Программа "Юный эколог".
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10» Левокумского муниципального округа
Ставропольского края
Расмотрено Утверждено
на педагогическом совете Директор МКОУ СОШ № 10
Пр. № ___ от ______2024 г. Пр. № ___ от ______2024 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
детского объединения
«Юный эколог»
Срок реализации 1год,
возраст обучающихся 6-8 лет.
Разработана
педагогом дополнительного образования
Рогозина И.В.
Пояснительная записка.
Обоснование проблемы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, то они погубят себя. Эта проблема актуальна и для нашего города, так как Новокуйбышевск расположен в зоне повышенного потенциального загрязнения атмосферы. Чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры требует комплексного, системного подхода.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. У детей нужно формировать систематические экологические знания, которые должны соответствовать возрастным особенностям, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
- Понимание самоценности природы.
- Осознание себя, как части природы.
- Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
- Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
- Воспитание активной жизненной позиции.
- Обучение азам экологической безопасности.
- Формирование умения рационально использовать природные богатства.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
- Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Цель программы экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, как части общей культуры. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Участники программы:
- Педагоги,
- Руководители направлений,
- Ученики,
- Родители.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:
- Повышение уровня экологической грамотности;
- Повышение уровня социальной активности учащихся;
В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте.
Выпускники детского сада могут:
- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
- Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
- Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе родного края.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Делать элементарные выводы и умозаключения.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Определять происхождение рукотворных предметов.
(Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, допущ. Министерством образования и науки РФ, Москва, Мозаика-Синтез, 2007год)
Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех направлениях работы:
⎯ познавательном;
⎯ творческом;
⎯ практическом;
⎯ исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ⎯ театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) ⎯ посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Тематическое планирование.
№ За ня тия | Да та | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание и методические приёмы. | Характеристика деятельности | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||||
1 | Что такое экология. | 1 | Выявление взаимосвязи организма человека с окружающей средой. | Сформировать представление о понятии «экология» | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. | |
2 | Радости и огорчения. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдения. | Исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | |||||
3,4 | О Жучках и Мурках. | 2 | Рассказы детей о домашних животных. Почему их так называют. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Оценивать правильность выполнения заданий. | |
5 | Что окружает нас дома, в школе. | 1 | Экскурсия по школе. Рассказы о назначении вещей. | Формирование представлений о том, что вещи сделаны людьми, воспитание умения правильно пользоваться вещами. | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | Умение слушать и вступать в диалог. | |||
6 | Животные и растения в жизни моей семьи. | 1 | Экскурсия в уголок природы МДОУ № 50. Рассказы детей о домашних животных и растениях. | Рассказывать о роли животных и растений в жизни людей. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | Анализировать речевые ситуации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Контролировать и оценивать свои действия | ||
7 | Там, на неведомых дорожках. | 1 | Экскурсия в сквер. | Формирование представлений о взаимосвязях в лесу. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. | |||
8 | «Жалобная книга» природы. | 1 | Знакомство с «Красной книгой» | Выявление растений и животных ближайшего окружения, нуждающихся в особо бережном отношении со стороны человека. | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | |||
9 | Изучаем способы охраны природы. | 1 | Охраняемые природные территории. Экскурсия в сквер треста № 25 | Знакомство с заповедниками, заказниками | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение слушать и вступать в диалог | |||
10 | Стихи о природе «Экология природы – экология души». | 1 | Библиотечный час. | Знакомство со стихами о природе и животных. | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия | ||
11 | Связь живой и неживой природы. | 1 | Понятия «живая» и «неживая» природа | На отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой. | Работа с информацией | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |||
12, 13 | Разнообразие живой природы. | 2 | Многообразие растений и животных. | Формирование представлений о разнообразии природы. | Анализировать речевые ситуации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | |||
14 | Экологические связи в живой природе. | 1 | Экскурсия в сосновый бор. Экологические связи в живой природе на примере леса. | Формирование понятий «прямые связи», «косвенные связи». | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия | ||
