Едэйкины забавы
методическая разработка
Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edeykiny_zabavy.docx | 19.93 КБ |
Игра | 15.62 КБ |
igry_serotetto_a.p.docx | 16.46 КБ |
tsvetnaya_igra_serotetto_a.p.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор составитель Сэротэтто А.П.
Воспитатель
Г. Салехард
Цель: Знакомство с ненецкими национальными играми.
Задачи:
- повторить правила знакомых детских игр, научить новым играм;
- развивать связную речь;
- пробуждать желание участвовать в коллективных играх;
- воспитывать чувство дружбы и товарищества;
Оборудование: гимнастическая палка, тынзян, куклы-нухуко, гуделка (вывко), палочки (тыронийко), нитки, ноотбук.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели.
Ведущий:
Родной Ямал – заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
Сегодня мы с вами поговорим об играх, нашего народа, игры наших отцов и дедов, и конечно же поиграем в них. Все дети огромной планеты любят играть. У каждого народа есть свои игры. Скажите, в какие игры вы играете в тундре?
(звучит песня «Колокольчик»)
Слышите звук колокольчика. Это мальчик Едэйко везет в тундру волшебный сундучок, и он потерял её в сугробах. А сундучок то непростой. В нем игры, игры и игрушки, в которые мы с вами поиграем. Что же делать нам давайте ребятки, поищем все вместе этот волшебный сундучок. (описание сундучка воспитателем).
Дети находят сундучок. Воспитатель достает листочки с названиями игр.
Мальчики в тундре играют ловлю оленей, охотников. Эти игры вырабатывают физические качества: меткость, быстроту, ловкость, смекалку. И хотя родители наши заняты работой, они всегда следят за вами и очень бывают рады вашим первым успехам в метании аркана и в стрельбе из лука.
2. Игра «Зааркань оленя»
Ведущий: Правила игры: необходимо набросить аркан на «рога оленя». Оленем у нас будут дети, аркан – это верёвка сложенная определенным способом. Вам нужно накинуть верёвку и поймать оленей.
Поставим руки – это рожки, скачем по залу, высоко поднимая ноги (объезжаем по кругу).
А теперь каждый из пастухов посчитает своих оленей.
( песня «Оленевод», музыка и слова С.Няруя).
А какая игра позволяет узнать, кто из мальчиков сильнее?
3. Игра «Перетягивание палки» - ныхыдырма. Ребята садятся, упираясь подошвами, берутся за палки и начинают тянуть её каждый на себя. Побеждает тот, кто перетянул палку в свою сторону.
Давайте немного поиграем. Узнаем, кто из наших мальчиков самый сильный. ( мальчики перетягивают палку).
Молодцы! Апплодируем силачам!
А в какие игры играют девочки?
4. Игра «Нухукова».
Девочки играют в куклы. Игра называется «Нухукова».
Ненецкая кукла состоит из головы и туловища. Головой куклы служат клювы птиц.
У каждой девочки есть набор игрушек – дедушка, бабушка, отец, мать, дети и нарядная люлька с младенцем. У каждой куклы есть одежда: малица, ягушка, платье, шапка. Куклам строят чум, у них есть олени и нарты.
Куклы не бросают, где попало, а хранят в специальных мешочках.
А почему нельзя оставлять игрушки без присмотра, разбрасывать их? Придет ведьма и начнет играть этими куклами и может даже забрать твой дух.
5. Игра «Парнеко».
В этой игре участвуют несколько человек. Главные действующие лица – «мать» и «ведьма»
Остальные играющие – «дети».
«Дети» стоят у «матери» за спиной, держа друг друга за пояс. Приходит «ведьма».
- Где твои дети?
- Дети ушли по ягоды.
- Их там нет!
- Дети ушли за водой…
«Ведьма» делает вид, что ищет «детей» и в лесу, и в тундре. В это время «дети» крича: «Мы хотим пить!» Услышав это, «ведьма» начинает ловить «детей». Кто останется последним становится «ведьмой».
Вспомним, как называется игра, связанная с рукой.
6. Игра «Тыронийко».
7.Игра «Вывко».
