Внеурочная деятельность "Шахматы"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект. Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-вания к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty.docx | 180.63 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ | |
Пояснительная записка…………………………………………………. | 4 |
Общая характеристика учебного предмета…………………………… | 7 |
Место предмета в учебном плане……………………………………… | 9 |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета…………….. | 10 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения | |
учебного курса…………………………………………………………... | 11 |
Содержание учебного предмета……………………………………….. | 14 |
Тематическое планирование с определением основных видов учеб- | |
ной деятельности………………………………………………………… | 15 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | |
предмета «Шахматы в школе»………………………………………….. | 21 |
Планируемые результаты изучения предмета…………………………. | 23 |
Список литературы……………………………………………………… | 26 |
Приложение……………………………………………….……………… | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Дан-ный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направле-ния его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью обще-человеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчиты-вать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обра-батывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологич-ном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шах-мат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практи-ческой деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизирова-нием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реа-гировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству
оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного воз-раста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллек-туальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов ра-боты…» (В. А. Сухомлинский).
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида дея-тельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретатель-ности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возмож-ность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный по-иск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без пе-редвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных само-стоятельных решений в любой жизненной ситуации.
- соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных харак-
теристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверст-никами, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и по-искового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соот-ветствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанваливать причинно-следственные связи и пр.
Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик вы-
пускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, во-ображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-вания к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает ме-тодические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных
игур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия
и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Шахматы в школе» изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.
«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и включён в целостный образовательный процесс.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в раз-личных метапредметных областях. Современное образование – переход от гносеоло-гической парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма проведения современного урока не монолог учителя, а его конструктивный
диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по шахма-там диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в учебнике и ра-бочей тетради, способствуют диалогизации образовательного процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Было бы невер-ным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и умеющего найти правильные ре-шения шахматных задач. Весьма желательным является умение педагога быть на рав-ных с учениками, стремиться поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли ценны.
Урок по программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты», самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
– высокая степень травмобезопасности.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-соревновательная деятельность».
- разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.
- тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
- даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение
- часов.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. № 74),
устанавливается соотношение между компонентами федеральным, региональным и образовательной организации. Часы регионального компонента и компонента образовательной организации могут быть использованы для углублённого изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, образовательных модулей и пр.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время представ-ления о целях образования и путях их реализации претерпевают серьёзные изменения. В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой оди-наково важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодо-творно работать в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.
- этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие цен-
ностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём раз-
нообразии культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоя-тельное решение с учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично
но относиться к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности
к преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности.
Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, ме-тапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного мате-риала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-
-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач,
стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму-никативных и регулятивных.
- Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать поз-
навательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу,
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию,
устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
- Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-
ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-дачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре-
ализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:
– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат
- их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при
равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррин-ги, соревнования, шахматные праздники.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таблица 1
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
№ | Виды деятельности | Распределение учебных часов | ||||||
п/п | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||||||||
1 | Сведения из истории | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
шахмат | ||||||||
2 | Базовые понятия | 29 | 20 | 20 | 22 | |||
шахматной игры | ||||||||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||||||||
3 | Конкурсы решения | – | 4 | 4 | 2 | |||
позиций | ||||||||
4 | Соревнования | 3 | 8 | 8 | 8 | |||
Шахматные праздники | ||||||||
5 | – | 1 | 1 | 1 | ||||
Общее количество часов | 33 | 34 | 34 | 34 | ||||
Таблица 2
Примерное тематическое планирование (1–4 классы)
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов | |
деятельности учащихся | |||
1 класс (33 ч) | |||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | |||
Из истории шахмат | Основные содержательные | Имеют представление об истории | |
линии | возникновения шахмат и | ||
Сведения о возникновении | появления их на Руси. | ||
шахмат и появлении их на | |||
Руси, первое знакомство с | |||
чемпионами мира по шахматам | |||
и ведущими шахматистами | |||
мира. | |||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают основные шахматные | |
шахматной игры | линии | термины: белое и чёрное поле, | |
Изучение основ шахматной | горизонталь, вертикаль, | ||
игры: шахматная доска, | диагональ, центр, начальное | ||
шахматные фигуры, начальная | положение, белые, чёрные, ход, | ||
позиция фигур, шахматная | взятие, взятие на проходе, | ||
нотация, ценность фигур, | длинная и короткая рокировка, | ||
нападение, взятие, шахматная | шах, мат, пат, ничья. Правила | ||
нотация, шах и защита от | хода и взятия каждой фигуры. | ||
шаха, мат, пат, рокировка, | Умеют правильно располагать | ||
взятие на проходе, | шахматную доску и расставлять | ||
превращение пешки, | фигуры перед игрой, записывать | ||
матование одинокого короля | шахматную позицию и партию, | ||
различными фигурами, начало | рокировать, объявлять шах, | ||
шахматной партии, | ставить мат, решать элементарные | ||
материальное преимущество, | задачи на мат в один ход, играть | ||
правила шахматного этикета, | каждой фигурой в отдельности и в | ||
дебютные ошибки. | совокупности с другими | ||
фигурами без нарушений правил | |||
шахматного кодекса, разыгрывать | |||
партию с партнёром. | |||
Соблюдают правила поведения за | |||
шахматной доской. | |||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют правильно располагать | |
линии | шахматную доску и расставлять | ||
Участие детей в шахматном | фигуры на ней, играть партию от | ||
турнире «Первенство класса». | начала до конца с записью, | ||
пользоваться шахматными | |||
часами. | |||
2 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат | Основные содержательные | Знают о вкладе чемпионов мира | |
линии | по шахматам в развитие | ||
Сведения о каждом из 16 | шахматной культуры. | ||
чемпионов мира по шахматам, | |||
их вкладе в развитие шахмат, | |||
знакомство с ведущими | |||
шахматистами мира. | |||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают способы защиты в | |
шахматной игры | линии | шахматной партии, элементарные | |
Основы шахматной игры | шахматные комбинации, имеют | ||
(повторение материала 1-го | представление о дебютных | ||
года обучения: защита в | ловушках и о том, как в них не | ||
шахматах, матование | попадаться. | ||
одинокого короля различными | Умеют видеть нападение и | ||
фигурами). | защищать свои фигуры от | ||
Шахматная комбинация: | нападения партнёра, матовать | ||
выигрыш материала. | одинокого короля двумя ладьями, | ||
