Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Михейченкова Марина Анатольевна

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу "Крымоведение" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация «Лучшее внеурочное занятие»

Подноминация «Общекультурное направление»

Учитель: Михейченкова Марина Анатольевна – учитель начальных классов МБОУ «Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко г. Симферополя Республики Крым

Тема: Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры.

Цель занятия: создание условий для развития интереса к посещению достопримечательностей  своей малой Родины; познакомить с известными пещерами Крымского полуострова и их рекордами;

развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся;

воспитывать аккуратность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других.

Задачи: развитие и поддержание интереса к изучению информации о Крыме, систематизация знаний о крымских пещерах; научить безопасному поведению при посещении пещер.

Планируемые результаты:

Личностные результаты.  

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Крыма, своей малой Родины; формировать умение сотрудничать для решения совместных задач.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД.

Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Контролировать и оценивать свои действия. Корректировка своих действий в случае неверного пути решения задачи.

Познавательные УУД.

Овладевать необходимыми знаниями в ходе изучения новой темы. Дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о Крымском полуострове. Развивать способности к творческому мышлению, умению  анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать материал.

Коммуникативные УУД.

Оформлять свою мысль в устной речи. Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре, учитывая позицию собеседника (партнера).

Предметные результаты: изучить с обучающимися самые известные крымские пещеры, этапы образования сталактитов, сталагмитов и сталагнатов.

Оборудование:  интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, путеводитель, энциклопедия.

Содержание внеурочного учебного занятия: знания учащихся 2 класса о своей малой Родине достаточно малы, поэтому на занятии делается упор на развитие краеведческих знаний о Крыме, об уникальности его подземных недр, изучаются термины «сталактит», «сталагмит», «сталагнат», «карст», «спелеолог», обращается внимание на необходимость охраны пещер.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов

        Отметки за работу на занятии по внеурочной деятельности не выставляются. Предметные и метапредметные  результаты оценивались  вербально и наблюдением за работой детей. Так же на протяжении занятия дети получали жетоны, что помогло провести оценку учителем и самооценку обучающимися своей деятельности.

Ход занятия:

    Дети сидят группами. В каждой группе выбран капитан.

I.Организационный момент.

     Учитель приветствует учеников, создает позитивный эмоциональный настрой учащихся на учебную деятельность.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Покажите смайлик, отражающий ваше настроение в начале работы.

- Во время работы за выполнение заданий, устные ответы вы будете получать жетончики красного, желтого и зеленого цвета. У каждого цвета  свое значение. В конце занятия жетоны помогут оценить вашу работу.

Слайд, на котором изображены смайлы с разным настроением [1].

Слайд с объяснением значений цвета жетонов [2].

II. Актуализация знаний.

1. Составление ассоциативного ряда. Результат фиксируется учителем на доске.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом красота?

    Учитель фиксирует на доске ответы детей опорными словами.

                                                                                         

       

                                                                                      

- Как появляется красота вокруг нас? (Ответы детей: красоту создает природа, человек)

-Сегодня нам предстоит полюбоваться природной красотой. Отгадав загадку, вы узнаете, куда нам предстоит совершить путешествие.

Мы шли к ней длинным перевалом,

Завал штурмуя за завалом.

Потом карабкались на кручу,

Набрав камней в ботинки кучу.

И вот взошли на пик, ура!

Ты покорилась нам ... (гора).

- Верно, сегодня мы отправляемся в горы. Что можно обнаружить внутри горы или под ней? (Ответы детей.)

Слайд с изображением кластера [3].

Слайд с изображением горы  [4].

III. Постановка темы и целей занятия.

- Во время путешествия мы ответим на следующие вопросы:

  1. Что такое пещера?
  2. Как называются самые известные крымские пещеры и чем они знамениты?

- Какую цель мы поставим перед собой? Какую информацию вам интересно узнать по этим вопросам?

Ответ начинайте со слов: Мне интересно узнать …

                                            Мне интересно научиться …

Заслушиваются высказывания детей

Слайд, на котором отражена тема урока [5].

Слайд с опорными словами для постановки цели урока [6].

IV. Этап открытий новых знаний.

1. - Итак, наше путешествие начинается! Добираться до горной местности мы будем на общественном транспорте, который курсирует не только в Симферополе, но и между крымскими городами, преодолевая расстояние до 95 км в одном направлении. Этот транспорт похож на автобус, только двигатель работает от электричества. Что это?

(Ответ детей: троллейбус.) Выходим мы у поселка Перевальное и поднимаемся по тропинке в горы. Но вот беда: указатель поврежден! Где скрывается вход в пещеру? (Предположения детей)

- Как вы думаете, что называется пещерой? (Ответы детей)

Работа со словарем: зачитать определение, данное в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И.

