Выступление по теме: "Повышение уровня профессиональной деятельности педагога начальной школы"
материал

Ремизова Татьяна Николаевна

«Повышение уровня профессиональной деятельности педагога  начальной    школы  в   проектировании  и  реализации образовательного процесса, направленного на достижение  планируемых  результатов  по  учебным предметам   в   соответствии   с  ФГОС»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему:

«Повышение уровня профессиональной деятельности педагога  начальной    школы  в   проектировании  и  реализации образовательного процесса, направленного на достижение  планируемых  результатов  по  учебным предметам   в   соответствии   с  ФГОС»

                                   Подготовила: Ремизова Т.Н., учитель начальных классов

                                  МБОУ Платоновская  СОШ

«Посредственный  учитель излагает.                              

                                                             Хороший  учитель   объясняет.

                                                                   Выдающийся учитель показывает.

                                                               Великий  учитель   вдохновляет».

                                                                                                        Уильям Уорд.

         Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

       Сегодня школа должна готовить своих учеников к той жизни,  о которой сама ещё не знает. Поэтому важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учиться.

         Младший школьный возраст открывается критическим, переломным периодом, который описан в психологической литературе как кризис семи лет. Ребёнок при поступлении в школу резко изменяется, и изменения эти носят глубокий сложный характер, в результате которых начинается дифференциация внутренней и внешней стороны его личности. Психологи давно доказали огромное значение успешного прохождения личностных кризисов для дальнейшего становления личности - развития ребенка. И, конечно, уже давно разработаны и с успехом применяются рекомендации педагогов и психологов по успешному взаимодействию и преодолению возникающих трудностей в эти сложные периоды. И, рассмотрев те требования, которые предъявляет новый ФГОС  к учителю начальных классов,  хочется сказать о тех  профессиональных  компетенциях , которыми должен обладать современный учитель,  работающий с младшими школьниками.

Что же такое профессиональная компетентность?

       Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

      Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи,  возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

       Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности –  это самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

Итак, в чем же заключается профессиональная компетентность учителя начальных классов:

  1. Учитель- профессионал. 

      Конечно, без специального педагогического образования трудно представить человека, который бы научил чему- либо детей. Владение дидактико - педагогическими умениями остается ключевым фактором в преподавании.  Под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализации педагогической деятельности. Для учителя профессионала несомненно приоритетом является то, что ребенок приходящий в школу ежедневно на 4-6 часов в день, должен находится в условиях которые бы способствовали развитию его личности, а не тормозили его.

        Профессиональная работа учителя заключается в умении организовать образовательную,  развивающую среду,  в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка. Т.е. уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения.  Так  чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост

  1. Учитель- психолог. 

     Курс лекций по основам общей и возрастной , а также педагогической психологии конечно был у каждого будущего педагога в университете или колледже. Но современные условия обучения уже требуют поле глубокого осмысления психологических приемов и способов взаимодействия. Важно не просто знать детскую психологию и её способы, а уметь выбирать и следовать им.

        По меткому выражению А. Конан Дойла, мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» - хламом или нужными вещами, - зависит, прежде всего, от учителя. Ведь, действительно, все, что учитель заложит в ребенка как можно раньше (умение ориентироваться в потоке информации, добывать знания, применять их на практике, в жизни) зависит многое. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ,  различных психологических приёмов, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе.

  1. Учитель - конфликтолог. 

С различными конфликтами в повседневной педагогической работе мы сталкиваемся постоянно. В легкой степени конфликт сам по себе и не конфликт-то вовсе, а так - разногласие. Обычно под конфликтом понимают ссору, скандал, ругань, но обратившись к философии можно вспомнить, что там конфликт определяется как наличие всякого рода противоречий. Более того, неотъемлемая часть жизни и фактор социального и психологического развития личности. Зачастую мы боимся конфликтов, т.к. они приносят нам внутреннее напряжение, тогда на первый план выходят попытки избежать конфликта, а не желание разрешить его наиболее эффективно. А урок уже сам по себе несет в себе внутренний конфликт. Так называемый конфликт урока. Он обусловлен тем,  чтобы продвинуться вперед ученик должен преодолевать какие-либо трудности, совершить усилия: не знал - узнаю, не умел- умею, не хотел- хочу… И чем выше мастерство педагога, тем напряженнее и эмоциональнее совершаемое учеником усилие. А вот классический конфликт в педагогической деятельности (на уроке, на перемене, с родителями и пр.)выглядит чуть иначе. Не углубляясь в психологические  основы конфликтов и их классификации, отмечу, что умение четко классифицировать конфликт помогает выбрать и наиболее адекватный способ его разрешения. Совершенно естественно для педагога, как для взрослого человека стремление конструктивно разрешить конфликт, а не уходить от него или гасить  своим авторитетом.

  1. Учитель - развитая личность.

Влияние личности учителя на ребёнка труднооспоримо и трудно переоценить его вклад в формирование подрастающего поколения. Глубоко убеждена, что ребёнок не хочет видеть перед собой ограниченного знаниями лишь по своему предмету педагога. Да, профессионально владеть своим ремеслом обязательное условие для успеха в любой работе. Но в современной педагогике неприемлема ригидность мышления. (Другими словами - это костность, негибкость, ограниченность, узконаправленность).

     Быть открытым для всего нового, для различных точек зрения, мнений и оценок - вот компетенции учителя, с которыми взрослым и  детям интересно. Современный учитель постоянно совершенствует своё искусство взаимодействия и общения, помогает устанавливать позитивные взаимоотношения, учит искусству дружбы и прививает ученикам морально - нравственные ценности добра, труда, индивидуальности, познания, общения. Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.  ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ.

5  Учитель- дефектолог. 

         В условиях реализации ФГОС параллельно с общепедагогическими компетенциями идут компетенции работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Современному учителю необходим ряд специальных знаний по работе с такими детьми, обладать умениями дифференцировать те или иные отклонения и проводить их первоначальную диагностику.

        Подводя итог вышеизложенному, хочу  отметить, что учитель – это личность, субъект в образовательном процессе. А потому, как нет идеальных критериев для идеальной личности, так не найти и идеальных критериев для идеального учителя.  

        Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.

        Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности

Задачи   портфолио: • показать  умения учителя решать профессиональные задачи;• проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения;•оценить профессионализм...

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

Доклад на тему: "Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие их творческих способностей"

Доклад на тему: "Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие их творческих способностей"...

выступление на мо на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

доклад на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях по профилю профессиональной деятельности педагога различных уровней.

Учащиеся школы участники различных конкурсов городского, окружного, всероссийского уровней за 2023-2024 учебный год....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....