Основы дебюта: развитие | ферзём и ладьёй, королём и | ||
фигур, дебютные ловушки, | ферзём, королём и ладьёй, могут | ||
короткие партии. | находить элементарные | ||
Основы эндшпиля: реализация | шахматные комбинации: двойной | ||
большого материального | удар, связку, ловлю фигуры, мат | ||
преимущества. | на последней горизонтали, | ||
сквозной удар, открытый и | |||
двойной шахи, знают, как | |||
правильно выводить фигуры в | |||
начале партии и выигрывать | |||
партию с большим материальным | |||
преимуществом. | |||
Соблюдают правила поведения за | |||
шахматной доской. | |||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||
Конкурсы решения | Основные содержательные | Расставляют позицию для | |
позиций | линии | решения упражнений, решают | |
Конкурс решения позиций на | шахматные упражнения. | ||
тактические приёмы «связка», | Анализируют свои ответы и | ||
«двойной удар», «нападение», | ответы своих сверстников. | ||
«защита», «сквозной удар», | С помощью тестового задания | ||
«ловля фигуры», «открытый | оценивают собственное | ||
шах», «двойной шах», «мат по | выполнение. | ||
последней горизонтали». | |||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют играть партию от начала | |
линии | до конца с записью и различным | ||
Участие детей в шахматном | контролем времени. | ||
турнире «Первенство класса». | |||
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
шахматном празднике. | Общаются и взаимодействуют со | |
сверстниками. | ||
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. |
3 класс (34 ч)
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат | Основные содержательные | Знают историю возникновения | |
линии | шахматных соревнований, | ||
История возникновения | правила проведения | ||
соревнований по шахматам, | соревнований, различные системы | ||
системы проведения | проведения шахматных | ||
шахматных соревнований. | соревнований. | ||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают шахматные комбинации и | |
шахматной игры | линии | тактические приёмы | |
Шахматная комбинация: | «завлечение», «отвлечение», | ||
задачи на мат в два хода, | «уничтожение защиты», основы | ||
тактические приёмы | разыгрывания дебюта: развитие | ||
«завлечение», «отвлечение», | фигуры, дебютные ловушки, | ||
«уничтожение защиты», | короткие партии. | ||
«спёртый мат». | Умеют решать позиции на мат в | ||
Основы разыгрывания дебюта, | два хода, находить тактические | ||
атака на короля в дебюте. | приёмы «завлечение», | ||
Основы пешечного эндшпиля: | «отвлечение», «уничтожение | ||
проведение пешки в ферзи, | защиты», «спёртый мат», | ||
правило квадрата, | атаковать рокировавшегося и | ||
отталкивание плечом, | нерокировавшегося короля в | ||
реализация лишней пешки. | дебюте, проводить пешку в ферзи. | ||
Соблюдают правила поведения за | |||
шахматной доской. | |||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | |||
Конкурсы решения | Основные содержательные | Расставляют позицию для | |
позиций | линии | решения упражнений, решают | |
Конкурсы решения позиций на | шахматные упражнения. | ||
дебютные ловушки, способы | Анализируют свои ответы и | ||
атаки на короля, уничтожение | ответы своих сверстников. | ||
защиты, тактические приёмы | С помощью тестового задания | ||
«завлечение», «отвлечение», | оценивают собственное |
«спёртый мат». | выполнение. | |
Соревнования | Основные содержательные | Умеют играть партию от начала |
линии | до конца с записью и различным | |
Участие детей в шахматном | контролем времени. | |
турнире «Первенство класса». | ||
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
спортивно-шахматном | Общаются и взаимодействуют со | |
празднике. | сверстниками. | |
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. | ||
4 класс (34 ч) | ||
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
Из истории шахмат | Основные содержательные | Знают о появлении шахмат на |
линии | Руси, о том, как зарождалась | |
История появления шахмат на | шахматная культура в России. | |
Руси. Зарождение шахматной | ||
культуры в России. | ||
Базовые понятия | Основные содержательные | Знают тактические приёмы |
шахматной игры | линии | «мельница», «перекрытие», |
Тактические приёмы | «рентген», основы теории | |
«мельница», «перекрытие», | Итальянской партии, Защиты двух | |
«рентген». | коней, Русской партии, способы | |
Основы дебюта: открытые, | разрушения прикрытия короля | |
полуоткрытые и закрытые | при равносторонней и | |
дебюты, слабые пункты f2/f7, | разносторонней рокировках. | |
перевес в развитии фигур, | Умеют находить тактические | |
выбор хода и оценка позиции, | приёмы «мельница», | |
перевес в пространстве. | «перекрытие», «рентген», | |
Основы эндшпиля: простейшие | разыгрывать открытые дебюты по | |
ладейные и легкофигурные | теории, использовать перевес в | |
окончания. | развитии в дебюте, атаковать | |
короля при равносторонней и | ||
разносторонней рокировках, | ||
разыгрывать простейшие | ||
ладейные эндшпили: ладья с | ||
пешкой против ладьи (позиции |
Филидора и Лусены), простейшие | ||
легкофигурные окончания. | ||
Соблюдают правила поведения за | ||
шахматной доской. | ||
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
