Орфографические минутки на уроках русского языка
материал (2 класс) на тему
Использование регионального материала на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование регионального материала на уроках русского языка.
Социально-экономические преобразования в современном обществе требуют совершенствования всей системы учебно - воспитательноного процесса с учётом региональных особенностей и традиций.
В настоящее время традиционная система обучения существенно дополняется региональным компонентом, который включает в себя родной язык и литературу, историю, искусство, традиции, обычаи и природу родного края.
Тщательное изучение содержательного богатства донского края свидетельствует о наличии в нём больших возможностей, которые могут быть реализованы в начальных классах.
Приведу варианты работы по данной теме на уроках русского языка . У нас на уроке есть страничка «Родничок», которую дети любят и охотно выполняют все задания. Остановлюсь на некоторых видах заданий.
1.При изучении темы: «Заглавная буква в именах собственных»
проводим «географические» минутки:
а)Написать названия городов Ростовской области
в)Название рек Ростовской области
г)Хутора Обливского района
д)Улицы хутора Солонецкого
е)Написать название хуторов, которые располагаются по пути
Солонецкий-Обливская.
2.Безударные гласные, парные согласные.
а)Картинный диктант. Разделить на две группы: слова с безударной гласной, проверяемыё ударением и непроверяемые ударением (сова, воробей. сорока. синица, снегирь, лебедь, журавли, стрижи, грачи, ворона. скворец. орёл, сокол дрозд, дрофа и др.)
в)назвать птиц с парной согласной на конце слова.
(лебедь, стриж, голубь, ястреб, чиж,)
г) Рыбы донских водоёмов:
(Карась, сельдь, окунь, лещ, карп. щука. судак, сом, рыбец, стерлядь, краснопёрка, белуга, осётр.)
г)Игра «Аукцион.»
-Животные донского края.
-Животные и растения из «Красной книги»нашего края.
-Писатели донского края.
-Города Ростовской области.
-Рыбы донских водоёмов.
-Лекарственные растения.
3.Склонение имён существительных. а)Записать слова в три столбика(1. 2. 3 склонения)
Сирень. полынь, подснежник. ландыш. ковыль. ель. овощ. .картофель, морковь. черёмуха, степь. сосна. земляника. рожь.
пшеница. берёза. осина. тюльпан. яблоко.
4.Следующий этап. Орфографические минутки Найти орфограммы в тексте (Гимн Обливского района.)
Там где речка плечет
Берег луговой.
Там моя станица. Там мой дом родной. Обливская станица -донская сторона. Сторона
5.Игра «Собери из слов пословицу»
1.Пуля, казак, боится, не
2.Не, поест, сам, коня, казак, а, накормит.
3.Атаман, терпи, будешь, казак.
4.Казак. рысак. и, таков, каков.
Приёмы работы с текстом на уроках русского языка.
1. Какие бывают предложения.
2.Вставь слово.
3.Продолжи.
4.Редактирование текста.
5.Определение границ предложений.
6.Порядок слов в предложении.
7..Выбор местоимений.
8. Текст, его тема и основная мысль.
9. Последовательность предложений в тексте.
10. Главное предложение автора, выраженное в тексте.
11.разбивка текста на части.
12.Составление плана текста.
13. Порядок абзацев в тексте.
14. Устное изложение.
15 Письменное изложение.
16.Виды текстов.
Урок русского языка .3 класс.
Тема: «Обобщение знаний о составе слова»
Цель: 1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых
частях слова;
2.Отработка умения разбирать слова по составу.
3.Развивать орфографическую зоркость
4.Воспитывать любовь к животным и стремление их охранять.
Оборудование: индивидуальные карточки,
Ход урока.
1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
2.Орфографическая минутка:
Овёс, гречиху, просо, крошки.
Ребята принесли в лукошке
Снегирь, синица ,воробей,
Благодарят за корм детей.
-Беседа о зимующих птицах и о помощи им
(Рисунки и фотографии птиц, зимующих в Ростовской области, детей,
помогающих птицам.)
-Найти все изученные орфограммы.
-Подобрать однокоренные слова к слову –корм - и разобрать по составу.
(Корм, кормушка, накормить, покормить, кормушечка, кормовой.)
3.Индивидуальная работа.
У доски два ученика разбирают по составу:
1)Зимушка ,школьный, подоконник, городской, соседская.
2)Машинка, синеватый, зимнее, подстаканник морской.
4.Словарная работа
-Учитель называет слова с непроверяемыми гласными:
Дорога, рябина, малина. ягода. земляника, заяц.
-Учащиеся подбирают к каждому слову однокоренные прилагательные и пишут словосочетания:
Дорога- дорожный знак,
Рябина- рябиновый лист,
Малина- малиновое варенье,
Ягода- ягодный куст,
Земляника- земляничный куст.
Заяц- заячья шапка.
-Некоторые слова разобрать по составу.
5.Морфологическая шарада.
Сообщить вам очень рада :
Составлена для вас шарада.
-Корень тот же, что ив слове ПЛЕТЕНИЕ,
-Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
-Приставка та же, что и в слове ПЕРЕХОД.
Отгадайте слово. (Переплётчик.)
6.Игра «Аукцион»
-Назвать суффиксы.
-Назвать приставки.
7.Прочитайте, найдите ошибки и исправьте их.
Повар посолил суп солью.
В деревне жили старые старики.
-Найди однокоренные слова и разбери их по составу.
8.Подбери по три слова на каждую схему:
9.Итог урока.
*Какие слова называются однокоренными?
*Порядок разбора слова по составу.
Блок « Чтение и начальное литературное образование»
ВОПРОС 1.
