Внеурочная деятельность
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочие программы по внеурочной деятельности для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sevastopolevedenie_3_klass.docx | 42.96 КБ |
kruzhok_po_matematike.docx | 26.32 КБ |
kruzhok_tayny_prirody.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №29»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Рассмотрено» | «Утверждено» |
Руководитель МК Т.Д.Якименко | ЗД поУВР Т.А.Бондарь | Педагогическим советом | Директор Л.А.Новикова |
Протокол № | Протокол № | Приказ № | |
от « »___ 2014 | от « »___ 2014 | от « »___2014 | от « »___ 2014 |
Рабочая программа внеурочной деятельности
(гражданско-патриотическое направление)
курса «Севастополеведение» в начальной школе
«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»
(для 3 класса)
Количество часов по учебному плану
В год: 34
В неделю: 1
Программа составлена на основе программ «На Черноморском перекрёстке», «История Севастополя от основания до начала 20 века» (автор Е.Б. Алтабаева), утвержденных научно-методическим советом ИПО СГГУ (протокол № 3 от 14.04.2007 г.)
Учитель: Якименко Тамара Дмитриевна
г. Севастополь
2014- 2015 уч. год.
Пояснительная записка
Программа курса «Севастополеведение» разработана в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие личности ребёнка, его духовно-нравственных и интеллектуальных качеств; становление российской гражданской идентичности; овладение духовными ценностями и культурой своей малой Родины – города-героя Севастополя.
Приобщение младших школьников к истории и традициям севастопольской земли даёт уникальные возможности для воспитания истинных патриотов России.
Севастополь, основанный как военный форпост Российской империи на Чёрном море, стал не только военной базой, но и своеобразной южной столицей государства, культурным и научным центром. Ярчайшие политики, военные, ученые, деятели культуры России обустраивали, защищали, воспевали Севастополь. Прикипая всем сердцем к его строгой красоте, не могли и помыслить, что город и флот могут достаться врагу. Феномен двух оборон Севастополя – в несгибаемом духе его защитников. А также в том, что земля эта вобрала в себя историю, обычаи и традиции многих народов и цивилизаций, живших здесь на протяжении последних трех тысяч лет.
Крым в целом и юго-западный Крым в частности являются своеобразным «черноморским перекрёстком», межцивилизационным пространством, где встречались народы, игравшие определяющую роль в мировой истории.
Наша земля пропитана молитвой и подвижническими трудами Андрея Первозванного, Климента Римского, Кирилла и Мефодия. В Херсонесе – Херсоне – Корсуне крестился Владимир, отсюда православная вера пришла на Киевскую Русь.
Особое предназначение Севастополя прослеживается в веках, прорастает в сегодняшнем дне, подтверждается политическими событиями 2014 года, итогом которых стало воссоединение Севастополя и Крыма с Российской Федерацией.
Цель изучения курса «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» в начальной школе – развитие и воспитание личности младшего школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта родного края как части России, осознающего ответственность за настоящее и будущее родной земли, способного активно действовать на её благо.
Задачи
- Ознакомление учащихся с яркими страницами истории родного края, его природно-географическими особенностями; созидательным опытом предыдущих поколений, дважды возрождавших Севастополь к жизни.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, бережного отношения к своему городу, его достопримечательностям, природной среде.
- Формирование культуры общения и поведения в социуме; укрепление нравственности, основанной на базовых национальных ценностях, этнокультурных духовных традициях.
Курс «Севастополеведение» строится с учетом следующих дидактических принципов:
- доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся начальной школы;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
- наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего города. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.
