курс "ОДНК" 4 класс "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) на тему
конспект урока и презентация по теме в свете требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.docx | 37.19 КБ |
dobro_i_zlo.pptx | 617.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока по теме:
«Добро и зло».
по модулю учебного курса ОРКСЭ:
«Основы светской этики».
( УМК « Планета Знаний».)
Подготовила: Ратникова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №8,г. Карабаново
Александровского района
Владимирской области.
Апрель 2014г.
Аннотация:
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Изучая тему «Добро и зло» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем, что сказка самый замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев.
Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Цели:
- Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.
- Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
- Решение противоречий.
Задачи:
Образовательные:
- Направить детей к определению понятий «добро», «зло», «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
Развивающие:
- Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
- Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
- Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательные:
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
- Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
Компетенции:
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ
(через иллюстративный материал, материал пособия)
- САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
- САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
Оборудование:
- Интерактивное оборудование.
- Оформление доски:
- выставка детских фотографий ,
- вернисаж детских рисунков на тему милосердия.
- Запись песни « Дорогою добра»
- Презентация к уроку.
- Для групповой работы:
- пазлы с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка»,
- списки афоризмов о добродетели и пороках,
- материал для игры «Найдите противоположности»,
- ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева»,
- части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».
Предварительная подготовка:
Учитель:
- Сбор необходимого материала для презентации.
- Расстановка парт для групповой работы.
- Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.
Ученики:
- Выполняют творческие задания:
- Фотографии
- Рисунок на тему милосердия,
- Интервью с членами семьи о милосердии.
Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.
План урока:
- Организационный момент.
- Запись песни «Дорогою добра»
- Стадия вызова
- Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.
- Рассказы учащихся о милосердии по рисункам из сказок
- Тема урока: «Добро и зло. Добродетель и порок».
- Обсуждение, что такое добро и зло.
- Работа в группах.
- Составление из пазлов картинок с героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
- Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
- Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств порока.
- Работа с текстом.
- Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
- Рассматривание фото-выставки .
- Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
- Этап рефлексии. Работа в группах.
- творческая работа с афоризмами.
- игра «Найдите противоположности».
- игра «Гадаем на ромашке»
(о качествах добродетели и порока героев сказки «Снежная королева» Андерсена).
- Итог урока.
- Ответы на основные вопросы урока.
- Домашние творческие задания.
- Мини-сочинение: (с.96).
- Рассказ семье о добре и зле.
- Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле. Подбери к приведенным пословицам примеры из сказок.
Продолжительность работы: 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.
Ход урока:
- Организационный момент
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Слайд13
«Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
- А кому из членов семьи вы рассказывали о милосердии?
- Согласились ли они с вами?
- Все ли им было понятно в вашем рассказе?
- Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?
3.Вызов. « Мозговой штурм»
Слайд14
Звучит запись песни «Дорогою добра»
«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?...
Иди, мой друг, дорогою добра …»
- О чем мы будем говорить на уроке?
4.Тема урока: «Добро и зло. Добродетель и порок».
Слайд15. 16. 17.
Обсуждение, что такое добро.
Чтение и разбор статьи в пособии (стр.94-95)
Задание: Посмотри на рисунки художника и поясни, что относится к добрым делам, а что к злым.
Работа в тетради.(34-35)
Слайд18.19
Собери пословицы о добре и зле. Объясни, как ты их понимаешь.
Прочитай текст в тетради с.35. Выполни задание.
Слайд 20.21.
Обсуждение, что такое зло, порок.
Слайд 22.23.24.
- Известно ли вам что такое «зло», «порок»?
- Как вы думаете, что это такое?
5.Работа в группах:
Слайд25
Деление на группы.
Каждая группа составляет картинку из пазлов с героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:
1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Морозко»,
2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Золушка»,
3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «12 месяцев»,
4 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,
5 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,
6 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».
- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
6.Составление коллективного кластера по теме:
« ДОБРО. ЗЛО».
Слайд26
Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
Слайд 27
- Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».
Слайд 28
Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание картинок в пособии.
- Что относится к добрым делам, а что к злым? Кто может стать образцом для подражания?
- Работа в паре. (с.94) Высказывания детей.
- Чтение пословиц и поговорок.
- Как бы ты сам определил, что такое добро, добродетель, а что такое зло. Порок?
- Назови поступки, которые ты считаешь добрыми. Часто ли ты сам так поступаешь?
-Какие поступки ты осуждаешь, считаешь морально злыми?
7.Этап рефлексии. Работа в группах.
Слайд 29.30.
творческая работа с афоризмами для каждой группы:
Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.(задания на карточках)
«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.
«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.
«Лживость - гнуснейший порок» Монтень.
игра «Найдите противоположности» для групп:
Слайд 31.32.
Задание: Соедините противоположные друг другу качества (антонимы):
игра «Гадаем на ромашке». Работа в группах.
Слайд 33.
