Защитники Отечества
план-конспект урока (4 класс) по теме

Гуськова Ирина Витальевна

Урок по Основам православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Гуськова Ирина Витальевна

Район

Городецкий

Место работы

МБОУ сош № 4 г. Городец

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

« Основы православной культуры»

УМК

« Школа России»

Тема урока

«Защита Отечества»

Тип урока

Объяснение нового материала

Цель, задачи

Цели урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное  зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Образовательные: дать понятие о справедливой войне, о святых защитниках Отечества.

Воспитательные: воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, бережного отношения к историческим святыням.

Развивающие: развивать чувство  сопереживания, ответственности за доверенное тебе.

 

Необходимое оборудование

ПК

Дидактическое обеспечение

учебник, тетрадь, карточки с заданиями

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним
  • предметные
  • Имеют представление о понятии «справедливая война», «святые защитники Родины»
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
  • Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи
  • Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Беседа по вопросам

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • А.  В. Кураев. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная

  • С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. -  М.: Просвещение, 1991.
  • Полководцы и флотоводцы России: справочник. Составитель В. В. Шевченко. – М.: Новый учебник, 2010.
  •  В. Д. Сиповский. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках с рисунками в тексте. Н. Нов. 1993.
  • С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. -  Н.:1990. 

Интернет-ресурсы

ЭОРы


План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Долгожданный дан …. (звонок),

Начинается …. (урок)

– Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку.

Эмоциональный настрой

 – Наш урок мы начнем с игры «Скажи наоборот». Слушайте меня внимательно.

– Вы грустные ребята?

+Мы веселые ребята

– А вы ленивые ребята?

+ Нет, мы трудолюбивые ребята

– Вы недружные ребята?

+ Мы дружные ребята

– Вы злые ребята?

+ Нет, мы добрые ребята

Веселые, трудолюбивые, дружные, добрые – значит, сегодня вы будете моими помощниками, и у нас все получится!

 

Дети проверяют готовность к уроку, отвечают на вопросы учителя фронтально.

Личностные УУД: эмоционально-личностная оценка

Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

 Вспомните, что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы.

 Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.  

  Вариант 1.

  1. Кто Родине верен,…                         стой смело.
  2. Русскую заповедь знай,…                а товарищ дружеством.
  3. Тяжело в учении,…                          тот в бою примерен.
  4. За правое дело,…                              в бою не зевай.
  5. Бой красен мужеством,…                легко в бою.

Вариант 2.

  1. С другом по братски,…                   что птица без крыльев.
  2. После драки,…                                 туда и дорога.
  3. Важен тот пост,…                            с врагом по- солдатски.
  4. Командир без воли,…                      кулаками не машут.
  5. Где тревога,…                                   на который ты поставлен.    

Проверка выполнения задания. Определение темы.

Ответы детей.

Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь.

 

Работа в парах. Учащиеся получают карточки с заданием. Соединяют части пословиц. Пробуют определить тему: «Защита Отечества»

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: овладение умением работать в паре, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять синтез, составлять целое из частей, делать выводы на основе анализа объектов, строить речевое высказывание в устной форме.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

А знаем ли мы наших защитников Отечества?

На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой.  Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. 

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.

Регулятивные УУД: определение цели деятельности на уроке с помощью учителя

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Ребята, я хочу привести вам пример из жизни обычных детей, которые учатся в самой обыкновенной  школе.  Одной девочке мама купила очень красивую ручку, такую, какой нет ни у кого из ребят. Кто- то из детей посмотрел на эту ручку с восторгом, но спокойно, а кто-то в душе затаил зависть. Так и во взрослой жизни иногда люди, страны  начинают страшно  завидовать друг другу в том, что земли у соседа больше, плодороднее,  одеваются лучше, живут богаче и. т.д.

 - Что же  тогда происходит?

- Бывало, что из-за зависти начиналась война.

- Как вы понимаете, что такое война?  

- Найдите антоним к слову «война».

- Что надо делать, чтобы родная семья,  страна жила мирно.

- Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Все правильно, но эти слова Христа о личных обидах.

- А если, обидели твоих родных, близких друзей?

-  Есть и другие слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»

- Значит, гнев бывает справедливым и несправедливым?

- Одно слово гнев. А если слово «гнев» заменить  на слово «война».

 - Какие войны в истории России вы знаете?

-Какие это были войны?

- С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Война может быть справедливой, если ведется «за алтари и очаги, то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни.

 

Слушают.

Предположения учащихся.

Смерть,  ужас, разрушение, голод…

Война

Мир надо уметь защищать.

 Получается, что война может быть справедливой и несправедливой?

 Ответы детей.  

