Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2-4-х классах»
учебно-методический материал по теме
Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2-4-х классах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми. Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала младшего школьника, приобщения к культурным ценностям коми народа, для мотивации к познанию родного края во всем его многообразии посредством проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара
(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)
«30 №-а шöр школа»
Сыктывкарса муниципальнöй велöдан учреждение
(«30 №-а ШШ» МВУ»)
Программа внеурочной деятельности
«Проектная деятельность в рамках изучения коми языка
(как неродного) во 2 – 4-х классах»
(Общекультурное направление)
Начальное общее образование,
срок реализации программы – 3 года
Составитель программы:
Елфимова С. А.,
учитель начальных классов
Сыктывкар
2015
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………………………….3
- Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности …………..11
- Содержание курса …………………………………………………………………………16
- Тематическое планирование ……………………………………………………………...17
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности …………………………………………………………………………………..21
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2-4-х классах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми, Закона Республики Коми «О государственных языках Республики Коми», приказа Министерства образования Республики Коми «Об обеспечении изучения коми языка».
Согласно новому ФГОС, учащимся в начальной школе особенно важно не только усвоить знания, а сформировать умение учиться и интерес к учению (основополагающие метапредметные и личностные результаты). Кроме этого, в число требований Стандарта входят качественные показатели культурной и гражданской идентичности, исторической преемственности, духовно-нравственного развития, ценностной ориентированности, личностного самоопределения.
Этнокультурная направленность образования в Республике Коми является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры коми народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой. Согласно Концепции образования этнокультурной направленности в Республике Коми цель развития этнокультурной направленности образования в Республике Коми – формирование (в контексте общероссийского) современного регионального культурно-образовательного пространства, предполагающего формирование носителя национальной культуры, способного принимать обоснованные решения и решать проблемы.
Важнейшим средством реализации новых целей образования являются личностно-ориентированные технологии, одна из которых – проектная. Проектная технология дает возможность создать проблемно-развивающую среду, связать обучение с жизнью ребенка, учитывая зону его ближайшего развития. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного.
Актуальность программы обусловлена тем, что проблема сохранения и развития коми языка, коми культуры в республике является чрезвычайно актуальной в настоящее время. Многими педагогами, психологами, писателями, общественными деятелями не раз отмечалось, насколько национальная культура близка детям и, по сути, является первым шагом в освоении богатств мировой сокровищницы. Школа, как обязательная социальная ступень в жизни каждого человека, призвана помочь раскрыть способности и творческий потенциал личности, используя при этом богатое этнопедагогическое наследие прошлого. Исследованиями психологов доказано, что этнокультура осваивается личностью в активной созидательной деятельности. Такую возможность предоставляет проектная деятельность. Кроме того, она способствует мотивации к изучению коми языка, развитию интереса к предмету.
Проектная деятельность заложена в новый ФГОС НОО, тогда как ранее в Стандартах 2004 года представлена не была. Кроме того, с 2011 года введено обязательное изучение коми языка в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (Приказ МО РК от 06.05.2011г. № 613 «Об обеспечении изучения коми языка»). Таким образом, программа предоставляет новые возможности для реализации этнокультурной составляющей содержания образования и одновременно для формирования ключевых компетенций: общенаучной, информационной, языковой, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала младшего школьника, приобщения к культурным ценностям коми народа, для мотивации к познанию родного края во всем его многообразии посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- способствовать развитию положительной мотивации, активного интереса учащихся к урокам коми языка;
- способствовать воспитанию любви к родному краю, развитию ценностных отношений к природе, истории, культуре, национальным традициям своей малой родины;
- способствовать пониманию учащимися взаимосвязи человека с природой, историей и культурой родного края, единства материального и духовного мира;
- способствовать воспитанию толерантности, уважения к коми народу и к людям иной этнической или культурной принадлежности;
- способствовать формированию личности ученика как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций коми народа.