В начальной школе закладывается основа читательской культуры и, прежде всего умение осмысленно и выразительно читать.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека, общеизвестно. Поэтому важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать её роль не только в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать.
Чтобы научить ребёнка читать необходимо, вооружить его техникой чтения (вслух и молча) сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, выработать соответствующие учебные и читательские умения. Процесс становления младшего школьника как читателя осуществляется поэтапно, в течение нескольких лет. Каждый этап имеет свои параметры. На первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребёнка зависит от того, как он освоил технические навыки в сочетании с элементарным пониманием читаемого текста.
Формирование действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, не всегда осуществляется целенаправленно и доводится до самостоятельного овладения школьниками.
В соответствии со структурой учебной деятельности учебные (читательские) умения могут быть подразделены на четыре группы:
1)ориентировки (планирование)
2)исполнения,
3)контроля,
4)оценки. С другой стороны, процесс усвоения знаний при чтении учебных
текстов включает в себя восприятие, понимание, осмысление и обобщение,
практические действия, применения.
К умениям ориентировки относятся:
-определение темы текста по его заголовку;
-нахождение произведения в оглавлении и на нужной странице книги
по его названию;
-ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя;
_умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, каталожной карточкой и т. д.
К исполнительским умениям относятся:
- способы действия, т.е. микроумения, составляющие последовательные операции.
Умения корректировки и контроля – это умение прочитать текст с целью
уточнения его содержания:
-соотнести содержание с первичным представлением;
-проверить по тексту выделенные смысловые части текста;
-соотнести иллюстрации и авторский текст;
-проверить точность формулировки плана и.д.
Оценка и контроль осуществляются как в устной речи, так и в письменной
Форме с помощью разработанных критериев и парамитров.
Таким образом, предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться-
Способам действия с учебным материалом.
ВОПРОС 2
Со своими первоклассниками я знакомлюсь задолго до 1 сентября: провожу с ними занятия предшкольного обучения, диагностический срез и на основе его данных и своих наблюдений строю свою работу.
Изучила многие программы, но выбор остановила на старой традиционной и вот почему? В настоящее время начальная школа располагает целой серией азбук и букварей разных авторов Но вот уже в течение нескольких десятков лет первое место в рейтинге занимает , называемая учителями «азбукой Горецкого.»60%современных российских
Школьников обучаются по «Русской азбуке».Несколько поколений школьников выучились читать по этой азбуке и продолжают это делать.
Чем объясняется такая популярность? Прежде всего тем, что обучение по этим учебникам даёт хороший результат
По этим учебникам обучаются дети, не умевшие читать до школы и даже не знавшие букв. А в сельской местности в школу идут дети, не знают букв , а читают единицы.
Рассмотрим таблицу, по которой я слежу за техникой чтения.
Ф.И. | До школы | 1 Класс | 2 Класс | 3 Класс | 4 Класс | 5 кл. Оценки |
Горячев Д. | Читал | 52сл. | 80 сл. | 100 сл. | 120 сл. | «5» |
Дмитриева А. | Читала | 60сл. | 90 сл. | 100 сл. | 130сл | «5» |
Завьялова К. | Не читала | 40 сл | 60 сл. | 75 сл. | 95 сл. | «5» |
Межирицкая Л. | Читала | 50 сл. | 75 сл. | 85 сл. | 105сл. | «5» |
Сафонова О. | Не знала Буквы. | 30 сл. | 70 сл. | 85 сл. | 100 сл. | «5» |
Сергиенко Д | Не знала буквы | 30 сл. | 50 сл. | 65 сл. | 85 сл. | «3» |
Петрова Т. | Не знала буквы | 30 сл. | 50 сл. | выбыла | ||
ВОПРОС 3
Достоинства и недостатки содержания книг для чтения.
Насколько они помогают детям понять сущность литературы как вида искусства.
Формирование навыков чтения всегда в поле зрения авторов учебников по литературному чтению. Это заметно и в отборе материалов для чтения, и в методических подходах к анализу произведения, который всегда сочетается с неоднократным перечитыванием произведения для более глубокого его осмысления, и в системе вопросов к тексту.
В учебнике для 1 класса, когда только формируется темповое чтение целыми словами, вводятся специальные странички для отработки навыков беглого чтения. В учебнике они названы «Разноцветные страницы».
На протяжении всех лет обучения обеспечивается формирование умения пересказывать текст: сначала вводится пересказ текста по картинному плану, затем –по предложенному плану и, наконец, по плану, составленному самостоятельно; даются ориентиры формируются умения делить текст на части; выделять главную мысль и озаглавливать все части текста.
«Литературное чтение» создаёт благоприятное условие для духовно-нравственного развития учащихся, для осознание ими нравственно-эстетических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографические минутки. Задания по русскому языку для учащихся 2 класса.
Задания по русскому языку предназначены учащимся 2 класса с целью закрепления материала. Орфографические минутки помогут учащимся проверить свои знания по русскому языку....
"Орфографическая минутка" (задания по русскому языку во 2 классе)
Презентация «Орфографическая минутка» применяется на уроках русского языка во втором классе при любом УМК с целью закрепления изученных сло...
Презентация "Орфографическая минутка" на уроках русского языка
данный материал поможет Вам и Вашим ученикам вспомнить изученные орфограммы....
Презентация "Орфографическая минутка" на уроках русского языка
данная презентация позволит вашим детям вспомнить изученные орфограммы....
Орфографические минутки для уроков русского языка в 4 классе
Материал для проведения орфографических минуток в 4 классе на закрепление всех изученных орфограмм в нач. школе...
Орфографические минутки на уроках русского языка 1-2 классы
Орфографические минутки...
Орфографическая минутка (к уроку русского языка в 4 классе)
Материал для урока русского языка (4 класс)...