На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого лепестка - имя героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет добродетельные и порочные качества своего героя
8.Итог урока.
Слайд 34.
- Что такое добро, добродетель?
- Что такое зло, порок?
- Что такое добродетельный человек?
-А все становятся полностью добродетельными людьми?
-Как вы понимаете слова: стыд, раскаяние? Как вы считаете, нужно ли извиняться за свои поступки?
9. Домашние творческие задания.
-Написать мини-сочинение на тему: «Просьба о прощении – это качество сильного или слабого человека?».
-Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добро, добродетель и зло, порок.
-Подобрать пословицы и поговорки по теме урока и приведи примеры к ним из сказок, нарисовать рисунок.
Дидактические средства достижения цели:
- Использование афоризмов,
- Иллюстративный материал пособия и презентация,
- Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,
- Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,
- Составление коллективного кластера положительных и отрицательных качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева»,
- Интервью с членами семьи.
Ресурсы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добро и зло» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка. Решение противоречий.
Задачи: Образовательная: Направить детей к определению понятий «добро», « зло», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком. .
. Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение). Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос. Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия. Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к другим людям. Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности. .
Компетенции: КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ (через иллюстративный материал,) САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная) САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная) .
Оборудование: *Интерактивное оборудование. *Оформление доски: - выставка детских фотографий - вернисаж детских рисунков о милосердии *Запись песни «Дорогою добра» *Презентация к уроку. *Для групповой работы: - пазлы с героями сказок « Морозко », «12 месяцев», «Золушка» - списки афоризмов о добре, добродетели и зле, пороках - материал для игры «Найдите противоположности» - ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева» - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы». .
Предварительная подготовка: Учитель: Сбор необходимого материала для презентации. Расстановка парт для групповой работы. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой. Ученики: Выполняют творческие задания: - Фотографии по теме дом. задания. - Рисунок на тему милосердия. - Интервью с членами семьи о милосердии.
Ключевые слова : добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек. .
План урока: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. 3. Тема урока: «Добро и зло». 4. Работа в группах. 5. Составление коллективного кластера. 6. Работа с текстом. 7. Этап рефлексии. 8. Итог урока. 9. Домашнее творческое задание.
Продолжительность работы : 40 минут. Место проведения : учебный кабинет с интерактивным оборудованием .
Обсуждение результатов домашнего задания: « Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: Что такое хорошо? И что такое плохо?» - Пословицы о милосердии; -Чтение мини-сочинения; -Привести примеры милосердия.
1 . Организационный момент: Стадия вызова: - О чем мы будем говорить на уроке? ???????????????????????????????????????????????????????? ???????????????? ?????????
ДОБРО И ЗЛО
Что такое добро? Что такое зло? Какие слова связаны с этими понятиями?
. ДОБРОДЕТЕЛЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Игра «Собери пословицы» о добре и зле.
Проверьте пословицы: *Доброе дело два века живет. Не хвались серебром, а хвались добром. Добро прощай, а зло порицай Доброе дело само себя хвалит.
Прочитайте текст в тетради (стр.35) Задание: Найдите предложения о добрых поступках . Подчеркните их.
***Надо всегда говорить правду. ***Стараться поставить себя на место другого. ***Обращать внимание на страдания других. ***Быть благодарным. ***Защищать слабых. ***Уметь признаваться в своих ошибках.
Известно ли вам, что такое зло, порок?
Чт .
. ЗЛО,ПОРОК Противоположность добру,добродетели Свойство характера, которое позорит человека Предосудительный Недостаток человека Причинение зла себе и другим людям
- Как в этих сказках награждается добро и наказывается зло?
ДОБРО ЗЛО . Трудолюбие Работоспособность Ответственность Дружелюбие Вежливость Сочувствие Доброта Любовь Жадность Лень Ложь Хвастовство Зазнайство Злость Ненависть
МЫ - ПОМОЩНИКИ .
Образец подражания .
Задание: найдите и подчеркните одной чертой – качества добра, добродетели и двумя чертами – качества порока, зла: - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
Проверьте себя - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
жадность неблагодарность лень ложь зло порок добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие Задание: Соедините противоположные друг другу качества.
Проверьте себя . добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие жадность неблагодарность лень ложь зло порок
Игра «Гадаем на ромашке» Задание : Назовите добродетельные и порочные качества своего героя.
Итог урока: * Что такое добро? *Что такое зло, порок? *Как вы понимаете слова: стыд, раскаяние? Нужно ли человеку извиняться за свои поступки?
Домашнее задание: *Подбери пословицы и поговорки о добре и зле. *Подбери к приведенным пословицам примеры из сказок. Если хочешь, нарисуй рисунок. *Постарайся ответить на вопрос в учебнике стр.96.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский
Творческих успехов!
Ресурсы: http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/ http://delaroshfuko.ru/maks19.html http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/ http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/ http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html