ОРКСЭ (светская этика)
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
планирование курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_kursa_orkse_modul_svetskaya_etika.docx | 287.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики» Рабочая учебная программа
4-5 класс
Составитель программы:
учитель начальных классов
Шорина Ирина Викторовна
Пояснительная записка
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III - IVчетвертях 4-ого класса (всего 17 часов) и в 1-2 четвертях 5 класса (17ч).
Задачи курса:
- Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
- Активизация познавательной активности школьников.
- Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
- Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
- Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ожидаемые результаты:
На уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
- Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение»,2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
- каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
- ни одна культура не может быть лучше другой,
- каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-5 классов, а именно:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе
Модуль «Основы светской этики» - 17 часов
№/№ | Тема урока | Планируемые результаты (что должны знать, уметь) | Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные | Приемы и методы преподавания | Виды деяте льности | Способы и формы оценки дости- жения этих результатов | Литература ЦОР Интернет |
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | |||||||
1. | Россия – наша страна | Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен ной религиозно -культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм. | Урок изучения нового материала смешанный урок | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге | Коллективный, индивидуальный, фронтальный, групповой | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики Героев РОССИИ | Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru - Игнатьева А.П. ( герб, флаг, гимн и т.д.) ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1. |
Блок 2. Основы светской этики. (16 часов) | |||||||
2. | Что такое светская этика? | Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективный,индивидуальный,групповой | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации | Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. ЦОР -Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах». |
3. | Мораль и культура | Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм; | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективный, индивидуальный, работа в парах | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари. |
4. | Особенности морали. | Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге. | Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. | Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и энциклопедический словари. |
5. | Добро и зло. | Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений. | Урок усвоения новых знаний. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка», «Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство». |
6. | Добро и зло. | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность. | Урок совершенствования знаний, умений , навыков. | Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи | Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. | Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, | Пословицы и поговорки о добре Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики. |
7. | Добродетель и порок | Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Коллективный, индивидуальный групповой | Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7. |
8. | Добродетель и порок | Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества; | Урок совершенствования знаний, умений, навыков. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Коллективный, индивидуальный групповой | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8. |
9. | Свобода и моральный выбор человека | Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества. | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | Коллективныйиндивидуальный групповой | Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, (д\з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9. |
10 | Свобода и ответственность | Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. | Урок совершенствования знаний | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа | Коллективныйиндивидуальный групповой | Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10. |
11. | Моральный долг | Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества. | Урок изучения нового материала. Комбинированный | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективныйиндивидуальный групповой | Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. | Пословицы о долге, только ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь |
12. | Справедли вость | Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. | Урок изучения нового материала. Комбинированный. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа | Коллективный,индивидуальный, групповой | Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12. |
13. | Альтруизм и эгоизм | Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям. | Урок изучения нового материала. Комбинированный. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный групповой | Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13. Детская энциклопедия, толковый словарь. . |
14. | Дружба | Знание, понимание и принятие личностью ценностей:друг, дружба. | Урок совершенствования знаний, умений, навыков. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты. | Коллективный, индивидуальный групповой | Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа.Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14. Толковый словарь. Пословицы и поговорки о дружбе. |
15. | Что значит быть моральным | Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность", Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,к друг другу. | Урок систематизации знаний. Урок-диспут. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. | Коллективный, индивидуальный групповой, работа в парах. | Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15. |
16. | Творческие работы учащихся. | Развитие способнос- ти учащихся общаться друг с другом, со- блюдая моральные нормы поведе- ния, воспитывать уваже- ние и толерантное отноше- ние. | Урок обобщения знаний, умений и навыков | Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. | Коллективный, индивидуальный групповой | Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16. |
17. | Презента-ция творческих работ | Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. | Урок подведения итогов изучения курса. | Урок-праздник. | Индивидуальный, групповой. | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. | ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17. |
Календарно – тематическое планирование уроков в 5 классе Модуль «Основы светской этики» - 17 часов,
в неделю – 1ч
№/№ | Тема урока | Планируемые результаты (что должны знать, уметь) | Формы занятий
| Приемы и методы преподавания | Виды деяте льности | Способы и формы оценки дости- жения этих результатов | Литература ЦОР Интернет |
1 | Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества |
Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. | Урок изучения нового материала смешанный урок | Беседа; коммен- тированное чте- ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге | Коллективный, индивидуальный групповой | Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18 Диск Образец родового древа, родового герба |
2 | Нравственный поступок | Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. | Урок усвоения новых знаний | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | фронтальный, групповой | Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19 диск |
3 | Золотое правило нравственности | Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, работа в группах | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20 Диск |
4 | Стыд, вина и извинение. | Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; | Урок усвоения новых знаний | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. | Коллективный, индивидуальный | Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21 диск |
5 | Честь и достоинство | Знать понятия честь и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства. | Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. | Коллективный, индивидуальный | Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий. | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22 диск |
6 | Совесть. | Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана | Коллективный, работа в группах. | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23 диск |
7-8 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. | Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений. | Комбинированный | Работа с иллюстративным материалом;беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный Работа в группах | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24 Диск Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» |
9 | Джентльмен и леди. | Развитие способнос- ти общаться друг с другом, со- блюдая моральные нормы поведе- ния, воспитывать уваже- ние и толерантное отноше- ние. | Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный | Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25 диск |
10 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. | Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26 Диск Фрагменты видеофильмов |
11 | Этикет | Развитие этических чувств и норм. | Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана | Коллективный, индивидуальный Работа в группах | Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27 Диск Иллюстрации |
12 | Семейные праздники | Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. | Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный | Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28 Диск Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках |
13 | Жизнь человека -высшая нравственная ценность | Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. | Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный | Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29 Диск |
14 | Любовь и уважение к Отечеству | Формировать чувство гордости за свою Родину, развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; | Комбинированный | Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллективный, индивидуальный | Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа | ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30 Диск |
15 | Подготовка творческих проектов | Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда | Урок обобщения знаний, умений и навыков | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ. | Работа в группах, индивидуальный | Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом | |
16-17 | Выступления уч-ся со своими творческими работами | Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. | Урок-подведение итогов изучения курса | Урок-праздник | Индивидуальный групповой | Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. | Презентации детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ "СВЕТСКАЯ ЭТИКА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ДОБРО И ЗЛО"...
Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"
Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....
Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»
Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...
ОРКСЭ (светская этика)
Урок № 14 модуля «Основы светской этики» Тема: «Дружба»...
ОРКСЭ (светская этика)
разработки уроков по курсу ОРКСЭ (светская этика)...