Рабочая программа
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе "Чанчылдын чаражы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Хадынская средняя общеобразовательная школа
Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
на Педагогическом совете Директор ОУ Протокол № ________ ___________ /Кужугет Н.И./
«_____»__________ 201__г. «_____»___________201__г.
П р о г р а м м а
в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и
для 3 класса
Направленность:
Срок реализации: 1 год
Разработала:
учитель начальных классов
Анай Е.К.
Хадын – 2017 г
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.
К сожалению, сегодня кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности и нравственности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Программа внеурочной деятельности «Улусчу ужурлар» ориентирована на обучающихся 3-го класса начального звена и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Состоит из нескольких разделов: каждый раздел содержит несколько тем. Также содержание программы обусловлено тем, что обучающие занятия носят индивидуальный, групповой и коллективный характер.
Во внеурочную деятельность в обязательном порядке привлекаются родители, семьи детей, психолог, библиотекарь и классный руководитель для достижения хороших результатов в воспитательном процессе.
Основные педагогические принципы
организации духовно-нравственного развития и воспитания
по программе:
1. Индивидуально-личностного развития
(педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений и навыков, а также компетенций);
2. Природосообразности
(процесс художественного творчества школьников, который согласовывается с общими законами развитие природы и человека, учитывается возраст обучающихся);
3. Культуросообразности
(Приобщение обучающихся к современной культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
4. Социально-педагогического партнерства
(Педагогические целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями);
5. Нравственного примера педагога
(«Ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся).
6. Коллективности
(художественное воспитание и образование в детско-взрослых коллективах дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для самопознания, эстетического самоопределения и художественно-творческой самореализации).
7. Проектности
(последовательная ориентация всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие).
8. Патриотической направленности
(предусматривает обеспечение субъективной значимости для младших школьников идентификации себя с Россией, народами России и природой родного края).
Цель программы:
Создание условий для становления духовно- нравственной культуры у младших школьников.
Задачи:
- Создать благоприятную психологическую атмосферу в классе для сплочения детей, родителей и учителей в единый творческий коллектив через систему совместных мероприятий;
- Воспитывать любовь не только к историческому наследию своего народа, но и к народам других стран;
- Формировать у учащихся интерес, уважительное отношение к национальной этической культуре, этикету, как своду неписанных законов и обычаев, правил поведения в определенной социокультурной среде;
- Формировать способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи;
- Формировать общечеловеческие нормы морали.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год. Объем программы – 34 часа.
Формы и режим занятий
Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция); художественно-творческие (рисование, создание проектов); исследовательские.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Бойдус чаялгазы | 7 |
2. | Тыва кижинин унуш-озумелге хамаарылгазы | 5 |
3. | Чуглуг куштар | 5 |
4. | Танды кежии | 4 |
5. | Чыл, ай, хонук саналгазы | 4 |
6. | Ак-кок хемнин кижилери | 5 |
7. | Бойдус магадылалы | 4 |
Итого: | 34 часов |
Календарно-тематическое планирование
и содержание программы
№ | Тема | Содержание | Ча-сы | Тип занятий | Дата проведения | |||
теорет | практ | По плану | Факт | |||||
| ||||||||
1. | Бойдуска тыва кижинин хамаарылгазы. О.Ондар. Чер ужурлары. С.Хомушку | Бойдуска тыва кижинин камныг хамаарылгалыг чораанын ооредир. Бойдустун чаяалгазынга ынак болурун кижизидер. Оран – Тандызынын байлаан онзагайлап, ужурларын сагып ооредири. | 1 | |||||
2. | Честек кадым (ыры). Алдын доозун (Чуваш улустун тоолу) | 1 | ||||||
3. | Аржаан ужурлары. Танды - Уула. Д.Бегзи | 1 | ||||||
