искусства и выразительными средствами каждого из рассматриваемых видов. В процессе его освоения предполагается проведение 3-х музейно-педагогических занятий на экспозиции художественного музея, позволяющих на примере подлинников с наибольшей эффективностью осуществить главную цель программы «Здравствуй, музей!» - развитие визуальной культуры и художественного восприятия.
Цель курса.
Формирование представлений о видовой и жанровой специфике изобразительного и народного искусства, а также архитектуры. Развитие художественного восприятия и начальных навыков интерпретации произведения искусства.
Задачи.
- Формирование представлений о видах изобразительного искусства-живописи, графике, скульптуре, а также об архитектуре и народном искусстве.
- Формирование представлений о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов.
- Формирование представлений о средствах художественной выразительности произведений изобразительного искусства.
- Развитие художественно- образного мышления и воображения.
- Развитие способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению о произведении искусства, коммуникативных навыков.
- Формирование познавательного интереса в области изобразительного искусства.
- Развитие интереса к коллекциям художественных музеев.
В процессе изучения курса используется учебно-методический комплекс, состоящий из тетради для творческих работ, электронного альбома иллюстраций и методического пособия для учителя.
Тематическое планирование по курсу
« В мире художественных образов» для 4 класса начальной школы.
№ п/п | Название тем уроков | Количество часов |
Тема 1.Изобразительное, народное искусство и архитектура (7 часов) | ||
1 | Что мы знаем об изобразительном искусстве? | 1час |
2 | Виды живописи. | 1час |
3 | Жанры живописи. | 1час |
4 | Графика. | 1час |
5 | Скульптура. | 1час |
6 | Архитектура. | 1час |
7 | Народное искусство. Экскурсия. | 1час |
Тема 2. Что такое художественный образ? (3 часа) | ||
8 | От визуального объекта к художественному образу. | 1час |
9 | Образ и воображение. | 1час |
10 | Воображение и художественный образ. | 1час |
Тема 3. Путь к художественному образу. (3 часа) | ||
11 | Через реальное событие в историческое прошлое. | 1час |
12 | Воплощение замысла. | 1час |
13 | О чём картина «Последний день Помпеи?» | 1час |
Тема 4. Модель и образ. (5 часов) | ||
14 | Модель и образ. | 1час |
15 | Что главное в портрете? | 1час |
16 | Наедине с собой. Автопортрет. | 1час |
17 | Боги, герои и люди. | 1час |
18 | Портретные образы.Экскурсия. | 1час |
Тема 5. Предмет и форма. (5 часов) | ||
19 | Человек в мире предметов. | 1час |
20 | Цветы, фрукты и не только… | 1час |
21 | В лаборатории художника. | 1час |
22 | В лаборатории художника. Продолжение. | 1час |
23 | Практическое занятие. | 1час |
Тема 6. Образы природы. | ||
24 | Наедине с природой. Первая встреча.Экскурсия. | 1час |
25 | Учиться жизни у природы. | 1час |
26 | Красота и правда. | 1час |
27 | Красота и правда. | 1час |
28 | Образы природы. Рисуем пейзажи. | 1час |
Тема 7. В музей без билета. (3 часа) | ||
29 | Музей в компьютере, компьютер в музее. Информационные технологии в музейной среде. | 1час |
30-31 | В музей без билета. | 1час |
Тема 8. Чему мы научились(3 часа) | ||
32 | Повторение. Этюды на пленэре. | 1час |
33-34 | Выставка в классе и в Интернет. | 2часа |
раздник сегодня большой и красивый -
День всех мам отмечает страна.
И мы с папой хотим сделать маму счастливой –
Ведь добрей всех на свете она.
Цветы папа купил и сложил их в букетик,
Я их маме сейчас подарю,
Ведь мама моя лучше всех мам на свете,
И я ее очень люблю.
Обещаю тебе, что я слушаться буду,
Только ты улыбнись поскорей,
Вместе с папой я даже помою посуду,
Чтобы было тебе веселей.
Мы желаем тебе, чтоб была ты счастливой,
Не грустила, чтоб ты никогда,
Чтоб была ты всегда молодой и красивой,
И нас с папой любила всегда.
Автор: Марина Головко
© http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/stihi-k-dnju-materi-3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "В музее."
Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....
Презентация «Школьный музей русского быта»
Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...
Проект.Виртуальный музей «Мой любимый город»
Идея создания нашего музея простая и бесхитростная - мы хотим собрать, систематизировать и обнародовать банк данных, связанный с происхождением и развитием нашего города.Нами двигает...
"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.
Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...
Конспект урока "Что такое музей. Какие бывают музеи. Правила поведения в музее".
История музеев, музеи Крыма...
Урок в музее Космонавтики и музее Королева
Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....