Программа "Следопыты-искатели"
рабочая программа (2 класс) на тему

Криничная Анжела Викторовна

 Программа актуальна в период возрождения Детской общественной организации в Республике Саха (Якутия) и является дальнейшим развитием Концепции развития личности ребенка путем приобщения к родной культуре «Эркээйи» разработанной рабочей группой СДОО РС (Я) под научным руководством А. П. Оконешниковой. Актуальность программы определяет основные цели и задачи организации, педагогическую целесообразность. Относится к программам социально-педагогической направленности.

Образовательная программа направлена на социализацию обучающихся через привлечение к добровольному участию в социальных проектах и развитию субъектной активности личности. Реализация образовательной программы детского движения предусматривается в рамках введения ФГОС.  Школа и детское движение имеют общие цели воспитания, но разные способы организации своей работы (сбор отряда – это не урок), характеры программ (в отряде возможность выбора, в классе обязательная программа), условия участия (в общественном движении – добровольное, в школе обязательное) и что не менее важно, различный набор форм и методов работы. На основе этих различий  может возникать непонимание и конфликты. Специфика организации жизни отряда, предоставлять отряду  право самостоятельной работы, понимая, что именно в этом секрет воспитательных успехов детского движения.

Программа по внеурочной деятельности «Движение юных граждан Следопыты - Искатели» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника на подготовку и его к гражданской и нравственной деятельности. Развитие ребенка как субъекта деятельности и отношений, а не как объекта, за которого все решается и которым манипулируют, является главным секретом особой популярности детского движения и его воспитательных успехов. Передача воспитанникам не готовой суммы знаний, а принципов и методов развития личности может являться гарантией их постоянного самосовершенствования в течении всей жизни, главным образом тогда, когда рядом не будет наставника.

 

Школа в будущем, а детское движение РС (Я) уже сегодня, должны сделать предметом воспитания - самовоспитание, человека воспитываемого – самовоспитывающимся. Эта перемена человека по отношению к самому себе, программа творческой работы над самим собой является центральной проблемой, решение которой открывает перед обществом  не только перспективы выхода из глобального кризиса цивилизации, но и условия дальнейшего позитивного развития. Поэтому педагогические технологии используемые в детском движении могут рассматриваться как эффективное воспитательное средство.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

 

Программа формирует универсальные учебные действия (УУД) у обучающихся через:

- ориентацию на личность ребенка осваивающего ступени роста и его гармоничное развитие;

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять менеджмент своего образования, ставить перед собой жизненные и учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс, результаты деятельности, формируя компетентности в любой предметной области;

- овладение детьми универсальными учебными действиями (УУД) происходящими в контексте разделов программы, например: краеведение, биология,  ОБЖ, национальная культура народов РС (Я) и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Следопыты-искатели"75.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

 по внеурочной деятельности

«Следопыты - Искатели»

Сроки реализации:  3 года

Возраст обучающихся:  8-11 лет

Уровень образования:  2-4 классы начального общего образования

Количество часов  в неделю: 1 час в неделю, всего за год  36 часа  (в каждой параллели), общее количество часов 108  

Учителя: Черникова Оксана Викторовна, Шубенко Ольга Михайловна, Криничная Анжела Викторовна, Харисова Юлия Сергеевна

Программа разработана на основе  типовой программы созданной рабочей группой СДОО РС (Я) под научным руководством А. П. Оконешниковой, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Детское движение – социально-историческое явление. Оно представляет собой совместные действия особой социально-демографической группы населения республики – детей, которые объединились с помощью заинтересованных взрослых в различного рода формирования, чтобы изменить свой статус и положение в обществе, привлечь внимание к своим интересам и правам, для саморазвития и самообразования, для активного участия в общественной жизни республики.

Цель программы – начальная социализация учащихся начальной, гражданско-патриотическое и нравственное воспитание, формирование коллектива, нацеливание на саморазвитие.