4. | Торээн суурум онзагай черлери. К. Дассык. Кызыл-Мажалык. А.Конгар | Оскен-торээн черинге ынак болуп, оон онза-чараш черлерин магадап билирин база ынак болурун кижизидип ооредири. | 1 | |||||
5. | Ак-Довурак. Хондергейим (ыры). «Торээн суурум чаражы» проект | 1 | ||||||
6. | Тыванын каас-чаражы. Бедик даглыг мээн чуртум. С. Бюрбе | 1 | ||||||
7. | Бойдус халаптары (Уругларнын докладтары) | Уругларга бойдус халаптарынын айыылын билип алыры – биле бот-истелге ажылын кылып база ажылын улус мурнунга камгалап ооредири. | 1 | |||||
| ||||||||
8. | Онза ырлыг ураанхайлар. Ч.Чулдум. Балгазыннын кежээлери (ыры) | Тыва чоннун ыры-кожамыкка хамаарылгазын ооредир | 1 | |||||
9. | Ыяш ужурлары. С. Хомушку. Ыдык ыяштар. О.Ондар. | Ада-огбелернин ужурларын ылап сагыырын билиндирип, чалбарыгларны сактып ооренип алырын кижизидер. | 1 | |||||
10. | Тел ыяшка чалбарыг. Бай ыяшка чалбарыг. Хам дытка чалбарыг. | 1 | ||||||
11. | Тараа (тоолчургу чугаа). Салгын кыйгырары. | Ажыл-агый кижини тоттуруп чоруурун билиндирип, тываларнын кандыг-кандыг унуштерни чем кылдыр болбаазырадып чораанын ооредир. | 1 | |||||
12. | Тыванын чем унуштери Х. Куулар. Проект. Чыжырганам чараш (ыры) | 1 | ||||||
| ||||||||
13. | Куштар дугайында. М.Кенин-Лопсан. Айлан-кужум (ыры) | Куштар – бойдустун база бир кайгамчыктыг чараш чаяалгазы дээрзин билиндирип ооредири. | 1 | |||||
14. | Куштар – медээчилер. Бора-хокпеш (ыры) | 1 | ||||||
15. | Ыдык сурлуг куштар. К. Дассык. Камгалалдыг куштар. З. Хертек (Уругларнын докладтары) | Бистин огбелеривис кайы куштарын онзагайлап демдеглеп чораанын билиндирер. Уругларнын куштар дугайында билиин ханыладып куштар дугайында истелге ажыл чорударын ооредири. | 1 | |||||
16. | Дуруялар – эжеш куштар. Эглип келир куштарым (ыры) | 1 | ||||||
17. | Куу куш (тоолчургу чугаа). Чуруктар конкурзу | 1 | ||||||
| ||||||||
18. | Тыванын ан-мени. Койгунак (ыры) | Танды кежиин камгалап, тотчеглекчи чоруктан чайлап чоруурун ооредип кижизидери. Ан-менни чаптап, оларнын ховар чаннарын чыып, ыры-шулуктерини киирип тура ном кылып ооредири. | 1 | |||||
19. | Анчы кижинин сагыыр ужурлары. К. Дассык. Диинчигеш (ыры) | 1 | ||||||
20. | Анчынын чалбарыы. Танды ээзинин чагыы (тоолчуругу чугаа) | 1 | ||||||
21. | Жил охотник. Джуна Давиташвили. Конкурс раскладушек про зверей. | 1 | ||||||
| ||||||||
22. | Чыл календары. В. Монгуш. Чылдар аттарын улээни (Кыдат улустун тоолу) | Тыва чоннун шаандагы уеде канчаар чыл календарын санап чораанын ооренип коору, база анаа даянып боттарынын чогаадылгазы-биле чуруктуг календарь чурууру. | 1 | |||||
23. | Ай санаашкыны. Хонук санаашкыны. | 1 | ||||||
24. | Хун дугайында. Б. Кужугет Хун дуртунун санаашкыны. В. Монгуш | 1 | ||||||
25. | Календарь чуруур. | 1 | ||||||
| ||||||||
26. | Суг – амыдыралдын судалы. Арыкчыгаш (ыры) | Суг чокта чер кырынга амыдырал чогун билиндирип, чогуур черлерде сугларны камнап хирлетпезин кижизидер. | 1 | |||||
27. | Сут-Хол. Тере-Хол. Бии-Хем. (Тоолчургу чугаалар) | Тоолчургу чугааларга боттарынын фантазиязы-биле чурук чурууру. | 1 | |||||
28. | Тоолчургу чугааларга чурук чуруур | 1 | ||||||
29. | Чаашкын чагдырары. (Кыйгы) | Тыва улустун сагылгаларындан чаашкын чагдырарынын кыйгызын ооредип сонуургадыры | 1 | |||||
30. | Чоннун календары | Орус-тыва чоннун чаъс чаарынын эскериглерин ооренири | 1 | |||||
| ||||||||
31. | Чоннун эскериглери. С.Хомушку. | Долгандыр турар бойдусту магадап чарашсынарын база кээргээчел чоруктуг чоруурун кижизидер. Бойдустун чажыттарын боттары тып ооренирин ооредири. | 1 | |||||
32. | Бойдус камгалалы. | 1 | ||||||
33. | Проект «Бойдустун чажыттары» | 1 | ||||||
34. | Туннел кичээл. Ыры «Дуруяа». | 1 |
Ожидаемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного воспитания распределяется по трем уровням.
Первый уровень: приобретение младшими школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, пространстве взаимодействия на основе традиционных обычаев; овладение способами самопознания, рефлексии.
Второй уровень: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к реальности в целом.
Третий уровень: получение младшими школьниками опыта самостоятельного действия с опорой на знания традиционной культуры своего народа и народов России; освоение способов решения задач по организации и реализации проекта в сфере художественного творчества и исследовательской деятельности.
Учебно-методическое обеспечение
Техническое оснащение
- Компьютеры;
- Принтер;
- Сканер;
- Цифровой фотоаппарат;
- Планшеты;
- Проектор;
- Интерактивная доска.