- способствовать формированию социальной активности, соизмерения своих поступков с нравственными ценностями;
- способствовать осознанию необходимости выполнения правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- способствовать формированию универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);
- способствовать формированию основ проектной деятельности;
- способствовать развитию творческой активности, способности учащихся к созидательной деятельности;
- способствовать формированию потребности в самопознании, в саморазвитии;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
- способствовать осознанию использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Реализация задач требует определенных форм и методов обучения.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, коллективные.
Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, индивидуальные и групповые проекты, проекты, выполненные совместно с родителями.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экскурсия, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, постановка и решение проблемных вопросов, самоанализ и самооценка.
В качестве основных подходов к организации педагогической практики в реализации данной программы будут:
- системный;
- личностный;
- деятельностный;
- компетентностный.
В основу Программы проектной деятельности в рамках изучения коми языка (неродного) положены следующие принципы:
принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения программы;
принцип демократичности предполагает сотрудничество учителя и ученика;
принцип научности включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.;
принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения;
Принцип сознательности и активности - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности.
принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» детей в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел-реализация-рефлексия;
принцип комфортности (психологической и социальной) предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
Одним из важнейших принципов программы является краеведческий. Проведение предусмотренного в программе объема наблюдений и экскурсий позволяют учащимся от класса к классу накапливать, расширять и углублять краеведческие знания. В реализации краеведческого принципа проявляется важнейшее дидактическое правило «от близкого к далекому», «от известного к неизвестному». Во время проектной деятельности создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания.
Используемые педагогические технологии в проектной деятельности:
-личностно-ориентированная технология;
- технология проблемно-диалогического обучения;
-технология продуктивного чтения;
- технология оценивания учебных успехов учащегося;
- информационно-коммуникационные.
Программа реализуется в учебной и внеучебной деятельности. Проектная деятельность осуществляется на уроках и во внеурочное время.
Проектирование – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:
- в центре деятельности – ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
- образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащихся, что повышает их мотивацию;
- каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход учащихся на свой уровень развития;
- проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
- проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (к примеру, исследование жизни жителей Слободы (Эжвы) в старину, оформление поделки коми орнаментом).
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Поиск информации осуществляется в библиотеках, в музее им. Дьяконова, в Центре коми культуры, а также в домашней библиотеке, в интернете, через интервью с родными и знакомыми.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт (книжка-малышка с коми народными пословицами, экскурсия на выставку о Пере-богатыре, автобусная экскурсия по Сыктывкару, реферат о животном Печоро-Илычского заповедника, устный журнал о коми реках, творческий вечер Е. Козловой, выставка работ с использованием коми орнамента и т.д.).
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Виды проектов.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему («Сувенир в подарок – Козин», «Послелоги в рисунках»).
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. («Биография и творчество любимого коми поэта», «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны»).
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. («И.А.Куратов – первый коми поэт», «История Усть-Сысольска»).
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. («Республика Коми в фотографиях и в стихах коми поэтов»; «Пасхальный сувенир»).
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности («Послелоги», «Коми народные сказки»).
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. («Северяночка» (Коми акань): коми язык + технология; «Путешествие» в Печоро-Илычский заповедник»: коми язык + окружающий мир; «Деревья-двойники»: коми язык + изо).
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Длительность выполнения проекта в рамках изучения коми языка в начальной школе целесообразно ограничить одним (сдвоенными ) уроками («Мои друзья») или одной - двумя неделями («Театры нашей столицы»).
Сроки реализации Программы.
Программа проектной деятельности в рамках изучения коми языка (неродного) рассчитана на 3 года обучения: со 2 по 4 класс.
1 этап – подготовительный (первая половина первого года реализации программы).
2 этап – основной (вторая половина первого года, 2-й и первая половина 3-го года реализации программы).
3 этап – аналитический и рефлексивный (вторая половина 3-го года реализации программы).
Этапы проектирования.
