Смоленская крепостная стена.
план-конспект урока (3 класс) на тему
Азбука Смоленского края 3 класс. Проблемное обучение. Метод "Зигзаг".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Смоленская крепостная стена. | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Азбуки Смоленского края в 3 классе
Тема урока: «Смоленская крепостная стена»
Цель урока:
- Создать условия для расширения представлений учащихся об одной из главных достопримечательностей нашего города Смоленской крепостной стене через организацию практической работы.
Задачи:
- систематизация и обобщение знаний обучающихся о Смоленской крепостной стене, истории построения , особенностях архитектуры ;
- формирование опыта творческой деятельности и умения пользоваться справочной литературой;
- развитие речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора обучающихся.
- воспитание любви к родному городу и его историческому прошлому.
Формируемые УУД:
Познавательные: учить строить высказывания в устной форме; развивать монологическую речь обучающихся; учить выбирать нужную информацию и систематизировать её.
Личностные: формировать познавательный интерес к учебному материалу; ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебник «Азбука Смоленского края» Болотова С. А., презентация «Смоленская крепостная стена», раздаточный материал для групповой работы.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
Использование современных технологий и методов обучения: проблемное обучение, метод «Зигзаг», проектное задание, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках.
Используемая литература:
- Головин Н.Н. «Моя первая русская история». - М.: Терра, 1992
- Алексеев Л. В. «О древнем Смоленске»
- Мурзакевич Н. Н. «Достопамятности города Смоленска»
- Электронный сайт – Культурное наследие земли Смоленской //http://nasledie.smolensk.ru
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Дорогие ребята! Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Встаньте, поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки.
- Начинаем наш урок. Работать вы сегодня будете в группах. Но, прежде чем мы приступим к выполнению заданий, необходимо вспомнить правила работы в группе.
- Мы с вами продолжаем наше путешествие в прошлое нашего города. Поприветствуем «Историков», «Архитекторов», «Литераторов» , «Строителей» и «Археологов», которые помогут нам многое узнать.
II. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните, пожалуйста, что мы исследовали на прошлом уроке. (Герб и флаг Смоленской области.)
- Как их назвать одним словом? (Символы)(Символами нашей области. ) Назовите их.
- Что изображено на флаге Смоленской области? (1 слайд -флаг См обл).
- Что изображено на следующем слайде? (2 слайд — герб См обл)
- Что означают детали герба?
- А что узнали наши «Историки» о древнем гербе? (Сообщения)
- Кто-то подготовил чтение наизусть стихотворения Николая Рыленкова?
- Раскройте учебник на стр. 35. Можете слушать стихотворение, можете проверять по учебнику.
- О каком из символов сочинил стихотворение известный смоленский поэт?
- В каких строках автор описывает герб?
- О какой части герба писал поэт?(щит)
- Какую же часть щита автор не упомянул в своем стихотворении? (Верхнюю кромку с пятью зубцами).
- Что символизирует кромка с пятью зубцами? (Символ Смоленской крепостной стены)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
-Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (О Смоленской крепостной стене)(слайд 3)
- Запишите, пожалуйста, (цветным карандашом или фломастером) тему урока на своих отчётах по теме.
- Что вы знаете о Смоленской крепостной стене?
- Что бы вы хотели узнать?
- А для чего вам нужны эти знания?(Экскурсия по городу для гостей и друзей)
- Заполните, как обычно, табличку «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- На большинство из своих вопросов вы найдете ответы, если будете активны и внимательны.
- Работаем в группах «Историки», «Архитекторы», «Литераторы» , «Строители» и «Археологи».
IV. Первичное усвоение новых знаний.
«Историки» читают текст учебника на стр. 38-39 и выбирают информацию о том, зачем строилась Смоленская крепостная стена.
Смоленская крепостная стена | |
Место положения | |
Время создания | |
Цель возведения | |
«Строители» читают текст учебника на стр. 40 и составляют кластер о том, как строилась крепостная стена.
«Архитекторы» читают текст учебника на стр. 40 и заполняют таблицу « Смоленская крепостная стена» .
Смоленская крепостная стена | |||
Стена | Башни | ||
Длина | Количество | ||
Высота | Форма | ||
Ширина |
«Литераторы» читают текст учебника на стр. 42-48 и пытаются выяснить, почему башни носят такие названия.
Башни Смоленской крепостной стены | ||
Название башни | Причина такого названия | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
«Археологи» присутствуют только в 4 группах. Для них такое задание: прочитать дополнительный материал учебника с165-167 и выясняют причины, по которым часть стен и по башен утрачена.
Название объекта | Причина разрушения | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
VI. Обобщение знаний учащихся.
- А теперь разойдитесь по своим группам (№ стола).
- Презентуйте для своей команды свою часть работы и заполните ваши отчёты по теме.
V. Первичная проверка понимания.
- Свою работу презентуют всему классу «Историки»! А остальные проверяют и дополняют информацию на своих отчётах .
-Слово «Строителям» (слайд 4)
-«Архитекторы» представляют свою работу.
- Информация «Литераторов».
- И слово «Археологам».
VI. Первичное закрепление.
-Слово «Литераторам». Чтение стихотворения В.Куневича «Крепостная стена». (Учебник с 52)
- Тест по теме.
- Проверим тесты.
