Краеведческая интеллектуальная игра «Знатоки родного края»
методическая разработка (3, 4 класс)

Петренко Наталья Симоновна

Цель игры : расширение, закрепление и углубление знаний о городе Череповце и Вологодской области, интеллектуальное развитие детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskaya_intellektualnaya_igra.docx155.01 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

                «Начальная общеобразовательная школа №43»

Краеведческая    интеллектуальная  игра      «Знатоки родного края»

                                     

                                   Возраст детей – 9 – 11 лет

                         Срок подготовки : сентябрь – октябрь

                  Время проведения: конец октября – начало ноября

                                                     Подготовила : Петренко Наталья Симоновна,

                                                                                учитель начальных классов

                                          г.Череповец

                                               2017 г

Пояснительная записка:

Каждому ребёнку необходимо знать историю своего края, места, где родился и вырос. Актуальность мероприятия  заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков. Игра способствует  развитию  личности  ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Деятельностный подход к изучению и закреплению материала помогает успешно использовать знания на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, внеклассных занятиях.

Цель игры : расширение, закрепление   и углубление знаний о  городе Череповце и Вологодской области, интеллектуальное развитие детей.

Задачи:

- выявить глубину  самостоятельно  усвоенных детьми  знаний  на практическом их применении в условиях игры

- развивать познавательную активность детей, память, внимание и мышление

- воспитывать патриотические чувства и уважение к культурному наследию Вологодской области

Приём групповой работы детей один из наиболее эффективных в современных образовательных технологиях. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании ,вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально.

Преимущества групповой работы:

  • грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  • для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Ожидаемый результат мероприятия.

Повышение уровня знаний о родном городе и области, расширение общеобразовательного кругозора учащихся, участие в конкурсах и олимпиадах на краеведческую тему.

Игру можно провести как внутри отдельного класса, разбив на 4 команды, так и между группами знатоков из классов параллели. В жюри выбираются старшеклассники или родители учащихся. Ведущий –учитель или педагог-организатор.

 Ход игры.

1.Приветствие членов команд и представление жюри.

2.Конкурс «Знатоки родного края»

3.Конкурс «Города Вологодской области «Найти ошибку на карте»

4.Конкурс   «Город, в котором я живу»

5.Конкурс «Реки Вологодчины»  

6.Конкурс «Вологодчина литературная».

7.Конкурс «Угадай по описанию»

8.Конкурс «Городской пейзаж»

9.Конкурс «Расшифруй музей»

10.Конкурс капитанов «Ассоциации для достопримечательности»

11.Творческое задание  для команд

12.Объявление  итогов членами жюри

13.При одинаковом количестве баллов - дополнительный конкурс «Чёрный ящик» с видом   продукции предприятий г.Череповца или Вологодской области

 Интернет-ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B0

2.https://vologda-oblast.ru/pda/municipalitety/g_cherepovets/

3. http://www.vodb.ru/include/fckeditor/data/users/admin/File/2018/rodine.pdf

                                    Конкурс «Знатоки родного края»

      Большое счастье жить на родной земле, любить её. Знайте, что наша Вологодская земля-душа огромного края,  именуемого Русским Севером. По площади наша область является одной из крупных областей Российской Федерации и составляет почти 1% её территории (145,7 тыс. км). Итак, задания командам: выбрать верный ответ из 3 вариантов:

Когда образована Вологодская область?

1.    8 сентября 1380 года

2.   23 сентября  1937 года

3.    12 апреля  1961 года

Где расположена Вологодская область?

1.  На севере Европейской части России

2.  На юге России

3.  В центральной части России

Сколько районов  и городских округов в составе области?

1.  58 районов  и 10 округов

2.  5 районов и 1 округ

3.  26 районов и 2 округа

Выберите герб Вологодской области:

1.                                                   2.                                                            3.

 Картинки по запросу герб архангельской области                  Похожее изображение              Картинки по запросу

По добыче какого  полезного  ископаемого наша область занимает одно из первых мест на европейской территории Росии?

1. торфа

2. природного газа

3. золота

 

Выберите верное утверждение:

1. Вологодчина –край  полей.

2. Вологодчина – лесной край.

3. Вологодчина – край  гор.

