Познавательно – творческий коллективный проект в рамках предметной недели по окружающему миру «Зимующие птицы нашего края»
проект (1 класс)

Маркова Вера Васильевна

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный (одна неделя)

Возраст:7 - 12 лет

Участники: педагоги, обучающиеся, родители.

Внешним продуктом проекта стали созданные материалы: сообщения, поделки, рисунки, кормушки.

Внутренним продуктом проекта стал опыт групповой работы и совместной работы с родителями и педагогами.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц.
  • приобщение к прекрасному.
  • привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
  • развитие творческих и натуралистических умений.

Проект имеет практическую ценность, он дает возможность учащимся проводить исследования самостоятельно, учит ставить проблемы, находить пути их решения, развивать навыки работы в группах, умение обсуждать, анализировать, делать выводы, дает возможность выполнять задания в соответствии со способностями, способствует сплочению коллектива.

Методы работы:

  • поиск необходимой информации в разных источниках;
  • визуальное наблюдение;
  • анкетирование;
  • изготовление кормушек.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_proekt_tekst.docx139.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 г. Троицк, Челябинской области

Познавательно – творческий коллективный проект в рамках предметной недели по окружающему миру (1-4, 7б, 8в классы)

 «Зимующие птицы нашего края»

http://900igr.net/datas/okruzhajuschij-mir/Zimujuschie-ptitsy-dlja-detej/0014-014-Zimujuschie-ptitsy-dlja-detej.jpg

Подготовила: учитель начальных классов Маркова В.В.

21.12.2018

«Зимующие птицы нашего края»

Оглавление:

1.Описание работы

-Актуальность выбранной темы

-подготовительный этап

-основной (практический) этап и его результаты

-заключительный этап

2. Рефлексия деятельности

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный (одна неделя)

Возраст:7 - 12 лет

Участники: педагоги, обучающиеся, родители.

Внешним продуктом проекта стали созданные материалы: сообщения, поделки, рисунки, кормушки.

Внутренним продуктом проекта стал опыт групповой работы и совместной работы с родителями и педагогами.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц.
  • приобщение к прекрасному.
  • привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
  • развитие творческих и натуралистических умений.

Проект имеет практическую ценность, он дает возможность учащимся проводить исследования самостоятельно, учит ставить проблемы, находить пути их решения, развивать навыки работы в группах, умение обсуждать, анализировать, делать выводы, дает возможность выполнять задания в соответствии со способностями, способствует сплочению коллектива.

Методы работы:

  • поиск необходимой информации в разных источниках;
  • визуальное наблюдение;
  • анкетирование;
  • изготовление кормушек.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Данный проект будет иметь логическое продолжение в акции «Здравствуйте, пернатые» и «Каждому скворцу – по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории села), которая будет приурочена к Международному Дню птиц (1 апреля).

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Руководитель проекта: Маркова В.В, учитель начальных классов

1.Описание работы

Актуальность выбранной темы:

ПТИЦЫ – самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов. С незапамятных пор птицы завораживали людей и служили источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители села – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Проект "Зимующие птицы" направлен на изучение птиц, встречающихся в нашей местности в зимний период. Он позволил не только расширить знания обучающихся по программному материалу, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В результате реализации проекта обучающиеся получили возможность поучиться работать с интернетом, со справочной и энцеклопедической литературой. В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.

Проект является групповым, творческим, прослеживаются межпредметные связи. По продолжительности был краткосрочным, внутриклассным.

Проблема экологического воспитания, все чаще и чаще встает перед человечеством в последние годы. А чтобы решить любую проблему надо ее сначала определить, изучить, наметить пути решения этой проблемы. А когда как не в начальных классах надо начинать работу по бережному отношению к живой и неживой природе. Так изучая по окружающему миру тему «Жизнь птиц», мы затронули вопрос: каких птиц можно встретить зимой в нашей местности? Почему одни птицы улетают от нас на зиму, а другие остаются? Какие опасности могут подстерегать птиц зимой? А когда узнали, что из десяти синиц за год погибает до девяти птичек, то решили подумать, чем мы можем помочь пернатым друзьям в зимний период, что для них сделать, чем подкармливать. К решению данной проблемы мы решили подключить родителей. Кроме того, что как не общее дело сплачивает коллектив?

Проблема проекта:

1. Какие птицы остаются зимовать в нашей местности?

