рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
рабочая программа (4 класс) на тему

Рабочая программа с пояснительной запиской, с учебно-тематическим планом и содержанием в помощь учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_rp._4_klass.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

2.Пояснительная записка

 

Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики».

Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.

Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ и на основе учебника:  

А.Л. Беглов,  Е.В. Саплина « Основы мировых и религиозных культур» 4 – 5 классы, Москва, «Просвещение», 2012 г.

Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы мировых религиозных культур» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Основные задачи курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34  учебных часа и носит  культурологическую  направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий.

.

Формы работы:

  • работа в паре
  • индивидуальная
  • групповая
  • самостоятельная

3. Учебно – тематический план. 

 

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 час.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. - 16 часов.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. - 12 часов.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов.

Всего     34 часа. 

 

 

 

      4.Содержание тем учебного курса

«Основы мировых религиозных культур»

 

№ № урока

  Тема.

дата

Форма организации деятельности

 Виды работы.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 час.

 1

Россия  - наша Родина.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

 

Основы религиозных культур и светской этики - 16 часов.

 2

Культура и религия.

беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия:  культура и религия.

 

 3

Культура и религия

беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: культура и религия.

 

 4

Возникновение религий.

Древнейшие верования.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Пантеон Многобожие  Завет

 

 5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы

подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Мессия (Христос) Христианство Ислам Нирвана Ступы   Буддизм

 

6

Священные книги религий мира. Веды,  Авеста, Типитака

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Веды  Авеста Типитака

 

 7

 Священные книги религий мира.

Тора, Библия, Коран.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, заполнение таблицы, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Канон Тора Библия Коран Пророки 

 

 8

Хранители предания в религиях мира.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Жрец Раввин Апостол  Епископ  Священник  Диакон  Иерархия Умма Имам   Хафиз  Сангха  Лама

 

 9

Человек в религиозных традициях мира.  

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарем

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Грех  Грехопадение  Покаяние

добро, зло, традиция

 

 10

Священные сооружения.  

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы

Основные термины и понятия: Грех  Грехопадение  Покаяние

добро, зло, традиция

 

 11

Священные сооружения.    Человек в религиозных традициях мира.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Молитва  Таинства  Намаз  Мантра

православная культура

 

 12

Искусство в религиозной культуре.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Синагога  Церковь  Алтарь  Икона  Фреска

 

 13

 Искусство в религиозной культуре.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Мечеть  Минарет  Ступа  Пагода

 

 14

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Рай и ад.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Икона  Каллиграфия  Арабески

 

 15

Добро и зло. Возникновение зла в мире.Понятие греха, раскания и воздаяния.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: семисвечник, способы изображения Будды

 

 16

Творческие работы учащихся.

 

самостоятельная работа

Творческая работа учащихся на выбранную тему

 

 17

Подведение итогов.

 

самостоятельная работа

Презентация творческих работ

 

Основы религиозных культур и светской этики - 12 часов.

 18

История религий в  России. Христианство.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Митрополия  Патриарх  Синод  Протестанты

 

 19

История религий в  России.   Ислам, Иудаизм, Буддизм.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Митрополия  Патриарх  Синод  Протестанты

 

 20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Обряды  Ритуалы    Таинства

 

 21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Обряды  Ритуалы    Таинства

 

 22

Паломничества и святыни.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи 

Основные термины и понятия: Паломничество  Реликвия  Мощи  Хадж  Кааба

 

 23

Праздники и календари.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи 

Основные термины и понятия:Пейсах Шавуот Суккот Ханука Пурим

 

 24

Праздники и календари.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи 

Основные термины и понятия:Рождество Пасха Вознесение Троица   Крещение

 

 25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Притча

 

 26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Бодхисаттва

 

 27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

 

 28

Семья.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

 

 29

Долг, свобода, ответственность, труд.

 

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

 

Духовные традиции многонационального народа России  - 5 часов.

 30

31-34  

Любовь и уважение к Отечеству.

Подготовка творческих проектов

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на данную тему

самостоятельная работа

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ

Творческая работа учащихся на выбранную тему

5.Требования к уровню подготовки

 

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса "Основы религиозных культур и светской этики»,  подразумевающий «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности», распределяются по трем уровням:

Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. 1.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010
  2. 2.Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010
  3. 3.Данилюк А.Я. «Книга для родителей». Москва, «Просвещение», 2010
  4. 4.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур»». 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики создана для 4 класса на основе   методических рекомендаций по организации изучения в 4-х классах ...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"

Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование....

рабочая программа по орксэ 4 класс+ 5 класс

Рабочая программа для 4\5 класса по ОРКиСЭ  модуль ОПК  с календарно тематическим планированием, по учебнику Кураева А.В. "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы правосл...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена с учетом ФГОС...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа составлена на основе: 1.      Авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. 2....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Программа предлагается для учащихся 4 класса в количестве 1 часа в неделю.Программа основана на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...