Задачи программы:

  • Знакомство учащихся с многонациональным составом населения РС(Я), культурными учреждениями района, историей возникновения Малой Родины;
  • Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
  • Развивать способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
  • Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
  • Воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • Принципы доступности учитывающие каждые особенности ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  •  Принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

  • Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
  • Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
  • Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса необходимо использовать такие формы занятий как экскурсии, занятия – встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Особенностями организации работы по краеведению является динамичность ее форм. Занятия из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, предприятие и т.д.). как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии и проектные технологии.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с  учебным планом  ИТЛ№24   НОО  модуль «Следопыты - Искатели»  ведется за счет часов внеурочной деятельности.  Рабочая программа разработана  на основе примерной рабочей программы  дополнительного образования «Движение юных граждан Следопыты - Искатели»  Васильева А.Д. Иванова С.В.

  • Продолжительность обучения 3 лет
  • в год 36 учебных занятий (3 х 36=108 часов) и самостоятельная работа обучающихся.

Режим занятий 1 час в неделю, еженедельно.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 Программа актуальна в период возрождения Детской общественной организации в Республике Саха (Якутия) и является дальнейшим развитием Концепции развития личности ребенка путем приобщения к родной культуре «Эркээйи» разработанной рабочей группой СДОО РС (Я) под научным руководством А. П. Оконешниковой. Актуальность программы определяет основные цели и задачи организации, педагогическую целесообразность. Относится к программам социально-педагогической направленности.

Образовательная программа направлена на социализацию обучающихся через привлечение к добровольному участию в социальных проектах и развитию субъектной активности личности. Реализация образовательной программы детского движения предусматривается в рамках введения ФГОС.  Школа и детское движение имеют общие цели воспитания, но разные способы организации своей работы (сбор отряда – это не урок), характеры программ (в отряде возможность выбора, в классе обязательная программа), условия участия (в общественном движении – добровольное, в школе обязательное) и что не менее важно, различный набор форм и методов работы. На основе этих различий  может возникать непонимание и конфликты. Специфика организации жизни отряда, предоставлять отряду  право самостоятельной работы, понимая, что именно в этом секрет воспитательных успехов детского движения.

Программа по внеурочной деятельности «Движение юных граждан Следопыты - Искатели» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника на подготовку и его к гражданской и нравственной деятельности. Развитие ребенка как субъекта деятельности и отношений, а не как объекта, за которого все решается и которым манипулируют, является главным секретом особой популярности детского движения и его воспитательных успехов. Передача воспитанникам не готовой суммы знаний, а принципов и методов развития личности может являться гарантией их постоянного самосовершенствования в течении всей жизни, главным образом тогда, когда рядом не будет наставника.

Школа в будущем, а детское движение РС (Я) уже сегодня, должны сделать предметом воспитания - самовоспитание, человека воспитываемого – самовоспитывающимся. Эта перемена человека по отношению к самому себе, программа творческой работы над самим собой является центральной проблемой, решение которой открывает перед обществом  не только перспективы выхода из глобального кризиса цивилизации, но и условия дальнейшего позитивного развития. Поэтому педагогические технологии используемые в детском движении могут рассматриваться как эффективное воспитательное средство.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

Программа формирует универсальные учебные действия (УУД) у обучающихся через:

- ориентацию на личность ребенка осваивающего ступени роста и его гармоничное развитие;

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять менеджмент своего образования, ставить перед собой жизненные и учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс, результаты деятельности, формируя компетентности в любой предметной области;

- овладение детьми универсальными учебными действиями (УУД) происходящими в контексте разделов программы, например: краеведение, биология,  ОБЖ, национальная культура народов РС (Я) и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно учиться.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы занятий: Индивидуальные, групповые, коллективные.

Группы занятий

Формы

1.

Занятия на местности

1. Разведка интересных дел: разведка-наблюдение, разведка-интервью, разведка-игра упражнение, разведка экскурсия, разведка-задание между сборами, разведка-изучение документов и т.д.

2. Экскурсия: экскурсия на местности, природно-краеведческая экскурсия, научно-исследовательская экскурсия, социальная экскурсия и т.д.

3. Походный лагерь

4. Многодневный поход

 2.

Соревнования и сотрудничество

1. Спортивные игры и развлечения  

2. Турниры, олимпиады                

3. Конкурсы                                          

4. Комнатные игры.

5.Подвижные игры

6. Эстафеты                      

7. Зарница

3.

Творческая активность

1.Вечера отдыха                          

2. Костер, свечка, огонек

3. Песни и танцы                                    

4. Театральные формы              

5. Традиции и ритуалы    

6. Газета

7. Выставка

8. Радиопередача

9. Конференция

10. Техническая задача

11. Изобразительные занятия

4.

