Рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения
материал
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_rabotayushchim_s_detmi_s_narusheniem_zreniya.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения
Профилактический зрительный режим для класса, в котором есть дети с нарушениями зрения
(необходимая профилактика для всех детей).
Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо-гигиенических требований, учителю рекомендуется (по Л.П.Григорьян):
- знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;
- знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков), и следить за их исполнением;
- при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;
- следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;
- знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;
- заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;
- проводить на уроках физкультпаузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом и учителем физкультуры.
Также необходимо учитывать следующие рекомендации:
- Ограничение зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.
- На уроках труда сокращается длительность зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).
- В процессе урока организуется физкультура для глаз (специальные упражнения по 30-60 сек), что является профилактикой зрительных нарушений для всех учеников класса.
- Необходимо периодически пересаживать учеников, меняя ряды.
- Делать перерывы при чтении на 10-15 минут через каждые 30-45 минут. Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.
- Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.
- Для начальной школы: для ребёнка с нарушением зрения увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.
- Во время урока педагогу необходимо следить за позой учащихся. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем, в том числе и органа зрения. У ребенка с нарушенной осанкой теряется динамичность и эластичность опорно-двигательной системы плечевого пояса, и ребёнок во время работы на близком расстоянии низко склоняет голову, что в свою очередь ведёт к спастическому состоянию аккомодационных мышц глаза.
- Учителю необходимо чётко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. Ограничить спортивные соревнования, поднятия тяжестей (можно назначать такие виды спорта, как плавание без прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис и др.). При близорукости высокой степени и особенно с осложнением на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и других противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением.
Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе
Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией - в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии - напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.
Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещённых окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света.
Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещённым окнам.
В классных помещениях устанавливают темно-коричневые и темно-зеленые матовые доски, чтобы избежать бликов и резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены.
Организация урока
Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут. У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников - на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу. При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение её цветочувствительности в дневные часы (с 13 до 15 часов) и светочувствительности - в утренние и вечерние часы.
Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов. Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительно-нервного комфорта. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т. п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1-2 классы: 7-10 минут, 3-4 классы: 10-15 минут, 5-11 классы: 15-30 минут).
Педагогу, работающему с таким ребёнком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения. В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных).
Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребёнком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1-2 минуты на обдумывание. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т.п. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного возраста — 2-3 объекта, старшего дошкольного — 4-5 объектов, младшего школьного 6-7 объектов.
На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения. Нужно давать ребёнку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения.
Справочник для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения....
Рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушениями речи
В статье описаны проявления различных видов дисграфии у детей с нарушениями речи и особенности работы учителя с такими детьми....
Рекомендации психолога педагогам, работающим с детьми ОВЗ
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...
Рекомендации педагогам работающим с детьми ЗПР
Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающую а...
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития
Педагогу, работающему с детьми с ЗПР, важно знать как можно больше о данной форме дизонтогенеза. А при проведении любого вида занятий или игр надо помнить, что мы решаем не только задачи общеобразоват...
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха
Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...
Буклет по теме «Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющие нарушение слуха»
Дидактическая система обучения глухих и слабослышащих детей предусматривает первоначальное формирование у младших школьников речи как средства общения. Чтобы активизировать речевую коммуникацию в учеб...