Таблица 1. Планирование выполнения проекта
Этапы проектной деятельности | Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проектной деятельности | Виды деятельности учащихся | Деятельность учителя | |||
дидактические материалы (список) | доступные источники информации (список) | материалы, инструменты, оборудование | в школе | дома |
Таблица 2. Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
2.Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4.Оформление результатов. | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Презентация проектов.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Выбор формы презентации проекта происходит с учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.), а также вида продукта проекта.
Нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, помочь оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также необходима помощь в подготовке проектов к презентации. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка
(как неродного) во 2 – 4 - х классах»
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, знаний об окружающем мире, о родном крае, приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях, о нормах культурного и толерантного общения; об экологических проблемах Республики Коми; о необходимости ответственного отношения к судьбе родного края.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к урокам коми языка, к сотрудничеству, к Знаниям и исследовательской деятельности; развитие ценностных отношений школьника к истории, культуре, языку, национальным традициям своей малой родины; к природе и биологическому разнообразию жизни; к Человеку, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к человеческой жизни вообще, повышение самооценки учащихся;
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): получение школьниками опыта успешного трудового действия под руководством взрослого, опыта самостоятельного и группового действия в процессе реализации проекта, выявления интересов партнеров (внутренних и внешних) и объединения усилий заинтересованных сторон, а также опыта коммуникации в процессе сбора информации и представления результатов проекта; приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, формирования позитивного отношения к труду.
Личностные результаты
1 этап (первая половина первого года реализации программы) подготовительный | 2 этап (вторая половина первого года, 2-й год и первая половина 3-го года реализации программы) основной | 3 этап (вторая половина 3-го года реализации программы) аналитический и рефлексивный) |
- осознавать роль языка и речи в жизни людей; - развивать интерес к коми языку; - понимать эмоции других, сопереживать; - обращать внимание на особенности высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи) | - стремиться к совершенствованию собственной речи; - развивать уважение к коми языку, интерес к культуре народа РК; - эмоционально «проживать» текст, развивать эмоциональность собственной речи. | - продолжать развивать интерес к коми языку; - формировать элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры РК; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. |
Метапредметные результаты
1 этап (первая половина первого года реализации программы) подготовительный | 2 этап (вторая половина первого года, 2-й год и первая половина 3-го года реализации программы) основной | 3 этап (вторая половина 3-го года реализации программы) аналитический и рефлексивный) |
Регулятивные УУД: - определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; - определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные УУД: - определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания, ориентироваться в литературных источниках, читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. - корректировать выполнение задания под руководством учителя. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы самостоятельно; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Инструментарий для оценивания результатов.
Основным инструментарием для оценивания результатов являются консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, в конференциях, в конкурсах чтецов.
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. (Например, «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.)
При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося.
На каждого ученика составляется «Карточка успешности учащегося в выполнении проекта» по следующим критериям:
Таблица 3. Карточка успешности учащегося в выполнении проекта.
Ф.И. ученика Критерии | Уровень развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. | |||
Степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли. | |||
Характер общения и взаимопомощи участников проекта. | |||
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования. | |||
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН. | |||
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта. | |||
Степень осмысления использованной информации. | |||
Уровень сложности. | |||
Оригинальность идеи, способа решения проблемы. | |||
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности. | |||
Владение рефлексией. | |||
Умение отвечать на вопросы оппонентов. | |||
Творческий подход и эстетика оформления результатов проекта. |
Мониторинг УУД
На каждого ребенка составляется «Карточка индивидуального развития учащегося» по следующим параметрам:
Таблица 4. Мониторинг УУД
Универсальные учебные действия | Уровень развития | ||
Высокий | Средний | Низ кий | |
Личностные У выпускника сформированы:
• широкая мотивационная основа учебной деятельности на уроках коми языка, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности по коми языку; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по коми языку и способам решения новой частной задачи; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Республики Коми, чувства сопричастности и гордости за свой край, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой коми края; • понимание чувств других людей и сопереживание им. | |||
Регулятивные Выпускник начальной школы научился: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать правило в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • различать способ и результат действия; • оценивать правильность выполнения действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; • выполнять учебные действия. | |||
Познавательные Выпускник научился: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, научной литературы, справочников, всемирной сети Интернет; • строить речевое высказывание на коми языке в устной и письменной форме; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии. |
Содержание программы.