Владение словом

1.Доклад, реферат                    

2. Дискуссии (Дебаты)              

3. Встреча

4. Рассказы, легенды

5. Конференция

6. Совет

5.

Трудовые дела

1. Дежурства, службы

2. Благотворительная деятельность

3. Производительная деятельность  

4. Реализация бизнес-проектов

6.

Массовые мероприятия

1.Слеты, фестивали                    

2. Парады, манифестации

3. Зарница                                    

4. Спартакиада

5. Смотры, линейки

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

 Ожидаемые результаты на коллективном уровне:

  • Появление и развитие лидерских качеств;
  • Мотивация личности к общественному объединению, творчеству и навыкам коллективной общественной работы;
  • Знание истории детских организаций в улусе, Республике и России;
  • Стремление к самореализации личности;
  • Неприязнь асоциального поведения

Ожидаемые результаты на индивидуальном уровне:

  • Продвинутый, активный подросток, настоящий юный хозяин Республики, который любит свою республику и гордится званием якутянина.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: сборы, творческие отчеты, фестивали, соревнования, участие в работе  детских лагерей, летних школ и т.д. Освоение специальностей, ступеней и высот (см. приложение № 1).

Программа разрабатывается и реализуется во взаимодействии с семьей, образовательными учреждениями, общественными организациями.

Педагог, работающий по образовательной программе, разрабатывает и использует собственную систему диагностики возможностей детей во всех этапах обучения, чтобы предусмотреть дифференцированный подход, направленный на подготовленность, одаренность детей и для обеспечения их эмоционального благополучия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 2 класс - 8-9 лет

3 классы - 9-10 лет

4 классы - 10-11 лет

Отряд следопытов.

Первая ступенька «Шаги»(первый год обучения). Сбор торжественного приема в следопыты. Звездочки выбирают командиров, выборы командира отряда следопытов. Знакомство с поручениями. Итоговый годовой сбор отряда следопытов.

Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие). Перевыборы командиров звездочек, командира и совета отряда. Распределение  поручений в отряде и звездочках .Отряды и звенья участвуют в соревнованиях, конкурсах, викторинах.

Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие)Распределение  поручений в отряде и звездочках. Отряды и звенья участвуют в соревнованиях, конкурсах, викторинах. Итоговый годовой сбор отряда следопытов.

Мир вокруг меня.

Первая ступенька «Шаги»(первый год обучения). Экскурсия по интересным местам своего села, микрорайона. Обсуждение по итогам экскурсии. Сбор информации о своей семье. Рассказ, о своей семье. Участие в благотворительных акциях (подготовка открыток, поделок).

Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие).Экскурсия по интересным местам своего села, микрорайона. Обсуждение по итогам экскурсии.Детское движение в других школах района (города).Участвуем в мероприятиях детского движения РС (Я). Экскурсия по интересным местам своей местности (села, микрорайона).Сбор информации о своем роде по линии отца и матери.

Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие)

Сбор информации о своем селе (городе): история села (города), известные люди села (города). Подготовка коллективных сообщений о селе (городе).Детское движение в других школах района (города).Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка концертных номеров, выступление с концертными номерами,подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры).

Формы занятий:

Экскурсия, туристский поход, беседа, встреча с интересными людьми, викторины, конкурсы, турниры, рассказы, легенды, притчи о своей местности.Поисковая и краеведческая работа. Забота о младших. Помощь своим родителям.Подготовка и проведение однодневного туристского похода

Рост.

Первая ступенька «Шаги» (первый год обучения). Организация и проведение спортивных состязаний звездочек и самих ребят по прыжкам с места, в беге на 60 метров. Народные и подвижные игры. Разучивание народных песен и танцев.

Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие). Организация и проведение спортивных состязаний звездочек и самих ребят в отжимании, в беге на 60 и 100 метров, Разучивание народных песен и танцев. Выступления на творческих конкурсах отрядов.

Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие). Проведение спортивных состязаний звездочек и самих ребят, в прыжках в длину с места, в приседаниях, шашках, шахматах, хабылык, хаамыска, и др.Разучивание народных песен и танцев. Выступления на творческих конкурсах отрядов.

