Внеклассное занятие "Кузбасс- мой край родной!"
классный час (3 класс)

Сак Светлана Владимировна

Кузбасс-мой край родной!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кузбасс30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине.

Задачи урока:

  • Познакомить с Михайло Волковым – первооткрывателем каменного угля.
  • Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.
  • Способствовать формированию чувства гордости за свою страну.
  • Воспитывать любовь к своему краю, интерес к познанию нового, неоткрытого.
  • Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

– Сегодня мы с вами проведём игру-викторину, а на какую тематику вы определите немного позднее.

– Все мы с вами россияне. Почему?

– Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация)

– На каком материке располагается Россия?

– Какой город является столицей России? (Москва

– Кто является президентом России? (Владимир Владимирович Путин –

– Россия – это огромная страна с разнообразной природой, богатыми недрами, трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими.

– В большой стране у каждого человека есть свой любимый маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина – Россия. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью.

– Какой уголок земли, какой уголок России мы можем назвать своей малой Родиной, своим домом? (Кемеровскую область)

По площади Кемеровская область самая маленькая в Западной Сибири, но она значительно превосходит по площади ряд зарубежных стран Европы – Австрию, Венгрию, Ирландию, Швейцарию, Бельгию. Здесь проживают более 3 млн. человек. 
Преобладающие виды растительности – таёжная и лесостепная. 
Природа Земли Кузнецкой неповторима, уникальна: высокие, покрытые вечными льдами горы, тайга, прорезанная лентами рек, степные просторы, самые разнообразные растения и животные, богатые недра: каменный уголь, железные, медные, руды, золото, мрамор и другие.

Здесь солнечный ветер над снежным покровом,
Дыханье мороза и запах кедровый,
Медовые соты,
Настой черемши
И щедрый размах хлебосольной души!

Административная столица области – Кемерово, город  химиков.
Новокузнецк – южная столица, крупный промышленный центр Сибири.
Прокопьевск и Киселёвск – «жемчужины» угольной промышленности.
Города энергетиков – Мыски и Калтан.
Мариинск – «золотые ворота» Кузбасса, город деревянного зодчества, город музеев и необычных памятников.
Таштагол, Шерегеш – туристические центры.
Горную Шорию называют «Сибирской Щвейцарией».
Хотя Кемеровская область самая маленькая по площади в Сибири, наш Кузбасс известен во всем мире.

Если в карту Сибири всмотреться 
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно, и Отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи, и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!»
                                                             
(Г. Юров)

Кузбасс! Ты дорог и любим.
Горжусь твоею красотою.
Твоею мощью, широтою,
Рабочим обликом твоим!
                                            
(Степан Торбоков)

III. Сообщение темы занятия.

О чем же пойдет речь на нашем занятии?( о Кемеровской области) По всем установленным документам 6 июля 1721 года. дата [обнаружения каменноугольного бассейна] То есть мы будем праздновать 300-летие Кузбасса 6 июля 2021 года,   все вопросы будут связаны с материалом, который мы изучили по Кемеровской области.

IV. Деление на группы.

(Рассаживаются на 2 команды по цвету жетона).

– Мы не зря разделились на группы. Ведь наше занятие будет проходить в форме игры-викторины

придумываются названия командам).

V. Викторина

1) Общие вопросы.

  •  Какой орган тела человека будет напоминать контур границ нашей области?

“Если на карту Кузбасса всмотреться в нём обозначены контуры сердца” (слайд)

  • Чёрное золото Кузбасса… (уголь)
  • Из этого ископаемого делают «крылатый металл»… (алюминиевая руда)
  • Имя нашего родного края … (Кузбасс – кузнецкий угольный бассейн)
  • Древнейшие коренные жители Кузнецкой земли… (Телеуты и шорцы)
  • Главный город нашей области… (Кемерово)
  • Какое название раньше носил г. Кемерово  (Щегловск)
  • Этот город называют южной столицей области… (Новокузнецк)
  • Название какого города носит женское имя? (Мариинск)
  • Название этих гор в переводе на русский язык «пёстрые горы»… (Кузнецкий Алатау)
  • Главная река Кемеровской области… (Томь)
  • Любимое блюдо сибиряков ... (пельмени)
  • Его мехом отделывали королевские мантии… (горностай)
  • Распространенное полезное ископаемое болот… (торф)
  • Видный строитель хаток и плотин… (бобр)
  • Это дерево цветет в июле, лучший медонос… (липа)
  • Это дерево имеет самую прочную древесину… (лиственница)
  • Горная страна на юге Кемеровской области… (Горная Шория)
  • Губернатор Кемеровской области ... (Сергей  Цивелев).
  1. «Знатоки карты». 

Каждой команде дают разрезанную на части карту Кемеровской области. Задача – сложить карту в единое целое. Побеждает команда, которая выполнит задание быстро и правильно.

  1. «Кто наши соседи»

Назовите наших соседей. Где и с кем граничит Кемеровская область.

(Вытягивают вопрос на карточке, показ ответа на карте)

– Север (с Томской областью), 
         - Запад (с Новосибирской областью)
         - Юг (с Алтайским краем и Республикой Алтай)
          - Восток (С Красноярским краем и Республикой Хакасия)

4  «Наши реки»

Водные ресурсы Кемеровской области очень богаты.

