Открытый урок "Основание Новороссийска"
классный час (3 класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

Урок посвящен истории основания г. Новороссийска, содержит в себе работу в парах, тест, выступления детей, телерепортаж, выполненный самим учеником и песню о городе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 3 классе

Тема:  Основание города Новороссийска.

Цель урока : формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культуре и историческому наследию своего народа.

Образовательные задачи: дать информацию об истории рождения города, подчеркнуть значимость и важность событий в истории рождения города, включить учащихся в исследовательскую работу по поиску информации о роли исторических личностей в основании Новороссийска.

Воспитательные задачи: сформировать у детей уважительного отношения к историческим памятникам своей малой Родины, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать чувство гордости и любви, бережного отношения к истории города.

Развивающие задачи: пробудить интерес к истории своего города, формировать  и развивать учебно – информационных умения и навыки, содействовать развитию коммуникативных умений при работе в парах, развивать кругозор, мышление, внимание и наблюдательность.

Оборудование урока: выставка детских рисунков «Город, в котором я живу»,портреты основателей города, карточки с датами и фамилиями, опорные схемы, диск с записью песни «Новороссийск»,презентация слайдов, мультимедийный проектор , карточки с тестами, кружки 3 цветов, конверт с заданием для каждой пары, карточка «Лента времени».

Содержание занятия:

1. Мотивация к деятельности

2. Формулирование темы урока и целеполагание.

3. Активизация знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Физминутка.

6. Закрепление материала.

7. Самостоятельная работа по «Ленте времени».

8. Работа в парах.

9. Рефлексия.

10. Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Мотивация к деятельности

- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

- Здравствуйте, те, кто грустит,

-Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

- Здравствуйте, те, кто молчит.

Учитель: Ребята, сегодня как всегда на уроках кубановедения мы узнаем много нового и интересного о нашем родном крае.

- Давайте вспомним, как называется наш край? Вы знаете, что наш край в преддверии большого праздника.

- В этом году, 13 сентября, исполнится 75 лет основанию Краснодарского края. Наш край большой и богатый, но Новороссийск занимает в нём особое место. По меркам времени наш город молодой (в этом году ему исполнится 174 года), но он уже с гордостью носит звания: город-порт , город-герой, город-труженик.

- Вот и мы сегодня на уроке вложим частицу нашего труда в любимый город. Как часто мы это делаем, при подготовке к изучения нового, вы разделились на группы,  и каждая  выполняла своё задание.

- Одни ребята искали информацию и готовили сообщения, другие  работали с толковым словарём, ребята готовили рисунки к выставке «Город, в котором я живу», искали и учили стихотворения  местных авторов о Новороссийске, выполняли фото и видеопроекты. Один из таких проектов вы сейчас увидите на экране и услышите стихотворения новороссийских авторов. (фильм «Мы любим тебя, Новороссийск», дети читают подготовленные ими стихи).

  1.  Формулирование темы урока и целеполагание

-Учитель: Ребята, какие чувства вы испытали, увидев каким он стал? Вы увидели современный Новороссийск. Чтобы таким стать понадобилось 173 года усилий, подвига, труда всех новороссийцев. А каким он был в начале создания? Как он создавался?

Учитель:  Ребята, давайте сегодня  совершим путешествие. Путешествие получится необычным, потому, что мы останемся в классе и перенесемся на «Машине времени» в прошлое.  (Презентация «Основание Новороссийска»).

- Как подготовиться к путешествию? (слайд 2)

Ответы учеников:

- Надо поставить  перед собой цель путешествия.

- Важно определить, куда именно отправиться, чтобы достичь цели.

- Запастись словарями.

-Чтобы вести дневник путешествия, нужны блокноты, тетради, авторучки,  фотоаппарат, видеокамера.

И не  забудьте: с хорошим другом дорога короче, рюкзак легче, цель ближе!

Учитель: Сейчас повсюду в мире люди стараются выполнять правила ответственного туризма. Это значит, с уважением относиться к памятникам природы и культуры, ко всем людям, с которыми нас сводит дорога.

  1. Активизация знаний

Учитель: Итак, какую же цель мы ставим перед собой в нашем путешествии? (Узнать больше об истории родного города).

- Куда направиться, чтобы достичь сегодня цели путешествия? Для этого нужно прочитать дорожный указатель, над которым хорошо потрудился наш знаменитый новороссийский ветер. (бора). (слайд 3)

аксйиссоровоН  еинавонсо      (основание Новороссийска)

- В день рождения города,  какие вопросы мы можем перед собой поставить?

Когда родился город?               Зачем он родился?                  Благодаря кому?

Дата                                           События                                 Люди                      (Опорные схемы на доске)

- Итак, когда родился город? Чтобы это узнать, нужно отгадать?

Игра «Угадай».

- В этом числе цифр столько, сколько сторон света.          (4)

- Первая цифра в числе спряталась в пословице «Один в поле не воин».  (1)                      

        - Вторая цифра обозначает   количество ног у паука.                                    (8)

- Третья цифра  обозначает, сколько месяцев в каждом времени года. (3)

        - Четвертая  цифра в этой дате, если её расположить горизонтально, обозначает знак бесконечности. (8)  (слайд 4)

  1. Объяснение нового материала

Учитель:  Итак, что же произошло в 1838 году?  В нашем путешествии мне будут помотать ребята- путеводители.