Предположения детей. Справедливые, потому что люди защищали свои земли, свои семьи.

Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,  делать выводы на основе анализа объектов.

Личностные УУД: Самоопределение и самопознание, смыслообразование.

Формирование действий нравственно-этического оценивания

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

В прошлом году, отмечая 200-летие Отечественной войны, мы много узнали о подвигах защитников нашей Родины. Назовите их.

Сегодня мы вспомним и других защитников нашего Отечества.

- Александр Невский, Дмитрий Донской, Фёдор Ушаков, они не просто защищали землю русскую с оружием в руках, но и защищали её силой духа, любовью к своей земле. Эта сила духа придавала им силу физическую.(показ иллюстраций этих защитников на экране)

  - Как вы думаете, откуда же берутся силы для защиты нашей Родины?

 - Ответить на этот вопрос нам поможет статья учебника, рассказывающая об этих героях Отечества.

 

Ответы детей: Кутузов , Давыдов , Багратион …

Предположения детей.

Открывают учебник стр. 88

Регулятивные УУД: определение цели деятельности на уроке, понимать цель выполняемых действий.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Деление на три группы: каждый ученик берёт карточку тыльной стороной, на лицевой стороне – изображение А.Невского, Д. Донского, Ф.Ушакова и садится за соответствующий стол с этим изображением.

Наша главная задача ответить на вопрос: В чем заключалась сила этих защитников земли Русской.

 Познакомьтесь с текстом статьи учебника и отберите  необходимый материал для доклада классу, заполнив таблицу (таблица одна на каждый стол)

Дети подходят и берут любую карточку, занимают места за нужным столом.

Читают материал учебника, маркируют, выбирая нужное для ответа на поставленный вопрос, заполняют таблицу, пользуются дополнительным материалом. (распечатан на столах)

Коммуникативные УУД: овладение умением работать в группе, вступать в диалог со сверстниками, оформление своих мыслей в устной и письменной форме, умение слушать и слышать других, развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины исторических событий и поступков реальных людей.

Познавательные УУД: ориентирование в учебном пособии, на хождение ответов на вопросы в тексте, преобразование информации из одной формы в другую, установление причинно-следственных связей.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Исследовательский метод

 Самостоятельная работа учащихся.

Представление работ каждой группой учащихся, рассказ о своем защитнике, с заполнением общей таблицы на доске.

Дети рассаживаются на свои места.

Познавательные УУД: группировать предметы по существенным признакам. 
Регулятивные УУД:  оценивать правильность выполнения задания,

Коммуникативные УУД:  внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Беседа о защитниках Отечества, героях Великой Отечественной войны.

-Вспомните, какую великую войну вел наш народ 68 лет назад.

Чем закончилась эта война?

Почему народ назвал эту войну Великой Отечественной?

Кто участвовал, воевал на той войне?

Можно ли назвать их богатырями земли русской?

Ответим на вопросы, страница учебника 91.(вопросы и задания)

Ответы детей.

Коммуникативные УУД: Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи.

Личностные УУД: Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 - Закончите  предложения:

Сегодня на уроке я узнал, что ….

Я познакомился с такими понятиями как …

Я расскажу своим родителям ….

Домашнее задание по выбору (напечатано для каждого ученика)

1.Сделать презентацию о защитниках Отечества.

2.Есть ли в вашей семье защитники Отечества? Подготовь рассказ о них для

одноклассников.

3. С какими образами выдающихся соотечественников связаны памятные места нашей Родины: Куликово поле,

Бородинское поле,

Чудское озеро.

4.Рисунки воинов разных эпох.

Высказывания детей.

Регулятивные УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока

Коммуникативные УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. 

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.

Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...

Праздник "День защитника Отечества".

Праздник для детей и родителей....

Смородинова Елена Эдуардовна Праздник песни и строя, посвящённый Дню Защитника Отечества для учащихся начальной школы

Праздник песни и строя традиционно проводится в канун Дня Защитника Отечества....

23 февраля - День защитника Отечества.

Дорогие друзья, сегодня мы собрались, чтобы встретить наш государственный праздник......

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа"

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню защитника Отечества "Привет защитникам народа" разработан для учащихся начальных классов. В мероприятии использованы стихи, песни и танцы, а также предусмотрен...

Внеклассное мероприятие ко Дню защитника Отечества "Папа- защитник Родины и семьи"

Разработка литературно - музыкальной композиции на татарском языке...

Сценарий спортивного праздника «Эстафета Защитников», посвященного Дню Защитника Отечества

Предлагаем сценарий спортивного рпаздника " Эстафета Защитников". Сценарий содержит эстафеты для учащихся, а также танцевальные выступления детей. Перед проведением рекомендуем заранее разда...