Из уст в уста
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
На сегодняшний день главным в образовании становится формирование у ребенка потребности и умения постоянно совершенствовать себя, развивать способности, самостоятельно идти в ногу со временем. Необходимость образования саморазвивающейся личности требует выявления современных подходов, определения нового содержания и технологий образования. Но при этом важной остается проблема того, что сохраняется из прежнего воспитания и обучения. Каково значение жизненного опыта ребенка, приобретаемого им в общении со своими близкими, соседями, социокультурного окружения в целом для духовно-нравственного восхождения учащихся в культуре современного общества. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в социокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
В связи с этим возникает проблема поиска того общего, что позволяет молодому человеку успешно адаптироваться в современном мире, находя в нем то, что свойственно всем людям, сохраняя при этом то ценное, неповторимое, своеобразное, что присуще родному краю.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей.
Особенно важен в воспитательном отношении первый этап - начальная школа. От того, насколько осознанно и заинтересованно ребенок будет участвовать в учебном процессе, зависит глубина и прочность знаний, желание и способность их благоразумного употребления. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Стратегической целью модернизации современного образования является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, раскрытие человеческих ресурсов ради социально-экономического, общественного и духовно-культурного развития края.
Решению этих задач в значительной степени может способствовать целостный социокультурный системный подход к истокам в образовании, позволяющий придать образовательной системе новое качество.
Социокультурный системный подход содержит уникальные возможности для реализации следующих требований к современной системе образования:
- во-первых, он предполагает объединение содержания образования и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения;
- во-вторых, он призван обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя школу, семью и учащегося;
- в-третьих, он развивает образование как открытую организационную систему.
Социокультурный подход направляет развитие индивидуума на самоутверждение в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами, формирует общий социокультурный стержень всех участников педагогического процесса.
Освоение культуры прошлого как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека, во-вторых, становление его как творческой личности, которая не только развивается на истоках освоенной ею культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, то есть становится творцом новых элементов культуры.
За последние годы у нас чрезвычайно возрос интерес к истокам культуры, к фольклору. И это совершенно понятно: ставя вопрос об использовании литературного наследия, мы не можем исключить из своего поля зрения такую существенную часть этого наследства как фольклор.
Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Содержание программы кружка «Из уст в уста» направлено на приобщение детей к истокам национальной культуры, воспитание интереса к русскому народному творчеству.
Программа кружка разработана на основе базисного учебного плана начального общего образования и общего плана воспитательной работы, основываясь на ее целях и задачах в соответствии с требованиями ФГОСа начального образования.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, дифференциации деятельности учащихся, использования актуальных и наглядных методов обучения, творческой и поисковой деятельности школьников.
«Вхождение» в фольклор без использования игрового метода невозможно, поэтому основная форма организации занятий кружка – игра. Использование данного метода благоприятно повлияет на развитие психики ребенка, его способностей, совершенствование системы управления своим поведением, а также позволит понять закономерности творческого процесса детей. Предполагается проведение конкурсов, викторин, театрализованных представлений, различных игр и т.д.
Комплекс творческих заданий, оригинальные формы самостоятельной деятельности будят фантазию ребенка, развивают дивергентное мышление, воспитывают потребность творчества.
Технология художественного моделирования помогает детям ощутить себя в роли поэта-сказителя, вновь создающего для себя и для других произведения искусства.
Актуальность программы заключается в социокультурном развитии школьников, решении задач нравственного воспитания детей через изучение произведений устного народного творчества. Ее отличие от других образовательных программ состоит в том, что она составлена на основе русского фольклорного материала (сказки, песенки, игры, считалки, пословицы, поговорки). Материал подобран таким образом, что обучающиеся ненавязчиво узнают о жизни своих предков. Учащимся предстоит узнать о том, что активно бытует и является неотъемлемой частью современной духовной культуры народа.
В настоящее время в условиях внедрения в школьную практику идей педагогики сотрудничества, диалога и самоуправления с неизбежностью возрастают требования к коммуникативной деятельности учеников.
В Государственном образовательном стандарте второго поколения отводится значительная роль социокультурной направленности обучения в целях развития коммуникативных умений учащихся. В «Концепции развития России до 2020 года» обозначены следующие социокультурные задачи: формирование потребности детей в исследовании родного края через языковой опыт народа, совершенствование речевых, литературно-творческих умений и умений вступать в коммуникацию, воспитание самостоятельности и уверенности в решении проблем жизнедеятельности социума.
В этой связи актуальной проблемой начальной школы является подготовка обучающихся к продуктивному общению, которое предполагает взаимодействие школьников, направленное на их личностное развитие.
Общение в этом возрасте зачастую бывает проблемным. Стремление к общению возникает, например, в том случае, если ребенок испытывает затруднение: налицо потребность и мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без помощи взрослых он не в состоянии. Так возникает необходимость вступить в контакт, наладить связь и взаимодействие.
Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, умения разрешать конфликты и отстаивать своё мнение, является кружковая деятельность. Участие младших школьников в разнообразной деятельности направлено на удовлетворение их потребностей в знаниях, творчестве и общении, на эстетическое наслаждение, отдых. Известно, что потребность в общении есть у каждого школьника, но в кружковой деятельности формируется потребность именно в культурном общении.
