Подготовка ребёнка к обучению в школе с использованием LEGO-конструктора
статья (1 класс)

Статья дает возможность педагогу, используя кирпичики Лего, подготовить ребёнка к школе по различным направлениям. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества "Старт+"
Невского района Санкт-Петербурга

Подготовка ребёнка к обучению в школе с использованием LEGO-конструктора

Подготовила

педагог дополнительного образования ЦД(ю)ТТ «Старт+»

Невский р-н, г. Санкт-Петербург

Игнатьевская Н.В.

Санкт-Петербург

2024

Структура

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению

Использование конструкторов Lego в подготовке ребёнка к школе. Советы психологов и педагогов.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Старший дошкольный возраст характеризуется как период существенных изменений в организме ребёнка и является определённым этапом созревания организма. в этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких групп мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. [3]

Характерной особенностью данного возраста является также развитие познавательных психических процессов: внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти, речи. [3]

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребёнка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребёнок начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определённых предметах и объектах. [3]

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. [3]

Мышление. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает наглядно-образное мышление. В это время начинает развиваться логическое мышление, формируется способность ребёнка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формируется способность сравнения, обобщения, классификации. [3]

Воображение. К концу дошкольного возраста усиливается развитие творческого воображения. Этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. [3]

Речь. К концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции. [3]

Для ребёнка 6-7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребёнка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. в этом возрасте у ребёнка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. ребёнок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. [3]

У детей старшего дошкольного возраста формируется рефлексия, т.е. осознание своего социального "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребёнка 6-7 лет является соподчинение мотивов. Осознание мотивов "я должен", "я смогу" постепенно начинает преобладать над мотивом "я хочу". [3]

В этом возрасте дети стремятся к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего "я" и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребёнка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребёнок стремится к принятию новой социальной позиции - "позиции школьника". Это является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 лет. [3]

Ведущей деятельностью ребёнка при поступлении в школу становится учебная деятельность.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребёнка к школе.

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению [1]

Проблема определения уровня готовности к школьному обучению возникла в связи с ранним началом систематического обучения. Психологи говорят, что если человек в первые 10 лет жизни терпит неудачи, то к 10 годам у него пропадает мотивация, т. к. он уже не уверен в себе и мирится с неудачами. Неудач можно избежать, если предотвратить их на этом этапе. [1]

Следует различать педагогическую и психологическую готовность ребёнка к школе.

Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение им элементарными школьными навыками (знание букв и цифр, умение читать, считать, писать). Ошибочно считается, что наличие этих навыков говорит о хорошей подготовленности ребёнка и достаточно для того, чтобы успешно учиться в школе. [1]

Этих навыков абсолютно недостаточно, чтобы прогнозировать успешность будущего ученика.

Гораздо большее значение для будущего первоклассника имеет психологическая готовность.

В современной психологии пока не существует единого и четкого представления о психологической готовности или школьной зрелости. [1]

Например, Л. И. Божович считает, что это определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения. Достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе выступает такое новообразование, как «внутренняя позиция школьника» (познавательная потребность и потребность в общении с взрослым). Н. Г. Салмина, О. Г. Филимонова выделяют произвольность, уровень сформированности знаково-символической функции, умение совместных действий для решения поставленных задач и др. Психолог Д. Б. Эльконин уверен, что наиболее важными предпосылками готовности к школе являются умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнить инструкции взрослого, умение работать по образцу и др. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного возраста к младшему школьному. Это обобщение переживаний, особенности самоконтроля, потеря непосредственности в социальных отношениях. [1]

М. М. Безруких определяет готовность ребенка к школе тем, что у детей, не готовых к обучению в школе, дольше проходит период адаптации, часто проявляются трудности в обучении, отмечаются нарушения в состояния здоровья, среди них больше неуспевающих. [1]