Дети самостоятельно изготовляют игрушку «вывко» и играют.
8. «Путко» («Кулачек»).
- Это самая распространенная и любимая игра. Из сжатых кулачков «строят» пирамиду.
Обязательное условие: кулачки одного ребёнка не должны стоять друг на друге, между ними должен стоять кулачок. Таким образом, каждый играющий выступает в роли спрашивающего и отвечающего.
Все кулачки сдуваются, кроме последнего. Как только остается один кулачек, ведущий говорит: «На чумовище остался какой-то бочонок – указательным пальцем сможет разжать кулачок.
Ладошки (лабцко).
9.Ладошки (лабцко).
10. игры с нитками.
11. Игра «Орел и птички».
Сейчас мы поиграем в игру «Орёл и птички». Один ребенок у нас будет орлом, он сидит вот здесь. Остальные дети будут маленькими птичками. Птички летают по большой полянке, клюют ягодки, перелетают с ветки на ветку. А вот здесь ваш дом (два обруча). Как услышите слова: «Орёл летит», вы быстро должны улететь в свои домики. В какой команде останется больше птичек, та команда и выиграла.
А теперь эти игры мы должны отправить мальчику Едэйко, чтобы он тоже научился играть в наши игры и научил других ребят в тундре.
Мы нарисуем оленя и тот кто первый правильно нарисует оленя. Значит его олень повезёт в тундру игры.
11. Итог. Подведем итог нашего мероприятия. Мы с вами вспомнили только некоторые игры. Игр у ненцев много. Играйте в эти игры не забывайте и, научите играть своих младших братьев и сестер.
Литература:
- Сборник песен « Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
- Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» В. Кенеман.
- М.С. Шабаева. Спортивные игры для школьников.
- В.Н. Няруй. «Уроки предков».
Предварительный просмотр:
Игра-занятие с дидактическим материалом
«Найди мишку» в группе раннего возраста
Воспитатель: Сэротэтто А.П.
г. Салехард
Цель: формировать правильную речь, обогащать словарный запас.
Задача:
Развивающие:
-развивать речь, память;
Образовательные:
-побуждать детей соотносить восприятие предмета с содержанием речи воспитателя;
-узнавать и называть знакомую игрушку, находить ее изображение на картинках;
-способствовать формированию умения отвечать на вопросы;
-побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к окружающим.
Материал: игрушка мишка, платок, картинки с изображением разных игрушек, ноутбук.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята,сегодня к нам пришел гость. Он у меня под платочком спрятался. Наверно, хочет, чтобы вы его узнали.
Неуклюжий, косолапый,
Когда спит, сосет он лапу,
Ест малину, любит мед,
Он в берлоге живет.
Кто это?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Правильно, сегодня у нас в гостях мишка – косолапый. Поздоровайтесь с мишкой. (Дети здороваются с мишкой ; трогают, гладят игрушку).
Воспитатель: Какой мишка?
Дети: Большой, мягкий.
Воспитатель: Где у мишки ушки, лапы, хвостик, спинка, животик, носик, глазки?
(Дети показывают части игрушки).
Воспитатель: Как мишка рычит? Как ходит?
Подвижная игра «Мишка - косолапый»
Цель: действовать согласно словам текста; имитировать движения медведя; обогащать двигательный опыт детей.
Ход игры :(под музыкой)
Мишка косолапый (идем, переваливаясь с ноги на ногу)
По лесу идет.
Шишки собирает, (собираем с пола воображаемые шишки)
Песенки поет.
Вдруг упал шишка-
Прямо мишке в лоб (хлопаем себя рукой по лбу,
Мишка рассердился
И ногою – топ (топаем ножкой)
Воспитатель: Какое стихотворение мы знаем про мишку?
(Дети проговаривают вместе с воспитателем, интонационно выражая сочувственное ласковое отношение к персонажу стихотворения) :
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все ровно его не брошу,
Потому что он хороший.
После этого воспитатель прижимает мишку к себе, гладит и приговаривает: «Все равно его не брошу, потому что он хороший.»(Воспитатель побуждает детей повторить эти действия.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные картинки нам мишка принес.
