КВН "Природа родного края"
план-конспект занятия (4 класс)

Кечемайкина Нина Васильевна

Занятие имеет научно-познавательную и  художественно-эстетическую направленность.

КВН по теме «Природа родного края» -  завершающий этап  работы по изучению данной темы по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир». На занятии  используется не только весь материал, который рассматривался на  уроках окружающего мира, но и данные, которые дети получили на уроках музыки, изобразительного искусства, родной литературы и при самостоятельном изучении темы. Во время подготовки к занятию дети знакомятся с литературными произведениями мордовских писателей, с музыкальными произведениями мордовских композиторов, с художественными произведениями  Ф.В.Сычкова, используемыми на данном занятии в качестве демонстрационного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_priroda_rodnogo_kraya.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

КВН  на тему: «Природа родного края»

Цель занятия:

  • Обобщить знания, полученные при изучении темы «Природа родного края»
  • Воспитывать любовь к родному краю, стремление беречь и охранять родную природу, чувство коллективизма и взаимопомощи.
  • Развивать наблюдательность, умение кратко и четко высказывать свои мысли, умение работать в коллективе, стремление самостоятельно изучать природу родного края и культурное наследие своего народа.
  • показать связь творческого наследия мордовского народа  с родной природой

Место занятия в системе внеурочной деятельности.

Занятие имеет научно-познавательную и  художественно-эстетическую направленность.

КВН по теме «Природа родного края» -  завершающий этап  работы по изучению данной темы по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир», учебник для 4 класса начальной  школы, часть I, М., Просвещение, 2012.

На занятии  используется не только весь материал, который рассматривался на  уроках окружающего мира, но и данные, которые дети получили на уроках музыки, изобразительного искусства, родной литературы и при самостоятельном изучении темы. Во время подготовки к занятию дети знакомятся с литературными произведениями мордовских писателей, с музыкальными произведениями мордовских композиторов, с художественными произведениями  Ф.В.Сычкова, используемыми на данном занятии в качестве демонстрационного материала. На протяжении всей игры, каждый конкурс сопровождается демонстрацией слайдов с изображением картин природы родного края. Слайды  служат не только демонстрационным материалом, но и помогают учащимся в выполнении конкурсных заданий. Каждое конкурсное задание содержит дополнительные вопросы, которые развивают наблюдательность,  расширяют кругозор участников игры и при правильном ответе приносят команде дополнительное очко.

При подготовке к занятию использовала следующую литературу: 

  • Антология  мордовской поэзии. Сборник. Сост.: В.А.Гадаев, Г.И.Горбунов, М.С.Моисеев. – Саранск. Мордов. кн. изд-во, 1987
  • Баргова Т.С. Большое Игнатово. Саранск, Морд. Кн. изд-во,  2000
  • Ж-л  «Начальная школа», 2000 год
  • Кипайкина Н.А. Тиринь кель 3 класс, 4 класс, Саранск, Мордов. кн. изд., 2008
  • Михеева А.А., Варковицкая Л.А, Учебник-хрестоматия для 4 класса национальных школ, Просвещение, Санкт-Петербургское отд., 2000 год
  • Национально-региональный компонент в образовательном процессе школы (программы и рекомендации). Саранск. Мордовское книжное издательство.1997 г.
  • Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Мир вокруг нас», учебник для 4 класса нач. школы, часть I, М., Просвещение, 2007.
  • Салищев А.И., Силенок В.Я., Знаете ли вы Мордовию, Саранск, Морд. кн. изд., 1983.
  • Физическая география Мордовии в картах, рисунках, фотографиях и цифрах , Электронное учебное пособие,  А.А. Ямашкин, Саранск 2006
  • Фотографии из личного архива

Оборудование на занятии:

  • Карта Мордовии (для каждой команды);  
  • презентация  на тему «Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь»;
  • выставка книг на тему: «О природе Мордовии и Большеигнатовского района»;
  • кроссворды для команд на тему: «Водоемы Мордовии», «Полезные ископаемые Мордовии», «Города Мордовии»;
  • коллекция полезных ископаемых
  • чистые листы и ручки для ответов членам команд;
  • чистые листы, ручки, наградные листы,  бланки с правильными ответами на конкурсные задания для членов жюри.