В работах Л. И. Божович и Д. Б. Эльконина показано, что обучение стимулирует развитие. Подтверждается идея Л. С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. При этом между обучением и развитием нет соответствия: «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии». Сам процесс обучения может дать больше, чем результат. В теории психологического воздействия Л. С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которое определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми. В последствии это станет уровнем интеллектуального развития учащегося. Поэтому обучать, по мнению Л. С. Выготского, нужно тому, что лежит в «зоне ближайшего развития». [1]

Н. В. Нижегородцева в структуре школьной готовности выделяет три аспекта: физиологический, личностный или социально-психологический и психологический. Учёная выделяет из психологического аспекта личностный (социальный) в отдельный аспект. [1]

Рассмотрим несколько подробнее данную структуру.

Физиологическая готовность. Она определяется уровнем развития основных функциональных систем организма учащегося и состоянием его здоровья. Физиологическое развитие является основой для формирования социальной и психологической готовности к школе и влияет на школьную успеваемость. Физиологическую готовность проводят медики по определенным критериям и записывают в медицинскую карту ребенка. Если у ребенка высокое развитие умственных способностей, но он часто болеет, то может столкнуться с трудностями в начале школьного обучения. [1]

В последнее время медики отмечают увеличение количества детей с легкими расстройствами поведения и обучения. У них может быть задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные функции, как речь, внимание, восприятие, память и другие формы высшей психической деятельности. Это дети с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция». По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но испытывают большие трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Это проявляется в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма, чтения, счета. Наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Сроки начала обучения детей с таким диагнозом нужно согласовывать со специалистами (неврологом, психологом). [1]

При оценке физиологической готовности будущего ученика важно обращать внимание на наличие факторов в истории развития ребенка: наличие хронических заболеваний, частота заболеваний и подверженность ребенка сезонным инфекциям; наличие сведений о неблагополучном течении беременности у мамы и т. д. [1]

Таким образом, при оценке физиологической готовности важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребенка. [1]

Социальная готовность. Социальная готовность – это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения. Н. В. Нижегородцева рассматривает механизмы формирования социальной готовности через призму кризиса семи лет. [2]

Различаются такие кризисы:

- кризис новорожденности;

- кризис одного года;

- кризис 3-х лет;

- кризис 7 лет;

- кризис подростковый (12-14 лет);

- кризис юности (17-18 лет). [2]

Принято выделять 7 симптомов кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм. Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное для ребенка – стремление к новой социально-значимой позиции. [2]

Психологическая готовность к школьному обучению. Психологическая готовность – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Это готовность к учебной деятельности, которая является ведущей в данный возрастной период и приходит на смену игровой деятельности. Деятельность ребенка принимает форму учебной деятельности тогда, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому. Компоненты учебной деятельности: мотив; цель; действия, необходимые для достижения цели. [1]

Структура психологической готовности должна соответствовать структуре учебной деятельности. У ребенка должно быть желание учиться (мотив), он должен осознавать, для чего ему это необходимо (цель), и он должен иметь навыки, достаточные для овладения учебной деятельностью (действия). [1]

Иными словами, психологическая готовность – это готовность к овладению учебной деятельностью, а ее структура соответствует структуре учебной деятельности, важнейшими компонентами которой являются мотивы, способности к постановке целей и выполнение определенных действий. [1]

Использование LEGO-конструктора в подготовке ребёнка к школе

Существует большое разнообразие форм и способов подготовки ребенка к школе.

В настоящее время к нам пришло новое, перспективное направление – Lego-конструирование, которое становиться образовательной средой. Это интереснейшее и увлекательное занятие теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Конструкторы Lego позволяют учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторы Lego способны выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка.

При сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, активно формируется и закрепляется облик успешного человека.

Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

- Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить. [4]

- Конструирование по инструкции – к конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели. [4]

- Конструирование по условиям: определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; здесь формируется умение анализировать, что способствует развитию творческого конструирования. [4]

- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. [4]

Конструктор побуждает работать в разной степени и голову, и руки. При этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил: он же хочет, чтобы все узнали о его творении. Это и развитие речи, и умение выступать на публике легко и непринужденно. Каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях. Используя конструкторы, дети самостоятельно приобретают знания для решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Конструкторы Lego способны выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. Ребенок увлечен творческой познавательной игрой. [4]

В каких сферах развитие детей идет в первую очередь?