- Какие крымские пещеры вы знаете? (Ответы детей)

- Чем они известны? (Ответы детей)

-Возьмите жетоны за ответы.

- Заниматься исследованием пещер одному может быть опасно. Лучше это делать в компании опытных путешественников, которые смогут вам помочь. Дальше вам предстоит работать в группах, чтобы выполнить следующее задание. Разгадав кроссворд, вы узнаете название профессии, которая очень связана с пещерами. Перед началом работы вспомним правила работы в группе.

Кроссворд:

1       

   

2         

     

3           

     

4    

     

5 

   

6   

     

7          

     

8 

     

9       

     

  1. Столица Крыма. (Симферополь)
  2. Возвышенная плоская равнина. (Плато)
  3. Азовское … (Море)
  4. Что изливается на поверхность Земли при извержении вулкана? (Лава)
  5. Горная порода светлого цвета, поддаётся воздействию воды. В данной породе встречаются раковины морских животных . (Известняк)
  6. Какие сказочные жители обитают в пещерах? (Гномы)
  7. Синоним к слову сокровище. (Клад)
  8. Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но, когда я захочу,

Даже камень источу.

Что это? (Вода)

  1. Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке. (Горы)

      Правильность выполнения кроссворда проверяется фронтально.

    Оцените свою работу в команде. Члены команды,  выполнившие  задание первыми, получают еще по 1 жетону.

- Получилось слово СПЕЛЕОЛОГ. Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии? (Ответы детей.) Давайте проверим наши предположения и посмотрим, как объясняется значение слова в  энциклопедии. (Зачитывается значение слова.)

- Молодцы, справились с заданием.

2. Работа с контурной картой.

- Чтобы продолжить наше путешествие, нужно проверить ваше умение работать с картой.

    Выделяют 4 основных «пещерных» района в горном Крыму. Это Караби-яйла, плато Чатыр-Дага, яйла Ай-Петри и Долгоруковская яйла.

        Учитель показывает эти районы на физической карте, дети отмечают и подписывают районы на контурной карте Крыма.

    -Оцените выполнение задания.

- Настало время сделать в нашем путешествии небольшой привал.

Физминутка

(выполнение различных движений, имитирующих передвижение спелеолога в пещере под музыку)

  1. Знакомство детей с термином «карст».

- Отдохнули, размялись, продолжаем двигаться вперед и постепенно приближаться к цели..

- Давайте подумаем, как же образуются пещеры? (Ответы детей)

Сообщение подготовленного ученика.

        Выпадают осадки. Вода, стекая по склонам гор, просачивается в почву, проникает в трещины  на земной поверхности, постепенно размывает мягкий известняк. А под землей образует пустоты разного размера и течет по ним подземной речкой, разливается подземными озерами. Размывая и растворяя известняк, вода может образовывать глубокие, шахты, колодцы а под землей – пещеры. Все вместе эти процессы называют карст.

  1. Ознакомление с терминами сталактит, сталагмит, сталагнат.

- Пофантазируйте, на кого или на что похожи фигуры? (Ответы детей)

- У пещерных наростов, их еще называют натёками,  есть научные названия. Воспользуйтесь дополнительной литературой (путеводителем, словарями) и определите, как называются эти каменные сосульки. Результаты зафиксируйте на листах с заданием «Как меня зовут?». Работаем в парах.

   Правильность выполнения задания проводится фронтально (образец на экране).

  Оцените свою работу в паре.

- Ознакомление с рекордами пещер Крыма.

    Нам, как начинающим спелеологам, интересны и рекорды, которыми знамениты крымские пещеры.

        Группы получают конверты с заданием. Внутри критерии, названия пещер полуострова и рекорды, которыми пещеры знамениты. Нужно заполнить таблицу, вклеив название пещеры и ее рекорд. Помогут  в этом листы с дополнительной информацией.

1 группа.

Критерий

Название и рекорд

Самая глубокая

Солдатская пещера, глубина 517 м

Самая длинная

Красная пещера, длина более 25 км, расположена в 6 этажах

Самый крупный зал

Мраморная пещера, зал Обвальный

Самая большая пещера, полностью затопленная пресной водой

Пещера Черная,

длина 1300 м

Самый высокий сталагнат

Пещера Крубера, высота колонны 20 м

2 группа.

