Кружок "История родного края"
рабочая программа (3 класс) по теме
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Программа кружка составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова(История родного края).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение истории родного края 1 час в неделю, всего 34 часа.
Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «История родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_istoriya_rodnogo_kraya.zip | 37.93 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Объект изучения – история Брянской области.
2.Пояснительная записка
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова(История родного края).
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 3 класса предусматривает обучение истории родного края 1 час в неделю, всего 34 часа.
Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В.Н. Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой «История родного края» рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
3. Цель курса :
- Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
- Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
- Воспитывать любовь к своей малой родине.
- Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
- Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
- Знакомство учащихся с историческим наследием региона.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
- Развитие любознательности и желания получать знания.
- Формирование положительного отношения к окружающему миру.
- Научить учащихся пользоваться научной литературой.
- Учить любить историю своего края.
- Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
- .Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.
4. Основные направления работы по программе:
- Познавательно-исследовательское:
подготовка исследовательских рефератов, участие в конкурсах, олимпиадах.
- Духовно-творческое:
конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
- Просветительское:
проведение экскурсий по родному краю, изготовление плакатов, газет;
- Природоохранное:
посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
- Туристско-оздоровительные:
5. Методы и формы работы.
Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.
Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.
6. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :
- любить историю своего края.
- рассказывать о том как жили наши предки,
- иметь преставление о достопримечательностях нашего края,
- знать символы области, историю своего имени.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Вести диалог;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
- объяснять что связывает тебя с малой родиной.
7. Предполагаемый результат:
1. Формирование личности, знающей историю родного края.
2. Создание проектов «История родного края», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учащихся.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
8. Литература:
- Учебник В.Н. Дупоядов и Л.Ю. Лупоядова «История родного края».
- «Слово о полку Игореве»
- С. Бородин «Дмитрий Донской».
- Свод памятников архитектуры Брянской области.
- Наш край в истории Отечества ( сборник)
- Деснинские древности.
- Вырезки из газет по краеведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор А.А.Плешаков....
Презентация "Символы родного края. РФ и Курского края"
В данной презентации собран материал о символике Российской Федерации, Курской области и города Курска. Может быть использована на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности....
КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»
КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...
Тема: Родной край. Знаменитые люди родного края.
Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой Родине, о любимом Крыме, познакомить с его знаменитыми людьми.Задачи:дать представление о том, что для каждого человека ма...