Конкурсы решения | Основные содержательные | Расставляют позицию для |
позиций | линии | решения упражнений, решают |
Конкурсы решения позиций на | шахматные упражнения. | |
все пройденные тактические | Анализируют свои ответы и | |
приёмы и шахматные | ответы своих сверстников. | |
комбинации. | С помощью тестового задания | |
оценивают собственное | ||
выполнение. | ||
Соревнования | Основные содержательные | Умеют играть партию от начала |
линии | до конца с записью партии и | |
Участие детей в шахматном | различным контролем времени. | |
турнире «Первенство класса». | ||
Шахматный праздник | Основные содержательные | Осваивают правила игры. |
линии | Активно участвуют в играх и | |
Участие в школьном | эстафетах. | |
спортивно-шахматном | Общаются и взаимодействуют со | |
празднике. | сверстниками. | |
Проявляют доброжелательность, | ||
взаимопонимание, смелость, | ||
волю, решительность, активность | ||
и инициативу при решении | ||
вариативных задач, возникающих | ||
в процессе игр. | ||
Регулируют эмоции в процессе | ||
игровой деятельности, умеют | ||
управлять ими. | ||
Соблюдают правила техники | ||
безопасности во время участия в | ||
празднике. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Данная программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями авторов Е. А. Прудниковой и Е. И. Волковой (учебник для первого года обучения написан в соавторстве с Э. Э. Уманской).
Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) по шахматам. Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию со-ответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, рас-ширяющие и дополняющие содержание учебника.
Электронная форма учебника представлена в общедоступных форматах, не имею-щих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске лю-бого производителя.
Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века» (скачать его можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства).
Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного мате-риала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навига-цию, инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок.
Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изуче-нии новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятель-ной, парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, для проведения внеурочных мероприятий.
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый пере-чень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических ком-
пьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевает оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.
При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
- – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- – полный комплект (на каждого ученика в классе);
- – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
- – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического | Количество | |
обеспечения | ||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт | Д | |
начального общего образования | ||
Рабочие программы | Д | |
Дидактические карточки | К | |
Учебно-методические пособия и рекомендации | Д | |
Печатные пособия | ||
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты | Д | |
чемпионов мира | ||
Технические средства обучения | ||
Сканер | Д | |
Принтер | Д | |
Копировальный аппарат | Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Аудиовизуальные пособия | Д | |
Аудиозаписи музыкальные | Д | |
Учебно-практическое оборудование
Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур | Ф |
Аптечка | Д |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
- результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вер-
тикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя-тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать
и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
- партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней го-
ризонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан-
тов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий /
С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной
игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал
для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. –
М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика,
1991.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000.
Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ,
2000.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя /
И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
26
Поурочно - тематическое планирование | ||
1 класс | ||
№ | Тема урока | Содержание урока |
урока | ||
1 | Шахматы – мои друзья. | Знакомство детей с правилами техники безопасности на |
История возникновения | занятиях по шахматам. | |
шахмат | Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рас- | |
сказ об истории возникновения данного понятия и шах- | ||
матной игры в целом | ||
2 | Шахматная доска | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная дос- |
ка», белыми и чёрными полями на шахматной доске, | ||
угловыми и центральными полями, правильным распо- | ||
ложением шахматной доски в начале партии | ||
3 | Горизонталь | Знакомство с шахматной доской: новое понятие |