Я следопыт.

Первая ступенька «Шаги»(первый год обучения).Содержание медицинской аптечки, градусник, основные лекарства. Правила дорожного движения для пешеходов, как правильно переходить улицу.Правила поведения на природе. Действия если где-то заблудился.

Вторая ступенька «Истоки» (второй год обучения, первое полугодие).Первая помощь при кровотечениях, мозолях на руках и ступнях, при незначительных ожогах,при попадании в глаз постороннего предмета, при укусах насекомых, при ранениях, острыми предметами. Как вызвать врача к больному.Правила поведения на природе при встрече с дикими животными. Виды диких животных (птиц, насекомых, рыб), обитающих в своей местности. Получение  специальности "Знаток игр" или "Друг природы" по выбору

Третья ступенька «Тропинки» (второй год обучения, второе полугодие).Правила безопасности в походе,  правила поведения на воде. Содержимое аптечки для пешего похода. Первая помощь при попадании в глаз постороннего предмета, при укусах клещей, при ранениях, острыми предметами и ожогах, отравлении.Правила поведения на природе.Ядовитые растения (цветы, грибы, ягоды). Получение одной специальности по выбору.

Формы занятий:

Индивидуальные, групповые, отрядные, доклад, реферат, рассказы, легенды, дискуссии, конференции, встречи, участие в добровольческих акциях.  

«Истоки», «Тропинки»

Овладеть новой ступенькой может следопыт, который не менее года был активным дома, в школе, на сборах, охотно помотает родителям, а также:

Знает и может рассказать о традициях своей звездочки и группы. Просьбу ему не надо повторять дважды.

Знает пять подвижных и пять настольных игр.

Может спеть пять песен и станцевать пять танцев.

Улучшил свои спортивные достижения. Может отжаться десять раз, плавать. Знает свои спортивные достижения в беге на 60 и 100 метров, в прыжках в длину с места, в приседаниях.

Умеет различать не менее 10 видов диких животных (птиц, насекомых, рыб), обитающих в своей местности.

Умеет распознавать ядовитые растения в своей местности.

Знает правила поведения на природе.

Знает достопримечательности своей местности, на сборе рассказал об интересных людях своего города или села.

Умеет оказать первую помощь при кровотечениях, мозолях на руках и ступнях, при незначительных ожогах. Может вызвать врача к больному.

Знает флаг своей области, края, республики, а также что символизируют его цвета, в каких случаях его поднимают.

Получил специальность "Знаток игр" или "Друг природы" по выбору.

 «Тропинки»

Чтобы овладеть ступенькой надо не менее двух лет быть следопытом, показав при этом, что:

Умеет играть в три из названных игр: "разрывные цепи", "найди себе друга",   "плетень",   "третий лишний", "лапта".

Знает песни своей звездочки и группы; а также три народные песни своего края.

Знает правила безопасности, которые необходимы в походе, а также правила поведения на воде.

Знает содержимое аптечки для пешего похода и умеет оказать первую помощь при попадании в глаз постороннего предмета, при укусах насекомых, при ранениях, острыми предметами и ожогах.

Знает устройство компаса, может объяснить его предназначение.

Различает 15 видов домашних и диких животных и птиц и их следы.

Распознает ядовитые растения (цветы, грибы, ягоды), знает, что делать при отравлении.

Знает о достопримечательностях своей местности улуса и Республики Саха (Якутия).

Вместе с ребятами своей цепочки сделал подарки "для младших детей или организовал для них какую-либо игру.

Получил одну из предложенных специальностей.

Искатель.

I высота «Мой край»: Сбор торжественного приема в Искатели. Звенья выбирают командиров, выборы командира отряда Искателей.  Знакомство с поручениями. Выбор направления деятельности: определение перечня конкретных дел, служащих реализации этого направления. Выдвижении идеи и формы их осуществления, а также способы распределения обязанностей, поощрения лучших.Обсуждение, кто из искателей заслуживает новую специальность, кто выполнил требования новой высоты.