Дидактическая игра «Найди мишку» (Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем, указывая на них, просит показать мишку).
Воспитатель: Здесь, на картинках, тоже есть мишка, но он спрятался среди других игрушек, найдите его.
(Дети по очереди подходят к мольберту и указывают на картинку с изображением мишки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как мы весело и дружно поиграли с нашим гостем.
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию
с детьми раннего возраста.
Тема: «Волшебная коробочка»
Воспитатель: Сэротэтто А.П.
г. Салехард
Цель: Формирование активного и пассивного словаря детей.
Образовательные задачи:
1.Формировать у детей речевой слух, развивать собственную активную речь
2.Побуждать детей узнавать животных (зайчика); выделять и называть отдельные части тела на игрушке (уши, лапки, хвост)
3. Побуждать детей к активным действиям с игрушкой и желание повторять за
воспитателем слова и движения
Развивающие задачи
1. Развивать память, внимание, мышление детей.
2. Развивать зрительное восприятие, двигательную активность
Воспитательные задачи
1. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке (животным)
2. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.
Предварительная работа:
1. Создание предметно - развивающей среды в группе
2. Чтение стишка «Зайка серенький сидит».
3. Рассматривание картинок с изображением зайки.
4. Подвижная игра «Догони зайку».
Материал: коробочка «волшебная», кукла перчатка - зайка, цветные пластмассовые
шарики, морковка.
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь…
Воспитатель принимает «волшебную коробочку», дети осматривают её, ставят на столик и садятся на стульчики. Воспитатель открывает коробочку, одевает
куклу перчатку – зайку и приветствует деток от имени зайчика
-Здравствуйте, малыши, я – зайка, зайчик, заинька.
Воспитатель:
-Ребятки, посмотрите, какой зайка красивый, белый, пушистый, мягкий.
Скажи, Ваня, кто это?
Ваня:
-Зайка
Воспитатель:
-Правильно, это зайка. Женя, назови, кто это? Зайчик?
Женя: - Зайчик.
Воспитатель побуждает детей называть игрушку разными словами: зайка, зайчик, заинька, вместе с детьми рассматривает игрушку
Предлагает его потрогать, погладить. Затем берет зайку в руки и играет с ним: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка.
-Зайка лапками играет, зайка лапки согревает. (Показывает).
Это лапки, лапки. Что это? Это лапки.
(Обращается к ребенку)
-Миша, покажи и назови, что это?
(Миша показывает и называет)
Воспитатель: «Молодец».
(Гладит ушки, называет)
-Это уши, ушки. Что это?
Варя, скажи, что это?
Варя: «Ушки».
Воспитатель: «Молодец!»
Дети по очереди показывают ушки
Воспитатель играет его хвостиком
- Какой хвостик красивый у зайки. Зайка хвостиком играет, ребятишек забавляет.
Дотрагивается по очереди до детей, щекочет их. Действия повторяются несколько раз. Дети за воспитателем проговаривают
-Это хвостик…
Воспитатель:
Подвижная игра "Зайка серенький сидит"
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку напугал.
У-у-у-у (звукопроизношение по просьбе воспитателя)
Зайка прыг и ускакал.
А, сейчас зайка хочет подарить вам шарики
-Ой, рассыпал!
Дети помогают собрать и угощают зайку морковкой
Зайчик благодарит и прощается с детьми…
Воспитатель: Приходи к нам ещё в гости. Мы будем тебе рады!
Литература:
1. От рождения до школы.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика- Синтез.2010
2. Н.А.Карпухина
Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1,5 - 2 года). Практическое пособие.
Предварительный просмотр:
Игра - занятие в первой младшей группе
«Цветная игра»»
Воспитатель: Сэротэтто А.П.
г. Салехард
Цель:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем;
- закреплять умение детей различать предметы по цвету (красный, желтый, зеленый, синий) и называть их;
- закреплять умение детей группировать предметы по заданному признаку;
- создать положительный эмоциональный настрой в группе.
Материал:
- бассейн наполненный небольшими мячиками четырех цветов: красного, синего, желтого, зелёного цвета;
- три цветных корзинки (красного, зеленого, желтого цвета);
- флажки четырех цветов по количеству детей +1;
- перчаточная кукла Зайка.