- интеграция: предполагает органичное включение историко-краеведческого материала в канву уроков других учебных курсов, а также необходимость дополнения, углубления историко-краеведческих знаний учащихся в ходе изучения общеобразовательных предметов; формирование у учащихся представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
- экологизация: использование здоровье сберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
Место курса базисном учебном (образовательном) плане
Курс «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» реализуется за счет часов, отводимых на региональный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения. Рассчитан на 119 учебных часов: в 1-ом классе – 17 часов; во 2, 3, 4-ом классах по 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Программами «На Черноморском перекрёстке», «История Севастополя от основания до начала 20 века» автора Е.Б. Алтабаевой. Программы утверждены научно-методическим советом ИПО СГГУ (протокол № 3 от 14.04.2007 г.)
Результаты освоения содержания курса
Личностные результаты освоения содержания курса «Севастополеведение» должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину – Севастополь;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих в Севастополе, Крыму, России, мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающихся, готовности заботиться о родной земле;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств, информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
- готовность слушать и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами освоения программы курса «Севастополеведение» должны стать:
- формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города; деяниях его основателей, защитников, устроителей; исторических традициях города-героя Севастополя; роли своей семьи в жизни региона, страны;
- понимание особенностей быта, культуры, обычаев этносов, проживающих в Юго-Западном Крыму;
- освоение доступных способов изучения природы и хозяйства родного края, его памятников и других достопримечательностей;
- овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для её получения;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Критерии оценки результатов
Предметом итоговой оценки по курсу «Севастополеведение» должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения содержания его программы. Вместе с тем, при выставлении текущих и итоговых оценок по данному предмету следует обращать внимание не только на то, овладел ли ученик системой пропедевтических знаний по истории родного города. Необходимо учитывать степень готовности учащихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, основанной на интересе к истории Севастополя, а также коммуникативные и информационные умения младших школьников.
Содержание курса
3 класс, 34 часа
Введение. С чего начинается Родина (2 часа)
Что изучает курс «Севастополеведение». Твое имя. Твоя семья, семейный герб. Наш город, его географическое расположение, любимые уголки. Моя школа. Мой дом. Моя улица. История города в названиях улиц.
Тема 1. Окрестности Севастополя. Севастополь на карте Крыма (3 часа)
Природа Севастопольского региона. Интересные и редкие растения. Районы Севастополя. Ленинский, Нахимовский, Гагаринский и Балаклавский районы. Балаклава. Байдарская долина. Мыс Фиолент. Крым – полуостров. Природа Крыма. Степной и горный Крым. Горы Крыма. Реки Крыма. Редкие и охраняемые растения и животные.
Тема 2. Черное море и его обитатели (2 часа)
Природные особенности Чёрного моря. Наличие сероводорода. Легенды о Чёрном море. Обитатели Чёрного моря (бактерии, водоросли, моллюски, рыбы, животные). Редкие и охраняемые обитатели Чёрного моря.
Тема 3. Древняя история Севастополя (3 часа)
Древний Херсонес. «Понт Аксинский и Понт Эвксинский». Образ жизни, занятия херсонеситов. Херсонес средневековый. Кирилл и Мефодий. Принятие христианства князем Владимиром.
Тема 4. Рождение Севастополя и Черноморского Флота (6 часов)
Выдающиеся личности, инициаторы основания Севастополя (Екатерина ІІ, А.В. Суворов, Д.Н. Сенявин, Томас Маккензи, Ф.А. Клокачев, Г.А. Потемкин). Первые шаги. Севастополь при Ушакове, Грейге. Подвиг брига «Меркурий». «Лазаревская эпоха».
Тема 5. Первая оборона Севастополя (3 часа)
Причины и начало Крымской войны. Герои Первой обороны (В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин). Подземно-минная война. Исторические места Севастополя, связанные с Первой обороной. Символ города – Памятник затопленным кораблям, история его появления. «Простые» герои обороны (Даша Севастопольская, Петр Кошка, Н.И. Пирогов).
Тема 6. Севастополь на рубеже 19 – 20 веков (1 час)
Возрождение Севастополя после Крымской войны. Появление железной дороги. Трамвай Севастополя. Бульвары Севастополя. Исторические личности, посетившие Севастополь в этот период.