Содержание программы включает в себя 8 направлений. Компоненты содержания рассматриваются на каждой ступени обучения в представленной полноте объема, но с различной глубиной и детализацией, в зависимости от возраста учащихся. Количество проектных работ на каждой ступени увеличивается: во 2 классе – 7, в 3 классе – 8, в 4 классе – 9 (всего 24 проекта за курс начальной школы).
Таблица 5. Построение тематики проектов по основным разделам курса коми языка.
№ | Разделы | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
| Моя семья и мои друзья. | Мои друзья (Менам ёртъяс). | Моя семья (Менам котыр). | История моей семьи и моего края в годы Великой Отечественной войны. |
Природа Республики Коми. | Моё любимое лесное животное. (Менам радейтана вöрса пемöс). | Деревья нашего края. | «Путешествие» в Печоро-Илычский заповедник. | |
Декоративно-прикладное искусство народа коми. | Коми орнамент. | Северяночка (Коми акань). | 1.Сувенир в подарок (Козин). | |
2.Интерьер коми избы. | ||||
Эпос коми народа. | Пословицы и поговорки. (Коми шусьöгъяс да кывйöзъяс). | Коми народные сказки. (Коми мойдъяс). | Коми легенды. | |
Коми литература. | Коми писатели – детям (коми гижысьяс - челядьлы). | И.А.Куратов – первый коми поэт. (И.А.Куратов – медводдза коми поэт). | Они воспели коми край (Коми поэтъяслöн творчество). | |
Моя малая родина. | От Слободы до Эжвы. (Слöбöдасянь Эжваöдз). Вариант: «Мое родное село (город)». | Наша столица Сыктывкар. (Сыктывкар – миян кар). | «Путешествие» по карте Республики Коми. | |
Веселье – от бед спасенье. (Коми муын – коми гаж). | ____ | Коми народные игры.(коми ворсöмъяс) | Театры нашей столицы. | |
В гостях у слова. | Праздник числа (Лыдпасъяслöн гаж). | Послелоги. (Кывбöръяс). | Ребусы и кроссворды | |
Итого: | 7 | 8 | 9 |
Календарно-тематический план
2 класс
№ | Раздел и тема проекта | Количество часов | Примерные микротемы |
Моя семья и мои друзья. Мои друзья (Менам ёртъяс). Рисунки, альбом, мини-сочинение. | 1 | Мой друг. Я и мой друг. История нашего знакомства. | |
Природа Республики Коми. Моё любимое лесное животное. (Менам радейтана вöрса пемöс). Выставка рисунков, альбом со стихами, фразеологизмами, загадками, стенгазета, красочно оформленное мини-сочинение о любимом животном, викторина, поделка | 1 | Рассказ о любимом животном. Любимое животное в коми сказках. Стихи коми писателей о животном. Коми загадки, фразеологизмы и поговорки о животном. Викторина. Игрушка. | |
Декоративно-прикладное искусство народа коми. Коми орнамент. Выставка рисунков, поделок (предметы быта, интерьера, одежды), экскурсия в музей. | 1 | Коми орнамент в оформлении елочных игрушек. Коми орнамент в оформлении современной посуды. Коми орнамент в оформлении современных предметов быта. Коми орнамент в оформлении одежды. Коми орнамент в оформлении сувениров. | |
Эпос коми народа. Пословицы и поговорки. (Коми шусьöгъяс да кывйöзъяс). Альбом, книжка-малышка, сборник пословиц на различные темы, созданный учениками класса. | 1 | Коми пословицы и поговорки о временах года. Коми пословицы и поговорки о явлениях природы. Коми пословицы и поговорки о качествах характера человека. | |
Коми литература. Коми писатели – детям (коми гижысьяс - челядьлы). Рисунки к произведениям коми писателей и поэтов, творческий час, творческая встреча с одним из коми писателей (поэтов), викторина, кроссворд. | 1 | Детские произведения Е.Габовой. Веселые стихи Г.Юшкова. Загадки коми писателей. | |
