Едэйкины забавы
методическая разработка

Родной Ямал – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edeykiny_zabavy.docx19.93 КБ
Файл Игра15.62 КБ
Файл igry_serotetto_a.p.docx16.46 КБ
Файл tsvetnaya_igra_serotetto_a.p.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

                                                                                               Автор составитель Сэротэтто А.П.

        Воспитатель

                       

                                                 Г. Салехард

Цель: Знакомство с ненецкими национальными играми.

Задачи:

- повторить правила знакомых детских игр, научить новым играм;

- развивать связную речь;

- пробуждать желание участвовать в коллективных играх;

- воспитывать чувство дружбы и товарищества;

Оборудование: гимнастическая палка, тынзян, куклы-нухуко, гуделка (вывко), палочки (тыронийко), нитки, ноотбук.

Ход мероприятия.

   1.Организационный момент. Сообщение темы и цели.

Ведущий:

Родной Ямал – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

Сегодня мы с вами поговорим об играх, нашего народа, игры наших отцов и дедов, и конечно же поиграем в них. Все дети огромной планеты любят играть. У каждого народа есть свои игры. Скажите, в какие игры вы играете в тундре?

 (звучит песня «Колокольчик»)

Слышите звук колокольчика. Это мальчик Едэйко везет  в тундру волшебный сундучок, и он потерял её в сугробах. А сундучок то непростой. В нем игры, игры и игрушки, в которые мы с вами поиграем. Что же делать нам давайте ребятки, поищем все вместе этот волшебный сундучок. (описание сундучка воспитателем).

Дети находят сундучок. Воспитатель достает листочки с названиями игр.

Мальчики в тундре играют ловлю оленей, охотников. Эти игры вырабатывают физические качества: меткость, быстроту, ловкость, смекалку. И хотя родители наши заняты работой, они всегда следят за вами и очень бывают рады вашим первым успехам в метании аркана и в стрельбе из лука.

2. Игра «Зааркань оленя»

Ведущий: Правила игры: необходимо набросить аркан на «рога оленя». Оленем у нас будут дети, аркан – это верёвка сложенная определенным способом. Вам нужно накинуть верёвку и поймать оленей.

Поставим руки – это рожки, скачем по залу, высоко поднимая ноги (объезжаем по кругу).

А теперь каждый из пастухов посчитает своих оленей.

( песня «Оленевод», музыка и слова С.Няруя).

А какая игра позволяет узнать, кто из мальчиков сильнее?

   

3. Игра «Перетягивание палки» - ныхыдырма. Ребята садятся, упираясь подошвами, берутся за палки и начинают тянуть её каждый на себя. Побеждает тот, кто перетянул палку в свою сторону.

Давайте немного поиграем. Узнаем, кто из наших мальчиков самый сильный. ( мальчики перетягивают палку).

Молодцы! Апплодируем силачам!

А в какие игры играют девочки?

4. Игра «Нухукова».

Девочки играют в куклы.  Игра называется «Нухукова».

Ненецкая кукла состоит из головы и туловища. Головой куклы служат клювы птиц.

   У каждой девочки есть набор игрушек – дедушка, бабушка, отец, мать, дети и нарядная люлька с младенцем. У каждой куклы есть одежда: малица, ягушка, платье, шапка. Куклам строят чум, у них есть олени и нарты.

   Куклы не бросают, где попало, а хранят в специальных мешочках.

А почему нельзя оставлять игрушки без присмотра, разбрасывать их? Придет ведьма и начнет играть этими куклами и может даже забрать твой дух.

5. Игра «Парнеко».

   В этой игре участвуют несколько человек. Главные действующие лица – «мать» и «ведьма»

Остальные играющие – «дети».

«Дети» стоят у «матери» за спиной, держа друг друга за пояс. Приходит «ведьма».

- Где твои дети?

- Дети ушли по ягоды.

- Их там нет!

 - Дети ушли за водой…

«Ведьма» делает вид, что ищет «детей» и в лесу, и в тундре. В это время «дети» крича: «Мы хотим пить!» Услышав это, «ведьма» начинает ловить «детей». Кто останется последним становится «ведьмой».

Вспомним, как называется игра, связанная с рукой.

6. Игра «Тыронийко».

7.Игра «Вывко».

