Конспект урока "Ремёсла на Кубани"
план-конспект урока (2 класс) на тему
В помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_remyosla_na_kubani.docx | 36.21 КБ |
kartochki_s_remyoslami.doc | 107.5 КБ |
list_samootsenki_gruppy.doc | 30.5 КБ |
golubaya_kartochka.docx | 13.77 КБ |
list_ekskursovoda.docx | 13.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Османова Евгения Александровна,
учитель МАОУ СОШ № 12 имени Маршала Жукова
МО город- курорт Геленджик
Технологическая карта и конспект урока кубановедение во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: кубановедение
Тема урока: «Ремёсла на Кубани»
Класс: 2
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на тему: «Ремёсла на Кубани»), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающая технология.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск информации).
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: знакомство с видами ремёсел на Кубани.
Задачи занятия:
1. Познакомить с видами ремёсел на Кубани.
2. Развивать словарный запас учащихся, любознательность, интерес к прошлому родного края.
3. Прививать любовь к родному краю, через познание его истории.
4. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Дидактические средства: проектор, экран, презентация, карточки с заданиями
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся | Какие УУД формируются на каждом этапе |
1. Организационный этап. | Психологическая установка на урок | Здравствуйте, ребята. Сегодня вы- мои ученики. А кто я? (Казачка) Разрешите представиться, меня зовут Евгения Александровна. Люди, живущие на Кубани- добродушный народ. Улыбнитесь, подарите друг другу улыбку добра, пожмите руки. Подарите улыбки гостям. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок |
Актуализация опорных знаний и умений | Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач. | -А где я живу? (в хате) -Назовите, какой материал казаки использовали для строительства своих хат. -Сейчас, давайте, вспомним, в какой последовательности строилась хата (Слайд 1) -На слайде изображены этапы строительства. Расположите картинки в нужном порядке. Из файла достаньте жёлтую карточку. А сейчас посмотрите внимательно на экран и напишите номера картинок в нужном порядке в строчку. - Молодцы! - А теперь я предлагаю вам выступить в роли учителя и проверить работу своего соседа по парте. Для этого обменяйтесь, пожалуйста, карточками с выполненным заданием и сравните с образцом на слайде. (Слайд 2) Если все цифры совпали, то поставьте «+», если допущены ошибки «-». А теперь опишите мне внутреннее убранство хаты. | Работа в парах (взаимопроверка) | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности |
Сообщение темы и цели урока | Определить вместе с учениками тему и цель; каждого ученика на решение учебной задачи урока. | -А кто изготовил эти предметы? (Люди) -А как называется процесс их производства? Слайд №3 Вы можете ответить, отгадав ребус е е ,,коромысло Слайд №4 -Молодцы! Ремесло. И тема нашего урока будет «Ремёсла на Кубани» -А какие ремёсла вы знаете? У нас возникает проблемный вопрос. -Узнать, какие ремёсла были на Кубани. | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности | |
Изучение нового материала | Формирование новых способов решения поставленных учебных задач. | Коренные жители станиц – казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались ремесла. Слайд № 5 -Расшифруйте название ремесел, о которых мы будем говорить на уроке ЛОЗОкузГОНПЛЕвынечТЕЧАРшиваНОЕ ние НИЕное Сейчас мы отправляемся в путешествие по ремёслам Кубани. -А экскурсоводами будете вы сами. Работать вы будете в группах. Слайд № 6 Давайте вспомним правила групповой работы. -Молодцы! Я раздам вам информационные карточки. Вы исследуете тексты и, посоветовавшись, заполните листы экскурсовода. Также вы должны оценить работу своей группы, ответить на вопросы поставив + или -. Сигналом к началу и завершению работы будет звонок колокольчика. -Договоритесь, кто будет экскурсоводом, то есть отвечать. -После звонка колокольчика каждый представитель выходит к доске и объясняет, почему его группа заполнила именно так. После выступления вы должны поместить на доску лист экскурсовода рядом с названием ремесла. - Занимаем свои места, раздаю оборудование. -Я вижу, вы готовы представлять ремесло. Гончарное дело Слайд № 7 Как вы оценили работу своей группы? Кузнечное дело Слайд № 8 Лозоплетение Слайд № 9 Вышивание Слайд № 10 -Молодцы! А результаты своего труда казаки привозили на ярмарку. Я побывала на ней и привезла вам предметы быта. -Давайте обсудим, какой ремесленник что изготовил. - Глиняный горшок –гончар Корзину- мастер лозоплетения Подкову- кузнец Рушник- вышивальщица Гвоздь – гончар А эту куколку для девочек- вышивальщица Подсвечник- кузнец Плетёную вазочку- мастер лозоплетения Подушку-вышивальщица - А теперь обратите внимание на мою одежду. Как вы думаете, чьи руки её изготовили? -Мы с вами хорошо поработали, теперь нужно и отдохнуть. Мы проведём физкульминутку. Давайте встанем и выйдем из-за парт. А сейчас мы отдохнём. Строить с вами дом начнём. Надо глину замесить, Наверх солому постелить. Стены надо побелить, И гостей в дом пригласить. Ах, какой я молодец. Будет мною горд отец! Слайд 11 -Ребята, не все ремёсла на Кубани были распространены одинаково. Например, гончарное дело было развито в станицах Пашковская, Старощербиновская, Холмская, Надёжная, Баталпашинская. -Как вы думаете, почему? А для чего мастера принесли свои изделия на ярмарку? (чтобы продать) Слайд № 12 О трудолюбивых людях народ слагал песни, пословицы, поговорки. А теперь прочитайте запись. Что это? - Назовите общерусский вариант. - Прочитайте 2 пословицу. - Как вы ее понимаете? 1. Хто любэ трудиться, таму бэз дила нэ лэжиться. 2. Не Боги горшки обжигают, а пашковцы. | На доске вывешиваю названия ремёсел.