2. Чем они питаются?

3. Какова роль человека в жизни птиц?

Гипотеза: обогащая наши знания о зимующих птицах, мы постараемся внести хоть небольшую частичку в дело спасения пернатых друзей в зимний период, а это поможет сохранить красоту вокруг нас, доброту в душе, стремление придти на помощь в любых жизненных ситуациях.

Цель проекта:    

 Расширить представления обучающихся о зимующих птицах родного края, их поведении, образе жизни, о роли человека в жизни птиц. Изготовить кормушки

Задачи проекта:

  1. Учить обучающихся заниматься исследовательской работой.
  2. Учить детей работать с разными источниками информации.
  3. Учить обучающихся выполнять групповую работу.
  4. Показать роль птиц в жизни человека.
  5. Узнать способы защиты птиц зимой.
  6. Принять личное участие в мероприятие по защите птиц зимой
  7. Учиться вести наблюдение за птицами.
  8. Изучить какой корм предпочитают разные птицы, прилетающие на кормушку.

План работы:

1. Подготовительный этап

-выбор темы проекта

-посещение библиотеки с целью отбора книг о зимующих птицах

-изготовление кормушек

-составление и обсуждение реализации плана проекта

-распределение класса на группы

-постановка задач выполнения в каждой группе

2. Основной (практический) этап и его результаты

Групповая работа

- оформить плакат о зимующих птицах в нашей местности

 - определение какой корм предпочитают какие птицы

- узнать народные приметы, связанные с жизнью птиц

-подобрать стихи о зимующих птицах

-подобрать загадки о зимующих птицах

Коллективная работа

-чтение и обсуждение книг о зимующих птицах

-изготовление на уроке технологии макетов кормушки и птиц

- рисование на уроке изобразительного искусства зимующих птиц , живущих в нашей местности

-знакомство с музыкальными произведениями И.Штрауса «Сказки венского леса» и А.Вивальди «Времена года» «Зима»

План исследования

  1. Название птицы
  2. Среда обитания
  3. Внешний вид, окраска. Форма тела: отделы тела, покровы, клюв, хвост.
  4. Питание, размножение
  5. Особенности поведения
  6. Загадки, поговорки, пословицы, сказки, рассказы, стихи, м/ф, народные приметы где встречается данная птица.
  7. Значение в природе и жизни человека.

Оформление результата работы в виде рисунков, аппликаций

Заключительный этап (защита проекта)

Защита проекта

Здравствуйте, друзья! Вы знаете, зачем мы с вами сегодня собрались?

Сегодня представляем на ваш суд наш свеженький «с пылу с жару» проект по окружающему нас миру, который состоит из нескольких мини-проектов «Зимующие птицы нашего края». Как называется наш край, в котором мы живем? (Челябинская область, Южный Урал). А кто такие зимующие птицы? Как вы понимаете?

 ПТИЦЫ – самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов

Цель проекта:    

 Расширить представления обучающихся о зимующих птицах родного края и о роли человека в их жизни. Изготовить кормушки.

Задачи проекта:

  1. Учить обучающихся заниматься исследовательской работой.
  2. Учить детей работать с разными источниками информации.
  3. Учить обучающихся выполнять групповую работу.
  4. Показать роль птиц в жизни человека.
  5. Узнать способы защиты птиц зимой.
  6. Принять личное участие в мероприятие по защите птиц зимой
  7. Учиться вести наблюдение за птицами.
  8. Изучить какой корм предпочитают разные птицы, прилетающие на кормушку.

 В начале предметной недели классам было предложено поработать над своим познавательно - творческим мини-проектом. Каждому классу досталась какая-то зимующая птица. Был дан примерный план исследования птицы. Вы со своими классными руководителями искали информацию о птицах.

Вы готовились со своими классными руководителями.  А сегодня пришло время посмотреть, что же у нас получилось.

Каждый класс по очереди представляют свою творческую работу всему нач. звену.

ВОРОБЕЙ

1а класс представляет зимующую птицу – воробей

Воробей – одна из самых известных птиц, обитающая в Челяб. обл. Как и на всей территории России встречаются 2 вида воробья: домовой или городской и полевой или деревенский. Вес воробья от 20 до 35 граммов. Он принадлежит к отряду воробьинообразных, в который входит более 5000 видов птиц.