Lego способствует развитию мелкой моторики. Мелкая моторика связана с речью и мышлением человека. Часто у ребёнка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, богатая связная речь. Соединение и рассоединение деталей разных размеров и форм требует от ребенка усилий, отлично тренируя руку, готовя её к письму, а также способствуя развитию мышления малыша. [5]

Lego развивает креативность и нестандартное мышление. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в Lego самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. Часто у детей нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит и нет страха сделать что-то неправильно. Именно эти условия являются основополагающими для развития воображения и креативности. [5]

Lego развивает внимание, умение планировать и решать проблемы. Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребенку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся малышу в школе и во взрослой жизни. [5]

Lego развивает пространственное и логическое мышление. Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, малыш постепенно знакомится с понятиями размера, формы, симметрии. Он постоянно имеет возможность использовать эти знания: модель будет стоять только при условии, что у неё будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой. Все эти и многие другие открытия позволяют ребенку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике, а также формирует познавательную мотивацию. [5]

Lego способствует развитию речи ребенка. Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот; место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать всё новых слов и выражений. [5]

Lego развивает умение взаимодействовать в коллективе. Позволяя своему малышу играть в конструктор с другими детьми, вы даете ему возможность усовершенствовать свои навыки работы в команде. Если предстоит совместное конструирование, нужно сперва решить, что это будет, ракета, космический корабль или гоночный автомобиль. Создавая модели вместе, дети учатся лидерству и кооперации, распределяют роли и используют разные идеи для создания более интересной игры. Малыши учатся подчинять свои действия общей задумке, создавать и принимать правила игры, объяснять свои идеи, распределять роли, отставить своё мнение и принимать поправки в изначальный план. [5]

Lego развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка. Играя в Lego, дети склонны строить всё более и более сложные конструкции. Такие модели требуют не только развитых навыков планирования, но целеустремленности для достижения цели. Встречаясь с трудностями, ребенок может перестроить модель чуть ли не с нуля. Конструктор Lego разработан таким образом, что внешние факторы почти не влияют на конечный результат - детали крайне редко ломаются и всегда подходят друг другу. Благодаря этому ребенок всегда получается результат в соответствии с приложенными усилиями, что положительно влияет на его самооценку, развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка. [5]

Подготовка к школе – важный и ответственный этап в жизни любого малыша. Этот процесс должен быть постепенным и веселым, иначе ребенку быстро наскучит заниматься однообразными упражнениями. [6]

В последнее время всё больше педагогов используют конструкторы в качестве наглядного материала при обучении письму и чтению, развитию мышления, памяти и внимания малыша. Сложение и вычитание, умножение и деление объясняется проще при использовании блоков разных размеров. Нанесенные на блоки буквы позволяют сделать обучение чтению по-настоящему занимательным процессом. Работая с конструктором, ребенок подключает физическую активность к процессу обучения, что делает этот процесс гораздо более эффективным и интересным. [5]

1) Обучение грамоте.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте можно использовать Lego-мозаику и наборы Lego-Duplo. С их помощью дети знакомятся со знаками, символами, цифрами, геометрическими фигурами и буквами. Выкладывая ритмический рисунок, дети осваивают строчку, находят начало строки, учатся ориентироваться на плоскости. [6]

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте дети знакомятся с термином «звук». С этой целью используются Lego-человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах изображают гласные звуки. Человечки в синих и зелёных - согласные. Детям предлагается самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках живут в синем домике, возле которого проложена твердая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Синие человечки обозначают твёрдые согласные, зелёные - мягкие согласные. [6]

Переставляя местами человечков, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные человечки заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, дети знакомятся с понятием «схема слова». По аналогии можно использовать Lego при составлении схемы предложения. Однако, при этом следует помнить, что Lego-кирпичики должны быть другого цвета, например, жёлтого. [6]

Известно, что для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется конструктор Lego. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается с помощью Lego-элементов. [6]

2) Формирование элементарных математических понятий.