Моя малая родина. От Слободы до Эжвы. (Слöбöдасянь Эжваöдз). Вариант: «Мое родное село (город)». Экскурсия по памятным местам Эжвы, стенгазета, альбом, плакаты, кроссворд, викторина, компьютерная презентация, реферат, доклад, устный журнал, стихотворение (совместно с родителями), экскурсия в театрально-художественный музей им. Дьяконова. | 1 | История Эжвы. Жизнь жителей Слободы в старину. Улицы Эжвы. Памятники Эжвы. Известные люди Эжвы. История создания литературно-художественного музея им. Дьяконова. ЛПК. | |
В гостях у слова. Праздник числа (Лыдпасъяслöн гаж). Книжки-малышки, книжки-раскладушки с коми стихами, считалками, загадками, пословицами и рисунками к числам от 1 до 10. | 1 | Коми считалки. Числа в коми стихах. Числа в рисунках. |
3 класс
Раздел и тема проекта | Количество часов | Примерные микротемы | |
Моя семья и мои друзья. Моя семья (Менам котыр). Фотоальбом, рисунки, сочинение, генеалогическое древо, плакат, выставка фотографий. | 1 | Моя семья. Традиции нашей семьи. Дни отдыха в нашей семье. | |
Природа Республики Коми. Деревья нашего края. Книжка-раскладушка или альбом с загадками, стихами, фразеологизмами, фотоальбом, устный журнал, компьютерная презентация, рисунки к легендам о деревьях, викторина. Кроссворд. | 1 | Коми легенды и сказания о деревьях. Деревья коми края. Стихи коми поэтов о деревьях. Деревья-двойники. | |
Декоративно-прикладное искусство народа коми. Северяночка (Коми акань). Поделка. | 1 | Растительные орнаментальные мотивы коми в оформлении одежды. Традиционные орнаментальные мотивы коми по теме «рога» в оформлении одежды. | |
Эпос коми народа. Коми народные сказки. (Коми мойдъяс). Выставка рисунков, поделок, викторина, кроссворд. | 1 | Коми сказки о животных. Образ Ёмы в коми сказках. Отрицательные персонажи коми сказок. | |
Коми литература. И.А.Куратов – первый коми поэт. (И.А.Куратов – медводдза коми поэт). Устный журнал, викторина, компьютерная презентация, реферат, экскурсия на родину поэта в с. Куратово. | 1 | Биография И.А.Куратова. И.А.Куратов – основоположник коми литературы. Стихи И.Куратова. | |
Моя малая родина. Наша столица Сыктывкар. (Сыктывкар – миян кар.) Реферат, викторина, устный журнал, кроссворд, рисунки, альбом, компьютерная презентация, стенгазета, заочная экскурсия, автобусная экскурсия по Сыктывкару, экскурсия в национальный музей РК | 1 | -История Усть-Сысольска. - Улицы и площади Сыктывкара. -Достопримеча тельности Сыктывкара. -Памятники Сыктывкара. -Стихи коми поэтов о Сыктывкаре. -Мой любимый уголок Сыктывкара. | |
Веселье – от бед спасенье. (Коми муын – коми гаж). Коми народные игры. (Коми ворсöмъяс). Игровая программа в Центре коми культуры или в классе, «Веселые старты» в зале или на улице с использованием коми национальных игр, сборник коми игр. | 1 | - Состязания коми охотников. - Старинные коми народные игры. | |
В гостях у слова. Послелоги. (Кывбöръяс). Рисунки, плакаты с проиллюстрированными загадками и стихами, в которых встречаются послелоги, презентации. | 1 | - Послелоги в картинках. - Послелоги в коми загадках. - Послелоги в стихах коми поэтов. |
4 класс
№ | Раздел и тема проекта | Количество часов | Примерные микротемы |
Моя семья и мои друзья. История моей семьи и моего края в годы Великой Отечественной войны. Реферат, компьютерная презентация, фотоальбом, устный журнал, выставка рисунков, фотовыставка или стенгазета «По дорогам войны», «Герои Коми земли». | 1 | - История моей семьи в годы Великой Отечественной войны. - Коми поэты о Великой Отечественной войне. - Жизнь Коми края в 1941-1945 г.г. - Земляки - кавалеры Золотой звезды. | |