Тема 7. Севастополь в Великой Отечественной войне (4 часа)
Начало войны. Первые жертвы на улице Подгорной. Вторая оборона. Герои обороны Севастополя. (Матрос И. Голубец, летчик Я. Иванов и др.). Севастопольские дети. 35-я береговая батарея. Освобождение Севастополя весной 1944 года.
Тема 8. Возрожденный Севастополь (5 часов)
Невиданные темпы восстановления Севастополя. Вечный огонь памяти. Пост №1. Севастополь – город-герой. Символы Севастополя. Герб. Флаг. Гимн.
Тема 9. Современный Севастополь (4 часа)
Севастополь – столица Черноморского Флота России. Севастопольские моряки. День Военно-Морского Флота. Музеи и театры Севастополя. Национальный заповедник «Херсонес Таврический». Музей Черноморского Флота. Театр им. А.В. Луначарского. Жители славного города. Севастополь – общая земля, место встречи разных народов.
Итоговый урок. Город будущего (1 час)
Твои представления о будущем Севастополя.
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности (в том числе формирование УУД) |
1, 2 | 01.09 08.09 | Введение. С чего начинается Родина? Моя школа. Мой дом. Моя улица | 2 | Выставка «Семейные реликвии», « Нарисуй семейный герб» |
Тема 1. Окрестности Севастополя. Севастополь на карте Крыма (3 ч.) | ||||
3 | 15.09 | Окрестности Севастополя. Балаклава | 1 | Работа в группах |
4 | 22.09 | Окрестности Севастополя. Байдарская долина. Мыс Фиолент | 1 | Экскурсия |
5 | 29.09 | Севастополь на карте Крыма | 1 | Проектная работа |
Тема 2. Чёрное море и его обитатели (2 ч.) | ||||
6 | 06.10 | Чёрное море и его обитатели | 1 | Ролевая игра |
7 | 13.10 | Чёрное море и его обитатели | 1 | Экскурсия в «Аквариум» |
Тема 3. Древняя история Севастополя (3 ч.) | ||||
8 | 20.10 | Древний Херсонес | 1 | Экскурсия |
9 | 27.10 | Кирилл и Мефодий | 1 | Создание буквицы |
10 | 10.11 | Принятие христианства | 1 | Ролевая игра |
Тема 4. Рождение Севастополя и Черноморского Флота (6 ч.) | ||||
11 | 17.11 | Рождение Севастополя и Черноморского Флота | 1 | Просмотр фильма |
12 | 24.11 | Город растет и строится. Ф.Ф. Ушаков | 1 | Работа в группах |
13 | 01.12 | Город растет и строится. А.С. Грейг | 1 | Фронтальная работа |
14 | 08.12 | Подвиг брига «Меркурий» | 1 | Работа в группах |
15 | 15.12 | «Лазаревская эпоха» | 1 | |
16 | 22.12 | «Лазаревская эпоха» | 1 | Проектная работа |
Тема 5. Первая оборона Севастополя (3 ч.) | ||||
17 | 12.01 | Крымская война. Герои Первой обороны | 1 | Экскурсия в Панораму. |
18 | 19.01 | Герои Первой обороны | 1 | Групповая работа |
19 | 26.01 | Герои Первой обороны | 1 | Проектная работа |
Тема 6. Севастополь на рубеже 19 – 20 веков (1 ч.) | ||||
20 | 02.02 | Севастополь на рубеже 19–20 веков | 1 | Встречи с интересными людьми |
Тема 7. Севастополь в Великой Отечественной войне (4 ч.) | ||||
21 | 09.02 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Начало | 1 | Встреча с ветеранами. |
22 | 16.02 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Оборона | 1 | |
23 | 23.02 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Оборона | 1 | Экскурсия на 35 батарею |
24 | 02.03 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Освобождение | 1 | |
Тема 8. Возрождённый Севастополь (5 ч.) | ||||
25 | 09.03 | Возрожденный Севастополь | 1 | |
26 | 16.03 | Вечный огонь памяти | 1 | Возложение цветов |
27 | 30.03 | Севастополь – город-герой | 1 | Звёздный час |
