Игры и упражнения, направленные на формирование и активизация отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения.
консультация
В статье предложены конкретные упражнения на развитие мышления, воображения,внимания, памяти,которые легко могут использоваться в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, направленные на формирование и активизация отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения.
Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение).
Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:
∙ стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
∙ развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
∙ развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
∙ развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
∙ формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
∙ развитие речи и коррекция звукопроизношения (развитие артикуляционной моторики, развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, профилактики дизграфии и дислексии).
Комплекс упражнений по развитию внимания.
1. «Найди слова» (развитие концентрации и устойчивости внимания).
копнеперецнплвекампротвкустройкапвыцхъьнемоьпеденьгаьлыжммееиивремя рваунешптивлистрлвбснктплкраннраочьзёраотеплоапвдщунмвыосогоньраград ранкщытнёпыжюшнрекламарагвбхынрплвсветраоанвдыесоарнеплатьерпгалвж |
На листе напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строке примерно 30 букв. Дети просматривают внимательно каждую строку и пытаются обнаружить среди случайных букв слова. Они должны отыскать эти слова и подчеркнуть.
2. «Склеенные предложения» (развитие концентрации и переключения внимания). Учащимся предлагаются «склеенные предложения», которые необходимо разделить.
Былазимаморозщипалщёкипотомсталотепловыпаломногоснега. Детилепилиснегурочкуотснегарукиозяблинозатоснегурочкавышлахорошая. |
Развитие произвольного внимания
;По нитке до клубка» (развитие произвольного внимания (концентрация).
Учащимся необходимо прочитать фразу, прослеживая взглядом линию от начала до конца. Рисунок на доске.
4. «Игра для внимательных».
2 6 3 4 5 8=12
9 – 8 – 1 – 3 – 5 – 2=12
1) между цифрами расставить знаки «+», «–» так, чтобы получилось число 12;
2) какие цифры встречались чаще?
3) сколько действий в каждом примере?
5. Задачи-шутки. (развитие слухового внимания, устный счёт).
Есть у Нади пять тетрадей
Папа девочке их дал
Дал и Ире он четыре
Ты б тетради посчитал.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?
6. Упражнение, развивающее внимание, способствующее увеличению поля чтения.
ВО | КУ | СА | ЗА | МЕ |
БИ | РО | СУ | ВИ | НЕ |
НЕ | БИ | ЛЮ | РЫ | ЗА |
МЕ | ЗА | РЫ | КУ | ЛЮ |
РЫ | НА | СУ | ВИ | СА |
7. «Сколько и какие геометрические фигуры на чертеже?»
8. «Корректурная проба». Оборудование: бланк с буквами.
Зачёркивая буквы Б Ж Ю , вы получите высказывание.
Г Ю Л Б А Ж Г Ю О Л Б Р Ю Е Ч Б Ь Ж Ч Е Ж Л Ю О В Е Ж К Б А Б Ю Р А Ю З У Б Н Ы Й Ж Г О Б В О Ю Ж Р
9. «Игра со словами» (развитие произвольного внимания).
--- Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.
Р К А В У О С И Л Е П В Д Е У Ж Р Ь Ё К М Ь Ч Л А И
1 3 4 5 2 4 5 6 3 2 7 1 9 8 2 3 1 4 5 7 1 4 5 3 2 6
«Расшифруй слово». 83947
С И Р У Л Т З А Б
- 2 3 4 5 6 7 8 9
10. «Добавь слово» (один ученик называет слово, второй называет это слово и добавляет своё, третий – повторяет первые два слова по порядку и называет своё и т.д.). Например: 1-ый учащийся – «солнце»; 2-ой – «солнце светит»; 3-ий «солнце светит ярко»…
11. «Лабиринты». (Проследить путь от одного объекта к другому, усложнение: проследить путь мысленно).
Развитие распределения и переключения внимания на основе игровых упражнений.
1. Нахождение двух одинаковых предметов.
2. Игровое упражнение «Подчеркни, как на образце».
3. Упражнение на определение отличий предметов, картинок.
4. Упражнение «Двумя руками». (Нарисовать обеими руками одну и ту же фигуру в параллельном и зеркальном исполнении).
5. «Счёт с помехой « Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.
Упражнения направленные на развитие памяти
- «Фотоаппарат».Упражнение на развитие зрительной памяти.
Демонстрируем в течение непродолжительного времени картинку с большим количеством элементов. Затем просим устно или письменно ответить на вопросы касательно изображений. Например: Сколько зверей на картинке? Кто нарисован слева от зайца? Что изображено вверху? справа? И т.д.
2. «Снежный ком» (развитие слуховой памяти)
Учащиеся по очереди называют слова на заданную тему. Первый ученик называет слово, второй повторяет сказанное слово и называет своё. Третий называет два предыдущих, произносит своё слово и т.д.
3. «Запомни узор» (Развитие зрительной памяти)
А) Выкладывание фигурок, орнаментов, рисунков из палочек, геометрических форм по памяти (взаимопроверка).
Б) Конструирование геометрических форм по памяти.
«Рисуем узоры по памяти»
На доске нарисован узор. Учащиеся рассматривают узор в течение 10 секунд, после чего он закрывается, и уч-ся воспроизводят его по памяти.
4. Упражнение «Запомни слова» (развитие опосредованной памяти)
Запомните 12 слов и словосочетаний, которые я назову. Для лучшего запоминания делайте зарисовки. По рисункам воспроизведите слова.
Например: холод, тёплый ветер, сказка, шёпот, задачник, весёлый человек, маленькая птичка, тяжёлый груз, крепкий сон, светлая ночь, сладкая конфета, приятный аромат, юмор.
5. Упражнение «Каскад цифр» (развитие памяти на цифры)
Показать детям числовой ряд, написанный на карточке, попросить повторить их в той же последовательности, затем числовой ряд увеличивать на 1 цифру.
Далее выполняем это задание, зачитывая цифры без показа.
37 48 95 24 73 58 49 89 65 17 59 78 53 27 87 91 23 47 16 51 38 43 87 14 92 |
Упражнение «Пишем историю»
У вас есть 90 секунд, чтобы запомнить имена и даты рождения известных исторических личностей. А теперь…
мы сложили все имена и даты в огромный временной шейкер и перемешали их. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны. Чур не подглядывать!
Игра «Добавь словечко» (развитие слуховой памяти).
Называем предложение из двух слов.
Например: Сидит кот.
Один из учеников повторяет это предложение, добавляет своё слово.
Например: Сидит пушистый кот. Следующий повторяет и добавляет своё слово…
Развитие восприятия.
Развитие восприятия пространства
- Игры на восприятие направления:
«Что находится вверху, а что внизу?» «Впереди – сзади». «Справа – слева». «Разложи фигуры в заданном направлении, определённой формы и цвета».
«Определи направление стрелок» (вверх, вниз, вправо, влево).
- Упражнение, направленные на развитие пространственной ориентации, отработку понятий: право, лево, верх, низ, посередине.
- Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры», «Допиши буквы»
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.
- Игра «Найди сходства и отличия». Оборудование: две сюжетные картинки.
Развитие восприятия времени
Игры на восприятие времени по часам. Оборудование: часы.
Игра «Секундомер». (Определить промежуток времени от стука до стука).
Игры на последовательность событий. Оборудование: серии сюжетных картин.
Развитие восприятия формы, цвета и величины.
«Раскрась фигуры» (раскрасить одним цветом одинаковые фигуры). Оборудование: фигуры.
Упражнение «Двумя руками». (рисовать обеими руками одновременно одну и ту же фигуру; две разные фигуры в обычном и зеркальном отражении).
Упражнение «Тактильный образ». Оборудование: геометрические фигуры разной формы и размера.
Игра «Посмотри вокруг» (посмотреть и найти 5 предметов одной формы, одного цвета, из одного материала).
Упражнение «Какие буквы (предметы, цифры) спрятаны в рисунке?» Оборудование: зашумленные картинки.
Развитие восприятия букв, чисел.
Упражнение «Собери цифру из элементов», «Пляшущие цифры», «Полустёртые цифры, примеры».
Упражнение «Тактильный образ»
Упражнение «Узнай число, букву» (которое пишут на ладони, в воздухе, пальцем на доске).
Упражнение «Пляшущие буквы».
Упражнение «Недописанные буквы, цифры»
Упражнение «Найди ошибку»
Упражнение «Из одной буквы в другую» (Ы Ь Ъ Б В З).
Развитие мышления
;Отгадай слова» (развитие внутреннего плана действия, анализа, синтеза).
Учитель заранее на доске записывает буквы, из которых ученики должны составить слово (для разгадки одни наборы букв нужно читать справа налево, другие — переставляя слоги).
Примерные наборы букв:
к, о, р, у (урок)
м, а, з, и (зима)
с, а, р, о (роса)
2. «Ребусы» (развитие мышления (абстрагирование)).
3. «Сходство и различия» (развитие логического мышления (сравнение, умозаключение)).
Учитель предъявляет учащимся по два предмета либо понятия. Каждый ученик должен написать четыре сходства – слева, а справа черты различия названных предметов, понятий.
Слова для предъявления:
_________________________ дерево – куст, ___________________________________
_________________________ птица – самолёт, ________________________________
_________________________ кот – собака. __________________________________
4. «Назови четвёртое слово» (развитие логического мышления (аналогии, выделение существенных признаков)
- Сумма-плюс; разность -…
- Хорошо –лучше; быстро …
- Существительное-кот; прилагательное - …
5. «Кто есть кто, что есть что?» (развитие мышления (обобщение)
Учитель предлагает учащимся обобщить предложенные пары понятий. При этом детям нужно сравнить понятия между собой и найти существенные сходные признаки, которые позволяют объединить их в одну группу.
Приставка, суффикс –
Плюс, минус-
Существительное, глагол –
6. «Логические задачи». Загадки
- Брату и сестре вместе 9 лет. Сколько лет брату, если сестре 4 года?
- Витя сделал на 4 кораблика больше, чем боря. У него теперь стало 15 корабликов. Сколько корабликов у Бори? (15 – 4 = 11)
- В соревновании участвуют 17 лыжников. Это на три лыжника больше, чем было необходимо. Сколько лыжников было необходимо для соревнований?
- В одном бидоне 15 литров молока, а в другом 12 литров. Какой вопрос нужно поставить к задаче?
Занимательные задачи
- Трое играли в шашки. Всего сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый?
- По двору ходят куры и кролики, у всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько кур и кроликов во дворе?
- Малыш и Карлсон вместе съели семь плюшек. Карлсон съел на одну плюшку больше, чем Малыш. Сколько плюшек съел Малыш?
7. «Найди лишнее слово» (развитие мышления (обобщение, выделение существенных признаков)).
Учитель читает детям серию слов. Каждая серия состоит из четырёх слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Развитие речи.
1. «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова).
2. Выделение и называние слов, в которых есть заданные звуки.
3. Вписывание пропущенных букв.
4. Дополнение предложения пропущенным словом.
5. Игра «Укрась слово» (развитие творческого воображения, развитие речи).
– К данным существительным нужно подобрать прилагательные. Игру можно проводить с мячом. Я называю существительное, а тот кто словил мяч – прилагательное к нему.
6. Работа с деформированным текстом.
-Восстановление деформированного текста по картинному плану.
-Восстановление текста по впечатлениям, событиям из личного опыта.
-Определение последовательности событий.
-Деление связного текста на предложения.
-Определение границ предложения.
- Полустёртые предложения.
7. Составление рассказа по сюжетной картинке, (по серии сюжетных картинок).
8. «Три слова» (развитие творческого воображения, развитие речи).
Учащиеся получают по три слова. Необходимо составить наибольшее количество осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова.
- Свет, девочка, окно.
- Лист, тропинка, краска.
9. «Круги на воде» (Развитие образного мышления, активизация словаря)
Задания:
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «лимон»?
- Придумайте за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву этого слова.
- Придумайте за 1 минуту как можно больше слов, начинающихся на слог «ли».
Например: ливень, лиана, липкий, лицо.
- Придумайте рифмы к данному слову.
Например: лимон – купон; плафон – телефон.
- Учитель расставляет буквы слова в столбик и предлагает написать первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы.
Например: Л – лётчик
И – иволга
М – море
О – очки
Н – нос
6. Можно предложить написать слова, образующие законченное предложение.
Например:
Л – Лена
И – идёт
М – молча
О – одна
Н – ночью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста
В данном материале раскрываются формы и методы работы по развитию внимания,памяти и воображения у учащихся начальных классов....
Развитие фонематического слуха и восприятия; игры и упражнения для его формирования
Понятия «фонематический слух», «речевой слух», «фонематическое восприятие». Роль фонематического слуха в развитии правильного звукопроизношения. Пути развития фонем...
Статья. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.
Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста....
Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста
Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста на уроках искусства...
Игры и упражнения направленные на развитие внимания
В материале представлены игры упражнения, направленные на развитие внимания 8-10 лет...
Статья. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.
Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста....
Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с формирования общеучебных умен...