Мозаика путешествий
рабочая программа (3 класс) по теме

Тонких Марина Анатольевна

Данная краткосрочная программа разработана в рамках туристско-краеведческой направленности.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Соликамска Пермского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная  школа №16»

КРАТКОСРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МОЗАИКА ПУТЕШЕСТВИЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Автор – Тонких Марина Анатольевна,

учитель начальных классов

Возраст детей: 9 – 10 лет

Срок реализации – 24 часа

г. Соликамск,

2014


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если педагог  работает в зоне ближайшего развития, то интерес к мышлению углубляется. Это необходимое условие  для развития  креативного мышления и познавательной деятельности школьников. Ребёнок, родившейся в Пермском крае, обязан знать про него хоть малую часть.

Направленность программы. Данная краткосрочная программа разработана в рамках туристско-краеведческой направленности.    

 Новизна программы заключается в том, что она дает возможность обучающимся начальной школы возможность познакомиться с основными достояниями  родного края, что способствует патриотическому воспитанию, дает возможность привлечь внимание к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная задача нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.

Актуальность данной краткосрочной программы является то, что 2015 год для  Пермского Края – юбилейный (10 лет),  а город  Соликамск отмечает свое 585-летие.

Педагогическая целесообразность программы определяется направленностью на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Здесь «Мозаика путешествий» является уникальным средством восприятия окружающего мира, благодаря которому ребенок познает окружающий его мир не только в широком смысле, но и в узком, от большого края до родного города.

Цель программы: создание условий для раскрытия творческих способностей ребенка через приобщение к знаниям о родном крае.

Задачи программы:

обучающие:

  • познакомить обучающихся с многонациональным составом населения Пермского края, культурным наследием, историей возникновения и развития Соликамска;

развивающие:

  •  развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

  •  формировать самоорганизованность и трудолюбие;
  •  воспитывать уважительное отношение к культуре  и истории своей Родины;
  •  развивать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Основные принципыположенные в основу программы:

  •  принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  •  принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и обучающегося;
  • принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Программа реализуется в течение 24 часов. Набор на занятие свободный. Возраст обучающихся 9 - 10лет. Занятие проводится на русском языке. Режим занятия соответствует требованиям СанПиН.

Форма занятия – Занятия проводятся в различных формах от интерактивной беседы до коллективно творческого дела. Работа организуется в индивидуальной, парной и групповой формах. Применяются активные методы обучения, способствующие повышению у детей мотивации к выполняемой деятельности, развитию творческого мышления. В процессе обучения используются информационно-коммуникационные средства обучения.

В результате освоения образовательной программы обучающиеся должны знать:

  • историю своей семьи;
  • общее представление о родном крае;
  •  общее представление об изменениях облика города;
  • практические навыки исследовательской работы.

Обучающиеся должны уметь:

  • участвовать в беседах;
  • посещать музеи и другие культурные учреждения;
  • выражать свои мысли.

Приобретенные знания и умения помогут обучающимся в  практической деятельности и повседневной жизни при:

  • проявлении чувства патриотизма к своей  Родине;
  •  общении;
  • развитии творческой активности;
  • осознании собственной значимости и ответственности.

Проверка сформированности знаний и умений осуществляется в процессе занятий, изготовлении поделок, ответов  на вопросы по содержанию, дальнейшего участия в конкурсах.

Формы и режим занятий.  На обучение отводится 24часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часа периодически. Режим занятий соответствует требованиям СанПин.

По итогам освоения программы дети должны овладеть следующими компетенциями:

  • речевая компетенция – ребенок научится правильно, понятно и громко говорить, ясно формулировать свои мысли при общении с другими людьми;
  • коммуникативная компетенция – развитие навыков работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести диалог;
  • социокультурная компетенция – приобщение детей к культурным традициями нашего края и города, к духовно-нравственным основам жизни общества;
  • учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, формирование готовности детей к самостоятельному обучению, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  • компетенция личностного самосовершенствования – привитие готовности осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, умение анализировать свою деятельность и деятельность других.