28 | 06.04 | Символы Севастополя | 1 | |
29 | 13.04 | Символы Севастополя | 1 | Проектная работа |
Тема 9 Современный Севастополь (4 ч.) | ||||
30 | 20.04 | Севастопольские моряки | 1 | Встречи с интересными людьми |
31 | 27.04 | Музеи и театры Севастополя | 1 | Викторина |
32 | 04.05 | Жители славного города | 1 | Ролевая игра |
33 | 11.05 | Жители славного города | 1 | |
34 | 18.05 | Итоговый урок. Город будущего | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
процесса преподавания курса
№ | Тема урока | Рекомендуемый дидактический материал, оборудование |
1, 2 | Введение. С чего начинается Родина? Моя школа. Мой дом. Моя улица | Карта Крыма, герб Севастополя, фотовыставка, грамзапись «Исторический бульвар» |
Тема 1. Окрестности Севастополя. Севастополь на карте Крыма | ||
3 | Окрестности Севастополя. Балаклава | Карта Севастополя, виды Балаклавы, журнал «Крымуша» № 19, с. 12, 13 |
4 | Окрестности Севастополя. Байдарская долина. Мыс Фиолент | Журнал «Крымуша» № 10, легенда «Ифигения в Тавриде», трафареты полуострова Крым, звукозапись песни «Байдарская долина» (слова и музыка Соболева) |
5 | Севастополь на карте Крыма | Карта Крыма, России |
Тема 2. Чёрное море и его обитатели | ||
6 | Чёрное море и его обитатели | Презентация «Чёрное море» |
7 | Чёрное море и его обитатели | |
Тема 3. Древняя история Севастополя | ||
8 | Древний Херсонес | Легенда о Гикии, журнал «Крымуша» № 15 |
9 | Кирилл и Мефодий | Книга Е. Белоусова «Как Кирилл и Мефодий азбуку писали», грамзапись «Чему учат в школе», портреты, журнал «Крымуша» № 29 |
10 | Принятие христианства | Журнал «Крымуша» № 10 |
Тема 4. Рождение Севастополя и Черноморского Флота | ||
11 | Рождение Севастополя и Черноморского Флота | «Севастопольские рассказы», «Крымские каникулы» |
12 | Город растет и строится. Ф.Ф. Ушаков | Портрет, презентация |
13 | Город растет и строится. А.С. Грейг | Потрет, иллюстрации |
14 | Подвиг брига «Меркурий» | Карта-схема конца русско-турецкой войны 1829 года, фильм «Трое с площади карронад» (1 серия) о подвиге «Меркурия», иллюстрации, книга Черкашина «Меркурий» – бриг российский» |
15 | Лазаревская эпоха | Портрет, иллюстрации, проект 17.83 |
16 | Лазаревская эпоха | |
Тема 5. Первая оборона Севастополя | ||
17 | Крымская война. Герои Первой обороны | Презентация на тему урока, проект 17.83, журналы «Крымуша» № 34, 23 |
18 | Герои Первой обороны | Проект 17.83, журнал «Кымуша» № 17 |
19 | Герои Первой обороны | Проект 17.83, журнал «Крымуша» № 15 |
Тема 6. Севастополь на рубеже 19 – 20 веков | ||
20 | Севастополь на рубеже 19 – 20 веков | «Проект 1983», «Трамвай Севастополя» |
Тема 7. Севастополь в Великой Отечественной войне | ||
21 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Начало | Презентация «Война пришла в наш город», книга И. Петрова «Я родом из Севастополя» |
22 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Оборона | Фильм «Севастопольский гамбит», портреты защитников Севастополя, иллюстрации |
23 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Оборона Экскурсия на 35 батарею | |
24 | Севастополь в Великой Отечественной войне. Освобождение | «Севастопольские рассказы. Цена победы» |
Тема 8. Возрождённый Севастополь | ||
25 | Возрожденный Севастополь | «Севастопольские рассказы. Марш энтузиастов», «Проект 17.83» |