Примеры заданий.

- Логические последовательности. Из кирпичиков Lego можно выкладывать логические последовательности. Ребенок по заданию взрослого должен продолжить последовательность либо найти ошибку в выложенной последовательности. [6]

- Какой высоты должна быть последующая башенка? Собери ее. [6]

«Найди пару». Педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора Lego и найти каждой детали пару. [4]

«Найди все кубики». Педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, круглые кирпичики, декоративные детали. [4]

«Расскажи, где находится деталь». На столе 10-12 деталей конструктора. Педагог предлагает рассказать, где находится та или иная деталь. Например, справа от синего кирпичика стоит желтый кубик, слева – красный кирпичик. [4]

«Составь цепочку». Педагог предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме. Например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик. (Кирпичики выкладываются в определённой последовательности по цвету, по форме, по размеру и т.д.) Продолжить цепочку, не нарушая закономерности. Можно назвать игру по-другому. [4]

«Найди по схеме». Педагог предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию, соответствующую данной схеме. [4]

Учимся считать с конструктором

Собрали машинки Lego? А сколько у вас их получилось, а если одна машинка уедет по своим делам, сколько тогда останется? Задавая подобные вопросы, мы постепенно готовим ребенка к освоению математических навыков. [6]

Не упускаем возможность сравнить детали по размерам: найти большие, маленькие, средние, одинаковые и разные.

Распечатываем изображение любой грузовой машинки или используем сконструированный автомобиль. Ребенок должен загрузить в машинку определенное количество кубиков, в зависимости от числа, которое вы ему показываете на карточке. [6]

Конструктор Lego помогает развить внимание и память и для этого и принципе можно ничего не делать дополнительно, ребёнку в любом случае приходится концентрироваться на игре, поэтому внимание само собой отлично развивается, также нужно запоминать, куда ставить определённый элемент. Но можно поиграть и дополнительно! Например, попросить ребёнка закрыть глаза, а в это время убрать один из элементов вашей конструкции. Пусть малыш отгадает, что и откуда пропало. Когда деталь вернётся, довольный строитель поставит её на место. [6]

Новые виды конструкторов Lego Wedo и Lego Wedo вводят ребят в интересный мир робототехники. Конструкторы помогают детям познакомиться с отдельными принципами механики во время построения моделей, где применяются колёса, оси, весы, зубчатые колёса, блоки, червячные и ременные передачи, лопасти. При работе с набором у детей есть превосходная возможность понять, что такое равновесие, подъёмная сила, устойчивость конструкции, создать настоящие инструменты для измерений. [6]

Различные способы организации игры детей задействуют разные сферы их развития, а использование конструкторов в качестве учебного материала делает игру в конструктор элементом обучения чтению, счету и др. [5]

Таким образом, Lego-конструирование является эффективным образовательным средством. Он также способствует развитию исследовательской и творческой деятельности, умению наблюдать и экспериментировать.

Использованная литература.

  1. Г. А. Стюхина. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста.- М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010 г.
  2. Н. В. Нижегородцева. В. Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.- М., Владос, 2001 г.

Интернет -ресурс:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе

Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....

Подготовка детей к обучению в школе.

Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста. Разработка занятий....

Программа подготовки дошкольников к обучению в школе с использованием возможностей развивающих онлайн игр

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению с использованием возможностей развивающих онлайн игр. Основная цель программы: расширение  возможностей испол...

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ "Школа раннего развития"

Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»2.      «Математика и логика»3....

Подготовка ребёнка к обучению в школе.

Рекомендации для родителей, что должны знать дети до поступления в школу....

Психологические тренинги для подготовки ребёнка к обучению в школе.

Психологические тренинги для подготовки ребёнка к обучению в школе....