Конкурс «Города Вологодской области «Найти ошибку на карте». Ведущий раздаёт географические карты с неправильно подписанными городами Вологодской области. Необходимо исправить ошибки, правильно обозначив город на карте.(Приложение 1)

Конкурс «Город, в котором я живу»

Ведущий раздаёт карточки ,на которых написаны по 3 вопроса каждой команде. Даётся время на обсуждение ответов,  капитаны зачитывают вопросы и ответы к ним. Жюри считает баллы за каждый полный и правильный ответ.

1.Почему так назвали город? (Старославянское значение слова «череп» - «отдельно стоящий высокий и крутой холм».А жило на «черепе» финно-угорское племя весь,поэтому славяне и прозвали это место «череповесь».)

2.Сколько лет исполняется в этом году нашему городу? (Город был основан в 1777г)

3. Главное ремесло горожан в эпоху Ивана Грозного.(Кузнечное, кузни слыли «за главный арсенал») .

4.По чьему указу был основан город Череповец? (Екатерины II)

5.Что означает оранжевый фон флага г.Череповца? (фон золота старинных икон, великолепие)

6. Сколько рек протекает через наш город и какие? (2 : Ягорба и Шексна)

7. Назовите 5 улиц, которые названы в честь знаменитых людей- наших земляков. (Беляева,Окинина,Бабушкина,Батюшкова,Белова,Данилова,Жукова)

8. За что уездный город Череповец прозвали «Русским Оксфордом» и даже «Северными Афинами»? (По количеству учебных заведений Череповец обошёл в ХIХв большинство уездных и даже некоторые губернские города России.  В это время каждый шестой житель города был учащимся.)

9.Благодаря деятельности какого человека город получил своё развитие и процветание? (И.А.Милютин)

10.Что изготавливает металлургический комбинат «Северсталь»?(автомобильные листы, судосталь, металл для нефтепроводов и газопроводов, проволоку, гвозди и др.)

11. Какие газеты выпускаются в нашем городе?

(«Голос Череповца»,»Речь», «Разъ в неделю Череповец», «Спутник»)

12.Какие учреждения культуры есть в Череповце? (Городская филармония, Камерный театр, Детский музыкальный театр,Дворцы культуры)

Конкурс «Реки Вологодчины»

Ведущий раздаёт командам кроссорды. Команда ,выполнившая первой и правильно получает 4 балла. (Приложение 2)

Вологодчина  литературная

Ведущий:    На земле Вологодской всегда было много талантливых поэтов и писателей.Их знают и любят .

-Назовите ,каких помните.

    Вот некоторые из них :Константин Батюшков, Феодосий Савинов, Сергей Орлов, Николай Рубцов, Виктор Коротаев, Василий Белов, Александр Романов, Ольга Фокина и другие.

Каждый из них обращался к нам с добрым словом. И от этого слова замирает сердце, оно наполняется любовью к родной Вологодской земле.

Задания:

1 команде . О каком городе области связаны слова известного вологодского поэта, уроженца этого города:

«Сказкой царя Салтана  Он открылся мне с косогора»   (Белозерск, поэт С. Орлов)

2 команде. О каком городе эти проникновенные строки и какого поэта- его уроженца:

«Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья…Это –русская сторонка, Это-Родина моя!»

      (Феодосий Савинов ,г. Тотьма)

3 команде. Чьи строки и о каком городе идёт речь:

«Тот город зелёный и тихий Отрадно заброшен и глух. Достойно, без лишней шумихи, Поёт, как в деревне, петух На площади главной…»         (Н.Рубцов, Тотьма)

4 команде.О каком городе и кем написаны строки:

«Ты проедешь волок, ещё волок да Ещё волок-Будет город…»    и ещё    «Дома я! На всё гляжу с любовью, Радостно от птичьих голосов….И одним все Нежным и просторным ,Добрым словом-……. – зову…» 
(Александр Яшин о Вологде)

1команде. «Деревянные дома Здесь стоят, как терема, Улочки здесь дивные Узорные, старинные  Разукрашены резьбой Тонкой ,словно кружевной.»    (Татьяна Петухова о Вологде)

2 команде.   О каком городе эти строки:

«Чуть рябит отраженье На водной гряде   Куполов, колоколен и башен,  Белым лебедем словно Плывёт по воде Монастырь  - Достояние наше.»    (В.   Шелковников о Кириллове)

3 команде. Чьи строки и о каком городе идёт речь:

«Милая зелёная жемчужина, Древняя российская земля.»     (Алексей Васильев об Устюжне.)

4 команде. О каком городе эти строки:

«Возглашает он славу Дежнёву, Рад тому, что Семён Иваныч, Честь воздав родимому крову, гостевать остаётся на ночь.»   (Сергей Нарочитов о Великом Устюге)

Все эти города входят в серебряное ожерелье России!