Литература для педагога
- Азбука нравственного воспитания/ И.А. Каирова, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 1996.
- Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие/ С.А. Арутюнов. – М., 1989.
- Бальжиев В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей/ В.Г. Бальжиев// Педагогика. – Улан-Удэ., 1971.
- Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях/ Г.И.Батурина, Г.Ф.Суворова, К.Л.Лисова.//Народное образование. – М., 2002. –
- Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность/ В.С. Библер.// Знание. – М., 1990.
- Блонский П.П. О национальном воспитании/ П.П. Блонский. // Вестник образования. – 1995. -№ 4.
- Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства/ С.И. Вайнштейн. – М., 1972.
- Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы/ С.И. Вайнштейн. – М., 1974.
- Васильев Е.В. Воспитание у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений/ Е.В. Васильев. // Современник. – Чебоксары., 1996.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики/ З.П. Васильцова. // Педагогика. – М., 1988.
- Возрождение народов России и формирование национальной системы образования.// Министерство образования РФ. – Вып.1-3. – М., 1992. – с.94.
- Гэллнер Э. Нации и национализм/ Э. Геллнер. – М., 1992.
- Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения. Методология, теория, практика./ З.Т. Гасанов. – Махачкала: ДГПУ; - 1998.
- Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей./ З.Т. Гасанов.// Советская педагогика.- № 9. – 1991.
- Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения./ З.Т. Гасанова. – М., 1999.
- Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов./ В.П. Дьяконов.// Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб.статей. – М., 1986.
- Даминдарова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект)./ Ф.В. Даминдарова. – Уфа., 2000.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. / Г.Д. Дмитриев. – М., 1999.
- Дыртык–оол М. С. Психологические особенности детских тувинских игр./ М.С. Дыртык-оол. // Башкы. – № 1. - К., 2005.
- Домур-оол В.О. Идем к качеству образования по новым стандартам./ В.О. Домур-оол. // Башкы. - № 2. – К., 2011.
- Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев./ М.Б. Кенин-Лопсан. – К., 2006.
- Курбатский Г.Н. Нравственный идеал тувинцев в пословицах и поговорках./ Г.Н. Курбатский. // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Ч. II. Филологические науки. – К., 1984.
- Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре./ Г.Н. Курбатский. – К., 2001.
- Курбатский Г.Н. Тувинские праздники./ Г.Н. Курбатский. – К., 1973.
- Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России./ Е.Н. Лагодина. // Просвещение. – М., 2006.
- Мышлявцев Б.А. Некоторые аспекты традиционного мировоззрения тувинцев в условиях современного общества./ Б.А. Мышлявцев. // Сибирь в панораме тысячелетий. – Т.2. – Н., 1998.
- Мирошниченко В.В. Этнопедагогика./ В.В. Мирошниченко. – Абакан., 2010.
- Ондар К.К. Использование на уроках народной педагогики./ К.К. Ондар. // Башкы. - № 1. – К., 1997.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // издание 2. – М., 2002.
- Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев./ Л.П. Потапов. – М., 1969.
- Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях./ Г.В. Палаткина.// Педагогика. – № 5. – М., 2002.
- Пирлиев К. Народная педагогика и современность./ К. Пирлиев. – Ашхабад, 1988.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования./ В.Д. Плахов. – М., 1982.
- Савенкова Л.Б. Пословицы как отражение национального самосознания./ Л.Б. Савенкова// Издательство ПГЛУ. – П., 1996.
- Саидов Т.Г. Традиции народов творят чудеса./ Т.Г. Саидов. – М., 1994.
- Сундуй Г.Д. Аальная педагогика кочевых народов центральной Азии. / Г.Д. Сундуй//Башкы. - № 3. – К., 2005.
- Салчак Л.П. Об основах духовности в национальных школах./ Л.П.Салчак//Башкы. – № 5-6. – К., 1999.
- Сундуй Г.Д. Народоведение. Экспериментальный учебник-хрестоматия для 3-4 классов. Тувинское книжное издательство, 2004.
- Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся./ М.Г. Тайчинов//Знание. – М., 1992.
- Харисова Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры./ Л.А. Харисова. – К., 1996.
- Ховалыг Ч. Тувинская сказка в начальных классах национальной школы./ Ч. Ховалыг, А. Чамзын, Е. Хертек//Башкы. - № 4. – К., 2001.
- Черезова Г. Тувинское музыкальное искусство на уроках музыки, досугах и праздниках./ Г.Черезова//Башкы. - № 1. – К., 1998.
- Шитякова Н.П. Психологические основы духовно-нравственного воспитания школьников./ Н.П. Шитякова. – М., 1987.
- Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета./ А.С. Шаалы. – М., 1993.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования./ В.К. Шаповалов. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
Рабочаяпрограмма
Программа для учащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...