15 | Как зимой помочь птицам. | 1 | Экскурсия. Чем птицы отличаются от других животных. Особенности их обитания, питания, разнообразность. | Проводить наблюдения во время экскурсий. Практическая работа. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | Умение слушать и вступать в диалог | |||
16 | «Не проходите мимо!». Акция «Кормушка». | 1 | |||||||
17 | Книги о природе. | 1 | Библиотечный час. | Знакомство с книгами о природе. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Анализировать речевые ситуации. | |||
18,19 | Охраняемые растения и животные. | 2 | Посещение библиотеки им. Пушкина. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. | Работа со справочниками. | Работа с информацией | Умение слушать и вступать в диалог | Контролировать и оценивать свои действия | ||
20 | Природа и творчество. | 1 | Посещение кабинета рисования. Творческие работы. | Формирование основных нравственно –эстетических понятий. | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | ||||
21 | Экологическое занятие «Ручейки и озера». | 1 | Значение воды в жизни растений и человека. | Прослеживание пути питьевой воды от природного источника в дом. | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |||
22 | Роль воды в жизни человека. | 1 | |||||||
23 | Лесные айболиты. | 1 | Посещение медицинского кабинета. Лекарственные растения. | Работа со справочниками. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Работа с информацией | |||
24 | Лесные опасности. | 1 | Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые. | Формулирование правил поведения в лесу. | Умение слушать и вступать в диалог | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. | |||
25 | «День Земли», или «Зеленый наряд нашей планеты». | 1 | Экскурсия в кабинет биологии. | Получение знаний о редких растениях. | Анализировать речевые ситуации. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Контролировать и оценивать свои действия | ||
26 | Кто такие насекомые. | 1 | Знакомство с насекомыми как одной из групп животных. | Получение представлений о многообразии насекомых. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | формулировать собственное мнение и аргументировать его | |||
27 | Что у нас над головой. | 1 | |||||||
28 | Путешествие по весеннему лесу. | 1 | Экскурсия. | Проводить наблюдения во время экскурсий. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формировать умение воспринимать и анализировать сообщения | Различать допустимые и недопустимые формы поведения в природе. | |||
29 | День птиц, или птичий КВН. | 1 | Особенности обитания птиц, питания, разнообразие. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | Формирование основ экологического воспитания, бережного отношения к животным. | Умение слушать и вступать в диалог | |||
30 | Экология и здоровье человека. | 1 | Экскурсия в центр экологической информации. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | Выявление мер, направленных на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | Формирование основных правил здорового образа жизни | Работа с информацией | |||
31 | Экологические катастрофы | 1 | Экскурсия в кабинет химии. Загрязнение водоёмов, воздуха. | ||||||
32 | Хотим сказать всем… (практические занятия) | 1 | Практическая работа. Посещение кабинета технологии. | Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | Формирование умения учитывать позицию собеседника. | Контролировать и оценивать свои действия | |||
33 | Итоговое занятие. | 1 | Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел. |
Планируемые результаты
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся научатся:
- различать понятия «живая природа», «неживая природа»;
- определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями живой и неживой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу занятий в кружке в первом классе учащиеся смогут научиться:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
- моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
- на отдельных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.
Методическое обеспечение:
1.Программа «Зеленый дом» автор А.А.Плешаков, Просвещение, 2007.
2.Экологическое воспитание в школе.
Автор-составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007 год.
3.Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск, Асар, 1996 год.
4.Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Мастерская учителя, Москва, Вако, 2008г., авторы: Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина
Список литературы для учителя
1.Внеклассные мероприятия 1 класс.Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,Москва, ВАКО,2007год
2.Внеклассные мероприятия 2 класс. Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,Москва, ВАКО,2007год
3.Внеклассные мероприятия 3 класс. Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,Москва, ВАКО,2007год
4.Внеклассные мероприятия 4 класс. Авторы-составители: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая и др.,Москва, ВАКО,2007год
5.Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.
Список литературы для детей
1.Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.
2.Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
3.Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
4.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
5.Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
6.Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .
7.Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
8."Все обо всем.” – М.1998 г.
9."Я познаю мир” – М. 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация детей по экологии
Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...