Природа Республики Коми. «Путешествие» в Печоро-Илычский заповедник. Заочная экскурсия, фоторепортаж, презентация, альбом, устный журнал, реферат, стенгазета, доклад, викторина, кроссворд, «Энциклопедия», созданная классом | 1 | История возникновения Печоро-Илычского заповедника. Животный мир Печоро-Илычского заповедника. Растительный мир Печоро-Илычского заповедника. «Чудо России». Лосеферма. | |
Декоративно-прикладное искусство народа коми. Сувенир в подарок (Козин). Поделка. | 1 | - Сувенир из бересты. - Сувенир из кожи и меха. - Пасхальный сувенир. | |
Декоративно-прикладное искусство народа коми. Интерьер коми избы. Экскурсия в театрально-художественный музей им. Дьяконова на одноименную выставку, презентация, рисунки, создание уголка коми избы. | 1 | - Предметы интерьера коми избы. - Предметы быта коми и их использование. | |
Эпос коми народа. Коми легенды и сказания. Рисунки, поделки, викторина, экскурсия в театрально-художественный музей им. Дьяконова на выставку о Пере-богатыре. Состязания Перы (коми игры и конкурсы). | 1 | - Герои коми легенд. - Пера - богатырь. - Легенда о создании мира. | |
Коми литература. Они воспели коми край (Коми поэтъяслöн да гижысьяслöн творчество). Творческий вечер. | 1 | - Стихи С.А.Попова. - Стихи коми поэтов о природе. - Биография любимого поэта. | |
Моя малая родина. «Путешествие» по карте Республики Коми. Заочная экскурсия, компьютерная презентация, викторина, кроссворд, стенгазета, альбом с фотографиями и комментариями, стихами коми поэтов к ним, устный журнал. | 1 | - Республика Коми – часть большой страны. - районы РК. - Города Республики Коми. - Коми реки. - Республика Коми в фотографиях и в стихах коми поэтов. | |
Веселье – от бед спасенье. (Коми муын – коми гаж). Театры нашей столицы. Экскурсия «За кулисами театра», альбом, реферат, компьютерная презентация, доклад, устный журнал, викторина, культпоход в Национальный театр РК. | 1 | - Театры Сыктывкара. - История создания театра. - Известные актеры сыктывкарских театров. | |
В гостях у слова. Ребусы и кроссворды. Ребусы и кроссворды на различные темы | 1 | - Кроссворд о знаменитых людях республики. - Кроссворд о полезных ископаемых Республики Коми. - Ребусы о животных. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность в рамках изучения коми языка (как неродного) во 2 – 4 - х классах»
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | Книгопечатная продукция |
| |
2 | Печатные пособия |
Наборы сюжетных (и предметных) картинок, портретов в соответствии с тематикой программы. Словари всех типов по коми языку. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по коми языку (в том числе и в цифровой форме) | |
3 | Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер лазерный. Мобильный класс | |
4 | Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи в соответствии с программой внеурочной деятельности. Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в программе. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в программе: Караоке по-коми. Видеоколлекция популярных коми песен. Сыктывкар, 2006 «Гудöка рытъяс» Песни коми композиторов. ДВД-диск. – Сыктывкар: Национальный музыкально-драматический театр Республики коми, 2009 | |
5 | Интернет-ресурсы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
Типичные ошибки при изучении русского языка, как неродного
Типичные ошибки при изучении русского языка, как неродного...
Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"
Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...
Доклад «Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного»
Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного.Чтобы овладеть неродным языком,необходимо постичь другой мир…А.МартинеФе...