(Текст учителя).

- в начале 19 века Россия постоянно воевала с Турцией за расширение своих южных владений и контроль над Черноморьем. В этих целях на побережье Черного моря возводилась целая система военных укреплений. В тексте прозвучало новые слова «военные укрепления». (ученик зачитывает выдержку из толкового словаря) (слайд 5)

(Выходит ученик со свитком, на экране портрет Раевского, затем портрет Николая I.

- Согласно мирному договору с Турцией в 1829 году, Суджукский берег окончательно становится берегом Новой России. Место главного военного укрепления предложил морскому штабу генерал-лейтенант Н. Н. Раевский. (слайд 6). Благодаря его убежденности появилось высочайшее повеление императора Николая I: «Иметь при устье реки Цемесс главный порт или пристань для береговой нашей эскадры». (Слайд 7) Толкование учениками новых слов. (слайд «штаб» 7, слайд «устье» 8, слайд «эскадра» 9).

(Выходит  ученик с портретом Лазарева в руках, ставит его на полку).

-12 сентября 1838 года в Суджукскую бухту вошла эскадра из 11 военных кораблей Черноморского  флота, под командованием вице-адмирала М. П. Лазарева, открывателя Антарктиды. (слайд 10) ( Закрепляет на доске карточку с фамилией).

(Выходит ученик с портретом Раевского, ставит его на полку).

- Итак, в полдень 12 сентября 1838 года на берег был высажен армейский десант, ведомый генерал-лейтенантом Н. Н. Раевским, героем войны 1812 года. Хотя тогда прапорщику Раевскому едва исполнилось 11 лет. (слайд 11). Высадка прошла без потерь со стороны горцев, которые разбежались после первых залпов корабельных пушек. (слайд 12).

(Слово учителя) Именно этот день утвержден как день основания Новороссийска. (Ученик вывешивает карточку с датой на доску под схемой «Дата» и карточку «Основание Новороссийска» под  схемой «События».

-Опытный флотоводец Лазарев выбрал в бухте наиболее безопасное место для кораблей. Началось строительство военного укрепления на месте разрушенной генуэзской башни, где была питьевая вода. (слайд 13, Лазарев)

(Слова учителя)

-Тяжелой была жизнь первых новороссийцев: солдат и офицеров. Ни жилья, ни полей, ни огородов, все нужно было строить самим. Голод, непривычный климат, вызывавший малярию и другие болезни, сложные отношения с горцами. Но жизнь постепенно налаживалась. Лазарев думал и о том, каким быть новому укреплению. На месте развалин генуэзской башни было возведено Адмиралтейство, которое включало в себя магазин, склады, кузницу, казармы, дом для смотрителя, канцелярию и конечно, пристань.  (слад 14).Были поставлены на берег «мертвые» якоря, за которые во время сильных бурь корабли могли бы удержаться. (слайд 15)

-Ребята, а почему якоря назвали «мертвыми»?

( Слова ученика -  Раевского)

-Идея превращения военного укрепления в город лучше всего прослеживается в деятельности Н. Н. Раевского. (слайд 16, Раевский).

(Слова учителя)

- Уже через год после высадки десанта, велось в укреплении активное строительство. Раевский лично развез по военным укреплениям виноградную лозу. Он придерживался развития мирных отношений с горцами. Вблизи Новороссийска он мечтал устроить рынок. Куда допускались бы не только русские , но и турецкие купцы. Но его идеи не поддержал император и даже уволил Раевского.

- Итак, уже через год после высадки десанта, приказом военного министра, укреплению выло дано имя «Новороссийск». 

-Ребята, какой это год? (1839)  (ученик прикрепляет карточку с датой и карточку «укрепление «Новороссийск» на доске). (оба уходят).

- Ребята, как вы думаете, почему было дано имя «Новороссийск»? ( Берег Новой России).

(Выходит ученик с портретом Серебрякова, ставит на полку. Слайд  17, Серебряков).

С 1839 года, когда укреплению дано имя «Новороссийск», его начальником стал  Л. М. Серебряков, который по праву признан III отцом основателем, после Лазарева и Раевского. (Укрепляет карточку с фамилией).  Уже в 1846 году, отстроенный Новороссийск официально стал называться портовым городом. ( Ученик прикрепляет карточку с датой  и карточку с «Портовый город» на доске). Серебряков добился строительства в городе водопровода, открыл первую бесплатную школу для детей- горцев, госпиталь и создал городскую библиотеку.

Учитель. – Так рождался наш город.

  1.  Физминутка
  2. Закрепление материала

- Итак, давайте оглянемся, какими дорогами истории мы ходили. Благодаря кому родился здесь на берегу Новой  России  наш город? Что происходило  на этом месте в 1838, 1839, 1846 годах?

  1. Самостоятельная работа

- Ребята, что такое « Лента времени»?

