Статья на тему: «Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы»
статья
Статья на тему:
«Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Статья на тему:
«Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы»
Составитель: учитель начальных классов
Ремизова Татьяна Николаевна
2024
Творческие способности человека - являются сердцевиной интеллекта.
- Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой?
- Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества?
- Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?
Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Другие психологи полагают, что творчество процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо.
Творчество подразумевает, что мы сами создаём некую идею, а не заимствуем ее у кого- то. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе мы оцениваем новые идеи и манипулируем ими. Мы пускаем в ход воображение, обыгрываем неожиданные варианты, нарушаем правила, давая возможность идеям откладываться в глубине нашего сознании. В прикладной фазе мы оцениваем и внедряем свои идеи. Мы смотрим насколько она применима, отвечает ли она нашим требованиям. А затем мы воплощаем идею в действие, переводя ее из плоскости “что если” в плоскость “что есть”. Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации мы мыслим широко, в прикладной – более узко.
Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения”.
Томас Эдисон, изобретатель
Что же такое «творчество»?
Творчество — это создание чего-то нового, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее.
Наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне . Поэтому проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость построения учебного процесса с учетом личностной компоненты, т.е. личностных особенностей каждого учащегося, развитие их познавательных способностей и активизация их творческой, познавательной деятельности.
Целенаправленное формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Л. С. Выготский называл творческой деятельностью человека, ученика «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Всю деятельность ученика можно подразделить на 2 основных вида поступков:
а) воспроизводящий или репродуктивный вид деятельности (связан со знанием, памятью, опытом);
б) комбинирующий, творческий вид деятельности (связан с воображением, фантазией).
Творческую одаренность выделяют следующие качества:
- беглость мысли (количество идей);
-гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
-оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
-любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);
-способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакции от стимула);
-фантастичность (полная оторванность ответа от реальности).
В большей степени стимулируют творческое самовыражение учеников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивную личность , помогающую детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересах своих спонтанных идей и образов.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим.
2. Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему.
3. Уважать точку зрения ученика, какой бы она не была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением.
4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых образов интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий.
5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами.
6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как такой критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать.
7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса.
8. Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а. наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка.
9 . Развивать чувство меры в отношении детей к какому - либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление.
10. Для внесения большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого мышления и т.д.
Исследования творческой одаренности детей позволяет выделить 3 стадии развития творческого мышления:
а) нагдядно – действенное (период раннего детства, дошкольный возраст)
б) причинное (начальная школа)
в) эвристическое (период взросления, с 12-14 лет).
Для реализации принципов личностно–ориентированного развивающего обучения необходимо дифференцировать содержание учебных занятий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объему), использовать различные приемы организации деятельности детей на уроке, при этом содержание задания является единым, а работа дифференцируется по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру оказываемой им помощи, по характеру учебных действий.
Для стимуляции творческой активности используются следующие методы и приемы, а именно:
-Метод образного сравнения (аналогии), когда какой – то сложный процесс или явление сравниваются с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества, сочинения, изложения творческого характера.
-Метод «мозгового штурма», это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» Алекс Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.
Данные методы заложены в основу технологии развивающего обучения, которая ставит своей целью формирование у учащихся следующих умений:
-предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;
-устанавливать логику причинно – следственных отношений;
-уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;
-понимать и применять приемы образного сравнения;
-использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ;
-развитие речевых умений;
-умение строить проблемные ситуации;
-определять вероятность разных исходов взаимодействия;
-выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
-гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;
-уметь разрешать противоречия;
-сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.
Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Каждый учитель может использовать творческие задания с учетом возможностей конкретных детей своего класса, применяя личностно – ориентированный подход, чтобы эти задания не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности. Необходимо помнить, что формированию творческой индивидуальности школьников способствует комплексность, преемственность, систематичность и непрерывность работы.
Для развития творческих способностей детей рекомендую несколько творческих заданий разного характера. Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой работы.
(Задания прилагаются)
Список литературы
1. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст]: учебное пособие/ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Роспедагенство, 2011. - с.62- 66
2. Вуджек, Т. Тренировка ума. [Текст]: упражнения для развития повышенного интеллекта/ Т. Вуджек. - Санкт - Петербург: Издательство “Питер”, 2017. - 229 с.
3. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей. [Текст]: / О.И. Мотков. Дополнительное образование, - 2008. №4 - с.9-13.
4. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. [Текст]: учебное пособие/ А.И. Савенков - Ярославль: Издательство ООО Академия развития, 2007. — 32с.
5. Собко, Н.В. Развитие творческого воображения учащихся начальных классов- важная проблема современного образования. [Текст]: / Н.В.Собко - Дополнительное образование, - 2015. №6 - с.9-10.
PS Полезные советы
Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из нас.
СОВЕТ 1. Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.
СОВЕТ 2. Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.
СОВЕТ 3. Творя - рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас, нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.
СОВЕТ 4. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте – на уроке, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.
Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.
-Провести урок с использованием различных методов и приемов для развития творческой активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.
-Для развития творческих способностей обучающихся провести урок, используя разнообразные методы и приёмы организации обучения.
-Провести урок с использованием заданий творческого характера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Развитие познавательной активности учащихся начальной школы
В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образован...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»
«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой ...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...

Мастер - класс по теме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"
Мастер - класс по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Обобщение"...