Растительный и животный мир Кубани
план-конспект урока (3 класс) на тему

Егоренко Татьяна Фамшаевна
  1. Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Краснодарского края, Красной книгой Кубани: с растениями и животными, которые в нее внесены, вывести экологические правила, которые должны выполнять люди, создавать свои знаки по охране растительного и животного мира.
  2. Закрепить умение работы в группах.
  3. Развивать коллективно-творческие способности, речь, мышление, умение работать с картой Краснодарского края, расширять кругозор.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Растительный и животный мир Кубани»

Цели урока:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Краснодарского края, Красной книгой Кубани: с растениями и животными, которые в нее внесены, вывести экологические правила, которые должны выполнять люди, создавать свои знаки по охране растительного и животного мира.
  • Закрепить умение работы в группах.
  • Развивать коллективно-творческие способности, речь, мышление, умение работать с картой Краснодарского края, расширять кругозор.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карта Краснодарского края, знаки по охране природы, фигурки растений и животных на магнитах, таблички с названиями групп “Зоологи”, “Ботаники”, выставка книг о растительном и животном мире Кубани, фломастеры, 2 листа формата А3, CD диски .

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1.

– Дети, какая из карт является картой Краснодарского края?

– Почему вы так думаете?

  1. Тема, цели урока.

Слайд 2

– Ой! Что случилось?

– На карте нет растительного и животного мир нашего края?

Но наш край так красив и богат растительным и животным миром!

Мы должны вернуть в наши леса, степи, горы края растения и животных.

- Тема нашего урока «Растительный и животный мир Кубани» Слайд 4.

- Какие цели мы поставим на урок? Слайд 5.

  1. Изучение нового материала.

– Вы готовы совершить путешествие?

Давайте разделимся на 2 группы.

(Класс делится на 2 группы по количеству учащихся)

Одна группа будет помогать в поиске растений, а другая – в поиске животных нашего края. Только вместе мы можем спасти наш край и вернуть растительный и животный мир!

– Ребята, как называется наука, которая изучает растения? БОТАНИКА

– Как называется наука, которая изучает животный мир? ЗООЛОГИЯ

– Кто догадался, как будет называться 1 группа?  ( “БОТАНИКИ”)

– А какое название у 2 группы? ( “ЗООЛОГИ”)

- В путь, дорогие друзья природы!

- Ребята, давайте вспомним на какие части делится Краснодарский край?

- А будет ли от этого  зависеть расселение животных и растений?

На столе у каждой команды лежит листочек и фломастер. Необходимо расставить буквы в правильном порядке. Затем подчеркнуть 1 группе растения края, а 2 группе – животных края. Даются 2 минуты.

узбр (зубр)

убд (дуб)

вёлакс (свёкла)

граднови (виноград)

ишопвник (шиповник)

демевьд (медведь)

дакус (судак)

азця (заяц)

сир (рис)

снла (лиса)

бакан (кабан)

Солподчкинне (подсолнечник)

Работа с картой.

-  Давайте найдём места их обитания.

– Ботаники, в какой природной зоне произрастают эти растения?

– Покажите на карте.

– Зоологи, в какой природной зоне обитают эти животные?

“Это интересно!”

Вот мы и расселили наши растения и животных. Но богат и разнообразен растительный и животный мир Краснодарского края. Об этом многообразии помогают нам узнать различные источники информации: телевидение, радио, книги.

На столе у каждой группы лежит книги со сведениями о растениях – для 1 группы, книги со сведениями о животных для 2 группы.

Вам предстоит прочитать информацию о растениях (животных) и составить краткий рассказ об этих растениях (животных), показать места их обитания. Дается 3 минуты.

Ответ представителя команды “Биологи” Слайд 6.

Пион Витмана – листья крупные, до 1м высоты. Цветёт в апреле. Размножается семенами. Произрастает на высоте 600-800метров над уровнем моря в горных лесах. Растение находится под угрозой исчезновения. Внесён в Красную книгу РСФСР. Создаются постоянные заказники для восстановления численности растений.

(Представитель показывает на карте края места произрастания данного растения и крепит изображение)

Слайд 5. Ответ представителя команды “Зоологи»  Слайд 7.

Серна – стройное животное длиной 125 – 135см, высотой 80см.Окраска летом ржаво-жёлтая, зимой – чёрно-бурая. Питается травами, ветвями кустарников. Держится стадами или мелкими группами по 3-7 особей. Места обитания – скалистые участки Майкопского района, у верховья реки Пшиш. В крае 4000 особей.

(Представитель показывает на карте края места обитания данного животного и крепит изображение)

– Учёные установили, что на Кубани более 600 видов животных ,3000 видов растений.

Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка.

– А как вы думаете, какое растение или животное может служить символом Кубани?

Ответы детей.

Каждой команде даётся лист бумаги и фломастеры. Надо придумать и нарисовать символ края. Дается 5 минут.

(Представитель каждой группы показывает и рассказывает о своём символе)

– Посмотрите на карту. Мы с вами смогли вернуть в наш прекрасный край растения и животных. Молодцы!

– Вы, наверно, устали?  Давайте отдохнём и сделаем привал.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале.
Вправо, влево повернись.
Наклонись и поклонись.
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.

– Неразумное, хищническое истребление животных, птиц, насекомых, растений привело к тому, что многие стали исчезать с лица земли. Чтобы сохранить исчезающие виды, в 1994 году была создана Красная книга Кубани. Она состоит из 2 частей:

1 часть – растения: 157 видов
2 часть – животные: 102 вида.

Животные и растения, занесённые в красную книгу Кубани.  Слайды 8-11.

Каждой группе предлагается нарисовать знак по теме: “Охрана природы” и составить экологические правила.

-  Люди поняли, что природа в опасности, поэтому появились места, где запрещено жечь костры, собирать грибы и ягоды, охотиться и ловить рыбу.

– Как называются такие места, созданные человеком? (Заповедники.)

– На территории Краснодарского края есть заповедники? (Да. Кавказский биосферный заповедник.)

Показ на карте Краснодарского края Кавказского биосферного заповедника.

– Где он расположен?  (Расположен между Сочи и Майкопом, в основном на северных и южных склонах Главного Кавказского хребта).

-   Заповедник основан 12 мая в 1924 году. Его площадь более 262 тысяч га

– Кто обитает в данном заповеднике?

Животный мир заповедника.  Слайд 12.

Растительный мир заповедника. Слайд 13.

- Мы с вами очень хорошо потрудились. Посмотрите на карту края. Мы вернули с вами богатый и разнообразный мир родной Кубани. Слайды  14.

5. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону

Работа уч-ся в рабочей тетради.

6. Итог урока. Слайд 15.

- Какие растения произрастают в нашем крае?

- Какие животные обитают в нашем крае?

-  Какие животные внесены в Красную книгу Кубани?

7. Рефлексия.

Слайд 16.

8. Домашнее задание.

- Подумайте, что вы можете сделать для охраны растительного и животного мира нашего края.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 31 г. Краснодара Егоренко Татьяна Фамшаевна Растительный и животный мир Кубани

Слайд 2

Краснодарский край РОССИЯ Ростовская область УЗНАЙ СВОЙ КРАЙ!

Слайд 4

Растительный и животный мир Кубани.

Слайд 5

Цели урока: Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Краснодарского края, Красной книгой Кубани. Воспитывать бережное отношение к природе. Вывести экологические правила, которые должны выполнять люди.

Слайд 6

пион Витмана

Слайд 7

Серна

Слайд 8

ПЕРЕВЯЗКА ВЫДРА КАВКАЗСКАЯ СЕРНА

Слайд 9

1.Короткопалая пищуха 2. Черноголовый поползень 3. Красноголовый королёк. 4. Стенолаз Кудрявый пеликан.

Слайд 10

пион Витмана Цикломен кавказский

Слайд 12

медведь Зубр Лось Олень Кабан

Слайд 13

Дуб Каштан

Слайд 14

Растения и животные на карте

Слайд 15

Итог урока: Какие растения произрастают в нашем крае? Какие животные обитают в нашем крае? Какие животные внесены в Красную книгу Кубани?

Слайд 16

Рефлексия Я узнал ….. Я научился… Было трудно …

Слайд 17

Михаил Пришвин «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологический калейдоскоп" Закрепление по разделу Растительный и животный мир Казахстана

Закрепить знания  детей  по  разделу   "Растительный  и  животный  мир  Казахстана", Научить   детей  самостоятельно  составлять  проек...

Игра "Растительный и животный мир Краснодарского края"

Презентация к игре "Растительный и животный мир Краснодарского края", 3 класс....

Растительный и животный мир Югры

Презентация знакомит с растительным и животным миром ХМАО...

Проектная работа Тема: «Сохраним растительный и животный мир» Гилмутдинова Разиля.4 класс.

Важным элементом инновационной   деятельности является создание проектов.Дети приучаются активно и  грамотно участвовать в собственном развитии: учатся находить своё место в жизни,приспосабл...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Растительный и животный мир степи.

Урок построен с учетом требований ФГОС, основных принципов работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Авторы используемого учебника Н.Я. Дмитриева,...

Растительный и животный мир Кубани

Презентация для 3 класса....