рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа с пояснительной запиской, с учебно-тематическим планом и содержанием в помощь учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_rp._4_klass.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
2.Пояснительная записка
Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики».
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.
Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ и на основе учебника:
А.Л. Беглов, Е.В. Саплина « Основы мировых и религиозных культур» 4 – 5 классы, Москва, «Просвещение», 2012 г.
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы мировых религиозных культур» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Основные задачи курса:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 учебных часа и носит культурологическую направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий.
.
Формы работы:
- работа в паре
- индивидуальная
- групповая
- самостоятельная
3. Учебно – тематический план.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 час.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. - 16 часов.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. - 12 часов.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов.
Всего 34 часа.
4.Содержание тем учебного курса
«Основы мировых религиозных культур»
№ № урока | Тема. | дата | Форма организации деятельности | Виды работы. | |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 час. | |||||
1 | Россия - наша Родина. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. |
|
Основы религиозных культур и светской этики - 16 часов. | |||||
2 | Культура и религия. | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: культура и религия. |
| |
3 | Культура и религия | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: культура и религия. |
| |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Пантеон Многобожие Завет |
| |
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы | подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Мессия (Христос) Христианство Ислам Нирвана Ступы Буддизм |
|
6 | Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Типитака |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Веды Авеста Типитака |
|
7 | Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, заполнение таблицы, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Канон Тора Библия Коран Пророки |
|
8 | Хранители предания в религиях мира. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Жрец Раввин Апостол Епископ Священник Диакон Иерархия Умма Имам Хафиз Сангха Лама |
|
9 | Человек в религиозных традициях мира. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарем | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Грех Грехопадение Покаяние добро, зло, традиция |
|
10 | Священные сооружения. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы Основные термины и понятия: Грех Грехопадение Покаяние добро, зло, традиция |
|
11 | Священные сооружения. Человек в религиозных традициях мира. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа Основные термины и понятия: Молитва Таинства Намаз Мантра православная культура |
|
12 | Искусство в религиозной культуре. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Синагога Церковь Алтарь Икона Фреска |
| |
13 | Искусство в религиозной культуре. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Мечеть Минарет Ступа Пагода |
| |
14 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Рай и ад. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Икона Каллиграфия Арабески |
|
15 | Добро и зло. Возникновение зла в мире.Понятие греха, раскания и воздаяния. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: семисвечник, способы изображения Будды |
|
16 | Творческие работы учащихся. |
| самостоятельная работа | Творческая работа учащихся на выбранную тему |
|
17 | Подведение итогов. |
| самостоятельная работа | Презентация творческих работ |
|
Основы религиозных культур и светской этики - 12 часов. | |||||
18 | История религий в России. Христианство. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Митрополия Патриарх Синод Протестанты |
|
19 | История религий в России. Ислам, Иудаизм, Буддизм. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Митрополия Патриарх Синод Протестанты |
|
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Обряды Ритуалы Таинства |
| |
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Обряды Ритуалы Таинства |
|
22 | Паломничества и святыни. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Паломничество Реликвия Мощи Хадж Кааба |
|
23 | Праздники и календари. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия:Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим |
|
24 | Праздники и календари. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия:Рождество Пасха Вознесение Троица Крещение |
|
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Притча |
| |
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: Бодхисаттва |
| |
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
28 | Семья. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
| |
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. |
| беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
|
Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов. | |||||
30 31-34 | Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих проектов | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на данную тему самостоятельная работа | самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ Творческая работа учащихся на выбранную тему |
5.Требования к уровню подготовки
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса "Основы религиозных культур и светской этики», подразумевающий «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности», распределяются по трем уровням:
Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Список литературы
- 1.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010
- 2.Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010
- 3.Данилюк А.Я. «Книга для родителей». Москва, «Просвещение», 2010
- 4.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур»». 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"
Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....
рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс
Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ модуль ОПК с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа составлена на основе: 1. Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...