План работы:

  1. Подготовительная работа.
  • Формирование команд, участников КВН            (учитель)
  • Подготовка  приветствий                                       (члены команд)
  • Ответы на вопросы викторины для капитанов    (члены команд)
  • Подборка материала для домашнего задания      (члены команд)
  • Создание презентации                                            (учитель)
  • Подборка книг для выставки                                 (библиотекарь класса)
  • Определение состава жюри                                   (учитель)          
  • Подготовка наградных листов                               (члены родитель.  комитета)          
  1. Ход занятия.
  • Приветствие команд
  • Разминка
  • Конкурс капитанов
  • Анаграмма «Птицы и животные»
  • Литературная композиция на тему «О природных богатствах Мордовии стихами мордовских поэтов»
  • Конкурс кроссвордов («Водоемы Мордовии», «Полезные ископаемые Мордовии», «Города Мордовии»)
  • Домашнее задание
  • Подведение итогов игры
  • Награждение

Содержание занятия.

  1. Приветствие команд.

Приветствие первой команды.

Хором: Наш адрес: село Андреевка.

 Ламо мазыйть таркат неинь, но седеезэнь монь прась

Монь чачома тиринь велем, сондензэ мазый арась!

Андрейвелесь, Игнатвелесь пиже лугасо карксазь.

Аштить Пьянадо ве пеле, сындест мазыйнеть арасть.         По Л. Кистановой   

                                                   

- район Большеигнатовский            

Чтец:     Большеигнатовский район-

           средневолжская местность.

           Зеленеют леса, золотятся поля…

                Он ещё не обрёл мировую известность,

                Но для нас этот край-дорогая земля!      Автор Ламбина

- республика Мордовия                   

Чтец:    В России, средь берёзовых просторов,

              полянка есть – Мордовия моя.

              Мордовия! Любимая навеки!

              Моя полянка – сторона моя!  По А.Норкину

Первая команда завершает представление исполнением песни о Мордовии.

- Приветствие второй команды                        

1 ученик:  Мордовия моя – леса и пашни,

                  Цветов и птиц привольная страна.

                  Ужели стороны родимой краше

                  На свете есть другая сторона.

3 ученик.  Мордовия моя – моря пшеницы,

                  Волшебных зёрен золотой улов,

                  Суры бурливой синие зарницы,

                  Дорог широких беспокойный зов.  Автор

4 ученик.  Ой, шумят сады вишнёвые, лету ягодному быть.

                   Сердцу близкую Мордовию разве можно не любить?

5 ученик.  Здесь озёра светло – синие, вековечный лес кудряв.

                   Всюду рощи соловьиные, молодая сень дубрав.

6 ученик.   На лугах трава медовая, на полях – хлеба стеной.

                   Я люблю свою Мордовию беззаветно, всей душой.  Петр Черняев.

Исполняется песня о Мордовии второй командой

.

Учитель: Как вы уже догадались, поговорим мы сегодня о Мордовии. А именно, о природе нашего края. Разговор будет проходить в форме КВН.   Объявляю первый конкурс.  

                                                     

  1. «Разминка».           Загадки о природе

Есть у ребят зелёный друг. Весёлый друг, хороший.

Он вам протянет сотни рук и тысячи ладошек.                         Лес.

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, лесному жителю пригодный.     Мухомор.  

На припёке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки – собираем огоньки.                            Земляника.

Кто не прикасается, за того цепляется.

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки.                   Репейник.

Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а без волос.        Берёза.

Посадили зернышко – вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.