«горизонталь», | ||
4 | Вертикаль | Знакомство с шахматной доской: новое понятие |
«вертикаль» | ||
5 | Диагональ | Знакомство с шахматной доской: новое понятие |
«диагональ» | ||
6 | Шахматная нотация | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, |
шахматных фигур | ||
7 | Шахматные фигуры | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции |
и начальная позиция | ||
8 | Ладья | Знакомство учащихся с шахматной фигурой |
«ладья», её местом в начальной позиции, | ||
способом передвижения ладьи по доске: ход и | ||
взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», | ||
«невозможный ход» | ||
9 | Слон | Знакомство учащихся с шахматной фигурой |
«слон», его местом в начальной позиции, | ||
объяснение способов передвижения слона по | ||
доске: ход и взятие; введение и раскрытие | ||
понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | ||
10 | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его |
местом в начальной позиции, способом | ||
передвижения ферзя по доске: ход и взятие | ||
11 | Конь | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его |
местом в начальной позиции, способом | ||
передвижения коня по доске: ход и взятие | ||
12 | Пешка | Правила хода и взятия пешкой |
13 | Превращение пешки | Правила превращение пешки |
14 | Король | Правила хода и взятия королём |
15 | Ценность фигур | Сравнительная сила фигур |
16 | Нападение | Атакующие возможности фигур |
17 | Взятие. Взятие на проходе | Особое взятие пешкой: взятие на проходе |
18 | Шах и защита от шаха | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха |
19 | Мат | Постановка мата всеми фигурами |
20 | Пат – ничья | Варианты ничьей |
21 | Рокировка | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки |
22 | Основные принципы игры | Общие принципы игры в начале шахматной партии |
в начале партии | ||
23 | Мат двумя ладьями | Техника матования одинокого короля двумя ладьями |
одинокому королю | ||
24 | Мат ферзём и ладьёй | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй |
одинокому королю | ||
25 | Мат ферзём и королём | Техника матования одинокого короля ферзём и королём |
одинокому королю | ||
26 | Материальное преимущество | Определение материального преимущества, реализация |
материального преимущества | ||
27 | Нарушение основных прин- | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия |
ципов игры в начале партии | ||
28 | Партии-миниатюры | Анализ коротких партий |
29 | Запись шахматной партии | Способ ведения записи партии во время соревнований |
30 | Шахматный этикет | Правила поведения шахматиста во время партии |
31–33 | Шахматный турнир | Участие в шахматном турнире |
2 класс | ||
1 | Из истории шахмат. Чемпио- | Беседа о важности соблюдения правил техники без- |
ны мира по шахматам и вы- | опасности на занятиях по шахматам. | |
дающиеся шахматисты мира | Из истории шахмат: знакомство с именами шахмати- | |
стов – чемпионов мира, ведущих шахматистов | ||
2 | Шахматные фигуры | Повторение материала первого года обучения |
(повторение) | ||
3 | Нападение в шахматной пар- | Повторение материала первого года обучения |
тии. Шах и защита от него. | ||
Рокировка (повторение) | ||
4 | Мат. Пат. Мат одинокому ко- | Повторение материала первого года обучения |
ролю королём и ладьёй. Мат в | ||
один ход (повторение) | ||
5 | Защита в шахматной партии: | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и |
уход из-под нападения, уни- | такими действиями против угроз партнёра, как уход из- | |
чтожение атакующей фигуры, | под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защи- | |
защита фигуры | та фигуры | |
6 | Защита в шахматной партии: | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахмат- |
перекрытие, контрнападение | ной партии – перекрытием, контрнападением | |
7 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике тактических приёмов, пройден- |
как бы вы сыграли? | ных на уроках 5, 6 | |
8 | Тактический приём «двойной | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», |
удар» | способами нанесения двойного удара различными фи- | |
гурами | ||
9 | Тактический приём «связка» | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятия- |
ми «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку | ||
10 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике тактических приёмов, пройден- |
как бы вы сыграли? | ных на уроках 8, 9 | |
11 | Тактический приём «ловля | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фи- |
фигуры» | гуры» и способами его применения | |
12 | Тактический приём «сквозной | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной |
удар» | удар» и способами его применения | |
13 | Мат на последней горизонта- | Слабость последней горизонтали, «форточка» |
ли | ||
14 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике тактических приёмов, пройден- |
как бы вы сыграли? | ных на уроках 11–13 | |
15 | Тактический приём «откры- | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый |
тый шах» | шах» и способами его практического применения | |
16 | Тактический приём «двойной | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной |
шах» | шах» и способами его практического применения | |