II. Содержательная часть

Таблица 1

Распределение учебного времени

Продолжительность

занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1час

24 часа

Таблица 2

Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Виды занятий

Теоретические

Практические

Вводное занятие

 1

0,5

0,5

Мой край на карте Родины

2

1

1

Я и моя семья

2

1

1

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

1

1

 Моя улица

2

1

1

Моя малая Родина

2

1

1

 Природа нашего края

4

2

2

Что дает наш город стране

2

1

1

Наш город в годы Великой Отечественной войны

3

1

2

Герб края

2

1

1

Красная книга Пермского края

2

1

1

Итого часов:

24

11,5

12,5


III. Методическая часть

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2: “Мой край на карте Родины”(2 ч)

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 3: “Я и моя семья ” (2 ч)

Профессии моих родителей. Дать выяснить обучающимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”(2 ч)

Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема 5: “Моя улица”(2 ч)

Форма контроля: сочинение «Прогулка по улицам моего города».

Тема 6: “Моя малая Родина” (2 ч)

Экскурсия в районный музей.

Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 7: “Природа нашего края” (4ч)

Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Пермского края.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории края с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные края, занесенные в Красную книгу. Памятники природы края.

Климат. Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы.

Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города.

Практические занятия:

а) разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

б) в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

в) операция “Чистый двор”.

Тема 8:“Что дает наш город стране” (2 ч)

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история. Экскурсия на предприятие.

Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш город стране».

Тема 9: “Наш город в годы Великой Отечественной войны” (2 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших в Соликамске.

Творческая работа «Расскажи о своем герое».

а) Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

б) Составление экспозиции “Ордена и медали прадеда”.

в) Концерты для ветеранов войны.

Тема 12: “Герб Соликамска” (2 ч)

Лекция по геральдике.

Творческая работа по созданию символа (герба) своей семьи.

Тема 10: “Красная книга Пермского края” (2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Творческая работа-создание Красной книги Соликамска.

Материально-техническая база,

 необходимая для реализации программы.

  • учебный кабинет;
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • принтер;
  • медиапроектор;
  • наглядно-демонстрационные пособия;

Список источников

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. http://www.meteonova.ru/k
  3. http://uraltourism.ru/information/hunting-in-the-urals/
  4. http://www.zel-veter.ru/
  5. http://enc.permculture.ru/
  6. www.permgani.ru/publikatsii/stati/
  7. http://www.bigcountry.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контурная мозаика из бумаги

Данная презентация предназначена для использования на уроках трудового обучения  по теме «Мозаика» в технике обрывная аппликация. Составлена презентация по учебнику...

презентация к уроку технологии в 3 классе "Мозаика"

В презентации собраны изображения работ из яичной скорлупы. Данная презентация позволяет показать детям на наглядном примере данную технику....

Урок технологии 1 класс.Мозаика.Выполняем обрывную мозаику.

1.Учить детей приёмам выполнения мозаики,   Учить выражать собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения.2.Развивать воображение, пространственные представления детей;3.Формир...

Методическая разработка урока технологии "Мозаика из фольги. Путешествие на Луну", 2 класс.

Данная разработка поможет учителю провести содержательный урок технологии по теме "Мозаика из фольги" во 2 классе. Учебник  Цирулик Н.А., Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» технология 2 клас...

Внеклассное мероприятие «Математическая мозаика» (Игра-путешествие для учащихся 3 класса)

Данная игра проводится в параллели третьих классов. На станциях (в кабинетах) стоят преподаватели, обуча­ющие этих детей. Ученики двигаются по станциям (ка­бинетам) самостоятельно....

Внеклассное мероприятие «Математическая мозаика» (Игра-путешествие для учащихся 3 класса)

Данная игра проводится в параллели третьих классов. На станциях (в кабинетах) стоят преподаватели, обуча­ющие этих детей. Ученики двигаются по станциям (ка­бинетам) самостоятельно....