Их поджарим – погрызём.                                                      Подсолнух

В сенокос -  горька, а в мороз -  сладка,

Что за ягодка?                                                                       Калина.

Только тронь – отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава, как огонь.                                                 Крапива.

 

Прижавшись тесно к брату брат, в зелёных гнёздышках сидят.

Гнёздышки искусные, а братишки вкусные.                    Орехи.

В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок до будущего лета.                   Жёлудь.

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок, и я остался стебелёк.                     Одуванчик.

Команда, набравшая большее количество баллов, начинает следующий конкурс первой.         

         

  1. Конкурс капитанов.

    - За две минуты надо дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает одно очко (ответы на вопросы  команды готовят накануне игры). Если капитан затрудняется ответить, то он может трижды воспользоваться  подсказкой членов команды. Если члены команды не смогли помочь, а правильный ответ даст команда – соперница, то балл присуждается соперникам.

                                 Вопросы капитану команды №1.

  1. Самая развитая промышленность в Мордовии. (пищевая, по производству цемента и др.)
  2. С какой целью создаются зелёные зоны вокруг городов и населённых пунктов? (для отдыха, очищения атмосферы, обогащения её кислородом)
  3. Какое вещество получают из дуба? (дубильное)
  4. Назовите лесные лекарственные растения. (малина, шиповник, калина, черника, рябина)
  5. Назовите несколько представителей луговой растительности. (щавель, земляника, клубника, зверобой, иван-чай и тд.)
  6. Что можно использовать в лесу для заварки чая? (малина, брусника, шиповник, земляника)
  7. Какие растения в нашем крае первыми зацветают весной? (верба, мать-и-мачеха, медуница)
  8. Какие парнокопытные животные обитают в лесах Мордовии? (лось, марал, олень, кабан)
  9. Самое крупное хищное животное наших лесов? (волк)
  10. Назовите млекопитающих животных наших лесов, которые истребляют грызунов? (лиса, хорь, ласка)
  11. Назовите ценных зверей Мордовии, имеющих охотничье-промысловое значение. (белка, лисица, куница, норка, выдра, заяц, горностай)
  12. Почему весной запрещается охота на пушных зверей? (выводят потомство, мех плохого качества из-за линьки)
  13. Какие виды зайцев живут на территории Мордовии? (заяц-беляк, заяц-русак)
  14. Какие птицы зимуют в нашей местности? (воробей, галка, ворона, сорока, синица, снегирь, свиристель и тд.)
  15. Какая птица может двигаться и вверх и вниз головой? (поползень)
  16. Почему ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в плохую – над самой землёй? (зависит от насекомых)
  17. Кто считается санитаром пресных вод? (рак)
  18. Назовите самую крупную рыбу наших водоёмов. (сом)

Вопросы капитану команды №2.

  1. Какие промышленные предприятия Мордовии можете назвать?
  2. Какое дерево даёт сладкий ароматный сок? (берёза)
  3. Хозяйственное значение пойменных лугов? (сенокосные и пастбищные угодья)
  4. Назовите травянистые лекарственные растения. (валерьяна, ландыш, одуванчик, подорожник, зверобой, тысячелистник, полынь горькая, крапива двудомная, ромашка, пастушья сумка)
  5. Какое дерево в наших лесах зацветает позже всех? (липа)

6. Какими замечательными свойствами обладают зелёные растения? (очищают атмосферу, обогащают её кислородом)

     7. Назовите хищных млекопитающих, обитающих в наших лесах. (медведь, барсук, куница, норка, хорек, ласка, волк, рысь, лисица)

     8.Какой зверёк приносит зерно в защёчных мешках, делая большой запас на зиму в своей норе? (хомяк)

     9.Какой представитель семейства кошачьих встречается в наших лесах? (рысь)

     10.Дикая свинья, обитающая в наших лесах. (кабан)

11.Речное  животное с ценным, пушистым мехом. (ондатра, бобер)

12.Какую птицу наших лесов называют главным врачом деревьев? (дятел)

13.Какие птицы наших лесов зимой в сильные морозы зарываются в снег? (куропатки, рябчики, тетерев, глухарь)

14.Какие хищные птицы ведут ночной образ жизни? (сыч, сова, неясыть)

15.Чем полезны  жабы и лягушки? (истребляют слизней, гусениц, жуков, бабочек)

16.Назовите рыб, обитающих в наших водоёмах (щука, карась, окунь, сом и тд.)