II  высота «Мое Отечество»: Перевыборы командира отряда, командиров звеньев, Совета отряда Искателей.  Знакомство с новыми поручениями. Участие в организации собственной жизни. совместная работа со школой, родителями, по месту жительства, общественными и государственными организациями и учреждениями. Выбор направления деятельности: определение перечня конкретных дел, служащих реализации этого направления. Выдвижении идей и форм их осуществления, а также способы распределения обязанностей, поощрения лучших. Обсуждение, кто из искателей заслуживает новую специальность, кто выполнил требования новой высоты.

IIIвысота  «Искатель - инструктор»:Перевыборы командира отряда, командиров звеньев, Совета отряда Искателей.  Знакомство с новыми поручениями.Участие в организации собственной жизни.совместная работа со школой, родителями, по месту жительства, общественными и государственными организациями и учреждениями. Выбор направления деятельности: определение перечня конкретных дел, служащих реализации этого направления. Выдвижении идей и форм их осуществления, а также способы распределения обязанностей, поощрения лучших. Обсуждение, кто из искателей заслуживает новую специальность, кто выполнил требования новой высоты.

Формы занятий: Индивидуальные, звеньевые, отрядные, дружинные. Экскурсии, поисковая работа, использование Интернет – Википедии. Занятия на местности. Участие в массовых мероприятиях

  1. Продвижение.

I высота «Мой край»:Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка концертных номеров, выступление с концертными номерами, подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры). Знакомство с детскими организациями в других районов (городов) республики.

II  высота «Мое Отечество»:Разработка и реализация собственных проектов. Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры). Знакомство с детскими организациями в других регионов России  Помощь пожилым людям и инвалидам.

IIIвысота  «Искатель - инструктор»: Разработка и реализация собственных проектов. Участие в мероприятиях единого детского движения РС (Я) (подготовка подарков для младших детей, проведение для них какой-либо игры). Знакомство с детскими организациями в других стран ближнего и дальнего зарубежья  Помощь пожилым людям и инвалидам.

Формы занятий:

Индивидуальные, звеньевые, отрядные, дружинные, занятия на местности,  участие в массовых мероприятиях, спортивные игры и развлечения, установление связей со сверстниками через социальные сети и интернет,викторины, конкурсы, турниры

  1. Рост.

I высота «Мой край»:Мои спортивные достижения: состязания в отрядах на отжимание, подтягивание, прыжки в длину с места, бег на 500 м. разучивание народных игр, танцев, песен. Первая медицинская помощь: при небольших ранах, удаление занозы, транспортировка больного, помочь при потере сознания. Этикет: правила поведения в гостях, на улице, в транспорте, общественных местах. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность на природе. Специальности Искателей.

II  высота «Мое Отечество»:Игры, песни и танцы народов, проживающих на территории Российской Федерации. Первая доврачебная помощь при потере сознания, солнечном ударе, обморожении, при кровотечении, пищевом отравлении, ожоге, укусе змеи, переломе конечностей, при остановке дыхания, переноска пострадавшего.:

IIIвысота  «Искатель - инструктор»:Игры, песни и танцы народов соседних стран. Первая доврачебная помощь при потере сознания, солнечном ударе, обморожении, при кровотечении, пищевом отравлении, ожоге, укусе змеи, переломе конечностей, при остановке дыхания, переноска пострадавшего.:

Формы занятий:

Индивидуальные, звеньевые, отрядные, дружинные. Массовые мероприятия.

  1. «Мой край – Мое Отечество».

I высота «Мой край»:Органы государственной власти и муниципального управления Республики Саха (Якутия), ее флаг, герб и гимн. Рассказы, легенды, притчи о своей местности, о земляках. Моя школа, мое село. (поселок, микрорайон), город, район, республика. Подготовка в качестве экскурсовода по историческим местам города или района, Достопримечательности своей местности. Однодневный туристский поход.

II  высота «Мое Отечество»: Основы государственного устройства Российской Федерации, ее флаг, герб и гимн. Двухдневный туристский поход. Ориентирование по карте. Составление маршрута похода. Выбор места для палатки. Рассказы, легенды, притчи регионов Дальневосточного федерального округа..

IIIвысота  «Искатель - инструктор»: Рассказы, легенды, притчи о регионах Российской Федерации.Трехдневный туристский поход. Подготовка к походу:выбор маршрута, мест ночевок и стоянок, площадок для исследовательской работы, перечень продуктов и снаряжения;

Формы занятий:

Индивидуальные, Звеньевые, Отрядные, Дружинные Доклад, реферат. Рассказы, легенды. Дискуссии (Дебаты). Конференция. Встреча. Совет. Трудовые дела: дежурства, службы. Экскурсии, Туристские походы.

Дело.

Организация своего дня и своей работы.Составление программы деятельности звена, отряда. Участие в организации турпохода. Оформительское дело. Составление сценариев. Вожатый звена следопытов. Правила судейства в спортивных состязаниях и соревнованиях, судейство на спортивных состязаниях следопытов и искателей. Ведение кружка по одной из полученных специальностей для следопытов Вожатское дело.

Формы занятий: Индивидуальные, Звеньевые, Отрядные. Доклад, Практика в роли вожатого следопытской звездочки

Образовательная программа должна быть корректируемой, открытой и гибкой, т.е. допускать внесение изменений, перестановку в содержании, вариацию методов и форм.

Содержание программы предусматривает национально-региональные компоненты.

Требования к Следопытам и Искателям

1 ступенька «Шаги»

Чтобы овладеть этой ступенькой следопыт должен не менее шести месяцев участвовать в делах звездочки, показать, что:

1. Знает и умеет объяснять правила следопытов.

2. Может рассказывать о своей звездочке и группе, флаге. Знает имя и адрес своего вожатого.

3. Умеет играть в три народные игры, танцевать три танца и петь три песни.

4. Знает свои спортивные достижения (прыжок в длину с места, бег на 60 метров).

5. Умеет оказать первую помощь при простых порезах и царапинах, укусах насекомых, кровотечениях из носа.

6. Знает, где располагается аптечка. При необходимости может поставить больному градусник, дать лекарство от головной боли и боли в животе.

7. Знать правила дорожного движения для пешеходов, а также как поступать, если где-то заблудился.

8. Не пропускает сборов, не опаздывает.

10. Старается помогать родителям. Знает интересные факты о своей местности.

        

2 ступенька «Истоки»

Овладеть новой ступенькой может следопыт, который не менее года был активным дома, в школе, на сборах, охотно помотает родителям, а также:

1. Знает и может рассказать о традициях своей звездочки и группы. Просьбу ему не надо повторять дважды.

2. Знает пять подвижных и пять настольных игр.

3. Может спеть пять песен и станцевать пять танцев.

4. Улучшил свои спортивные достижения. Может отжаться десять раз, плавать. Знает свои спортивные достижения в беге на 60 и 100 метров, в прыжках в длину с места, в приседаниях.

5. Умеет различать не менее 10 видов диких животных (птиц, насекомых, рыб), обитающих в своей местности.

6. Умеет распознавать ядовитые растения в своей местности.

7. Знает правила поведения на природе.

8. Знает достопримечательности своей местности, на сборе рассказал об интересных людях своего города или села.

9. Умеет оказать первую помощь при кровотечениях, мозолях на руках и ступнях, при незначительных ожогах. Может вызвать врача к больному.

10. Знает флаг своей области, края, республики, а также что символизируют его цвета, в каких случаях его поднимают.

11. Получил специальность "Знаток игр" или "Друг природы" по выбору.

3 ступенька «Тропинки»

Чтобы овладеть ступенькой надо не менее двух лет быть следопытом, показав при этом, что:

1. Умеет играть в три из названных игр: "разрывные цепи", "найди себе друга",   "плетень",   "третий лишний", "лапта".

2. Знает песни своей звездочки и группы; а также три народные песни своего края.

3. Знает правила безопасности, которые необходимы в походе, а также правила поведения на воде.

4. Знает содержимое аптечки для пешего похода и умеет оказать первую помощь при попадании в глаз постороннего предмета, при укусах насекомых, при ранениях, острыми предметами и ожогах.

5. Знает устройство компаса, может объяснить его предназначение.

6. Различает 15 видов домашних и диких животных и птиц и их следы.

7. Распознает ядовитые растения (цветы, грибы, ягоды), знает, что делать при отравлении.

8. Знает о достопримечательностях своей местности улуса и Республики Саха (Якутия).

9. Вместе с ребятами своей цепочки сделал подарки "для младших детей или организовал для них какую-либо игру.

10. Получил одну из предложенных специальностей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 СТУПЕНЬКА «ШАГИ»  8-9 лет (2 класс)

№п/п

Тема раздела

Тема занятия

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

сентябрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Правила следопытов.

Отряд следопытов: структура отряда

2

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Экскурсии легенды, притчи о своем улусе, районе. Моя семья

2

Раздел 3. Рост.

Подвижные игры

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Следопытские специальности

1

октябрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Работа звездочки.

Игры на сплачивание

2

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Разведка дел.

Следопытские символы и ритуалы.

Форма следопыта

3

Раздел 3. Рост.

Мои спортивные достижения.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Правила дорожного движения для пешеходов

1

ноябрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Поручения следопытов

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).

1

Раздел 3. Рост.

Подвижные игры

1

декабрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Упражнения на развитие сообразительности.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Мое генеалогическое дерево.

1

Раздел 3. Рост.

Викторины.

2

Раздел 4. «Я следопыт»

Следопытские специальности

1

январь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Работа звездочки.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Легенды, притчи о своей местности.

1

Раздел 3. Рост.

Игры на развитие сообразительности.

2

февраль

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Поручения следопытов.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Мой род.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Первая мед.помощь.

1

март

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).

1

Раздел 3. Рост.

Народные игры, танцы, песни.

1

апрель

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Разведка дел.

1

Раздел 3. Рост.

Мои спортивные достижения.

1

май

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Экскурсии.

1

Раздел 3. Рост.

Подвижные игры.

2

Раздел 4. «Я следопыт»

Следопытские специальности.

1

Итого: 36 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 СТУПЕНЬКА «ИСТОКИ»,  «ТРОПИНКИ» 9-10 лет (3класс)

№п/п

Тема раздела  

Тема занятия

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

сентябрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Правила следопытов.

Отряд следопытов: структура отряда

2

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Экскурсии легенды, притчи о своей местности.

Моя семья

2

Раздел 3. Рост.

Подвижные игры

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Следопытские специальности

1

октябрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Работа звездочки.

Игры на сплачивание.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Следопытские символы и ритуалы.

Форма.

2

Раздел 3. Рост.

Мои спортивные достижения.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Правила поведения на природе.

1

ноябрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Поручения следопытов.

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я)

2

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

1

Раздел 3. Рост.

Подвижные игры, танцы, песни.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Первая медицинская помощь

1

декабрь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Упражнения на развитие сообразительности.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Моя школа.

Мое село (поселок, микрорайон)

1

Раздел 3. Рост.

Мои спортивные достижения.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Следопытские специальности.

1

январь

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Работа звездочки.

Правила следопытов.

Отряд следопытов.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Легенды, притчи о своей местности.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Следопытские специальности.

1

февраль

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Поручения следопытов.

Упражнения на развитие сообразительности.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Моя школа.

Мое село (поселок, микрорайон)

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Первая мед.помощь.

1

март

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Участие в мероприятиях детского движения РС (Я).

Лыжный переход.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

1

Раздел 3. Рост.

Народные игры, танцы, песни.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Правила поведения на природе.

1

апрель

Раздел 1. Отряд «Следопытов»

Работа звездочки.

Игры на сплачивание.

1

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Разведка дел.

1

Раздел 3. Рост.

Мои спортивные достижения.

1

май

Раздел 2. Мир вокруг меня.

Однодневный поход.

1

Раздел 3. Рост.

Подвижные игры.

1

Раздел 4. «Я следопыт»

Следопытские специальности.

1

Итого: 36 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 СТУПЕНЬКА «ИСКАТЕЛИ» 10-11 лет (4класс)

№п/п

Тема раздела

Тема занятия

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

сентябрь

Раздел 1. Отряд «Искатель»

Законы искателей.

Отряд Искателей: структура отряда

1

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

1

Раздел 3. Рост.

Мои спортивные достижения.

1

Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество»

Моя семья.

1

октябрь

Раздел 1. Отряд «Искатель»

Работа Совета отряда.

1

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

1

Раздел 3. Рост.

Игры, танцы, песни.

1

Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество»

Мой род.

1

ноябрь

Раздел 1. Отряд «Искатель»

Работа звена и поручения Искателей.

1

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

1

Раздел 3. Рост.

Первая медицинская помощь.

1

Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество»

Мое село (город).

