Главные вкладки
ИКТ как инструмент самообразования.
статья
Раскрытие понятий: "самообразование", "информационно-коммуникативные технологии".
Варианты использования ИКТ для самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kak_instrument_samoobrazovaniya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение.
ИКТ как инструмент самообразования.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Адольф Дистервег.
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.
К. Симонов
Самообразование — важнейшее условие развития личности.
Ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. Оно является важнейшим условием развития личности, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников, специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно
- или общественно значимых образовательных целей:
- удовлетворение познавательных интересов;
- общекультурных и профессиональных интересов;
- повышение квалификации.
Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики. Это посещение публичных лекций, музеев, других городов и стран.
Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего. Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий.
Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. С каждым годом уменьшается количество людей, находящихся в стороне от современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обусловлено процессами развития компьютерной техники и расширением доступа к всемирным информационным сетям. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий.
Понятие ИКТ.
Сочетание ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Нужно помнить, что информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ для самообразования.
На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационная культура становиться частью общей педагогической культуры. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети.
Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях:
- Современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный доступ в Internet; образовательные ресурсы, учитывающие возможности ИКТ, методическое сопровождение к ним;
- Курсы подготовки и переподготовки педагогов, разработанные на основе личностно-ориентированного, деятельностного, уровневого подхода; адекватная возникающим педагогическим затруднениям педагогическая поддержка с помощью дистанционных образовательных технологий; сетевое взаимодействие практикующих педагогов и экспертов для выработки новых идей;
- Диагностика, позволяющая производить измерения и оценку результатов самообразования педагогов средствами ИКТ; система зачётов по курсам, ориентированная на самообразование посредством ИКТ; система премирования по результатам работы: за издание методических пособий, разработку цифровых образовательных ресурсов, проектирование учебных занятий с их применением и др..
Всё выше перечисленное мотивирует педагога на самообразование посредством информационно - коммуникационных технологий, поможет ему овладеть сетевой культурой.
При использовании материалов Интернет - ресурсов необходимо соблюдать определённые правила поведения (например, учитывать авторское право), нормы общения на всевозможных форумах, в блогах и чатах. Речь идёт о культурном уровне и воспитанности человека, с помощью современных информационных технологий включённого в коммуникативный процесс во Всемирной паутине.
Так же у педагога должен быть высокий уровень развития пользовательских навыков, умение эффективно работать с информацией, как получая из интернета, так и размещая в Сети. Сетевая культура определяется умением грамотно подать материал в форме Интернет - ресурса. Прежде всего, конечно, оценивается образовательная и научная польза ресурсов, их художественная ценность, но не менее важно выбрать удачную композицию, внести гиперссылки и переходы, создать удобное меню, выдержать стиль.
Поэтому самообразование целесообразно вести по нескольким направлениям:
- формирование интеллигентности в широком смысле слова;
- пополнение предметных знаний и знаний в области современных технологий образования;
- развитие навыков уверенного пользователя различных коммуникационных сервисов, формирование умений для создания собственных информационных ресурсов;
- включение в сетевые профессиональные сообщества.
Сетевые профессиональные сообщества.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
Варианты использования ИКТ.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к образовательной деятельности, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогу возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателю по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Немаловажный аспект использования компьютера – это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.
ИКТ способствуют накоплению уже продуманных, структурированных, уже с наглядным материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
Педагог имеет возможность обменяться опытом, у него есть возможность использовать опыт своих коллег и опыт из Интернета.
Заключение.
Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации воспитательно-образовательного процесса – овладение педагогами новыми для них формами работы. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для самообразования и эффективной творческой работы с детьми.
Использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с шумовыми инструментами. Исполнение русских народных песен с помощью шумовых инструментов.
Данная разработка предствляет собой занятие по внеурочной деятельности общекультурного направления "Мир музыки" по теме "Знакомство с шумовыми и нструментами. Исполнение русских народных песен с помощ...
Знакомство с инструментами шумового оркестра, овладение приемами и техникой исполнения на ударно – шумовых инструментах.
Данный материал поможет освоению и накоплению игровых навыков на шумовых инструментах. Развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображен...
конспект урока музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
Цель: развитие музыкальной грамотностиЗадачи:Продолжить знакомство обучающихся с музыкальными инструментами России.Воспитывать интерес к истории возникновения и бытования народных инструментов, к крас...
3 часть. История музыкальных инструментов. Духовые инструменты
Презентация для урока музыки в 1 классе...
Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов
Открытый урок по музыке в 4 классе на тему "Русские народные инструменты и музыкальные инструменты адыгов". Цели и задачи урока:-знакомство учащихся с русскими народными инструментами, с муз...
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс
Конспект урока по музыке «Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов» 4 класс...
Культурологический проект "Русские народные музыкальные инструменты и инструменты Орловской области"
Проект расширит музыкальный кругозор учащихся о русских народных инструментах и инструментах родного края, познакомит с известным композитором Е.Дербенко и его ансамблем....