17.Хищная рыба с удлинённой головой и острыми зубами? (щука)

18.Какие птицы прилетают к нам весной первыми? (грач, жаворонок)

   

  IV.   Анаграмма «Птицы и животные».    

          - При перестановке букв в левой колонке можно получить названия птиц, в правой колонке – названия животных. Побеждает та команда, которая раньше и правильнее выполнит задание. 

Задание начинает выполнять  одновременно по моей команде, ответы пишутся на листочках. Задание изображено на слайде.

Птицы

Животные

Колос

Банка

Врескоц

Бурсак

Стаи

Сила

Жрист

Рысак

Норов

Скала

Чагр

дравы

- Какая из угаданных птиц  не встречается в нашей местности? (аист)

- Правильно, эта птица предпочитает более  теплый климат, но в Мордовии у них есть места обитания. – Где можно встретить эту птицу?  (Мордовский государственный заповедник имени П. Г. Смидовича)

- Где он  расположен? (в Темниковском лесном массиве).        Познакомиться с обитателями заповедника поближе вам помогут вот эти книги   (демонстрация   книг) За каждый правильный ответ на дополнительные вопросы команды получают  дополнительное очко.

 

  1. Литературная композиция «О водоёмах Мордовии». 

- Прежде чем перейти к следующему конкурсу, ещё раз полюбуемся на природу нашего края. Если вы внимательно будете слушать своих товарищей, то быстро справитесь со следующим заданием

Участники игры читают стихи о природе Мордовии, одновременно с этим на экране идет демонстрация слайдов, соответствующих содержанию текста стихотворения.

1 ученик: Под горою луга заливные, плавно травы качают себя.

                 Дремлют в озере щуки седые, никуда себя не торопя.

                 До жары, до поры сенокосной

                 Берег Мокши спокоен и тих.

                 И на взгорье дозорные сосны

                 Охраняют зверушек своих.                          М. Имяреков   

                                                                         

2 ученик: Небо будто на ладони, рядом Нуя, луг и лес…

                 Вьётся жаворонок, тонет в голубой  волне небес.

                 Лось бежит с пригорка в вику, рвёт лугов цветной сатин.

                Пастухи едят клубнику под ногами у осин.  П.Машканцев

                                                                         

3 ученик: Инерка, Инерка, синее озеро,

                небо себя в это озеро бросило.

                 Инерка, Инерка, край мой родной,

                 Ели столпились стеной над водой.

                 Рыбы большие в глубинах кочуют,

                 Инерка-озеро лодку качает                         В. Кригин     

4 ученик: Вдаль течёт, леса оберегает испокон веков река Сура,

                 И её в объятья принимает Волга, словно старшая сестра.

                 С ней спешит соединиться Инза,

                 И приток Веждей стремится к ней,

                 И Сура в дороге по Отчизне с каждым днём становится        

                 полней.                                                   А. Щеглов

I.Конкурс кроссвордов.

Командам необходимо решить три кроссворда. Учитывается скорость и правильность. Можно улучшить свой результат отвечая на дополнительные вопросы.

Кроссворд « Водоёмы  Мордовии».

Для решения этого кроссворда команды используют карту Мордовии

1

2

3

4

5

6

По горизонтали: 2.Второе по величине озеро Мордовии.

5. Самый крупный приток Суры.

6. Бассейн какой реки занимает восточную часть нашего района?

По вертикали:1. Одна из крупных рек Мордовии.