Дети самостоятельно изготовляют игрушку «вывко» и играют.

8. «Путко» («Кулачек»).

- Это самая распространенная и любимая игра. Из сжатых кулачков «строят» пирамиду.

Обязательное условие: кулачки одного ребёнка не должны стоять друг на друге, между ними должен стоять кулачок. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.

Все кулачки сдуваются, кроме последнего. Как только остается один кулачек, ведущий говорит: «На чумовище остался какой-то бочонок – указательным пальцем сможет разжать кулачок.

Ладошки (лабцко).

9.Ладошки (лабцко).

10. игры с нитками.

11. Игра «Орел и птички».

Сейчас мы поиграем в игру «Орёл и птички». Один ребенок у нас будет орлом, он сидит вот здесь. Остальные дети будут маленькими птичками. Птички летают по большой полянке, клюют ягодки, перелетают с ветки на ветку. А вот здесь ваш дом (два обруча). Как услышите слова: «Орёл летит», вы быстро должны улететь в свои домики. В какой команде останется больше птичек, та команда и выиграла.

  А теперь эти игры мы должны отправить мальчику Едэйко, чтобы он тоже научился играть в наши игры и научил других ребят в тундре.

 Мы нарисуем оленя и тот кто первый правильно нарисует оленя. Значит его олень повезёт в тундру игры.

11. Итог. Подведем итог нашего мероприятия. Мы с вами вспомнили только некоторые игры. Игр у ненцев много. Играйте в эти игры не забывайте и, научите играть своих младших братьев и сестер.

Литература:

 

  1. Сборник песен « Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.

  1. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» В. Кенеман.

  1. М.С. Шабаева. Спортивные игры для школьников.

  1. В.Н. Няруй. «Уроки предков».



Предварительный просмотр:

Игра-занятие с дидактическим материалом

«Найди мишку» в группе раннего возраста

 

                                                                                               Воспитатель: Сэротэтто А.П.

                                                                       г. Салехард

Цель: формировать правильную речь, обогащать словарный запас.

Задача:

Развивающие:

-развивать речь, память;

Образовательные:

-побуждать детей соотносить восприятие предмета с содержанием речи воспитателя;

-узнавать и называть знакомую игрушку, находить ее изображение на картинках;

-способствовать формированию умения отвечать на вопросы;

-побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к окружающим.

Материал: игрушка мишка, платок, картинки с изображением разных игрушек, ноутбук.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята,сегодня к нам пришел гость. Он у меня под платочком спрятался. Наверно, хочет, чтобы вы его узнали.

Неуклюжий, косолапый,

Когда спит, сосет он лапу,

Ест малину, любит мед,

Он в берлоге живет.

Кто это?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Правильно, сегодня у нас в гостях мишка – косолапый. Поздоровайтесь с мишкой. (Дети здороваются с мишкой ; трогают, гладят игрушку).

Воспитатель: Какой мишка?

Дети: Большой, мягкий.

Воспитатель: Где у мишки ушки, лапы, хвостик, спинка, животик, носик, глазки?

(Дети показывают части игрушки).

Воспитатель: Как мишка рычит? Как ходит?

Подвижная игра «Мишка - косолапый»

Цель: действовать согласно словам текста; имитировать движения медведя; обогащать двигательный опыт детей.

Ход игры :(под музыкой)

Мишка косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу)

По лесу идет.

Шишки собирает, (собираем с пола воображаемые шишки)

Песенки поет.

Вдруг упал шишка-

Прямо мишке в лоб (хлопаем себя рукой по лбу,

Мишка рассердился

И ногою – топ (топаем ножкой)

Воспитатель: Какое стихотворение мы знаем про мишку?

(Дети проговаривают вместе с воспитателем, интонационно выражая сочувственное ласковое отношение к персонажу стихотворения) :

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все ровно его не брошу,

Потому что он хороший.

После этого воспитатель прижимает мишку к себе, гладит и приговаривает: «Все равно его не брошу, потому что он хороший.»(Воспитатель побуждает детей повторить эти действия.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные картинки нам мишка принес.

Дидактическая игра «Найди мишку» (Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем, указывая на них, просит показать мишку).

Воспитатель: Здесь, на картинках, тоже есть мишка, но он спрятался среди других игрушек, найдите его.