26 | Вечный огонь памяти | |
27 | Севастополь – город-герой | Фотографии города, грамзапись гимна Севастополя, портреты героев Крымской и Великой Отечественной войны |
28 | Символы Севастополя | Герб, флаг Севастополя, видеофильм «Севастополь – город славы» |
29 | Символы Севастополя | |
Тема 9 Современный Севастополь | ||
30 | Севастопольские моряки | «Проект 17.83» |
31 | Музеи и театры Севастополя | Иллюстрации, «Проект 17.83» |
32 | Жители славного города | Портреты, иллюстрации |
33 | Жители славного города | |
34 | Итоговый урок. Город будущего |
Учебно-методическая литература по курсу
Для учителя
- Алтабаева Е., Коваленко В. Потомству в пример. – Симферополь: «Таварида».
- Алтабаева Е., Коваленко В. На Черноморском перекрёстке. – Севастополь: «Искра», 1997.
- Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы. – Севастополь: «Паритет-Информ», 2008.
- Добровольская Л. Сказание о Севастополе. – Севастополь: «КМАТМН», 2002.
- Легенды Крыма. – Симферополь: «Бизнес-Информ», 2000.
- Памятники Севастополя. – Симферополь: «Таврия», 1987.
- Петрова И. Я родом из детства. – Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2006.
- Песни о Севастополе. Пособие для музыкальных занятий в дошкольном учебном учреждении. – Севастополь, СГГУ, ИПО, 2008.
- Севастополь. Страницы истории. – Симферополь: «Таврия», 1983.
- Севастополь. Путеводитель. – Харьков: «Библекс», 2009.
Методическая литература для учителя
- Алтабаева Е.Б. Методика проведения уроков по курсу «На черноморском перекрёстке» в 5 классе // Севастополеведение: содержание формы и методы работы. — Севастополь, 2007. – С. 20 – 52.
- Богатикова В.А. Методические рекомендации к урокам по курсу «На черноморском перекрёстке» // Севастополеведение: содержание формы и методы работы. — Севастополь, 2007. – С. 53 – 87.
Литература для учащихся
- Белоусов Е. Как Кирилл и Мефодий азбуку писали. – Симферополь, 1996.
- Белоусов Е. Как князь Владимир в Корсуне крестился. – Симферополь, 1997.
- Журналы «Крымуша». – Симферополь: «Таврида».
- Легенды Крыма. – Симферополь: «Бизнес-Информ», 2000.
- Черкашин Г. «Меркурий» – бриг Российский.
- Шавшин В. Балаклава. – Симферополь, 1994.
Электронные ресурсы:
- Античный театр. Херсонес. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://hersonesteatr.org.ua/
- История Херсонеса. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://retrobazar.com/journal/interesting/929_istorija-hersonesa.html
- От героев Херсонеса к героям Севастополя. Электронный ресурс./ Туровский Е. [Режим доступа] http://www.gazetasriblo.com.ua/istoriya-ukrainyi/ot-geroev-xersonesa-k-geroyam-sevastopolya
- Тавры в Крыму. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://www.tutkrim.ru/history/taurus.php
- Херсонес. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://www.komanda-46.ru/poleznoe/51-po-mestam/129-hersones.html
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №29»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Рассмотрено» | «Утверждено» |
Руководитель МК Т.Д. Якименко | ЗД поУВР Т.А.Бондарь | Педагогическим советом | Директор Л.А.Новикова |
Протокол № | Протокол № | Приказ № | |
от « »___ 2014 | от « »___ 2014 | от « »___2014 | от « »___ 2014 |
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Занимательная математика» в 3 – б классе
(научно – познавательное направление).