Обычно в младшем школьном возрасте общение окрашено высокой эмоциональностью. Эмоциональная насыщенность внеучебной деятельности гораздо выше учебной, поэтому, кружковое общение обуславливается внутренними личностными импульсами школьника и носит добровольный характер. Ученики охотно включаются в контакты по собственному желанию и сами, добровольно обязуются, подчиняются установленным правилам. Кружковое общение доставляет обучающимся глубокое удовлетворение тем, что при нем снимается целый ряд личностных напряжений, устраняется и информационно-познавательная неопределенность, удовлетворяются познавательные потребности.
Общение неразрывно связано с проблемой культуры, и в первую очередь с тем её аспектом, который касается накопления человеком духовных ценностей. Законом РФ «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального процесса заказа для образования.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечивать:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле о духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, духовных традиций.
В связи с этим сфера общего образования призвана обеспечивать воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Оптимальной формой организации этого процесса является внеучебная кружковая деятельность, которая способствует формированию культуры общения и поведения в целом. Содержание программы кружка «Из уст в уста» направлено на приобщение детей к истокам национальной культуры, воспитание интереса к русскому народному творчеству, формирование социокультурной компетенции школьников, что подтверждает необходимость введения его в образовательный процесс.
Цель: создание условий для социокультурного развития учащихся через приобщение к духовному наследию, к культуре народов России.
Задачи:
1) познакомить учащихся с общими вопросами, касающимися фольклора, его специфических особенностей;
2) учить создавать собственные произведения;
3) обогащать интеллектуальный, эмоциональный и нравственный потенциал через изучение культурного наследия народа;
4) развивать коммуникативную культуру;
5) организовать творческую деятельность учащихся;
6) помочь осознать свою принадлежность к живой культурной традиции, многомерность культуры;
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- выразительное чтение и др.
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Из уст в уста».
Кол-во часов в неделю- 1 час
Кол-во часов в год-33
№ | Название раздела и темы | Кол-во часов | Формы организации | дата |
1. 1.1 | Жанры УНТ | 1 | ||
Художественная мастерская народа | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
2. 2.1 2.2 2.3 | Пословицы и поговорки | 3 | ||
Классификация пословиц и поговорок | 1 | Беседа | ||
Тематическое содержание пословиц и поговорок | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Пословицы и поговорки разных народов | 1 | Беседа | ||
3. 3.1 3.2 | Скороговорки, чистоговорки | 2 | ||
Скороговорки | 1 | Беседа | ||
Чистоговорки. | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 | Загадки | 5 | ||
Тематическое содержание загадок | 1 | Беседа | ||
Классификация загадок | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Типы загадок (вопрос, описание, сравнение, шарады, метаграммы, анаграммы, логографы, загадки-трафаретки) | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Загадки разных народов | 1 | Беседа | ||
Викторина загадок | 1 | Практическое занятие | ||
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 | Народные песни | 4 | Развлекательное мероприятие «Посиделки» | |
Тематика песен | 1 | Беседа | ||
Колыбельные песни | 1 | Беседа | ||
Песни народов России | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Заклички, приговорки | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 | Потешный фольклор | 6 | ||
Голосянки | 1 | Беседа | ||
Молчанки | 1 | Беседа | ||
Скороговорки | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Сечки | 1 | Беседа | ||
Небылицы | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Небылицы - перевертыши | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 | Русские народные игры | 6 | Фольклорный праздник «Все в хоровод» | |
Жеребьёвки | 1 | Беседа | ||
Считалки Считалки - числовки | 1 | Беседа | ||
Игры хороводные | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Игры с диалогами | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Игры - ловушки | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Словесные игры- фанты | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 | Русские народные сказки | 6 | Инсценирование сказки | |
Присказки | 1 | Беседа | ||
Признаки сказок Тематика сказок | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Сказки о животных | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Бытовые сказки | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Волшебные сказки | 1 | Беседа, практическое занятие | ||
Былины | 1 | Беседа, практическое занятие |
Список литературы.
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. М.: Наука, 2009.-200 с.
- Борисова Т.В. Кружковая деятельность: особенности формирования навыков общения.// Начальная школа. 2010. №6. с.21-24.
- Г.С. Голошумова, Н.Г. Свинина // Начальная школа. 2003. №8. с. 22–27.
- Кондаков А.М., Данилюк А.Л., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М.: Просвещение, 2011. 23с.
- Никитченков А.Ю. Зачем учителю начальных классов изучать современный школьный фольклор?// Начальная школа. 2009. №11. С.11-14.
- Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука,2010. - 120 с.
- Шевчук Л. В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2005. 110 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устами младенца.
Сценарий ко Дню учителя....
Презентация к празднику "Экология устами младенца."
Фрагмент праздника "Экология устами младенца" Презентация....
Детское объединение. Устав для членов объединения.
Детское обединение "Солнышко" для 3-4 классов. Устав. Права и обязанности участников обединения....
"Устами младенца" к 8 Марта
Праздник - игра , посвящённая 8 Марта....
Утренник "Устами младенца"
Утренник посвящен детям родившимся осенью(ко дню именинника)...
Мой край . Презентация"Лишь в Усть-Цильме водят горку."
Данная презетация может быть использована на уроках по краеведению....
Сценарий внеклассного мероприятия "Лишь в Усть-Цильме водят Горку".
Праздник предназначен для учащихся 1 класса. К данному сценарию необходимо использовать презентацию. Методы: беседа, рассказ, игра, викторина, проблемное обучение.Оборудование: компьютер, мульти...