Рабочая программа
рабочая программа (3 класс) на тему

 Анай Екатерина Кошкар-ооловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе "Чанчылдын чаражы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа и КТП45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Хадынская средняя общеобразовательная школа

Пий-Хемского кожууна Республики Тыва

ПРИНЯТО                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ:                            

на Педагогическом совете                                                                                          Директор ОУ                                Протокол № ________                                                                                        ___________ /Кужугет Н.И./

«_____»__________ 201__г.                                                                                «_____»___________201__г.

П р о г р а м м а

в н е у р о ч н о й   д е я т е л ь н о с т и

для 3 класса

Направленность:  

Срок реализации: 1 год

Разработала:

учитель начальных классов

Анай Е.К.

Хадын – 2017 г

Пояснительная записка

            В концепции модернизации российского образования  сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

            Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

            К сожалению,  сегодня кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.  И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности и нравственности.  

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

        Программа внеурочной деятельности «Улусчу ужурлар» ориентирована на обучающихся  3-го класса начального звена и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).  Состоит из нескольких разделов: каждый раздел содержит несколько тем. Также содержание программы обусловлено тем, что обучающие занятия носят индивидуальный, групповой и коллективный характер.

        Во внеурочную  деятельность  в обязательном порядке привлекаются родители, семьи детей, психолог, библиотекарь и классный руководитель для достижения хороших результатов в воспитательном процессе.

Основные педагогические принципы

организации духовно-нравственного развития и воспитания

по программе:

1. Индивидуально-личностного развития

(педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений и навыков, а также компетенций);

2. Природосообразности

 (процесс художественного творчества школьников, который согласовывается с общими законами развитие природы и человека, учитывается возраст обучающихся);

3.  Культуросообразности

(Приобщение обучающихся к современной культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

4. Социально-педагогического партнерства

(Педагогические целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями);

5. Нравственного примера педагога

(«Ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся).

6. Коллективности

(художественное воспитание и образование в детско-взрослых коллективах дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для самопознания, эстетического самоопределения и художественно-творческой самореализации).

7. Проектности

(последовательная ориентация всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие).

8. Патриотической направленности

(предусматривает обеспечение субъективной значимости для младших школьников идентификации себя с Россией, народами России и природой родного края).

Цель программы:

 Создание условий для становления духовно- нравственной культуры у младших школьников.

Задачи:

  • Создать благоприятную психологическую атмосферу в классе для сплочения детей, родителей и учителей в единый творческий коллектив через систему совместных мероприятий;
  • Воспитывать любовь не только к историческому наследию своего народа, но и к народам других стран;
  • Формировать у учащихся интерес, уважительное отношение   к  национальной этической культуре, этикету, как своду неписанных законов и обычаев, правил поведения в определенной социокультурной среде;
  • Формировать способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи;
  • Формировать общечеловеческие нормы морали.  

                               

Сроки реализации программы

        Данная программа рассчитана на 1 год. Объем программы – 34 часа.

Формы и режим занятий

Базовые формы учебных занятий: информационные (беседа, лекция); художественно-творческие (рисование, создание проектов); исследовательские.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

1.

Бойдус чаялгазы

7

2.

Тыва кижинин унуш-озумелге хамаарылгазы

5

3.

Чуглуг куштар

5

4.

Танды кежии

4

5.

Чыл, ай, хонук саналгазы

4

6.

Ак-кок хемнин кижилери

5

7.

Бойдус магадылалы

4

Итого:

34 часов

 

Календарно-тематическое планирование

и содержание программы

Тема

Содержание

Ча-сы

Тип занятий

Дата проведения

теорет

практ

По плану

Факт

  1. Бойдус чаяалгазы (7 шак)

1.

Бойдуска тыва кижинин хамаарылгазы. О.Ондар.

Чер ужурлары. С.Хомушку

Бойдуска тыва кижинин камныг хамаарылгалыг чораанын ооредир. Бойдустун чаяалгазынга ынак болурун кижизидер.

Оран – Тандызынын байлаан онзагайлап, ужурларын сагып ооредири.

1

2.

Честек кадым (ыры). Алдын доозун (Чуваш улустун тоолу)

1

3.

Аржаан ужурлары.

Танды - Уула. Д.Бегзи

1

4.

Торээн суурум онзагай черлери. К. Дассык. Кызыл-Мажалык. А.Конгар

Оскен-торээн черинге ынак болуп, оон онза-чараш черлерин магадап билирин база ынак болурун кижизидип ооредири.

1

5.

Ак-Довурак. Хондергейим (ыры).

«Торээн суурум чаражы» проект

1

6.

Тыванын каас-чаражы. Бедик даглыг мээн чуртум. С. Бюрбе

1

7.

Бойдус халаптары (Уругларнын докладтары)

Уругларга бойдус халаптарынын айыылын билип алыры – биле бот-истелге ажылын кылып база ажылын улус мурнунга камгалап ооредири.

1

  1.  Тыва кижинин унуш-озумелге хамаарылгазы (5 шак)

8.

Онза ырлыг ураанхайлар. Ч.Чулдум.

Балгазыннын кежээлери (ыры)

Тыва чоннун ыры-кожамыкка хамаарылгазын ооредир

1

9.

Ыяш ужурлары. С. Хомушку.

 Ыдык ыяштар. О.Ондар.

Ада-огбелернин ужурларын ылап сагыырын билиндирип, чалбарыгларны сактып ооренип алырын кижизидер.

1

10.

Тел ыяшка чалбарыг. Бай ыяшка чалбарыг. Хам дытка чалбарыг.

1

11.

Тараа (тоолчургу чугаа). Салгын кыйгырары.

Ажыл-агый кижини тоттуруп чоруурун билиндирип, тываларнын кандыг-кандыг унуштерни чем кылдыр болбаазырадып чораанын ооредир.

1

12.

Тыванын чем унуштери

Х. Куулар. Проект.

Чыжырганам чараш (ыры)

1

  1. Чуглуг куштар (5 шак)

13.

Куштар дугайында. М.Кенин-Лопсан.

Айлан-кужум (ыры)

Куштар – бойдустун база бир кайгамчыктыг чараш чаяалгазы дээрзин билиндирип ооредири.

1

14.

Куштар – медээчилер.

Бора-хокпеш (ыры)

1

15.

Ыдык сурлуг куштар.

К. Дассык.

Камгалалдыг куштар.

З. Хертек (Уругларнын докладтары)

Бистин огбелеривис кайы куштарын онзагайлап демдеглеп чораанын билиндирер. Уругларнын куштар дугайында билиин ханыладып куштар дугайында истелге ажыл чорударын ооредири.

1

16.

Дуруялар – эжеш куштар. Эглип келир куштарым (ыры)

1

17.

Куу куш (тоолчургу чугаа). Чуруктар конкурзу

1

  1. Танды кежии (4 шак)

18.

Тыванын ан-мени.

Койгунак (ыры)

Танды кежиин камгалап, тотчеглекчи чоруктан чайлап чоруурун ооредип кижизидери. Ан-менни чаптап, оларнын ховар чаннарын чыып, ыры-шулуктерини киирип тура ном кылып ооредири.

1

19.

Анчы кижинин сагыыр ужурлары. К. Дассык.

Диинчигеш (ыры)

1

20.

Анчынын чалбарыы.

Танды ээзинин чагыы (тоолчуругу чугаа)

1

21.

Жил охотник. Джуна Давиташвили.

Конкурс раскладушек про зверей.

1

  1. Чыл, ай, хонук саналгазы (4 шак)

22.

Чыл календары. В. Монгуш.

Чылдар аттарын улээни (Кыдат улустун тоолу)

Тыва чоннун шаандагы уеде канчаар чыл календарын санап чораанын ооренип коору, база анаа даянып боттарынын чогаадылгазы-биле чуруктуг календарь чурууру.

1

23.

Ай санаашкыны.

Хонук санаашкыны.

1

24.

Хун дугайында. Б. Кужугет

Хун дуртунун санаашкыны. В. Монгуш

1

25.

Календарь чуруур.

1

  1. Ак-кок хемнин кижилери (5 шак)

26.

Суг – амыдыралдын судалы.

Арыкчыгаш (ыры)

Суг чокта чер кырынга амыдырал чогун билиндирип, чогуур черлерде сугларны камнап хирлетпезин кижизидер.

1

27.

Сут-Хол. Тере-Хол. Бии-Хем. (Тоолчургу чугаалар)

Тоолчургу чугааларга боттарынын фантазиязы-биле чурук чурууру.

1

28.

Тоолчургу чугааларга чурук чуруур

1

29.

Чаашкын чагдырары. (Кыйгы)

Тыва улустун сагылгаларындан чаашкын чагдырарынын кыйгызын ооредип сонуургадыры

1

30.

Чоннун календары

Орус-тыва чоннун чаъс чаарынын эскериглерин ооренири

1

  1. Бойдус магадылалы (4 шак)

31.

Чоннун эскериглери. С.Хомушку.

Долгандыр турар бойдусту магадап чарашсынарын база кээргээчел чоруктуг чоруурун кижизидер. Бойдустун чажыттарын боттары тып ооренирин ооредири.

1

32.

Бойдус камгалалы.

1

33.

Проект «Бойдустун чажыттары»

1

34.

Туннел кичээл. Ыры «Дуруяа».

1

Ожидаемые результаты

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного воспитания распределяется по трем уровням.

Первый уровень: приобретение младшими школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, пространстве взаимодействия на основе традиционных обычаев; овладение способами самопознания, рефлексии.

Второй уровень: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к реальности в целом.

Третий уровень:  получение младшими школьниками  опыта самостоятельного действия с опорой на знания традиционной культуры своего народа и  народов России;  освоение способов решения задач по организации и реализации проекта в сфере художественного творчества и исследовательской деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

Техническое оснащение

  • Компьютеры;
  • Принтер;
  • Сканер;
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Планшеты;
  • Проектор;
  • Интерактивная доска.