Предварительная работа:
д/и на закрепление основных цветов «Собери грибочки в корзиночки», «Найди пару», игры с разноцветными прищепками и другие.
Ход:
Дети заходят в группу и садятся на стульчики.
Слышится стук в дверь, заходит воспитатель с надетой на руку перчаточной куклой Зайкой. Зайка здоровается с каждым ребенком.
Зайка: | «Здравствуйте ребята!» (здоровается с каждым ребенком). |
Я бегал, бегал по лесу, стало мне очень скучно, и решил я забежать к вам в детский сад. Слышал я в лесу, что у вас здесь в детском саду очень весело. Можно я посмотрю, чем вы тут занимаетесь. | |
Дети: | Можно. |
Зайка: | Я пока посижу вот здесь и понаблюдаю. Воспитатель сажает зайку на видное место. |
Воспитатель: | Ребята, посмотрите, что я для вас сегодня приготовила. Это бассейн с разноцветными мячами. Давайте подойдем и поиграем с ними. Дети подходят к бассейну и перебирают руками мячики. А скажите, пожалуйста, а сколько у нас мячиков в бассейне? |
Дети: | Много! |
Воспитатель: | Правильно, много. А ещё к тому же все они разного цвета. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одному мячику и покатать его между ладонями. |
Воспитатель: | Друг весёлый, мягкий мой, Всюду, всюду он со мной 1, 2, 3, 4, 5 Хорошо мне с ним играть. Затем воспитатель предлагает детям спрятать мячик за спину. |
Воспитатель: | Тимур покажи свой мячик (ребенок показывает). А теперь скажи нам, сколько у тебя мячиков? (один). Какого он цвета? (называет цвет мячика). Так воспитатель спрашивает каждого ребёнка. Далее педагог предлагает детям разложить мячики по цвету. Красные- в красную корзину; зелёные- в зелёную; жёлтые- в желтую. А синие мячики оставить в бассейне, так как они синего цвета. |
Воспитатель: | Молодцы ребята! Ой, ой, ой, мы совсем забыли про нашего зайчика. У нас ещё одна очень интересная игра «Разноцветные флажки». Зайка давай поиграем вместе с нами». Флажки стоят в ведерке. Дети встают вокруг, образуя круг. Воспитатель предлагает детям, сколько флажков стоит в ведре. |
Дети: | Много! |
Воспитатель: | Воспитатель проговаривает слова и двигается вместе с детьми в соответствии с текстом: Стали дети в круг, круг Кулачками тук, тук Ручками хлоп, хлоп Ножками топ, топ А в кругу стоят флажки Ну-ка,……..(назвать ребенка по имени) …флаг возьми Да повыше подними! |
Какого цвета выбрала флажок Соня? Игра повторяется несколько раз. На последний раз все детки берут флажки и поднимают их вверх. Зайка спрашивает у кого какого цвета флажок. | |
Воспитатель: | Зайка тебе понравилась наша игра. |
Зайка: | Да, спасибо ребята повеселили меня, научили играть в разные игры. Теперь мне пора обратно бежать в лес. Да и вам нужно идти на прогулку. До свидания ребята. Дети прощаются с Зайкой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зимние игры и забавы
Беседа о здоровье для 1, 2 классов ...
Игра "Богатырские забавы"
игры для 1-5 классов ...
Счет в пределах 10, 1 класс "Зимние забавы"
Материал для проведения устного счета в 1 классе. Катаясь с горки, первоклассники смогут закрепить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10....
Сочинение Зимние забавы презентация
Данный урок представлен в рамках урока развития речи....
Сочинение по картине "Зимние забавы"
Урок русского языка во 2 классе. Сочинение по картине "Зимние забавы" с презентацией с...
Счет в пределах 10, 1 класс "Зимние забавы-2"
Материал для проведения устного счета на уроках математики в 1 классе. Катаясь с горки, первоклассники смогут закрепить знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 ....
Терские забавы.
Развлекательно - познавательная программа. Цель - воспитание любви к родному краю, уважения, гордости за людей, живущих рядом....