Количество часов по учебному плану
В год: 34
В неделю: 1
Программу составила учитель ГБОУ СОШ №29:
Якименко Тамара Дмитриевна
г. Севастополь
2014- 2015 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Название программы: Программа «Занимательная математика» для развития математических способностей учащихся.
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА
по развитию логического мышления
№ п/п | Дата | Темы занятий |
1 | 03.09 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
2 | 10.09 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. |
3 | 17.09 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. |
4 | 24.09 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
5 | 01.10 | Римские цифры. Как читать римские цифры? |
6 | 08.10 | Решение задач из стенгазеты № 1. |
7 | 15.10 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. |
8 | 22.10 | Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи. |
9 | 05.11 | Архимед. Упражнения, игры, задачи. |
10 | 12.11 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
11 | 19.11 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
12 | 26.11 | Деление. Упражнения, игры, задачи. |
13 | 03.12 | Делится или не делится. |
14 | 10.12 | Решение задач из стенгазеты № 2. |
15 | 17.12 | Новогодние забавы. |
16 | 24.12 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
17 | 14.01 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
18 | 21.01 | Игра «Веришь или нет». |
19 | 28.01 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
20 | 04.02 | Экскурсия в компьютерный класс. |
21 | 11.02 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
22 | 18.02 | Математические фокусы. |
23 | 25.02 | Конкурс знатоков. |
24 | 04.03 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
25 | 11.03 | Решение задач из стенгазеты № 3. |
26 | 18.03 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
27 | 01.04 | Решение задач повышенной трудности. |
28 | 08.04 | Игра «Цифры в буквах». |
29 | 15.04 | КВН «Царица наук». |
30 | 22.04 | Задачи с многовариантными решениями. |
31 | 29.04 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
32 | 06.05 | Игра «Поле чудес». |
33 | 13.05 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. |
34 | 20.05 | Интеллектуальный марафон. |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное общеобразовательное учреждение г. Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №29»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Рассмотрено» | «Утверждено» |
Руководитель МК Т.Д. Якименко | ЗД поУВР Т.А.Бондарь | Педагогическим советом | Директор Л.А.Новикова |
Протокол № | Протокол № | Приказ № | |
от « »___ 2014 | от « »___ 2014 | от « »___2014 | от « »___ 2014 |
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Тайны природы» в 3 – б классе
(нравственно – экологическое направление).
Количество часов по учебному плану
В год: 34
В неделю: 1
Программу составила учитель ГБОУ СОШ №29:
Якименко Тамара Дмитриевна
г. Севастополь
2014- 2015 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Экологическое воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритета. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Программа кружка «Тайны природы» разработана в целях сохранения природы и экологического воспитания учащихся. Она поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины, получить все необходимые знания по экологии и о природе родного края, а проведение различных внеклассных мероприятий будут способствовать изучению экологических проблем Крыма и путей их решения, воспитанию бережного отношения к природе, любви и бережному отношению ко всему живому.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
- Учить детей быть ответственными за свои поступки.
- Формировать культуру поведения в природе.
- Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей. Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.
-Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 раздел – « Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – « Волшебный мир»
В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
3 раздел – « Тайны птичьего царства»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – « О чем шепчут деревья ? »
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – « Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие
6 раздел – « Природа в нашем доме»
Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
7 раздел – « Красота спасет мир»
Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.
9 раздел – « Возьмемся за руки».
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Тематическое планирование кружка « Тайны природы».