(Дети по очереди подходят к мольберту и указывают на картинку с изображением мишки).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как мы весело и дружно поиграли с нашим гостем.



Предварительный просмотр:

  Занятие по речевому развитию

с детьми раннего возраста.

Тема: «Волшебная коробочка»

                                             Воспитатель: Сэротэтто А.П.

г. Салехард

Цель: Формирование активного и пассивного словаря детей.

Образовательные задачи:

1.Формировать у детей речевой слух, развивать собственную активную речь

2.Побуждать детей узнавать животных (зайчика); выделять и называть отдельные части тела на игрушке (уши, лапки, хвост)

3. Побуждать детей к активным действиям с игрушкой и желание повторять за

 воспитателем слова и движения                                                                        

Развивающие задачи

 1. Развивать память, внимание, мышление детей.

2. Развивать зрительное восприятие, двигательную активность

Воспитательные задачи

1. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке (животным)

2. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.

Предварительная работа:

1. Создание предметно - развивающей среды в группе

2. Чтение стишка «Зайка серенький сидит».

3. Рассматривание картинок с изображением зайки.

4. Подвижная игра «Догони зайку».

Материал: коробочка «волшебная», кукла перчатка -  зайка, цветные пластмассовые    

шарики, морковка.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь…

Воспитатель принимает «волшебную коробочку», дети осматривают её, ставят на столик и садятся на стульчики. Воспитатель открывает коробочку, одевает

куклу перчатку – зайку и приветствует деток от имени зайчика

-Здравствуйте, малыши, я – зайка, зайчик, заинька.

Воспитатель:

-Ребятки, посмотрите, какой зайка красивый, белый, пушистый, мягкий.

Скажи, Ваня, кто это?

Ваня:

-Зайка

Воспитатель:

-Правильно, это зайка. Женя, назови, кто это? Зайчик?

Женя: - Зайчик.

Воспитатель побуждает детей называть игрушку разными словами: зайка, зайчик, заинька, вместе с детьми рассматривает игрушку

Предлагает его потрогать, погладить. Затем берет зайку в руки и играет с ним: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка.

-Зайка лапками играет, зайка лапки согревает. (Показывает).

Это лапки, лапки. Что это? Это лапки.

(Обращается к ребенку)

-Миша, покажи и назови, что это?

(Миша показывает и называет)

Воспитатель: «Молодец».

(Гладит ушки, называет)

-Это уши, ушки. Что это?

Варя, скажи, что это?

Варя: «Ушки».

Воспитатель: «Молодец!»

Дети по очереди показывают ушки

Воспитатель играет его хвостиком

- Какой хвостик красивый у зайки. Зайка хвостиком играет, ребятишек забавляет.

 Дотрагивается по очереди до детей, щекочет их. Действия повторяются несколько раз. Дети за воспитателем проговаривают

-Это хвостик…

Воспитатель:

Подвижная игра "Зайка серенький сидит"

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)

Вот так, вот так

И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)

Хлоп-хлоп

Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать. (прыгает)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать. (2 раза)

Волк зайчишку напугал.

У-у-у-у (звукопроизношение по просьбе воспитателя)

Зайка прыг и ускакал.

А, сейчас зайка хочет подарить вам шарики

-Ой, рассыпал!

Дети помогают собрать и угощают зайку морковкой

Зайчик благодарит и прощается с детьми…

 Воспитатель: Приходи к нам ещё в гости. Мы будем тебе рады!

Литература:

1.        От рождения до школы.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика- Синтез.2010

2.        Н.А.Карпухина

Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1,5 - 2 года). Практическое пособие.



Предварительный просмотр:

Игра - занятие в первой младшей группе

«Цветная игра»»

                                                                                                                                                             Воспитатель: Сэротэтто А.П.

                                                                                                                      г. Салехард

Цель:

- вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем;

- закреплять умение детей различать предметы по цвету (красный, желтый, зеленый, синий) и называть их;

- закреплять умение детей группировать предметы по заданному признаку;

- создать положительный эмоциональный настрой в группе.

Материал:

- бассейн наполненный небольшими мячиками четырех цветов: красного, синего, желтого, зелёного цвета;

- три цветных корзинки (красного, зеленого, желтого цвета);

- флажки четырех цветов по количеству детей +1;

- перчаточная кукла Зайка.