Конкурс «Угадай по описанию» (животные и птицы)

Ведущий зачитывает описание, за верный ответ -1 балл.

Глухарь 

Он является постоянным жителем  области. Из семейства фазановых. Самый крупный . Живёт  в густых хвойных лесах около болот. Это красивая, но неуклюжая и пугливая птица, может просидеть, затаившись, целый день без обеда.  Особенно красив самец. Издали он кажется черным. На самом деле спинка его сизая с мелким темным рисунком.  Брови ярко-красные, а шея – зеленоватая. У него отменный слух, но когда при пении он высоко задирает голову и начинает «кричать» во все горло — становится глухим, не услышит даже выстрел охотника.

Дятел

Круглый год живёт в наших лесах. Летом можно видеть, как он прыжками передвигается по дереву, внимательно рассматривая каждую щель. Так он отыскивает себе пищу. Ещё в  щель  он  вставляет шишки. Это его  «кузница».  Там он шишки разбивает и достает маслянистые семена. После того как семена съедены, дятел летит за новой шишкой. И все повторяется заново. Каждый день  разбивает до 100 шишек. Они приносят большую пользу лесу, уничтожая жуков-короедов, которых не могут достать другие птицы.

Ондатра

Ведёт полуводный образ жизни, хорошо плавает и ныряет. Ее длинный хвост покрыт мелкими чешуйками и редкими волосками. Он сжат с боков и играет роль руля и весла. Питается ондатра нижними частями стеблей осоки, рогоза, корневищами кувшинок, камышом. Зимой они могут поедать животную пищу: моллюсков, раков, крупных водяных жуков, лягушек и иногда рыбу. Живут в хатках или норах.

Рысь

Встречается в глухих лесах. Она прекрасно лазает по деревьям и хорошо плавает. Главной ее пищей служат зайцы-беляки. Питается она также тетеревиными и более мелкими птицами. Гнездо свое рысь устраивает в буреломе, в чаще леса или в дупле толстого дерева. Высоко ценится её мех . Это-крупная кошка. На кончике ушей имеются длинные кисточки.

Дикий кабан (дополнительный вариант)

Поедают  грибы, дождевых червей, личинок насекомых, мышей, змей, новорожденных лисят. Взрослые особи загнутыми кверху клыками выкапывают коренья и защищаются от врагов. Длина тела достигает двух метров и более, вес 250 кг. Детёныши  рыжевато-серые с желтыми полосками. Через месяц полосы исчезают. У него  более широкое и длинное туловище, чем у домашней свиньи, голова длиннее, а ноги толще.

Конкурс «Городской пейзаж»

Ведущий предлагает командам найти ошибки в наименованиях улиц и площадей. (Презентация)

Конкурс «Расшифруй музей»

Ведущий раздаёт карточки с зашифрованными музеями г.Череповца.

Расшифруйте музеи нашего города.

            историко-этнографический музей «баусадь ихГальск»

         музей дыропри

Расшифруйте музеи нашего города.

         Дом-Музей щаВегинаре

          музей гиихеолоар

 Расшифруйте музеи нашего города.

         Музей «моД И.А. анитюлиМ»

          музей «акирвЭ»

Расшифруйте музеи нашего города.

         ведкраеческий  музей

          кийсдет музей

Конкурс капитанов «Ассоциации для достопримечательности»

    Капитан команды вытягивает  листок с названием достопримечательности, придумывает 5 слов-ассоциаций и загадывает своей команде.

- Камерный театр

- Ледовый дворец

- Дом музыки и кино  Комсомолец

- Центральная  библиотека имени В. Верещагина

- Октябрьский мост

- Музей И.Милютина

- Воскресенский собор

Творческое задание  для команд

Пока жюри подводит итоги команды совместно рисуют на тему : «Наш город будущего».

При одинаковом количестве баллов -дополнительный конкурс «Чёрный ящик» с видом   продукции предприятий города или Вологодской области (отгадать: гвоздь, спички, муляж пачки «Вологодское масло», вологодское кружево и т.п.)

Ведущий благодарит всех участников и жюри за игру и желает и дальше  углублять свои знания по истории родного края. Затем выдаёт листочки на котором просит написать самый интересный ,по мнению команды,конкурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Презентация "Символы родного края. РФ и Курского края"

В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности....

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...

Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом     Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...