- Отметьте на  «Ленте времени» год основания укрепления, год его названия Новороссийском и год, когда укрепление стало называться городом.

( Проверить с образцом на экране,  слайд  18)

-Оцените свою работу, подняв кружок нужного цвета: красный, если не справился, желтый, если были ошибки, зеленый, если справился успешно).

  1. Работа в парах

(Каждой паре предлагается, восстановив  текст на карточке, составить  краткий рассказ. Пара, справившаяся с работой, соединив руки, их поднимает.)

Карточка.

Рождение Новороссийска стало возможным в результате / победы России над ……………… . / … сентября ……… года на берег ……………………… бухты высадился десант во главе с вице-адмиралом  Михаилом  Петровичем ……………… и генерал-лейтенантом Николаем Николаевичем …………………….. ./ Им историей было определено заложить новое укрепление./ Новороссийском  его назвали уже в ……. году, когда начальником  укрепления стал Лазарь Маркович ……………. ./ При нём к  ……… году укреплению официально дано название «портовый город Новороссийск»./   ( слайд 23).

(Затем снова провести опрос по самооценке уровня усвоения знаний  у пары с помощью цветных кружков.)

Зеленый - пара  успешно справилась с заданием.

Желтый – были 1- 2 ошибки.

Красный – не справились с заданием.

  1. Рефлексия

Учитель: В этом году мы будем отмечать 220 лет со дня рождения Л. М. Серебрякова. Как же нужно прожить свою жизнь, чтобы потомки и через 200 лет помнили? ( Ответы детей).

- Ребята, мы сегодня путешествовали в историю основания Новороссийска, говорили, что благодаря деятельности Лазарева, Раевского и Серебрякова на этом месте был построен наш город. Новороссийцы не забывают их подвиг. Подумайте, где в нашем городе вы встречали фамилии основателей?

Жители города помнят Лазарева, Раевского и Серебрякова, память о них мы видим повсюду. Группа ребят подготовила телерепортаж об одном таком памятном месте.

(Идет телерепортаж у памятника основателям  города).

  1. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, что вам запомнилось особо в нашем путешествии? Что понравилось в дороге? Вы все сегодня хорошо работали, помогали друг другу в путешествии.

  1. Домашнее задание

Когда вернетесь домой, поищите в справочниках, интернете, в библиотеке дополнительную информацию об основателях города, интересные факты, о которых мы сегодня не рассказали, подготовьте небольшое сообщение.

А закончить наше  путешествие хочется песней народной артистки СССР Людмилы Зыкиной о нашем Новороссийске. ( Звучит песня).

Тест по теме «Основание Новороссийска».

Фамилия и имя__________________________________________

1.Напиши дату основания Новороссийска.

________________________________________________

2.Напиши фамилию человека, который руководил эскадрой кораблей Черноморского флота.

________________________________________________

3.Напиши фамилию человека, который руководил высадкой десанта на берегу Новой России.

________________________________________________

4.Напиши год, когда военному укреплению было дано имя «Новороссийск».

________________________________________________

5.Напиши год, когда  Новороссийск официально стал называться портовым городом.

_________________________________________________

6.Напиши фамилию человека, который организовал работу первой бесплатной школы, госпиталя, городской библиотеки.

_________________________________________________

Итог урока

-Вот и заканчивается наш урок.

-Ребята, что каждому из вас запомнилось? Что понравилось?

( Оценивание учащихся).

(Если останется время на уроке, выслушать высказывания детей на тему «Почему я люблю свой Новороссийск».

ХI. Домашнее задание.

                                             

Климова Е.А.                                                                                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основание Новороссийска

Слайд 2

1838 год

Слайд 4

Раевский Николай Николаевич

Слайд 5

император Николай I

Слайд 7

УСТЬЕ

Слайд 8

ЭСКАДРА

Слайд 9

Лазарев Михаил Петрович

Слайд 10

1838 год – высадка десанта

Слайд 11

АДМИРАЛТЕЙСТВО

Слайд 12

«Мертвый» якорь

Слайд 13

Серебряков Лазарь Маркович

Слайд 15

Рождение Новороссийска стало возможным в результате победы России над Турцией. 12 сентября 1838 года На берег Суджукской бухты высадился десант во главе с вице-адмиралом Михаилом Петровичем Лазаревым и генерал-лейтенантом Николаем Николаевичем Раевским. Им историей было определено заложить новое укрепление. Новороссийском его назвали уже в 1839 году, когда начальником укрепления стал Лазарь Маркович Серебряков. При нем к 1846 году укреплению официально дано название «портовый город Новороссийск».

Слайд 16

Памятник основателям Новороссийска 1838г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий мероприятия по городу Новороссийску

Сценарий данного мероприятия можно использовать для проведения классных часов....

Город-герой Новороссийск

Материал для инсценировки, посвящённой освобождению города Новороссийска....

Освобождение Новороссийска Валуева С.И.

Презентация к классному часу во время месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы по теме "Освобождение Новороссийска"...

Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Архитектура. Исторический центр города Новороссийска"

Познакомить учащихся с понятием «архитектура» и её видами, с «Историческим  центром города Новороссийска» с помощью виртуальной экскурсии....