Работа в группах Выступление представителей | Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. Личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Закрепление изученного материала | Подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач. | Ребята, я вижу, что вам понравилось быть на экскурсии. А сейчас возьмите карточки голубого цвета и выполните задание. Соедините стрелками слова по смыслу. | Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов Личностные: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» Предметные : использование теоретических знаний на практике Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация | |
Итог урока | Сообщение результатов решения учебной задачи. | И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова. Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций. - Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край. Выставление оценок. | Дети отвечают на вопрос | Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности |
Рефлексия | Самооценка учеником своих учебных достижений. | Сегодня на уроке мы заглянули в прошлое и узнали, чем занимались кубанские умельцы. Давайте поделимся своими впечатлениями о том, что узнали. -Если вы запомнили, какие на Кубани были ремёсла, то возьмите картинку Солнышка. Если вы не поняли или испытываете трудности, то возьмите рисунок Тучки. | Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности | |
Домашнее задание | Слайд 13 Прочитать материал учебника на с. 51-52, подготовить сообщение. Спасибо за урок. |
Предварительный просмотр:
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.
_____________________________________________________________
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей . Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.
Подумайте где гончар мог брать глину для своего ремесла?
На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.
Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. В кузнице всегда темно. Почему в кузнице было темно? (В темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.) Кубанские кузнецы создают и в наши дни настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Они плетут кружева из металла. В наше время мастера кузнечного дела продолжают традиции своих предков.
_______________________________________________________________
На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.
Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. В кузнице всегда темно. Почему в кузнице было темно? (В темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.) Кубанские кузнецы создают и в наши дни настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадны е лестницы, ограды, флюгера, фонари. Они плетут кружева из металла. В наше время мастера кузнечного дела продолжают традиции своих предков.
Одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из нее мастера лозоплетения делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. В наше время мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. Их продукция и в наши дни пользуется спросом.
___________________________________________________________
Одним из древнейших народных ремесел является лозоплетение. Главную роль в плетении играла гибкая ивовая лоза. Из нее мастера лозоплетения делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома. В наше время мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. Их продукция и в наши дни пользуется спросом.
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение вышивать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к вышиванию.
Вы шивальщицы украшали одежду, рушники, салфетки, занавески и др.
_________________________________________________
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье женщина должна была владеть различными видами рукоделия. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению, вышиванию.
Вы шивальщицы украшали одежду, рушники, салфетки, занавески и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края «...
Конспект урока по кубановедению - Кубань-степная дочь России
Конспект урока по кубановедению...
События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.
«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...
Конспект внеклассного занятия «Кубань – многонациональный край» (для учащихся 3 класса)
Цели: - формировать у школьников представленияоб истории, культуре и традициях Кубани;- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;- воспитыватьчувство патриотизма и ува...
Классный час, посвященный Дню освобождения Кубани от фашистских захватчиков "Юные герои Кубани".
Классный час, посвященный Дню освобождения Кубани от фашистских захватчиков "Юные герои Кубани"....
Открытый урок «Цвети, Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани
«Цвети,Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани...