курс "ОДНК" 4 класс "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) на тему

конспект урока и презентация по теме в свете требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx37.19 КБ
Файл dobro_i_zlo.pptx617.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока по теме:

«Добро  и  зло».

по модулю учебного курса ОРКСЭ:

«Основы светской этики».

                                  ( УМК « Планета Знаний».)

                                         Подготовила: Ратникова Татьяна  Николаевна,

                                                      учитель начальных классов,

                                                             МБОУ «СОШ №8,г. Карабаново

                                                    Александровского района

                                                  Владимирской области.

        Апрель 2014г.

Аннотация:

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.

Изучая тему «Добро и зло» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять,  что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

В наше время даже  родители не могут собственным примером правильно объяснить,  где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем,  что сказка  самый  замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло».  В  них всегда побеждает добро, красота и искренность  героев.

Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

Цели:

  • Формировать понятия  «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.
  • Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
  • Решение противоречий.

        Задачи:

Образовательные:

  • Направить детей к определению понятий  «добро», «зло», «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
  • Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающие:

  • Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
  • Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
  • Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
  • Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
  • Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательные:

  • Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.
  • Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

                                                             Компетенции:

  • КОММУНИКАТИВНАЯ
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ

 (через иллюстративный материал, материал пособия)

  • САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
  • САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

        Оборудование:

  • Интерактивное оборудование.
  • Оформление доски:

- выставка детских фотографий ,

- вернисаж детских рисунков на тему милосердия.

  •  Запись песни « Дорогою добра»
  • Презентация к уроку.
  • Для групповой работы:

- пазлы с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка»,

- списки афоризмов о добродетели и пороках,

- материал для игры «Найдите противоположности»,

- ромашка  с именами героев на лепестках  из сказки «Снежная королева»,

- части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».

        Предварительная подготовка:

Учитель:

  • Сбор необходимого материала для презентации.
  • Расстановка парт для групповой работы.
  • Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.

Ученики:

  • Выполняют творческие задания:

- Фотографии

- Рисунок на тему милосердия,

- Интервью с членами семьи о милосердии.

Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.

План урока:

  1. Организационный момент.
  • Запись песни  «Дорогою добра»
  • Стадия вызова
  1. Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.
  • Рассказы  учащихся о милосердии  по рисункам  из сказок
  1. Тема урока: «Добро и зло. Добродетель и порок».
  • Обсуждение, что такое добро и  зло.
  1. Работа в группах.
  • Составление из пазлов картинок с  героями из сказок «Морозко»,  «12 месяцев», «Золушка».  
  • Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
  1. Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств  порока.
  2. Работа с текстом.
  • Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
  • Рассматривание фото-выставки .
  • Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
  1. Этап рефлексии. Работа в группах.
  • творческая работа с афоризмами.
  • игра «Найдите  противоположности».
  • игра «Гадаем  на  ромашке»

 (о качествах добродетели и порока героев  сказки  «Снежная королева» Андерсена).

  1. Итог урока.
  • Ответы на основные  вопросы урока.
  1.  Домашние творческие задания.
  • Мини-сочинение: (с.96).
  • Рассказ семье о добре и зле.
  • Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Подбери к приведенным пословицам примеры из сказок.

Продолжительность работы: 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.

        Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Слайд13

«Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

 - А кому из членов семьи вы рассказывали о милосердии?

- Согласились ли они с вами?

- Все ли им было понятно в вашем рассказе?

- Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?

3.Вызов. « Мозговой штурм»

Слайд14

Звучит запись песни «Дорогою добра»

 «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?...

Иди, мой друг, дорогою добра …»

- О чем мы будем  говорить на уроке?

4.Тема урока: «Добро и зло. Добродетель и порок».

Слайд15. 16. 17.

Обсуждение, что такое добро.

Чтение  и разбор статьи в пособии (стр.94-95)

Задание: Посмотри на рисунки художника и поясни, что относится к добрым делам, а  что к злым.

Работа  в тетради.(34-35)

Слайд18.19

Собери пословицы о добре и зле. Объясни, как ты их понимаешь.

Прочитай текст в тетради с.35. Выполни задание.

Слайд 20.21.

Обсуждение, что такое зло, порок.

Слайд 22.23.24.

     - Известно ли вам что такое «зло», «порок»?

     - Как вы думаете, что это такое?                                                                  

5.Работа в группах:

Слайд25

Деление на группы.

 Каждая группа составляет картинку  из пазлов с  героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».

Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:

1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Морозко»,

2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «Золушка»,

3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица  из сказки «12 месяцев»,

4 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,

5 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,

6 группа: Назовите порочные поступки мачехи  и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».

- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?

6.Составление коллективного кластера по теме:

                        « ДОБРО. ЗЛО».   

                     Слайд26

Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».

Слайд 27

- Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».

   Слайд 28

Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание картинок  в пособии.

-  Что относится к добрым делам, а что к злым? Кто может стать образцом для   подражания?

- Работа в паре. (с.94)  Высказывания детей.

- Чтение пословиц и поговорок.

- Как бы ты сам определил, что такое добро, добродетель, а что такое зло. Порок?

- Назови поступки, которые ты считаешь добрыми. Часто ли ты сам так поступаешь?

-Какие поступки ты осуждаешь, считаешь морально злыми?

7.Этап рефлексии. Работа в группах.

Слайд 29.30.

творческая работа с афоризмами для каждой группы:

Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.(задания на карточках)

«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.

«Лживость - гнуснейший порок» Монтень.

игра «Найдите  противоположности» для групп:

Слайд 31.32.

Задание: Соедините противоположные друг другу  качества (антонимы):                      

игра «Гадаем  на  ромашке».         Работа в группах.

Слайд 33.

На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого  лепестка -  имя героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет добродетельные и порочные качества своего героя

8.Итог урока.

Слайд 34.

- Что такое добро, добродетель?

- Что такое  зло, порок?

- Что такое добродетельный человек?

-А  все становятся  полностью добродетельными людьми?

-Как вы понимаете слова: стыд, раскаяние? Как вы считаете, нужно ли извиняться за свои поступки?

9. Домашние творческие задания.

-Написать мини-сочинение на тему: «Просьба о прощении – это качество сильного или слабого человека?».

-Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добро, добродетель и зло, порок.

-Подобрать пословицы и поговорки по теме урока и  приведи примеры к ним из сказок, нарисовать  рисунок.

Дидактические средства достижения цели:

  • Использование афоризмов,
  • Иллюстративный материал пособия и презентация,
  • Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,
  • Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,
  • Составление коллективного кластера положительных и отрицательных  качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева»,
  • Интервью с членами семьи.

Ресурсы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока по теме: «Добро и зло». По модулю учебного курса ОРКСЭ « Основы светской этики» Ратникова Татьяна Николаевна, Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №8 г. Карабаново, Александровский район, Владимирская область. 2014г.

Слайд 2

Аннотация: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добро и зло» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».

Слайд 3

Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка. Решение противоречий.

Слайд 4

Задачи: Образовательная: Направить детей к определению понятий «добро», « зло», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком. .

Слайд 5

. Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение). Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос. Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия. Развитие воображения, мышления, внимания.

Слайд 6

Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к другим людям. Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности. .

Слайд 7

Компетенции: КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ (через иллюстративный материал,) САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная) САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная) .

Слайд 8

Оборудование: *Интерактивное оборудование. *Оформление доски: - выставка детских фотографий - вернисаж детских рисунков о милосердии *Запись песни «Дорогою добра» *Презентация к уроку. *Для групповой работы: - пазлы с героями сказок « Морозко », «12 месяцев», «Золушка» - списки афоризмов о добре, добродетели и зле, пороках - материал для игры «Найдите противоположности» - ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева» - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы». .

Слайд 9

Предварительная подготовка: Учитель: Сбор необходимого материала для презентации. Расстановка парт для групповой работы. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой. Ученики: Выполняют творческие задания: - Фотографии по теме дом. задания. - Рисунок на тему милосердия. - Интервью с членами семьи о милосердии.

Слайд 10

Ключевые слова : добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек. .

Слайд 11

План урока: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. 3. Тема урока: «Добро и зло». 4. Работа в группах. 5. Составление коллективного кластера. 6. Работа с текстом. 7. Этап рефлексии. 8. Итог урока. 9. Домашнее творческое задание.

Слайд 12

Продолжительность работы : 40 минут. Место проведения : учебный кабинет с интерактивным оборудованием .

Слайд 13

Обсуждение результатов домашнего задания: « Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: Что такое хорошо? И что такое плохо?» - Пословицы о милосердии; -Чтение мини-сочинения; -Привести примеры милосердия.

Слайд 14

1 . Организационный момент: Стадия вызова: - О чем мы будем говорить на уроке? ???????????????????????????????????????????????????????? ???????????????? ?????????

Слайд 15

ДОБРО И ЗЛО

Слайд 16

Что такое добро? Что такое зло? Какие слова связаны с этими понятиями?

Слайд 17

. ДОБРОДЕТЕЛЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО

Слайд 18

Игра «Собери пословицы» о добре и зле.

Слайд 19

Проверьте пословицы: *Доброе дело два века живет. Не хвались серебром, а хвались добром. Добро прощай, а зло порицай Доброе дело само себя хвалит.

Слайд 20

Прочитайте текст в тетради (стр.35) Задание: Найдите предложения о добрых поступках . Подчеркните их.

Слайд 21

***Надо всегда говорить правду. ***Стараться поставить себя на место другого. ***Обращать внимание на страдания других. ***Быть благодарным. ***Защищать слабых. ***Уметь признаваться в своих ошибках.

Слайд 22

Известно ли вам, что такое зло, порок?

Слайд 23

Чт .

Слайд 24

. ЗЛО,ПОРОК Противоположность добру,добродетели Свойство характера, которое позорит человека Предосудительный Недостаток человека Причинение зла себе и другим людям

Слайд 25

- Как в этих сказках награждается добро и наказывается зло?

Слайд 26

ДОБРО ЗЛО . Трудолюбие Работоспособность Ответственность Дружелюбие Вежливость Сочувствие Доброта Любовь Жадность Лень Ложь Хвастовство Зазнайство Злость Ненависть

Слайд 27

МЫ - ПОМОЩНИКИ .

Слайд 28

Образец подражания .

Слайд 29

Задание: найдите и подчеркните одной чертой – качества добра, добродетели и двумя чертами – качества порока, зла: - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

Слайд 30

Проверьте себя - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

Слайд 31

жадность неблагодарность лень ложь зло порок добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие Задание: Соедините противоположные друг другу качества.

Слайд 32

Проверьте себя . добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие жадность неблагодарность лень ложь зло порок

Слайд 33

Игра «Гадаем на ромашке» Задание : Назовите добродетельные и порочные качества своего героя.

Слайд 34

Итог урока: * Что такое добро? *Что такое зло, порок? *Как вы понимаете слова: стыд, раскаяние? Нужно ли человеку извиняться за свои поступки?

Слайд 35

Домашнее задание: *Подбери пословицы и поговорки о добре и зле. *Подбери к приведенным пословицам примеры из сказок. Если хочешь, нарисуй рисунок. *Постарайся ответить на вопрос в учебнике стр.96.

Слайд 36

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский

Слайд 37

Творческих успехов!

Слайд 38

Ресурсы: http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/ http://delaroshfuko.ru/maks19.html http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/ http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/ http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html