Критерий

Название и рекорд

Самая посещаемая

Пешера Мраморная

Самая сложная для прохождения

Красная пещера, Солдатская пещера

Круглый год лежат скопления снега и льда

Пещера Большой Бузлук (возраст снега 1-2 года, льда – до 50 лет)

Многочисленные находки костей древних животных

Пещера Эмине-Баир-Хосар

Самый высокий купол (высота зала)

Красная пещера, купол Голубой капели, высота 145 м

    Заполненные таблицы вывешиваются на доске. 1 человек от группы зачитывает информацию (защищает мини-проект).

    Проводится самооценка работы в группе.

- Наши глазки получили много информации и хотят немного отдохнуть.

Физминутка для глаз

  1. Охрана пещер.

    Учитель: Как видите, пещеры очень разные, не похожие одна на другую. Спускаясь в пещеру, мы попадаем в уникальный подземный музей, экспонаты в котором природа создавала и хранила для человечества  в течение долгих тысячелетий. Пещеры, для посещения которых не требуется особой подготовки и снаряжения, сильно пострадали от туристов: их загрязняли,  сталактиты и сталагмиты откалывали, разбивали и уносили с собой в качестве сувениров. Для жизни человека - это минутное желание, а для жизни пещеры – это целая вечность. Наш долг – сберечь все, что создала природа.

Слайд с изображением входа в пещеру, в дупло и нору барсука [7].

Слайд, на котором написаны правила работы в группе [8].

На слайде постепенно появляются ответы на вопросы кроссворда, затем – фото спелеолога [9].

На слайде карта горного Крыма [10].

Демонстрация видео  с внутренним убранством пещер.

Слайд [11].

V. Закрепление и обобщение изученного материала.

    Наше путешествие постепенно близится к концу. Давайте вспомним, что нам удалось узнать.

1. Игра  «Да и Нет».

- Я буду зачитывать предложения. Если вы согласны с высказыванием, то показываете кружочек с желтой стороной, если не согласны – то с красной стороной.

1. В Крыму мало пещер. -

2. Крымские пещеры – это путь подземных рек. +

3. Сталактит – это верхняя каменная сосулька. +

4. Каменная колонна в пещере называется сталагмит. -

5. Посещая пещеры, можно брать сталактиты и сталагмиты с собой на память. –

6. Красная пещера – это самая длинная пещера Крыма. +

7. Подземный мир – это созданный человеком музей. -

8. Архитектор – это исследователь пещер. –

9. Спелеолог  занимается изучением пещер. +

10. Подземная красота создается тысячелетиями и мы должны ее сохранять. +

- Молодцы! Справились с заданием..

VI. Итоги занятия. Рефлексия.

- Давайте подведем итог нашего путешествия.

Ученики озвучивают, что успели сделать на занятии, чему научились.

Используют клише : Я узнал …, Я научился …, Мне понравилось …

    - Посмотрите на свои жетоны. Какой цвет преобладает? Если зеленый цвет – вы были активны на протяжении всего путешествия, все задания были вам по плечу. Если желтый цвет – вы хорошо работали, но иногда случались затруднения, если красный – стоит эту тему повторить и выполнить задания  еще раз.

- Покажите  смайлик, который отражает ваше настроение в конце нашего путешествия.

Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей-
Станет земля и богаче и краше.
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть от нас.
Не забывайте об этом сейчас!              

                          (Т. Петухова)

        Всем спасибо за работу!

Слайд [12].

Слайд [13].

Литература:

  1.  Занимательная спелеология : научно-популярная литература / В.Н. Дублянский. - Челябинск : Урал LTD, 2000. - 526 с.
  2. Крым для детей/ авт. текста А.С. Бизяева. – Москва: Эксмо, 2016. – 208 с.: ил. – (Детские путеводители).
  3. crimea.vgorode.ua/news/13/268073-rekordy-krymskykh-pescher
  4. dohcolonoc.ru/detskie-stikhi-petukhovoj-tatyany/4455-stikhi-na-ekologicheskuyu-temu.html
  5. mirdetstva5.ru/zagadki-pro-gory


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира «Подземные воды. Образование пещер».2 класс

Презентация разработана к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир" (система Л.В.Занкова)...

Пещеры.

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе....

Кунгурская ледяная пещера

Кунгу́рская ледяна́я пеще́ра — одна из самых популярных достопримечательностей Урала, является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится в Пермском крае, на правом берегу реки ...

Природа Башкортостана. Наскальные рисунки Каповой пещеры.

урок по " Культуре Башкортостана" по теме: " Природа Башкортостана. Наскальные рисунки Каповой пещеры"...

Презентация "10 самых известных космонавтов СССР и России"

10 самых известных космонавтов СССР и России...

Конспект занятия "Самые известные художники мира"

Конспект проведения дистанционного занятия по теме "Самые известные художники мира"....

презентация "Самые известные физики"

Красочная презентация ....