– Выберите и запишите самые крупные реки, протекающие по территории Кемеровской области: Лена, Томь, Кия, Обь, Енисей, ЯЯ, Чумыш, Амур, Чулыш, Иня

(задания в конвертах на карточках).

(Ответ: Томь, Кия, Иня, Яя, Чумыш, Чулыш)

– Кто помнит, как называют Томь? (Большая тёмная река)

– Почему так называют? Имя Томи дал кетский народ, который видел, как река впадает в Обь. Она в этом месте тёмная, т.к. дно Томи с тёмным каменистым галечным дном, а Обь течёт по песку и глине и потому – белая. Разность оттенков при слиянии 2-х рек настолько велика, что Томь кажется тёмной.

– Какова роль Томи для жителей Кузбасса?

  • утолить жажду;
  • транспортный путь;
  • источник гидроэнергии;
  • место отдыха;
  • основа рыбного хозяйства;
  • в быту роль “Золушки”.

5) Конкурс “ Собери  и объясни пословицу ”

– О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Каждая команда получит по 2  пословицы, смысл которой нужно будет объяснить. (Вытягивают)

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – мать, умей за неё постоять.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 

6   «Наша природа» Анаграммы.

-Сейчас я прочитаю небольшое стихотворение. Ваша задача по заглавным буквам каждой строчки составить слово:

  Фантазия нам ум питает,
  А потому сейчас, друзья, 
  Урок мы с вами продолжаем, 
  На ваши знанья уповаем,
  А лучше выдумать нельзя.
(ФАУНА)

-А кто знает, что такое фауна? (Мир животных). 

По древнегреческой легенде жила богиня, звали ее Фауна, которая покровительствовала всем животным на земле. Поэтому мир животных называют – ФАУНОЙ.

Формальная любовь к природе
Легко усвоена в народе, 
О ней забота нынче в моде.
Расхожим верим мы словам,
А только воз и ныне там. 
(ФЛОРА)

-А что такое флора? (Мир растений).

Это тоже была богиня и покровительствовала она всем растениям. Мир растений называют – ФЛОРОЙ. 

Командам раздают карточки с анаграммами – зашифрованными названиями (животных, растений,).

яцза – заяц;                      балек – белка;
девмедь – медведь;          соль – лось;
сырь – рысь;                     ловк – волк.

лисветницан – лиственница;        пали – липа;
тахип – пихта;                                наоси – осина;
редк – кедр;                                    зёреба – берёза.

7«Лишний в ряду». 

Команды должны найти «лишних» в ряду. Объяснить причину.

  • Пихта, лиственница, липа, ель, сосна, кедр. (Липа – лишнее – лиственное растение. Пихта, лиственница, ель, сосна, кедр – хвойные растения).
  • Лиса, волк, рысь, соболь, ласка, бобр. (Бобр – лишнее – грызун. Лиса, волк, рысь, соболь, ласка – хищные животные).
  • Муравей, пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка. (Муравей – лишний – нелетающее насекомое. Пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка – летающие насекомые).
  • Комар, златоглазка, слепень, овод, муха. (Комар, златоглазка, слепень, овод – кровососущие насекомые. Муха – лишняя).

8.  Наши  знайки

– Сейчас, дружок, вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землёй

Нам уголь добывает?

Шахтёр

– Кто, где и когда впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области? Ответ на этот вопрос вы должны были подготовить дома.

(Выступление представителей команд)

  • Рудознатец казачий сын Михайло Волков в 1721году на берегу реки Томи обнаружил пласт каменного угля в “горелой горе”. В настоящее время это на территории нынешнего г.Кемерово в Рудничном районе.

Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своём пути к великому открытию угля: хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, Михайло Волков с товарищами увидели пожар в горе. Рудознатцы были очень удивлены: “Как так, камень, а горит?” Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько каменьев из отверстия, он спустился вниз, развёл костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгрёб кучу золы и увидел камень, доселе ему неизвестный. Эта пара камней была брошена в костёр, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло.

  • Одарённость и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожжённых породах “уголье земляное”. Такой вывод был не под силу многим именитым рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Михайло Волков осмотрел “горелую гору” и обнаруженный уголь доставил в Томск. На каменный уголь обратили внимание, так как в то время ощущался недостаток топлива. Но со времени открытия каменного угля рудознатцем и до его использования прошло 100лет.
  • Площадь в центре Кемерово носит имя Михайло Волкова. 23 августа 1968 г. здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу (автор – кемеровский скульптор Г.Н.Баранов) В Рудничном районе Кемерова, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. В Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня в память о погибших шахтёрах.
  • Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Главное богатство области – каменный уголь. Чёрный кусочек угля – это сказочный родник солнечного тепла и света.
  • Уголь – это основное твёрдое топливо России. Уголь используют для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырьё для химической промышленности страны.

VI. Подведение итога игры и итога занятия.

– Я думаю, что осталось ещё много тайн у нашей маленькой Родины, которые нам с вами предстоит открыть.

Продолжите мои фразы на экране …

Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".

Сценарий внеклассного мероприятия  посвященного Дню  освобождения  Смоленщины  от  немецко-фашистких захватчиков....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

внеклассное занятие "духовные ценности родного края"

занятие расчитано на детей 1-2 класса...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Мой край родной – Октябрьский район"

Тема занятия:Мой край родной – Октябрьский район.Цель:воспитание любви к родному краю.Задачи:ü     формировать интерес к родному краю;ü     расширить знания о р...