Кружок "Юный эколог"
рабочая программа (3 класс)

Раззоренова Елена Александровна

Актуальность Программы

Экологическое воспитание обучающихся – это начало становления нового мировоззрения, более гармоничных отношений между человеком и природой.
Экология - это, прежде всего, наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Поэтому важная задача Программы – показать обучающимся, насколько в природе все тесно связано, помочь увидеть эти связи и понять, как они хрупки, как часто человек просто по незнанию разрывает невидимые нити природы.
Современная экология – комплексная наука. В Программе (на доступном для обучающихся уровне) отражены вопросы биологической экологии (связи живых организмов со средой и между собой), социальной экологии (отношения людей, общества и природы), прикладной экологии (охрана природы). Большое внимание уделяется вопросам экологической безопасности и здоровью человека.

Новизна Программы «Юный эколог» заключается в следующем:

1. В образовательном процессе используются современные образовательные технологии и методики, предполагающие системно – деятельный подход к формированию личностных качеств учащихся.

2. Данная программа дает обучающимся возможность узнать о неразрывной связи живой и неживой природы

В Программе соединяются несколько компонентов:

  • развитие познавательных способностей обучающихся;
  • создание условий для получения обучающимися практического опыта, необходимого для жизни в современном обществе;
  • ориентирование на здоровый образ жизни и закрепление  жизненно важных навыков.

Объем и срок освоения Программы
Программа рассчитана на 36 учебных часов.
Срок реализации – 18 недель.

Для подачи теоретического материала используются следующие формы: беседа, лекция, экскурсия, мастер-класс.

Для организации практической деятельности обучающихся применяются упражнения, самостоятельная работа, творческая деятельность.

Цель: создание условий для приобретения первичных понятий и представлений в области экологии и формирование экологической культуры и экологических знаний у обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с основами экологии;
  • познакомить с экологической терминологией и научить ее применять;
  • научить различным приемам и методам охраны окружающей среды;
  • расширить знания о современных проблемах экологии;
  • сформировать              понятия   о   взаимосвязях  в   природе,   зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни.

Развивающие:

  • сформировать интеллектуальное и эмоциональное отношение детей к природе;
  • сформировать интеллектуальное и эмоциональное отношение детей к природе;
  • подготовить обучающихся к осознанному выбору дальнейших предпрофессиональных программ через ознакомление с профессиями эколога, ветеринара, биолога.

Воспитательные:

  • содействовать адаптации детей в коллективе;
  • сформировать потребность в применении навыков, приобретенных в процессе обучения в практической деятельности;
  • воспитать трудолюбие и усидчивость, уважительное отношение друг к другу;
  • воспитать чувство личной ответственности каждого за состояние  окружающей среды;
  • развить творческие и коммуникативные способности обучающихся.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do_yunyy_ekolog.docx269.29 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ждановская средняя школа им. Героя Советского Союза В.П.Мухина»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

(ознакомительный уровень)

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации программы: 1 год, 36 часов

Составитель:

Раззоренова Елена Александровна,

   учитель

п. Ждановский

2024

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

7

3.

Календарный учебный график

8

4.

Рабочая программа

9

5.

Содержание рабочей программы

10

6.

Оценочные материалы

11

7.

Методические материалы

13

8.

Условия реализации программы

13

9.

Список литературы и электронные ресурсы

14

Пояснительная записка

Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в части реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа «Дружба с природой» (далее – Программа) по содержанию соответствует естественнонаучной направленности.

Программа носит ознакомительный характер.

Программа направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на его общее развитие, умение самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи       в окружающем мире, эмоционально сопереживать.

Программа разработана в соответствии c основными направлениями государственной образовательной политики и нормативными документами, регулирующими деятельность в сфере образования:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9 ноября 2018 года N 196 утратил силу с 1 марта 2023)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  •  Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  •  Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»
  •  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  • Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  • Устав и нормативно-локальные акты (наименование)
  • Программа      развития       Муниципального       бюджетного       учреждения дополнительного образования «Детский Центр»;

Актуальность Программы

Экологическое воспитание обучающихся – это начало становления нового мировоззрения, более гармоничных отношений между человеком и природой.

Экология - это, прежде всего, наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Поэтому важная задача Программы – показать обучающимся, насколько в природе все тесно связано, помочь увидеть эти связи и понять, как они хрупки, как часто человек просто по незнанию разрывает невидимые нити природы.

Современная экология – комплексная наука. В Программе (на доступном для обучающихся уровне) отражены вопросы биологической экологии (связи живых организмов со средой и между собой), социальной экологии (отношения людей, общества и природы), прикладной экологии (охрана природы). Большое внимание уделяется вопросам экологической безопасности и здоровью человека.

Новизна Программы «Юный эколог» заключается в следующем:

1. В образовательном процессе используются современные образовательные технологии и методики, предполагающие системно – деятельный подход к формированию личностных качеств учащихся.

2. Данная программа дает обучающимся возможность узнать о неразрывной связи живой и неживой природы

Педагогическая целесообразность Программы 

В 8-10 лет школьник проявляет активный интерес к окружающей его природе: животным, растениям, погодным явлениям. Возникающие в этом возрасте вопросы "Зачем?", "Почему?", "Откуда?" порой ставят взрослых в тупик, показывают пытливость детского ума, стремление проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления – важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Отличительные особенности Программы

Главным в экологическом воспитании обучающихся является не только получение знаний, а умение применить их в отношении к природе, желание предпринимать определенные действия. Для того, чтобы не нарушать законы природы, нужно их знать. Занятия по Программе помогают убедить в том, что от каждого человека, в том числе и от него лично, зависит состояние окружающей нас среды. Именно поэтому большое внимание уделяется практической деятельности детей, формированию активной жизненной позиции. Обучающиеся приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

В Программе соединяются несколько компонентов:

  • развитие познавательных способностей обучающихся;
  • создание условий для получения обучающимися практического опыта, необходимого для жизни в современном обществе;
  • ориентирование на здоровый образ жизни и закрепление        жизненно важных навыков.

Адресат Программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 10 лет.

При реализации Программы учитываются возрастные особенности детской психологии и физиологии:

Дети 8-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

При построении занятий важно сочетать индивидуальную и коллективную формы. Результат занятий нацелен на создании ситуации успеха. Счастливого ребенка легче учить и воспитывать, а также развивать его духовный потенциал.

Объем и срок освоения Программы

Программа рассчитана на 36 учебных часов. Срок реализации – 18 недель.

Режим занятий.

Обучающиеся занимаются 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Академический час длится 40 минут.

Общая недельная нагрузка составляет 1 учебный час.

При реализации Программы        с использованием        дистанционных  

образовательных технологий занятия проводятся по специальному расписанию.

Продолжительность занятия при дистанционном обучении составляет не более 30 минут.

Программа разработана в рамках реализации Национального проекта "Образование" федерального проекта "Успех каждого ребенка" в части создания новых мест.

Форма обучения – очная.

В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (пожара, наводнения, террористической угрозы, пандемии и т.д.) данная образовательная программа может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий.

На период реализации образовательной программы в условиях наступления обстоятельств непреодолимой силы разрабатывается рабочая программа, которая оформляется Приложением №1 к образовательной программе.

В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, при условии изменения до 50% от общего объема учебных часов, форма реализации программы не изменяется.

Реализация образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий (дистанционная форма) осуществляется в соответствии с законодательством в области образования Российской Федерации на основе Положения о реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МАОУ «Ждановская СШ»

Фомы организации занятий

Форму занятий можно определить как творческую деятельность        

обучающихся группового характера.

Предусмотрены        следующие типы занятий: индивидуальная, групповая, выставка, экскурсия, творческий конкурс.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Для подачи теоретического материала используются следующие формы: беседа, лекция, экскурсия, мастер-класс.

Для организации практической деятельности обучающихся применяются упражнения, самостоятельная работа, творческая деятельность.

Цель: создание условий для приобретения первичных понятий и представлений в области экологии и формирование экологической культуры и экологических знаний у обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с основами экологии;
  • познакомить с экологической терминологией и научить ее применять;
  • научить различным приемам и методам охраны окружающей среды;
  • расширить знания о современных проблемах экологии;
  • сформировать        понятия        о        взаимосвязях        в        природе,        зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни.

Развивающие:

  • сформировать интеллектуальное и эмоциональное отношение детей к природе;
  • сформировать интеллектуальное и эмоциональное отношение детей к природе;
  • подготовить обучающихся к осознанному выбору дальнейших предпрофессиональных программ через ознакомление с профессиями эколога, ветеринара, биолога.

Воспитательные:

  • содействовать адаптации детей в коллективе;
  • сформировать потребность в применении навыков, приобретенных в процессе обучения в практической деятельности;
  • воспитать трудолюбие и усидчивость, уважительное отношение друг    

к другу;

  • воспитать чувство личной ответственности каждого за состояние  окружающей среды;
  • развить творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Ожидаемые результаты

По окончании Программы предполагается, что обучающиеся овладеют знаниями в области экологии и приобретут умения и навыки социально ответственного поведения.

Планируемые

результаты

Знания, умения, навыки

Формы подведения

итогов

Образовательные

  • знания приемов и методов охраны окружающей среды;
  • знание современных проблем экологии;
  • знания о взаимосвязях в природе, о зависимости здоровья человека

от состояния окружающей среды и здорового образа жизни.

Разработка и защита проектов

Личностные

  • развитие познавательного интереса к окружающей среде;
  • развитие творческих и

коммуникативных способностей;

  • наличие потребности в применении навыков, приобретенных в процессе обучения в практической деятельности;
  • наличие чувства личной

ответственности за состояние

окружающей среды родного города.

Выставки, защита проекта

Метапредметные

  • наличие экологической культуры;
  • наличие навыков установления причинно - следственных связей в окружающем мире;
  • формирование осознанного выбора экологических профессий.

Выставка, наблюдение опыты

Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

1

0

1

Беседа,

игра – знакомство.

2.

«Мир вокруг»

1

0

1

Наблюдение. Опыты

3.

 «Человек и природа»

2

3

5

Наблюдение. Опыты

4.

 «Неживое в природе»

5

7

12

Наблюдение. Опыты.

5.

«Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой»

3

6

9

Наблюдение. Опыты

6.

 «Царство грибов»

2

1

3

Наблюдение. Опыты

7.

«Сельскохозяйственный труд весной»

1

2

3

Опыты. Наблюдение

8.

Промежуточная

аттестация

1

1

2

Контрольное занятие

Итого:

16

22

36

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела/темы

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

-

1

2.

Мир вокруг

1

-

1

3.

Человек и природа

2

3

5

3.1

Как человек связан с природой?

1

-

1

3.2

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении

1

-

1

3.3

Выращивание растений

-

1

1

3.4

Человек – верный сын природы

1

-

1

3.5

Гербарий

-

1

1

4.

Неживое в природе

5

7

12

4.1

4.2

 Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии.

2

-

2

4.3

 Экскурсия на пришкольный участок

-

1

1

4.5

 Солнце - источник тепла и света для живых существ

1

-

1

4.6

 Вода, ее признаки и свойства

1

-

1

4.7

 Охрана и значение воды.

1

-

1

4.8

 Почва – необходимая среда для растений

1

-

1

4.9

 Виды почвы

-

1

1

4.10

 Почва – состав и свойства почвы

-

1

1

4.11

 Погода и климат

1

-

1

4.12

 Наблюдение за погодой

-

1

1

5.

«Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой»

3

6

9

5.1

5.2

 «Хлебные крошки»

-

2

2

5.3

 Анализ фенологических наблюдений за птицами

1

-

1

5.4

 Загрязнение воды и её очистка

1

-

1

5.5

Опыты

-

1

1

5.5

 Изучение растений пришкольного участка

-

1

1

5.6

 Комнатные растения

1

-

1

5.7

 Уход за комнатными растениями

-

1

1

5.8

 Размножение комнатных растений

1

-

1

5.9

 Охрана растений

1

-

1

6.

Царство грибов

2

1

3

  6.1

Грибы как части живой природы

1

-

1

  6.2

Съедобные и несъедобные грибы

1

-

1

  6.3

Микроскопические грибы

-

1

1

7.

Сельскохозяйственный труд весной

1

2

3

7.1

Виды и значение труда людей весной в поле, в огороде.

1

-

1

7.2

 Опыт: «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений»

-

1

1

7.3

 Опыт: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

-

1

1

8.

 Промежуточная аттестация

1

1

2

Общее количество часов:

16

22

36

Календарный учебный график

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего учебных часов/ недель

28.08. - 03.09.

04.09. - 10.09.

11.09. - 17.09.

18.09. - 24.09.

25.09. - 01.10.

02.10. - 08.10.

09.10. - 15.10.

16.10. - 22.10.

23.10. - 29.10.

30.10. - 05.11.

06.11. - 12.11.

13.11. - 19.11.

20.11. - 26.11.

27.11. - 03.12.

04.12. - 10.12.

11.12. - 17.12.

18.12. - 24.12.

25.12. - 31.12.

01.01. - 07.01.

08.01. - 14.01.

15.01. - 21.01.

22.01. - 28.01.

29.01. - 04.02.

05.02. - 11.02.

12.02. - 18.02.

19.02. - 25.02.

26.02. - 03.03.

04.03. - 10.03.

11.03. - 17.03.

18.03. - 24.03.

25.03. – 31.03.

01.04. - 07.04.

08.04. - 14.04.

15.04. - 21.04.

22.04. - 28.04.

29.04. - 05.05.

06.05. -12.05.

13.05. - 19.05.

20.05. - 26.05.

27.05. - 02.06.

03.06. - 09.06.

10.06. - 16.06.

17.06. - 23.06.

24.06. - 30.06.

01.07. - 07.07.

08.07. - 14.07.

15.07. - 21.07.

22.07. - 28.07.

29.07. - 04.08.

05.08. - 11.08.

12.08. - 18.08.

19.08. - 25.08.

26.08. - 01.09.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

36/36

Условные обозначения:

Промежуточная аттестация

Каникулярный период

Ведение занятий по расписанию


Содержание рабочей программы

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Теория.

Знакомство учащихся с инструментами и материалом, используемыми во время занятий, а также правилами техники безопасности во время занятий.

Раздел 2.  «Мир вокруг» (1 час)

Теория.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 3. «Человек и природа» (5 час)

Тема 3.1. Как человек связан с природой? (3 часа)

Теория.

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Тема 3.2. «Выращивание растений» (2 часа)

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Сбор материала для гербария.

Раздел 4. «Неживое в природе» (12 часов)

Тема 4.1. Представление о неживой природе (2 часа)

Теория

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

Тема 4.2. Экскурсия в природу (1 час)

Тема 4.3. Вода, ее охрана (3 часа)

Теория.

Вода, ее признаки и свойства. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения.

Практика.

 Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.

Тема 4.4. Почва (4 часа)

Теория.

Почва – необходимая среда для растений

Практика.

Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.

Тема 4.5.  Климат (2 часа)

Теория.

Понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Практика.

«Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».  «Диалоги с неживой природой». Ролевая игра «Пойми меня». Акция «Мы, против мусора!».

Раздел 5. «Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой» (9 часов)

Тема 5.1. Птицы (3 часа)

Теория.

Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.

 Практика.

«Хлебные крошки». Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 5.2. Вода (2 часа)

Теория.

Загрязнение воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде.

Формирование представлений о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 5.3. Комнатные растения. Охрана растений (5 часов)

Теория.

Комнатные растения разных экологических групп. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Разнообразие дикорастущих растений, Их экологические особенности, охрана.

Практика.

Виды микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 6. «Царство грибов» (3 часа)

Тема 6.1. Грибы, их многообразие (3 часа)

Теория.

Грибы, как части живой природы; значение грибов для человека, растений и животных; многообразие грибов, группы съедобных и несъедобных.

Сходство и различие съедобных и несъедобных грибов. Воспитывание навыков экологически грамотного поведения в природе.

Практика.

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 7. Сельскохозяйственный труд весной (3 часа)

Тема 6.1. Сезонность труда, посадка растений, уход (3 часа)

Теория.

Сезонность труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Практика.

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами - Акция с привлечением родителей. Посадка декоративных растений. Опыты: «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». Опыт: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

Промежуточная аттестация (2 часа)

Контрольное занятие.

Планируемые результаты 

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей данная программа ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Каждый ребенок может приобрести следующие знания:

предметные:

1. Ребенок знает основные признаки живого и неживого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребности (связь между живой и неживой природой).

2. Ребенок знает большое количество животных и растений и умеет различать их, знает их особенности и к каким видам и группам они относятся.

3. Ребенок умеет определять состояние погоды, объяснять, как образуется то или иное атмосферное явление.

4. Ребенок знает элементарное строение человеческого организма, может объяснить значение понятия «здоровый образ жизни».

личностные:

1. Ребенок бережно, заботливо и гуманно относится к природе.

2. Ребенок умеет эмоционально воспринимать природу и видеть ее красоту.

3. Ребенок бережно относится к своему здоровью и здоровью других людей. метапредметные:

1. Ребенок понимает общий смысл исследовательской и проектной деятельности экологической направленности, отличительные особенности этих направлений деятельности.

2. Ребенок умеет составлять логические цепочки, делать выводы и умозаключения.

Формы контроля

В процессе обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог» отслеживаются два вида контроля:

  • Текущий (обсуждение и оценка творческих работ, наблюдение, тестирование или опыты по каждому изучаемому разделу);
  • Промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы в целом).

Текущий контроль успеваемости обучающихся — это систематическая проверка достижения результатов освоения Программы, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности.

Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на контрольном занятии по окончании изучения каждого раздела Программы.

п/п

Раздел

Форма контроля

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Ответы на вопросы

2.

Мир вокруг

Ответы на вопросы

3.

Человек и природа

Викторина

4.

Неживое в природе

Практическая работа

5.

Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой

Практическая работа

6.

Царство грибов

Практическая работа

7.

Сельскохозяйственный труд весной

Практическая работа

8.

 Промежуточная аттестация

Тестирование

Основными методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы являются: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации учащихся.

Текущий контроль учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме.

Текущий контроль может проводиться в следующих формах: теоретический опрос, тестирование; практическая работа.

Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный эколог».

Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения индивидуального уровня освоения Программы.

Промежуточную        аттестацию        осуществляет        педагог детского  объединения.

Текущий контроль может проводиться в следующих формах: теоретический опрос, тестирование; практическая работа.

Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный эколог».

Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.

Итоговая аттестация учащихся может проводиться в следующей форме:

1. опрос на знание терминологии, приемов и способов работы с растениями и гербарием.

2. практическая работа с растениями

3. работа в группе, в паре

Формой проведения промежуточной аттестации является контрольное занятие.

При реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий промежуточная аттестация осуществляется в форме выполнения контрольного задания.

Результаты оценки знаний и умений учащихся оформляются в виде протокола.

Форма протокола

ПРОТОКОЛ

результатов  промежуточной аттестации обучающихся по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный эколог». МАОУ Ждановская СШ за 20    - 20        учебный год

Дата проведения:            Структурное подразделение:            Ф.И.О. педагога:                  

№ группы:                  

Форма проведения:          

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Критерии оценки уровня освоения программы

Уровень освоения Программы

Количественный результат (проценты)

Качественный результат (низкий, средний, высокий)

Всего аттестовано     _ обучающихся. Из них:

высокий уровень имеют чел., средний уровень имеют чел., низкий уровень имеют чел.

Педагог дополнительного образования            

                                                      Подпись

        

По каждому критерию педагогом в протоколе делается отметка (плюс или    минус):

«+» ставится при наличии критерия при оценке работы обучающегося;

«-» ставится при отсутствии критерия при оценке работы обучающегося.

Количественный уровень освоения программы        высчитывается по  формуле:

n=

количество «+» х 100

количество критериев

где n – количественный уровень освоения программы.

Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся предполагает три уровня освоения Программы: низкий, средний и высокий.

Уровень освоения Программы определяется индивидуально для каждого обучающегося количественно (в процентах) и качественно из расчета:

  • 0-30 % - низкий уровень освоения программы;
  • 31-80 % - средний уровень освоения программы;
  • 81 и выше % - высокий уровень освоения программы.

Наиболее отличившиеся обучающиеся по рекомендации педагогических работников отмечаются за успешность в освоении Программы (показавшие по результатам аттестации высокий уровень освоения программы) и (или) активное участие в жизни объединения различными формами поощрения от МАОУ Ждановская СШ.

Оценочные материалы

Задания для проведения текущего контроля

Очная форма обучения

Вопросы и задания

Ответы или пример выполнения

Раздел «Мир вокруг»

1. Предмет экологии?

Экология – это ….

2. Как человек связан с природой?

Природа – это все то, что было создано без вмешательства человека. Сам человек является ее детищем. Природа в жизни человека играет важную роль: она дарует жизнь, здоровье, воду, воздух, землю, полезные ископаемые, пищу.

3. Какие различия между растениями и животными?

Растения и животные относятся к разным царствам, так как имеют принципиальные анатомические, морфологические и физиологические различия.

Раздел «Неживое в природе»

1. Что относится к неживой природе?

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы.

2. Каково влияние солнца на жизнь на Земле?

Благодаря Солнцу существует жизнь на Земле. Но помимо очевидных причин влияния Солнца на нашу жизнь, ученые постоянно обнаруживают все новые и новые взаимосвязи явлений, происходящих на Солнце, и того, что происходит в жизни каждого человека.

  1. Что такое почва?

Почва – необходимая среда для растений

Раздел «Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой»

  1. Назовите обьекты живой природы

К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти.

  1. Какие комнатные растения вы знаете?

 Кактус, роза фикус и т.д.

  1. Экологические связи между живой и неживой природой?

 Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы.

Раздел «Царство грибов»

 1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо?

 

 Грибы

 2. Может ли гриб съесть дом?

 Домовой гриб - разрушая древесину

 3. Какие птицы едят грибы?

 Глухари

  1. У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба?

Дождевик

  1. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен?

 Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу

  1. Какие грибы появляются первыми?

Сморчки, строчки.

Раздел «Сельскохозяйственный труд весной»

 1.Каково значении труда людей весной в поле, в огороде?

 Как только с полей сходит снег, на них начинаются   весенние работы. Много забот

у людей весной. Весна – самое горячее время года для земледельцев. В народе

говорят: «Если весну проспал, зимой голодать будешь». Вот и трудятся люди на

селе весной с раннего утра до позднего вечера. Вносят удобрения в почву,

вспахивают (боронуют) землю на полях. Поля засевают зерновыми растениями:

это пшеница, рожь, овѐс, рис и кукуруза.

Очная форма обучения

с применением дистанционных образовательных технологий

Вопросы и задания

Ответы или пример выполнения

Раздел «Мир вокруг»

1. Предмет экологии?

Экология – это ….

2. Как человек связан с природой?

Природа – это все то, что было создано без вмешательства человека. Сам человек является ее детищем. Природа в жизни человека играет важную роль: она дарует жизнь, здоровье, воду, воздух, землю, полезные ископаемые, пищу.

3. Какие различия между растениями и животными?

Растения и животные относятся к разным царствам, так как имеют принципиальные анатомические, морфологические и физиологические различия.

Раздел «Неживое в природе»

1. Что относится к неживой природе?

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы.

2. Каково влияние солнца на жизнь на Земле?

Благодаря Солнцу существует жизнь на Земле. Но помимо очевидных причин влияния Солнца на нашу жизнь, ученые постоянно обнаруживают все новые и новые взаимосвязи явлений, происходящих на Солнце, и того, что происходит в жизни каждого человека.

  1. Что такое почва?

Почва – необходимая среда для растений

Раздел «Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой»

  1. Назовите обьекты живой природы

К живой природе относятся все существа, которые способны самостоятельно питаться, размножаться, расти.

  1. Какие комнатные растения вы знаете?

 Кактус, роза фикус и т.д.

  1. Экологические связи между живой и неживой природой?

 Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы.

Раздел «Царство грибов»

 1. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо?

 

 Грибы

 2. Может ли гриб съесть дом?

 Домовой гриб - разрушая древесину

 3. Какие птицы едят грибы?

 Глухари

  1. У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба?

Дождевик

  1. Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен?

 Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу

  1. Какие грибы появляются первыми?

Сморчки, строчки.

Раздел «Сельскохозяйственный труд весной»

 1.Каково значении труда людей весной в поле, в огороде?

 Как только с полей сходит снег, на них начинаются   весенние работы. Много забот

у людей весной. Весна – самое горячее время года для земледельцев. В народе

говорят: «Если весну проспал, зимой голодать будешь». Вот и трудятся люди на

селе весной с раннего утра до позднего вечера. Вносят удобрения в почву,

вспахивают (боронуют) землю на полях. Поля засевают зерновыми растениями:

это пшеница, рожь, овѐс, рис и кукуруза.

Задания для проведения промежуточной аттестации

Очная форма/ Очная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

  1. Назовите 10 видов охраняемых растений.
  2. Назовите 10 видов охраняемых животных.
  3. Назовите 10 птиц Нижегородского края.
  4. Назовите 5 съедобных и 5 несъедобных грибов.
  5. Назовите 5 видов комнатных растений.

Методическое обеспечение Программы

№ п/п

Раздел, тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал, ТСО

Форма подведения

итогов

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ

Беседа, учебное

групповое занятие

Словесные (инструктаж,

объяснение, беседа), наглядные

(объяснительно-иллюстративный, наблюдения обучающимися)

Литература, иллюстрации, видеофильмы

Ответы на вопросы

2.

 Мир вокруг

Беседа, учебное

групповое занятие, экскурсии

Словесные (инструктаж,

объяснение, беседа), наглядные (объяснительно-иллюстративный, наблюдения обучающимися), практические (упражнения,

творческая деятельность)

Литература, иллюстрации, видеофильмы

Ответы на вопросы

3.

Человек и природа

Беседа, учебное

групповое занятие, экскурсии

Словесные (инструктаж,

объяснение, беседа), наглядные (объяснительно-иллюстративный, наблюдения обучающимися), практические (упражнения,

творческая деятельность)

Литература, иллюстрации, видеофильмы

Викторина

4.

Неживое в природе

Беседа, учебное

групповое занятие, экскурсии

Словесные (инструктаж,

объяснение, беседа), наглядные (объяснительно-иллюстративный, наблюдения обучающимися),

практические (упражнения, творческая деятельность)

Литература, иллюстрации, видеофильмы

Опыты

№ п/п

Раздел, тема

Форма занятий

Методы

Дидактический материал, ТСО

Форма подведения

итогов

5.

Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой

Беседа, учебное

групповое занятие, экскурсии

Словесные (инструктаж,

объяснение, беседа), наглядные (объяснительно-

иллюстративный, наблюдения обучающимися), практические (упражнения, творческая

деятельность)

Литература, иллюстрации, видеофильмы

Тестирование

6.

Царство грибов

Беседа, учебное

групповое занятие, экскурсии

Словесные (инструктаж,

объяснение, беседа), наглядные (объяснительно-

иллюстративный, наблюдения обучающимися), практические (упражнения, творческая

деятельность)

Литература, иллюстрации, видеофильмы

Ответы на вопросы

7.

Сельскохозяйственный труд весной

Беседа, учебное

групповое занятие, экскурсии

Словесные (инструктаж,

объяснение, беседа), наглядные (объяснительно-

иллюстративный, наблюдения обучающимися), практические (упражнения, творческая

деятельность)

Литература, иллюстрации, видеофильмы

Ответы на вопросы

8.

Промежуточная аттестация

Учебное

групповое занятие

Самостоятельная работа, инструктаж

Карточки с вопросами и тестами

Контрольное занятие

Условия реализации Программы

Для успешной реализации Программы необходимы:

  1. Материально-техническое обеспечение
  • Учебный кабинет.
  • Доска рабочая.
  • Рабочие столы и стулья.
  • Место для хранения наглядных пособий.

  1. Дидактические средства обучения:
  • наглядные пособия (таблицы, схемы);
  • муляжи фруктов, овощей, грибов;
  • карточки с заданиями (тесты, вопросники, определители);
  • фотографии растений, животных;
  • репродукции картин с изображением растений, животных;
  • гербарии редких растений, семена, шишки, мхи и лишайники;
  • комнатные растения;
  • видео – аудиоматериалы;
  • электронные презентации.
  1. Информационное обеспечение

Список литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ от 9 ноября 2018 года N 196 утратил силу с 1 марта 2023)
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  7.  Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
  8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  9.  Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»
  10.  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  13. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
  14. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  15. Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  16. Устав и нормативно-локальные акты (наименование)
  17. Программа      развития       Муниципального       бюджетного       учреждения

Для педагога:

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.

- 128с.

  1. Зверев А.Т. Экологические игры. Изд. 2-е. - М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век», ЗАО «Дом педагогики», 2001
  2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд.

- Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

  1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  2. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  3. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
  4. Пономаренко В.Е. Экологическое воспитание: факторы, влияющие на формирование экологически ответственной личности // Актуал. пробл. совр. науки. - 2008. - N 6. - С. 49-51.
  5. Чернухин О.А. Экологическое воспитание школьников в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения. Учебно- методическое пособие. - Новосибирск: Немо-Пресс, 2012
  6. Ягодин Г.А. Интеграционный подход к экологическому образованию в школе // Использование и охрана природ. ресурсов в России. - 2011. - N 4.

- С. 92-93.

Интернет ресурсы:

  1. Всероссийский экологический портал http://ecoportal.ru/
  2. Портал «Ecocom» — всё об экологии http://www.ecocommunity.ru/
  3. Экологический центр «Дронт» http://www.dront.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...