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
Введение в экологию. | 4 ч | |||
1. | Экскурсия в парк. | 1 | - учиться видеть прекрасное в природе; - наблюдать за сезонными изменениями; - развивать наблюдательность | 05.09 |
2. | Осенняя выставка « Люблю я пышное природы увяданье». | 1 | - знакомиться с осенними приметами; - стараться увидеть отличительные признаки осени; - демонстрировать свои таланты | 12.09 |
3. | Беседа « Охрана недр края». | 1 | - предоставлять материал о природных богатствах природы края; - выявлять отрицательные признаки влияния человека в недра Земли; - повторять экологические правила | 19.09 |
4 | Утренник « Праздник осени». | 1 | - раскрывать таланты и творческие способности перед родителями и учащимися начальных классов; - развивать речь и память | 26.09 |
Волшебный мир. | 3 ч | |||
5. | Знакомство с экологическим рассказом « Воскресенье в лесу». | 1 | - обсуждать поведение героев рассказа в гостях у леса; - оценивать свое поведение в лесу | 03.10 |
6. | Живые барометры. | 1 | - находить информацию об интересных растениях - предсказателях погоды; - учиться определять поведение домашних животных на природные аномалии, стихийные бедствия; - учиться бережному отношению друг к другу | 10.10 |
7. | Викторина « Все обо всем». | 1 | - учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии; - развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы | 17.10 |
Тайны птичьего царства. | 3 ч | |||
8. | Урок-радиопередача « Птицы – наши друзья». | 1 | - предоставлять дополнительную информацию из жизни птиц; - развивать умение слушать; - понимать значение птиц в природоведческой цепи | 24.10 |
9. | Смелые перелеты. | 1 | - учиться характеризовать перелетных птиц и понимать их значимость в природе; - знакомиться с интересными фактами из жизни птиц; - повторять правила поведения в природе | 07.11 |
10. | Экскурсия в парк « Устроим птичью елку». | 1 | - развешивать кормушки и понимать их значение для жизни птиц в зимнее время; - наблюдать в природе за поведением птиц и следить за их посещением птичьей «столовой» | 14.11 |
О чем шепчут деревья? | 3 ч | |||
11. | Лес « сердится ». | 1 | - характеризовать причины « обиды» леса на жизнедеятельность человека; - учиться передавать настроение природы на рисунке; - развивать фантазию, творческое воображение | 21.11 |
12. | Мой дом на дереве. | 1 | - знакомиться с жителями деревьев и причинами их расселения на деревьях; -получать дополнительную информацию об их жизнедеятельности, опасностями; - воспитывать бережное отношение к детенышам животных | 28.11 |
13. | « Легкие» нашей планеты. | 1 | - рассказывать о лесных массивах и понимать важность леса для жизнедеятельности человека; - оформлять листовки «Береги лес»; - повторять правила поведения человека в лесу | 05.12 |
Загадки животного мира. | 3 ч | |||
14. | Путешествие к острову «Морского дьявола». | 1 | - знакомиться с жизнью и проблемами морских животных; - выявлять причины отрицательного воздействия человека на загрязнение Мирового океана | 12.12 |
15. | Животные зоопарка. | 1 | - путешествовать (виртуально) в «город» животных; - знакомиться с животными – «иностранцами» и условиями их жизни в нашей стране; - познакомиться с правилами ухода и содержания животных зоопарка; - уважительно относиться к труду работников зоопарка | 19.12 |
16. | Рыбьи « прогнозы ». | 1 | - понимать причины гибели рыб в морях и океанах; - выпускать листовки «Помоги морским обитателям»; - развивать любознательность | 26.12 |
Молчаливые соседи. | 3 ч | |||
17. | Беседа «Верные друзья». | 1 | - готовить сообщения о собаках – помощниках людям – инвалидам; - учиться быть толерантными, терпеливыми, вежливыми; - учиться отвечать за свои поступки | 16.01 |
18. | Жизнь обитателей аквариумов. | 1 | -знакомиться с жизнью обитателей аквариумов условиями их содержания; - проявлять ответственность по отношению к домашним любимцам | 23.01 |
19. | Смешные истории. | 1 | -учиться пересказывать, правильно говорить, передавать свои эмоции с помощью связной речи; - понимать юмор | 30.01 |
