Статья на тему: «Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы»
статья

Ремизова Татьяна Николаевна

Статья на тему:

«Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Статья на тему:

«Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы»

 

                          

                                                          Составитель: учитель начальных классов

                                                                            Ремизова Татьяна Николаевна

                                                         2024                                    

           Творческие способности человека  - являются сердцевиной интеллекта.

- Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой?

- Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества?

-  Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?

     Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного.  Другие психологи полагают, что творчество процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо.

    Творчество подразумевает, что мы   сами создаём  некую идею, а не заимствуем  ее у кого- то. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе мы  оцениваем  новые идеи и манипулируем  ими. Мы пускаем  в ход воображение, обыгрываем  неожиданные варианты, нарушаем  правила, давая возможность идеям откладываться в глубине нашего  сознании. В прикладной фазе мы оцениваем  и внедряем  свои идеи. Мы смотрим  насколько она применима, отвечает ли она нашим требованиям. А затем мы воплощаем  идею в действие, переводя ее из плоскости “что если” в плоскость “что есть”. Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации мы мыслим  широко,  в прикладной – более узко.

Творчество это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения”.
Томас Эдисон, изобретатель

Что же такое «творчество»?

       Творчество — это создание чего-то нового, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее.

     

      Наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком  креативном уровне . Поэтому проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость построения учебного процесса с учетом личностной компоненты, т.е. личностных особенностей каждого учащегося, развитие их познавательных способностей и активизация их творческой, познавательной деятельности.

Целенаправленное формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях – одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой. Л. С. Выготский называл творческой деятельностью человека, ученика «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Всю деятельность ученика можно подразделить на 2 основных вида поступков:

а) воспроизводящий или репродуктивный вид деятельности (связан со знанием, памятью, опытом);

б) комбинирующий, творческий вид деятельности (связан с воображением, фантазией).

Творческую одаренность выделяют следующие качества:

- беглость мысли (количество идей);

-гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

-оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

-любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);

-способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакции от стимула);

-фантастичность (полная оторванность ответа от реальности).

      В большей степени стимулируют творческое самовыражение учеников  педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивную  личность , помогающую  детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересах  своих спонтанных идей и образов.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим.

2. Не мешать  желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему.

3. Уважать точку зрения ученика, какой бы она не была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением.

4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых образов  интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий.

5. Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами.

6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как такой  критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать.

7. Творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса.

8. Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а. наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка.

9 . Развивать чувство меры в отношении детей к какому - либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, психологические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление.

10.  Для внесения  большего разнообразия в занятия и изучения творческих способностей детей  использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми,  упражнения из курсов развитии психологической культуры: общения, творческого  мышления и т.д.

Исследования творческой одаренности детей позволяет выделить 3 стадии развития творческого мышления:

а) нагдядно – действенное (период раннего детства, дошкольный возраст)

б) причинное (начальная школа)

в) эвристическое (период взросления, с 12-14 лет).

       Для реализации принципов личностно–ориентированного развивающего обучения необходимо дифференцировать содержание учебных занятий (по уровню творчества; по уровню трудности; по объему), использовать различные приемы организации деятельности детей на уроке, при этом содержание задания  является единым, а работа дифференцируется по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру оказываемой им помощи, по характеру учебных действий.

     Для стимуляции творческой активности используются  следующие методы и приемы, а именно:

-Метод образного сравнения (аналогии), когда какой – то сложный процесс или явление сравниваются с более простым и понятным. Этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц, детского литературного творчества, сочинения, изложения творческого характера.

-Метод «мозгового штурма», это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» Алекс Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

Данные методы заложены в основу технологии развивающего обучения, которая ставит своей целью формирование у учащихся следующих умений:

-предвидеть последствия взаимодействия объектов и явлений;

-устанавливать логику причинно – следственных отношений;

-уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений;

-понимать и применять приемы образного сравнения;

-использовать методы управления мышлением (формулировать исследовательские вопросы, мозговой штурм, комбинационный анализ;

-развитие речевых умений;

-умение строить проблемные ситуации;

-определять вероятность разных исходов взаимодействия;

-выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

-гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;

-уметь разрешать противоречия;

-сравнивать эффективность разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.

Развитие творческих способностей - один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Каждый учитель может использовать творческие задания с учетом возможностей конкретных детей своего класса, применяя личностно – ориентированный подход, чтобы эти задания не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности. Необходимо помнить, что формированию творческой индивидуальности школьников способствует комплексность, преемственность, систематичность и непрерывность работы.

      Для развития   творческих способностей детей рекомендую  несколько  творческих  заданий разного характера. Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой работы.  

                                                                       

                                                                           (Задания  прилагаются)

                                       

Список литературы

1. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст]: учебное пособие/ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Роспедагенство, 2011. - с.62- 66

2. Вуджек, Т. Тренировка ума. [Текст]: упражнения для развития повышенного интеллекта/ Т. Вуджек. - Санкт - Петербург: Издательство “Питер”, 2017. - 229 с.

3. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей. [Текст]: / О.И. Мотков. Дополнительное образование, - 2008. №4 - с.9-13.

4. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. [Текст]: учебное пособие/ А.И. Савенков - Ярославль: Издательство ООО Академия развития, 2007. — 32с.

5. Собко, Н.В. Развитие творческого воображения учащихся начальных классов- важная проблема современного образования. [Текст]: / Н.В.Собко - Дополнительное образование, - 2015. №6 - с.9-10.

PS                                          Полезные советы

Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями.  Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из нас.

СОВЕТ 1. Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.

СОВЕТ 2. Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.

СОВЕТ 3. Творя - рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас,  нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.

СОВЕТ 4. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте – на уроке, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.

       Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, нужна система специальных заданий творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала.  Задания творческого характера предполагают вариативность решения и рассчитаны на реализацию творческих возможностей учащихся.

-Провести  урок  с использованием различных  методов и приемов для развития творческой активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности.

-Для развития  творческих способностей обучающихся  провести  урок, используя разнообразные методы и приёмы организации обучения.

-Провести  урок  с использованием заданий творческого характера

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Развитие познавательной активности учащихся начальной школы

В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования   называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образован...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой ...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...

Мастер - класс по теме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"

Мастер - класс по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Обобщение"...