17–20 | Шахматный турнир | Игровая практика |
21 | Основы игры в дебюте: де- | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, зна- |
бютные ловушки | комство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Ле- | |
галя» | ||
22–23 | Основы игры в дебюте: атака | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака |
на короля | на короля партнёра | |
24–25 | Основы эндшпиля: реализа- | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и |
ция большого материального | такими способами реализации преимущества, как игра | |
преимущества | на мат, размен одноимённых фигур для увеличения ма- | |
териального перевеса | ||
26–28 | Основы анализа шахматной | Просмотр и анализ коротких |
партии | шахматных партий | |
29 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике материала уроков 21–25 |
как бы вы сыграли? | ||
30–33 | Шахматный турнир | Игровая практика |
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
3 класс | ||
1 | Из истории возникновения | Беседа о важности соблюдения правил техники без- |
соревнований по шахматам. | опасности на занятиях по шахматам. | |
Системы проведения шахмат- | Знакомство с материалом об истории возникновения | |
ных соревнований. | шахматных соревнований, изучение различных систем | |
проведения шахматных соревнований | ||
2 | Матование одинокого короля | Повторение материала второго года обучения. Разыг- |
разными фигурами (повторе- | рывание позиций, решение позиций на мат в два хода | |
ние) | ||
3 | Тактические комбинации и | Повторение материала второго года обучения |
приёмы «связка», «сквозной | ||
удар», «двойной удар», «ловля | ||
фигуры» (повторение) | ||
4 | Тактические комбинации и | Повторение материала второго года обучения |
приёмы «двойной шах», «от- | ||
крытый шах» (повторение) | ||
5 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике материала уроков 2–4 |
как бы вы сыграли? | ||
6 | Тактический приём «завлече- | Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение |
ние» | фигур под тактический удар» | |
7 | Тактический приём «отвлече- | Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение |
ние» | фигур от защиты» | ||
8 | Тактический приём «уничто- | Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтоже- | |
жение защиты» | ние защиты», способом его применения в практической | ||
игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на дан- | |||
ную тему | |||
9 | Тактический приём «спёртый | Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор | |
мат» | классической партии на применение приёма «спёртый | ||
мат» | |||
10 | Сочетание тактических приё- | Просмотр партий на тему «сочетания различных такти- | |
мов | ческих приёмов» | ||
11 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике материала уроков 6–9 | |
как бы вы сыграли? | |||
12 | Борьба за инициативу | Информирование учащихся о том, как начинать атаку- | |
ющие действия в шахматной партии | |||
13 | Основы дебюты: атака на не- | Знакомство со способами атаки на короля, который не | |
рокировавшегося короля | успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, | ||
быстрое развитие, мобилизация фигур | |||
14 | Атака на рокировавшегося ко- | Знакомство со способами атаки на короля, который сде- | |
роля | лал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пе- | ||
шечного прикрытия короля, уничтожение защиты | |||
15 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике материала уроков 12–14 | |
как бы вы сыграли? | |||
16–19 | Шахматный турнир | Игровая практика | |
20 | Основы анализа шахматной | Знакомство с основами анализа шахматной партии, раз- | |
партии: выбери ход и найди | бор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов | ||
план | мира | ||
21 | Основы пешечного эндшпиля: | Знакомство c элементарными пешечными окончания- | |
проходная пешка, правило | ми: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без | ||
квадрата | помощи своего короля, правило квадрата | ||
22 | Основы пешечного эндшпиля: | Знакомство c элементарными пешечными окончания- | |
крайняя пешка, «отталкивание | ми: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помо- | ||
плечом» | щи своего короля, отталкивание плечом | ||
23 | Основы пешечного эндшпиля: | Повторение материала: игра пешки против короля, | |
оппозиция и ключевые поля | пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, | ||
пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; | |||
введение новых понятий «оппозиция», «ключевые по- | |||
ля» | |||
- Основы пешечного эндшпиля: Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблоки-король с пешкой против коро- руемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «клю-
ля с пешкой | чевые поля». |
- Основы пешечного эндшпиля: Знакомство с правилом блуждающего квадрата, рас-
король против пешек, правило | крытие особенностей разрозненных пешек, их сильных | |||
блуждающего квадрата | и слабых сторон |
- Теоретические позиции пе-Знакомство с теоретическими позициями пешечного
шечного эндшпиля: ферзь | эндшпиля: король и две пешки против короля, особен- |
против пешки | ности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g |
- Конкурс решения позиций: Отработка на практике материала уроков 20–26 как бы вы сыграли?