У городских воробьев мальчик отдичается от девочки наличием черного пятна на подбородке. У самки голова и горло серые. Окраска оперения: сверху – коричневато-бурая, снизу – беловарая или серая. Щеки белые, крылья с желтовато-белой поперечной полоской.  

 У деревенского воробья черные сережки на щеках и коричневая шапочка на голове. Девочки и мальчики на вид все одинаковые.

Само название «воробей» сложилось их слов «вора» и «бей». Так называли их русские крестьяне, у которых птицы в полях и огородах обклевывали спелые семена растений и хлебные крошки.

Зимой воробьи держатся около жилья человека. Они летают стайками, так легче добывать пищу. Если один воробей нашел корм, то он зовет остальных. Эта птица самостоятельная и в обиду себя не даст. Когда воробью холодно, он распушает перышки. Становится похож на меховой шарик.

Эта птица очень прожорливая. Летает по полям, садам, истребляет не только насекомых, но иногда вредит урожаю. Воробей – плохой строитель. Не любит строить гнезда, а захватывает чужое: скворечник или гнездо ласточки и выгнать его от туда уже невозможно.

Сказки и рассказы про воробья (демонстрация худ. литературы)

Демонстрация художественной литературы

Стихи

Я весь день ловлю жуков                 Эта маленькая пташка

Ем букашек, червяков                       Носит серую рубашку

Зимовать не улетаю                           Подбирает быстро крошки

Под карнизом обитаю                       И спасается от мошки

Скороговорка

Воробей просил ворону вызвать волка к телефону

Народные приметы

В хорошую погоду они веселые, бывают даже драчливые. Но если они вялые и притихли, нахохлились. Это перед дождем.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Воробьи прячутся в хворост – на мороз или перед метелью.

Пословицы и поговорки

Слово ни воробей, вылетит не поймаешь.

Вольному воробью и соловей в клетке завидует.

Лучше один воробей в кармане, чем десяток на крыше.

Время, как воробей, упустишь – не поймаешь.

Загадки

Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …? 

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок. 

Песенка воробья из рассказа А.М. Горького «Воробьишко»

«Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам я мошек ем.»

Питание

Воробей питается: хлебными крошками, пшеном, овсом, нежареными семечками подсолнуха и тыквы.

На уроках мы проводим физминутку: «Воробьи – воробушки»

Интересный факт

В Американском городе Бостон в середине 19 века установили памятник воробью в знак благодарности за то, что эта птица, поедая  разных насекомых спасала урожаи.

Заключение

Ваши мини-проекты соединились в один проект "Зимующие птицы". Ваши работа была направлена на изучение птиц, встречающихся в нашей местности в зимний период.

Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.

Нуждаются ли зимующие птицы в помощи человека?...(ответы детей) Зачем кормить птиц зимой? (ответы детей)

Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма. Сытой птице мороз не страшен; главное правило- не забывать подсыпать корм в кормушки!

И человек может помочь перезимовать птахам строя кормушки.

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни – ты их приручил,

Ты за них в ответе!

В нашей школе каждый год педагоги с детьми делаю кормушки. И вы тоже очень постарались. Вы все молодцы. Осталось только повесить на улице и подсыпать птичкам еду.

В заключении предметной декады все классы будут отмечены грамотами.

(Конкурс кормушек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Птицы нашего края"

Участники проекта: ученики 3 класса (дети со сложной структурой дефекта), родители учащихся, учитель. Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся. Цель: коррекция психического ...

Файнворды к проведению предметной недели по окружающему миру на тему "Птицы"

Файнворд содержит спрятанные в тексте названия птиц...

Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"

Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...

Тезис на тему: "Формирование познавательных УУД у первоклассников посредством предметной недели по окружающему миру"

Тезис на тему: "Формирование познавательных УУД у первоклассников посредством предметной недели по окружающему миру"...

Педагогический проект «Разноцветная неделя» в рамках предметной недели с эмоциональной разгрузкой школьников.

Впервые предметная неделя в нашей школе проходила  как неделя эмоциональной разгрузки в рамках нового проекта «Разноцветная неделя». Цель ее активизировать познавательную деятельность...

Проект по окружающему миру "Зимующие птицы"

Проект по окружающему миру "Зимующие птицы"...

Предметно-тематический классный час "Зимующие птицы нашего края" 3 класс

Заколдован невидимкой,дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойподвязалась сосна....