Литература для педагога

  1. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Каирова, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие/ С.А. Арутюнов. – М., 1989.
  3.  Бальжиев В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей/ В.Г. Бальжиев// Педагогика. – Улан-Удэ.,  1971.
  4.  Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях/ Г.И.Батурина, Г.Ф.Суворова, К.Л.Лисова.//Народное образование. – М., 2002. –
  5.  Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность/ В.С. Библер.// Знание. – М., 1990.
  6.  Блонский П.П. О национальном воспитании/ П.П. Блонский. // Вестник образования. – 1995. -№ 4.
  7.  Вайнштейн С.И.  Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства/ С.И. Вайнштейн. – М., 1972.
  8.  Вайнштейн С.И.  История народного искусства Тувы/ С.И. Вайнштейн. – М., 1974.
  9.  Васильев Е.В. Воспитание у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений/ Е.В. Васильев. // Современник. – Чебоксары., 1996.
  10.  Васильцова  З.П. Мудрые заповеди народной педагогики/ З.П. Васильцова. // Педагогика. – М., 1988.
  11.  Возрождение народов России и формирование национальной системы образования.// Министерство образования РФ. – Вып.1-3. – М., 1992. – с.94.
  12.  Гэллнер Э. Нации и национализм/ Э.  Геллнер. – М., 1992.
  13.  Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения. Методология, теория, практика./ З.Т. Гасанов. – Махачкала: ДГПУ; -  1998.
  14.  Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей./ З.Т.  Гасанов.// Советская педагогика.- № 9. – 1991.
  15.  Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения./ З.Т. Гасанова. – М., 1999.
  16.  Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов./ В.П. Дьяконов.// Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб.статей. – М., 1986.
  17.  Даминдарова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект)./ Ф.В. Даминдарова. – Уфа., 2000.
  18.  Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. / Г.Д. Дмитриев. – М., 1999.
  19.  Дыртык–оол М. С. Психологические особенности детских тувинских игр./ М.С. Дыртык-оол. // Башкы. – № 1. - К., 2005.
  20.  Домур-оол В.О. Идем к качеству образования по новым стандартам./ В.О.  Домур-оол. // Башкы. - № 2. – К., 2011.
  21.  Кенин-Лопсан  М.Б.  Традиционная культура тувинцев./ М.Б.  Кенин-Лопсан. – К., 2006.
  22.  Курбатский  Г.Н.  Нравственный идеал тувинцев в пословицах и поговорках./ Г.Н.  Курбатский. // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Ч. II. Филологические науки. – К., 1984.
  23.  Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре./ Г.Н.  Курбатский. – К., 2001.
  24.  Курбатский Г.Н. Тувинские праздники./ Г.Н.  Курбатский. – К., 1973.
  25.  Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России./ Е.Н. Лагодина. // Просвещение. – М., 2006.
  26.  Мышлявцев Б.А. Некоторые аспекты традиционного мировоззрения тувинцев в условиях современного общества./ Б.А. Мышлявцев. // Сибирь в панораме тысячелетий. – Т.2. – Н., 1998.
  27.  Мирошниченко В.В. Этнопедагогика./ В.В. Мирошниченко.  – Абакан., 2010.
  28.  Ондар К.К. Использование на уроках народной педагогики./ К.К. Ондар. // Башкы. - № 1. – К., 1997.
  29.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // издание 2. – М., 2002.
  30.  Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев./ Л.П. Потапов. – М., 1969.
  31.  Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях./ Г.В.  Палаткина.// Педагогика. – № 5. – М., 2002.
  32.  Пирлиев К. Народная педагогика и современность./ К. Пирлиев. – Ашхабад, 1988.
  33.  Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования./ В.Д. Плахов. – М., 1982.
  34.  Савенкова Л.Б. Пословицы как отражение национального самосознания./ Л.Б. Савенкова// Издательство ПГЛУ. – П., 1996.
  35.  Саидов Т.Г. Традиции народов творят чудеса./ Т.Г. Саидов. – М., 1994.
  36.  Сундуй Г.Д.  Аальная педагогика кочевых народов центральной Азии. / Г.Д.  Сундуй//Башкы. - № 3. – К., 2005.
  37.  Салчак Л.П. Об основах духовности в национальных школах./ Л.П.Салчак//Башкы. – № 5-6. – К., 1999.
  38.  Сундуй  Г.Д. Народоведение. Экспериментальный учебник-хрестоматия для 3-4 классов. Тувинское книжное издательство, 2004.
  39. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся./ М.Г. Тайчинов//Знание. – М., 1992.
  40. Харисова Л.А. Педагогический потенциал национальной культуры./ Л.А. Харисова. – К., 1996.  
  41.  Ховалыг Ч. Тувинская сказка в начальных классах национальной школы./ Ч. Ховалыг, А. Чамзын, Е. Хертек//Башкы. - № 4. – К., 2001.  
  42.  Черезова Г. Тувинское музыкальное искусство на уроках музыки, досугах и праздниках./ Г.Черезова//Башкы. - № 1. – К., 1998.  
  43.  Шитякова Н.П. Психологические основы духовно-нравственного воспитания школьников./ Н.П. Шитякова. – М., 1987.
  44.  Шаалы А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя  к нравственному воспитанию  учащихся тувинской школы на традициях народного этикета./ А.С. Шаалы. – М., 1993.
  45.  Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования./ В.К. Шаповалов. – М., 1997.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

Рабочаяпрограмма

Программа для  учащихся  с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...