- Сыграй как чемпион мира.Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадыва-
Партия В. Крамник – | ние ходов |
Д. Садвакасов |
- Сыграй как чемпион мира.Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадыва-
Партия В. Ананд – М. Карлсен | ние ходов | ||
30–33 | Шахматный турнир | Игровая практика | |
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика | |
4 класс | |||
1 | История появления шахмат на | Беседа о важности соблюдения правил техники без- | |
Руси. Зарождение шахматной | опасности на занятиях по шахматам. | ||
культуры в России | Знакомство с материалом об истории появления шахмат | ||
на Руси, о том, как в России начала формироваться | |||
шахматная культура |
- Основные принципы игры вДополнение знаний об игре в дебюте новыми сведени-
дебюте | ями: роль центра, создание численного превосходства | |
3 | Перевес в развитии фигур | Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения |
численного превосходства» | ||
4 | Атака на короля | Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и |
разносторонней рокировках, а также плана атаки на ко- | ||
роля, оставшегося в центре | ||
5 | Перевес в пространстве | Способы игры при пространственном перевесе, спосо- |
бы достижения пространственного перевеса | ||
6 | Оценка позиции | Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы |
правильно оценить позицию во время шахматной пар- | ||
тии | ||
7 | План игры | Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие |
цели планирования | ||
8 | Выбор хода | Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсиро- |
ванные варианты, профилактика. Учимся думать за | ||
партнёра | ||
9 | Открытые дебюты | Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, |
защита двух коней | ||
10 | Полуоткрытые дебюты | Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская |
защита, Французская защита | ||
11 | Закрытые дебюты | Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита |
12 | Гамбиты | Королевский гамбит |
13 | Тактический приём «мельни- | Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Реше- |
ца» | ние дидактических заданий | |
14 | Тактический приём «перекры- | Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Ре- |
тие» | шение дидактических заданий | |
15 | Тактический приём «рентген» | Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение |
дидактических заданий | ||
16 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике материала уроков 13–16 |
как бы вы сыграли? | ||
17 | Анализ шахматной партии: | Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих |
выбери ход | шахматистов мира | |
18–21 | Шахматный турнир | Игровая практика |
22–25 | Простейшие ладейные энд- | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; |
шпили: ладья с пешкой и ко- | способами защиты за слабейшую сторону и способами | |
ролём против ладьи | игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение | |
и короля | приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», | |
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены | ||
26 | Простейшие легкофигурные | Знакомство с простейшими легкофигурными окончани- |
окончания: мат двумя слона- | ями: техника матования двумя слонами | |
ми одинокому королю. | ||
27 | Простейшие легкофигурные | Знакомство с простейшими легкофигурными окончани- |
окончания: мат конём и сло- | ями: техника матования слоном и конём | |
ном одинокому королю | ||
28 | Конкурс решения позиций: | Отработка на практике материала уроков 22–27 |
как бы вы сыграли? | ||
29 | Роль шахмат в жизни челове- | Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем |
ка. | учиться шахматной игре | |
Как стать сильным шахмати- | ||
стом. | ||
30–33 | Шахматный турнир | Игровая практика |
34 | Шахматный праздник | Решение заданий, игровая практика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....