Природа в нашем доме. | 4 ч | |||
20. | Лучший знаток народной медицины. | 1 | - представлять лекарственные растения и уметь находить их в природе; - разгадывать загадки | 06.02 |
21. | Выставка « Мир моих увлечений». | 1 | - принимать активное участие в выставке; - понимать значение «хобби» в жизни человека»; - интервьюировать родителей о роли «хобби» в их жизни | 13.02 |
22. | Лесной календарь. | 1 | - характеризовать времена года, месяцы; - знать русские народные названия месяцев; - характеризовать месяцы по временам года | 20.02 |
23. | История каменной соли. | 1 | - знать характеристику происхождения каменной соли, ее свойствами и методах добычи; - совершенствовать умение применять на практике полученные знания | 27.02 |
Красота спасет мир. | 3 ч | |||
24. | Весна в поэзии, картинах и музыке. | 1 | - учиться у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы; - раскрывать свои таланты на практике | 06.03 |
25. | Выставка рисунков « Бал весенних цветов». | 1 | - развивать познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе; - проявлять творческие способности | 13.03 |
26. | Конкурс рисунков «Хоровод берез». Березкины слезки. | 1 | - изготавливать рекламные листовки об угрозе березовой роще; - представлять значение березы – символа России для нашей Родины; - воспитывать патриотические чувства к своей Родине | 20.03 |
Человек - часть природы. | 4 ч | |||
27. | Экология устами младенца. | 1 | - представлять взаимосвязь человека и природы, об ответственности за мир природы; - учиться выполнять законы природы; - воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром; - развивать активность и самостоятельность | 03.04 |
28. | Экскурсия « По тропинке в парк пойдем». | 1 | - учиться видеть прекрасное рядом; - наблюдать за изменениями в окружающем мире с приходом весны; - развивать воображение, фантазию | 10.04 |
29. | Экологическая профессия. | 1 | - узнавать о профессиях, связанными с природой, оберегающими ее; - самостоятельно подготавливать сообщения о людях этих профессий; - тренироваться в оценке разного рода воздействий человека на природу | 17.04 |
30. | Экодесант « Укрась клумбу». | 1 | - проявлять такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка, дружба, необходимые в выполнении общего дела; - воспитывать уважительное отношение к труду | 24.04 |
Возьмемся за руки. | 4 ч | |||
31. | История белого колокольчика. | 1 | - вызывать интерес к потребности в новых знаниях; - собирать информацию о численности исчезающего растения ландыша; - выпускать листовки с обращениями к тем, кто ими торгует; - бережно относиться к растениям леса | 01.05 |
32. | Разноцветная река. | 1 | - знакомиться с источниками загрязнения водоемов; - вырабатывать правила поведения на водоеме; - стремиться к экономному расходованию питьевой воды | 08.05 |
33. | Путешествие капельки воды. | 1 | - разрабатывать предупреждающие знаки по утечке питьевой воды и устанавливать их в школьной столовой, у водопроводных кранов в школе; - следить за рациональным использованием воды; - самостоятельно находить информацию о запасах пресной воды на планете | 15.05 |
34. | Игра « Звездный час». | 1 | - подводить итоги своей деятельности; - учиться оценивать свои достижения и достижения других ; - соблюдать правила совместной работы | 22.05 |
Итого: | 34 ч |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
Для педагога:
- Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития»,2005 г.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. « Нестандартные и интегрированные уроки». М.: Вако, 2004 г.
- Плешаков А.А. Атлас-определитель « От земли до неба».М.: Просвещение, 2009 г.
- Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия», М.: Дрофа, 2008 г.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Для учащихся:
- Что такое? Кто такой? М.: Педагогика –Пресс, 1993 г.
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Животные./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
- . Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....