Классный час «Сказки Хакасии»
классный час
Данные материалы позволяют познакомить учащихся с жанрами хакасского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_hakasii.docx | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Сказки Хакасии»
Цель: Познакомить детей с жанрами хакасского фольклора.
Активные методы: инсценирование сказки, отгадывание загадок, чтение по ролям, метод «Ковёр идей».
Оборудование: Задания для каждой группы, компьютер, презентация, карточки со словами.
Содержание:
1) вступительная часть
2) знакомство с хакасским народным творчеством
3) работа в группах
4) физминутка с движениями из прочитанной сказки
5) обобщение изученного на занятие и рефлексия
1) Вступительная часть
- Прозвенел звонок - начинается урок истории, культуры и литературы Хакасии.
Каждая национальность имеет свою культуру, историю, фольклор.
- А что же такое фольклор? Как по-другому можно сказать?
Фольклор - это устное народное творчество.
(На доске появляется середина цветка со словом "фольклор", далее по ходу урока появляются лепестки с названиями жанров.)
2) Знакомство с хакасским народным творчеством
- Ребята, посмотрите на оформление нашего класса. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Да, сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, заключающих в себе народную мудрость:
"Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни"
3) Работа в группах
- Что написано на доске? Относится ли это к устному народному творчеству?
(К середине цветка прикрепляется лепесток со словом "пословица")
- Как вы понимаете эти пословицы?
Следом за плохим пойдёшь, хорошего не найдёшь.
Трусливый человек и зайца боится.
На дружеское слово дружески и надо отвечать.
( После обсуждения в группах, дети высказывают свои мнения)
Пословицы появились много лет назад.
- Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами. Вы догадались, о каком жанре идёт речь? Правильно, о сказке.
(Прикрепляем лепесток со словом "сказка")
- Выполняя задания, не забывайте про правила работы в группах.
(Правила находятся на столах детей)
- А помогут вам работать терпеливость, доброжелательность, вежливость.
- Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задания и подготовьте выступления.
Группа №1 - Инсценирование сказки "Адычах и Кечох"
Группа №2 - Собрать разрезанную пословицу: " Ума не купишь, самому думать надо"
Группа №3 - Прочитать по ролям сказку "Медведь и бурундук"
Группа №4 - Прочитать и отгадать хакасские загадки.
Чёрный, но не ворона, рогатый, но не бык (Жук)
В простом поле кипит чёрный котёл (Муравейник)
На чёрном шёлке рассыпаны бусы (Небо и звёзды)
Если в воду зайдёт - тысяча, если из воды выйдет - один (Хвост лошади)
(Проходит выступление групп)
- Какие жанры хакасского фольклора мы увидели в выступлениях детей?
(Появляется лепесток со словом "загадки")
- Какую сказку о животных мы услышали? ("Медведь и бурундук")
Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП - ЧОХИ
Все сказки, о которых мы сейчас говорим, называются по - хакасскиЧАЗАF - НЫМАХ, что означает пешие сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения.
Физминутка - Повторите движения за "лисичкой" из сказки "Хитрая лиса".
(Дети повторяют движения за ученицей в костюме лисы под музыку)
Обобщение изученного и рефлексия
Работа с текстом.
- Найдите карточки синего цвета. Прочитайте текст и задания.В больших богатырских сказаниях воспевались подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ.Хакасы их называли АЛЫПТЫF - НЫМАХ, что означало "сказки с богатырями". Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента ЧАТХАНА или ХОМЫСА и журчащего, как ручей, горлового пения - ХАЯ. Рассказывание должно было проходить в благочинности, настраивающей людей на высокое внимание.После прочтения каждая группа отвечает на вопросы.
Группа №1 - Как называются сказки, которые сопровождаются пением или игрой на музыкальном инструменте?
Группа №2 - О чём рассказывалось в этих сказках?
Группа №3 - При помощи каких инструментов исполнялись эти сказки?
Группа №4 - Как рассказывали эти сказки?
- Как же назывались эти сказки? (АЛЫПТЫF - НЫМАХ)
Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, ХАЙДЖИ. Один из известных хайджи в Хакасии - Семён Петрович Кадышев.(На доску вывешивается портрет)
- Спасибо всем за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Сказки о пожаре."
Очень интересные сказки для уроков по ОБЖ на тему "Пожар,причины его возникновения"....
презентация к классному часу " Моя малая родина - Хакасия"
Презентация предназначена для проведения классного часа " Моя малая родина - Хакасиия". В презентацию входят фотографии природы Хакасии, городов....
Классный час "Сказка о сбереженной энергии"
Классный час "Сказка о сбереженной энергии"...
классный час "Моя Хакасия"
Данный материал поможет в проведении классного часа...
Классный час на тему: «Традиционная пища хакасов»
Данные материалы позволяют познакомить учащихся с национальной пищей Хакасов...
Классный проект "Сказка всегда с нами"
Данный проект помогает в формировании у детей чувства собственного достоинства, чувства прекрасного, развивает наблюдательность, творческие способности, умение давать полную характеристику героя, рабо...
Классный час "Сказки водят хоровод"
Классный час "Сказки водят хоровод"...