VII. Информация о домашнем задании.
- Домашнее задание можете выбрать по желанию. (Листы с Д.З.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (по выбору) 1. Стр. 50 задание 26. Читать выразительно стихотворение. 2. Стр. 52 задание 30. Читать выразительно стихотворение. 3. Стр. 53. Контрольные вопросы. 4. Стр. 53 задание 31. 5. Нарисовать иллюстрацию к отчету по теме. |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
-Теперь смело можете заполнять 3 столбик таблички ЗХУ.
- Кто хочет зачитать?
ПРИЛОЖЕНИЕ
История строительства Смоленской крепостной стены.
На протяжении многих веков западные границы русских земель находились под охраной Смоленска. При Иване Грозном город был окружен деревянной крепостной стеной. Но к концу XVI века, с развитием артиллерии, она уже не могла служить надежной защитой. Решено было возвести каменную стену. Доверили важное государственное дело известному мастеру Федору Коню.
Материалы готовили и собирали всем миром. К весне 1596 года подготовительные работы были закончены и работа закипела. На период возведения стены Борис Годунов строжайше запретил всем своим подданным, независимо от рода и звания, вести какое бы то ни было каменное строительство. Все силы были отданы этой «всероссийской» стройке. Здесь ежедневно трудились до шести тысяч человек, согнанных со всех городов и весей. За первые четыре года крепостная стена в основном была закончена, но еще года два продолжались мелкие работы. В 1602 году ее освятили.
Чтобы сделать стену неприступной, в дно котлована вбивали дубовые сваи, пространство между которыми заполняли утрамбованной землей, а поверх них — новый ряд. На этот «частокол» укладывали крест-накрест толстые бревна и засыпали щебнем и землей. Фундамент выкладывали из каменных блоков. А под ним проделывались «слухи» — лазы для выхода за пределы стены. Средняя часть стены состояла из двух вертикальных кирпичных стен, между которыми засыпался булыжник и заливался известковый раствор. В ней были проложены ходы для сообщения с башнями, кладовые боеприпасов, ружейные и пушечные бойницы, расположенные на трех уровнях. А по верху пустили зубцы, в виде ласточкиного хвоста, точь-в-точь как на Московском Кремле.
Тест по теме «Смоленская крепостная стена». 1.Строительством Смоленской крепостной стены руководил зодчий ________________. 2.Первый камень в стене уложил: А)Борис Годунов Б)Сигизмунд 3 В)Царь Иван Федорович 3.В состав крепости входило башен: А)10 Б)13 В)38 4.Башня, находящаяся на лоне природы и радовавшая глаз горожан, называлась: А)Еленевская Б)Веселуха В)Шембелева 5.На самом высоком месте находилась башня: А)Орел Б)Грановитая В)Копытенская 6.Башня, на которой подавали различные сигналы, называлась: А)Бублейка Б)Маховая В)Донец 7.Башня, позволяющая вести круговой обстрел, называлась: А)Воронина Б) Водяная В)Громовая |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП
«Историки»
Прочитайте текст учебника на стр. 38 и на листе, найдите информацию о том, зачем строилась Смоленская крепостная стена. Заполните таблицу.
Смоленская крепостная стена | |
Время создания | |
Место положения | |
Цели возведения | 1 2 3 |
«Архитекторы»
Прочитайте текст учебника на стр. 40 и заполните таблицу.
Смоленская крепостная стена | |||
Стена | Башни | ||
Длина | Количество | ||
Высота | Форма | ||
Ширина | Ворота |
«Литераторы»
Прочитайте текст учебника на стр. 42-48 и выясните, почему башни носят такие названия.
Башни Смоленской крепостной стены | ||
Название башни | Причина такого названия | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
«Археологи»
Прочитайте дополнительный материал учебника с165-167 и выясните причины, по которым часть стен и башен утрачена.
Название объекта | Причина разрушения | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Табличка ЗХУ
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
«Строители»
Прочитайте текст учебника на стр. 40 и составьте кластер о том, как строилась крепостная стена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Смоленск в веках", посвящённое празднованию 1150 - летия города Смоленска.
Мероприятие по назначению - культурно - воспитательное, по содержанию - историческое. Данное мероприятие, используя средства ИКТ, связывает прошлое и настоящее родного края,знакомит учащихся с несколь...
презентация к уроку Окружающий мир по теме " Крепостное право"
Данная презентация является иллюстрируюющимся рассказом учителя по новой теме урока....
Материалы для проекта "Смоленская крепостная стена"
Материалы могут использоваться в проектной деятельности,на уроках Азбуки Смоленского края, во внеурочной деятельности....
Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области"
Приказ Департамента Смоленской области "Об утверждении состава ГЭК Смоленской области по проведению ГИА в 2018/2019 учебном году...
Паспорт проекта «Крепостной щит».
Уникальным местом, в котором русская крепость стоит напротив средневекового замка является Ивангород. На западе Ленинградской области, на реке Нарве, на границе с Эстонией стоит древний аванпост русск...
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках»
ОБЩАЯ ЧАСТЬПредметОкружающий мир Класс 3 Тема урока«Что создавалось трудом крестьянина? О крепостных и помещиках» Дидактическая цель Создать усл...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема Крепостные стены. Архитектура.
Урок разработан для предмета ИЗО. Тема урока: "Крепостные стены. Архитектура". К конспекту прилагается презентация....