 2. Первое по величине озеро нашей республики.

 3.Какая река, протекающая в Мордовии, впадает в Волгу?

 4.Бассейн какой реки занимает основную территорию нашего района  (северную, центральную и западную)?

    Кроссворд «Полезные ископаемые Мордовии». 

- Побеждает команда, быстрее и правильнее решившая кроссворд. Возможно, демонстрируемые на слайде картинки подскажут вам некоторые ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По горизонтали:

1.По трубе течёт – пироги печёт   (газ)

2.Белый камешек растаял, на доске лишь след оставил   (мел)

4.Покрывают им дороги, улицы в селении,

а ещё он есть в цементе.   Сам он – удобрение       (известняк)

7.Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением    (торф)

8.Повышает плодородие почв     (доломит)                 

9.Первый слог-предлог, а два других мы произносим,

когда прощаемся с другом             (опока)

10. Это и летняя обувь и полезное ископаемое     (сланец)

По вертикали:

1.Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

И сделать миску или вазу она понадобится сразу     (глина)

2. Используется для производства высококачественного цемента (мергель)

3.Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле

расплавлен даже                             (песок)

5.Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не  поднимется ракета.   Отгадайте, что же это?                   (нефть)

6. Имеет большое значение для промышленности Мордовии    (трепел)

Дополнительные вопросы (ответы не озвучиваются командам, а записываются на листке с кроссвордом)

- Какие полезные ископаемые нашей республики имеют наибольшее хозяйственное значение? (мел, мергель, опока) 

- Где используются эти полезные ископаемые? (для производства цемента, шифера, асбоцементных труб)

Какие полезные ископаемые, содержащиеся в кроссворде, не добываются в Мордовии? (газ, нефть)

     Кроссворд: «ГОРОДА МОРДОВИИ»

- Для решения этого кроссвордов также используйте карту Мордовии.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1.Город республиканского подчинения, в Мордовии второй по величине.

2.Город районного подчинения.

  3.Город на реке Мокша.

  4.Старейший город Мордовии.

  5.Город на реке Исса.

  6.Город на реке Алатырь.

7.Город республиканского подчинения на реке Инсар.

VII.Конкурс «Домашнее задание».

- Объясните значение слов «охранять природу – значит охранять Родину» словами известных людей.  Команде, отгадавшей автора слов, присуждается дополнительное очко (от 1 до 3), в зависимости от того, сколько подсказок использует команда (подсказки демонстрируются с помощью слайдов).

Примерные ответы:

 Первая команда:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, - их надо открывать и показывать.

    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

    Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

- Кто автор этих слов? (русский писатель, педагог, журналист Михаил Михайлович Пришвин)

Вторая команда: 

«Повсюду в природе разлита жизнь… Почва, вода, воздух нужны растениям для жизни. Растениями питаются животные. Всё в природе связано друг с другом, живет, дышит, питается, размножается, расселяется…

    Изучайте и охраняйте окружающий вас растительный мир! Любите природу! Кто любит родную природу, тот любит и свою Родину.

- Кому принадлежат эти слова? (ученый-ботаник, педагог, писатель Николай Михайлович Верзилин)

VIII. Подведение итогов игры.

- Дорогие ребята, вот и подходит к концу наш конкурс. Надеюсь, что вы с пользой провели время и не только проверили свои знания, но и узнали много нового о своём крае. Призываю вас беречь и преумножать природу своего края.

- Большое вам спасибо за активное участие. С вами было очень приятно работать.

                  Желаю вам цвести, расти, копить крепить здоровье.

                  Оно для дальнего пути – главнейшее условие.

                  Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.

                  Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

С.Я.Маршак

IX. Награждение участников и победителей конкурса.

Предполагаемый результат.

  • расширение  знаний детей о природе родного края
  • пробуждение желания  глубже изучать ее
  •  духовное обогащение школьника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Презентация "Символы родного края. РФ и Курского края"

В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности....

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...

Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом     Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...