1

декабрь

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

1

Раздел 3. Рост.

Правила дорожного движения для пешеходов.

1

Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество»

Мой район..

1

Раздел 5. «Дело»

Составление программы деятельности звена, отряда

1

январь

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

2

Раздел 3. Рост.

Безопасность на природе.

1

Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество»

Моя республика.

1

Раздел 5. «Дело»

Участие в организации турпохода.

1

февраль

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

2

Раздел 3. Рост.

Безопасность на природе.

1

Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество»

Моя Россия.

1

Раздел 5. «Дело»

Вожатый звена «Следопытов».

1

март

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

2

Раздел 3. Рост.

Специальности Искателей. 

1

Раздел 4. «Мой край – Мое Отечество»

Моя семья.

1

Раздел 5. «Дело»

Ведение кружка по одной из полученных специальностей для следопытов.

1

апрель

Раздел 2. «ПРОдвижение»

Участие в мероприятиях детского движения РС(Я).

Социальные проекты

1

Раздел 3. Рост.

Мои спортивные достижения.

1

Раздел 5. «Дело»

Ведение кружка по одной из полученных специальностей для следопытов.

1

май

Раздел 1. Отряд «Искатель»

Законы искателей.

Работа звена и поручения Искателей.

2

Раздел 3. Рост.

Правила дорожного движения для пешеходов.

1

Раздел 5. «Дело»

Ведение кружка по одной из полученных специальностей для следопытов.

1

Итого: 36 часов

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

- использование научно-методического ресурса СПО-ФДО, ДИМСИ, ассоциации исследователей детского движения, РСМ и детских региональных организаций России:

- переосмысление, обновление ныне действующих и разработка новых программ деятельности детских объединений, нацеленных на формирование социальных компетенций, востребованных современным обществом;

- осуществление на постоянной основе взаимодействия с высшими учебными заведениями, в том числе предоставление базы и содействие в проведении студенческой практики, вовлечение студентов в исследовательскую работу по проблематике детского общественного движения;

- организация работы научно-методического совета, экспертных и проектных групп по разработке, корректировке и анализу эффективности образовательных, социально-образовательных программ, проектов, педагогических технологий, используемых в практике;

- проведение ежегодного мониторинга, проблемных социально-психологических исследований, направленных на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения Республики, России и мирового опыта;

- проведение научно-практических и практико-ориентированных конференций, «круглых столов», дискуссий, форумов по проблематике детского движения;

- формирование и пополнение банков методической информации по различным направлениям организации воспитательного процесса, деятельности детских общественных объединений, формам реализации социальных инициатив детей и молодежи.

- издание экспериментальных научно-методических, практических пособий для лидеров, волонтеров, руководителей, родителей, попечителей детских общественных организаций Республики.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ И ФИКСИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

В процессе реализации программы осуществляется контроль  уровня усвоения программы.

1. Предлагаемые виды  контроля:

  • первичный – имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года. Цель предварительного контроля  - зафиксировать начальный уровень подготовки обучающихся, имеющиеся знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью;
  • текущий – предполагает систематическую проверку и оценку образовательных результатов по конкретным темам; проводится на каждом занятии с целью повышения внимания к деятельности обучающихся,  накопления показателей усвоения ими учебного материала; проводится в форме опроса, выполнения заданий, взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д.;
  • повторный – предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала;
  • промежуточный – осуществляется по целому разделу образовательной программы с целью диагностирования качества усвоения структурных основ и взаимосвязей изученного материала; способствует обучению систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д.  по освоению специальностей детского движения.;
  • итоговый –  проводится в конце учебного года и предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям; проводится в форме опроса, творческого конкурса, тестирования, самостоятельной работы, взаимоконтроля обучающихся, самоконтроля и т.д.  по достижению ступеней следопытов и высот юниоров.;

2. Диагностические мероприятия: опрос в форме викторины; наблюдение; тесты; самостоятельные творческие работы и т.д.

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- дидактическое сопровождение реализации программы (обучающие материалы, учебное и техническое оборудование);

- оснащенность расходными материалами;

- оборудование по ИКТ;

Методическое обеспечение: Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, инструментов, материалов, оборудования и других средств организации образовательного процесса может быть дан к каждой теме программы отдельно или приведен обобщенно.