Предварительная работа:

д/и на закрепление основных цветов «Собери грибочки в корзиночки», «Найди пару», игры с разноцветными прищепками и другие.

Ход:

Дети заходят в группу и садятся на стульчики.

Слышится стук в дверь, заходит воспитатель с надетой на руку перчаточной куклой Зайкой. Зайка здоровается с каждым ребенком.

Зайка:

«Здравствуйте ребята!» (здоровается с каждым ребенком).

Я бегал, бегал по лесу, стало мне очень скучно, и решил я забежать к вам в детский сад. Слышал я в лесу, что у вас здесь  в детском саду очень весело. Можно я посмотрю, чем вы  тут занимаетесь.

Дети:

Можно.

Зайка:

Я пока посижу вот здесь и понаблюдаю.

Воспитатель сажает зайку на видное место.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что я для вас сегодня приготовила. Это бассейн с разноцветными мячами. Давайте подойдем и поиграем с ними.

Дети подходят к бассейну и перебирают руками мячики. 

А скажите, пожалуйста, а сколько у нас мячиков в бассейне?

Дети:

Много!

Воспитатель:

Правильно, много. А ещё к тому же все они разного цвета.

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одному мячику и покатать его между ладонями.

Воспитатель:

Друг весёлый, мягкий мой,

Всюду, всюду он со мной

1, 2, 3, 4, 5

Хорошо мне с ним играть.

Затем воспитатель предлагает детям спрятать мячик за спину.

Воспитатель:

Тимур покажи свой мячик (ребенок показывает).

А теперь скажи нам, сколько у тебя мячиков? (один).

Какого он цвета? (называет цвет мячика).

Так воспитатель спрашивает каждого ребёнка.

Далее педагог предлагает детям разложить мячики по цвету. Красные- в красную корзину; зелёные- в зелёную; жёлтые- в желтую. А синие мячики оставить в бассейне, так как они синего цвета.

Воспитатель:

Молодцы ребята! Ой, ой, ой, мы совсем забыли про нашего зайчика. У нас ещё одна очень интересная игра «Разноцветные флажки». Зайка давай поиграем вместе с нами».

Флажки стоят в ведерке. Дети встают вокруг, образуя круг. Воспитатель предлагает детям, сколько флажков стоит в ведре.

Дети:

Много!

Воспитатель:

Воспитатель проговаривает слова  и двигается вместе с детьми в соответствии с текстом:

Стали дети в круг, круг

Кулачками тук, тук  

Ручками хлоп, хлоп

Ножками топ, топ

А в кругу стоят флажки

Ну-ка,……..(назвать ребенка по имени) …флаг возьми

Да повыше подними!

Какого цвета выбрала флажок Соня?

Игра повторяется несколько раз. На последний раз все детки берут флажки и поднимают их вверх. Зайка спрашивает у кого какого цвета флажок.

Воспитатель:

Зайка тебе понравилась наша игра.

Зайка:

Да, спасибо ребята повеселили меня, научили играть в разные игры. Теперь мне пора обратно бежать в лес. Да и вам нужно идти на прогулку. До свидания ребята.

Дети прощаются с Зайкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимние игры и забавы

Беседа о здоровье для 1, 2 классов ...

Игра "Богатырские забавы"

игры для 1-5 классов ...

Счет в пределах 10, 1 класс "Зимние забавы"

Материал для проведения устного счета в 1 классе. Катаясь с горки, первоклассники смогут закрепить знание табличных случаев  сложения и вычитания   в пределах 10....

Сочинение Зимние забавы презентация

Данный урок представлен в рамках  урока развития речи....

Сочинение по картине "Зимние забавы"

Урок  русского  языка  во  2  классе.  Сочинение  по  картине  "Зимние  забавы"     с презентацией  с...

Счет в пределах 10, 1 класс "Зимние забавы-2"

Материал для проведения устного счета на уроках математики в 1 классе. Катаясь с горки, первоклассники смогут закрепить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 ....

Терские забавы.

Развлекательно - познавательная  программа. Цель - воспитание  любви к родному краю, уважения, гордости за людей, живущих рядом....