Финансовая грамотность
план-конспект занятия (2 класс)

Атаманчук Алла Николаевна

Занятия по внеурочной деятельности. Тема занятия "Обмен. Рынок.Деньги" . Цель занятия,учить детей осознанному отношению к деньгам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект внеурочного занятия336.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Финансовая грамотность».

Тема занятия: «Обмен. Рынок. Торговля».

Тип занятия:  получение новых знаний

Цель занятия: формирование осознанного отношения к деньгам.

Задачи:

образовательные:

-  способствовать формированию понимания для каких целей предназначены деньги и как ими правильно распоряжаться;

развивающие:

- развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

- формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия:

воспитательные:

- создать  атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания.

  1. Дидактические средства на уроке: карточки, обучающий  мультфильм.

  1. Планируемые результаты

Личностные:

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Предметные:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в обществе;
  • знание истории появления денег;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Метапредметные:

Регулятивные результаты

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные результаты:

  • использование различных способов обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные результаты:

  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Основные понятия.  Деньги, обмен, покупка, продажа.

  1. Форма обучения:
  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • групповая.

  1. Межпредметные связи: окружающий мир, математика, литературное чтение.

  1. Оборудование:
  • персональный компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • настольная игра «Рынок»

       

                                                               

Технологическая карта занятия

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.

Орг.момент

Учитель проверяет готовность детей к занятию. 

Слушают, настраиваются на работу.

2.

Актуализация знаний

-  Послушайте стихотворение.

Я люблю меняться

Не люблю шалить и драться,

Но зато люблю меняться.

Яркими картинками,

Книжками, машинками

Поменяюсь на денек,

Поменяюсь на другой,

А потом верну игрушку –

Пусть идет к себе домой.

- О чем это стихотворение?

- У слова  «меняться» есть не одно значение. Можно меняться  - становиться другим внешне или в поведении. А еще можно меняться – отдавать свою вещь, а взамен получать другую.  

- В каком значении слово «меняться» употребляется в стихотворении?

- Поднимите руку, кто уже менялся с друзьями.

- Чем вы менялись?

- Ребята, послушайте еще одно стихотворение.

Мы сидели на скамейке
возле дома номер пять.
Кешка дал мне батарейку,
я ему орешков... Пять.
Он так быстро сгрыз орешки,
не прошло и двух минут!

- Хочешь гвоздь?
Сказал мне Кешка.
- Гвоздь что надо!
- Чуть погнут... Ладно.

Сумочку открыла,
и на самом дне нашла
маленький кусочек... мыла.

- Мне б орешков...

Ну, дела!
К мылу я дала орешков.
Посчитала... - ровно три.
Ох, и хитрый этот Кешка!
- Посмотри... Пустой внутри!

(Ольга Колпакова)

- Это тоже стихотворение про обмен. Равноценный ли обмен получился?

- Как вы думаете, почему дети обменивались вещами, которые у них были?

- Какой еще способ получить желаемую вещь вы знаете?

- Что нужно, чтобы вещь купить в магазине?

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы учителя на основе своего жизненного опыта.

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

3.

Формулирование темы и целей занятия.

- Попробуем вместе сформулировать тему нашего занятия.

Учитель корректирует ответы учащихся.

Дети пытаются сформулировать тему занятия.

4.

Освоение нового материала. Работа по теме занятия

Когда-то очень давно денег не было. Люди обменивались разными товарами. Для этих целей устраивали ярмарки, куда из разных мест привозили свои товары и кузнецы, и охотники, и пастухи. Приносили люди излишки мёда, молока, мяса; одежду, хлеб и многое другое. На ярмарке можно было одну вещь обменять на другую. Например, молоко на хлеб, барана на зерно, на нескольких баранов можно было обменять корову или лошадь и т.д.

А как вы думаете, сейчас существует обмен товарами?

- Возьмите карточку. Прочтите определения. Дайте ответ на вопрос: Как называется обмен товарами?

- Правильно. В Детском экономическом словаре говорится: «Бартер – товарообмен, обмен одной вещи на другую без денежной оплаты по схеме товар-товар».

- Но представьте себе такую  ситуацию: вам приглянулась красивая игрушка у мастера, вам очень хочется получить эту игрушку, но мастер не соглашается менять ее на интересную книгу, которую вы предлагаете взамен? Как же быть в этом случае?

- Проходили годы и люди поняли, что вещи имеют разную ценность и не все можно просто выменять. Так появились деньги. Но везде деньги были разные: в Китае – бронзовые колокольчики, в Океании – ракушки, где-то в качестве денег выступали шкуры животных, фрукты деревьев, бобы... Но все эти деньги были очень неудобны. Там, где деньгами служили шкуры, неудобство было уже потому, что этими деньгами нельзя платить за дешевые предметы. Раздери шкуру на куски – никто ничего и не даст за них.

Позднее появились удобные деньги из металлов. В России они назывались гривенники, от слова «грива», т.е. серебро.

Посмотрите внимательно небольшой ролик.

ссылка 

- Откуда появилось слово деньги?

- Как произошло название «рубль»?

- Везде ли деньги называются одинаково?

Слушают учителя, рассматривают изображения на слайде.

Отвечают на вопрос.

Работают в парах с карточками. Из трех определений выбирают верное.

Смотрят ролик.

Отвечают на вопросы, формируют и отстаивают свою точку зрения.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0733/00033b82-95dc0176/1/img6.jpg

Приложение 1

БАРТЕР = товарообмен (вывешивается на доске).

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0733/00033b82-95dc0176/1/img10.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/30229/pub_5d596d154e057700ad6e228d_5d62be68e4f39f00aebf0199/scale_1200https://www.mdregion.ru/upload/01_2016/ruble6_10.jpg

5.

Физкультминутка

Хлопайте, если названное можно приобрести за деньги, и потопайте, если названное за деньги не купишь.

- Дружба, рубашка, мясо, солнце, радость, собака, здоровье, машинка, фрукты, любовь, дом, память, эскимо.

Дети

выполняют движения в соответствии с поставленной задачей.

6.

Продолжение работы по теме занятия.

Приглашает подготовленных детей с сообщением.

Повторяет вопрос.

- Везде ли деньги называются одинаково?

- Деньги бывают металлическими и бумажными. Кто знает, как изготавливаются деньги в современном мире? (корректирует ответы детей)

Но время не стоит на месте. В конце прошлого века появились электронные деньги. Поднимите руку, кто может о них рассказать. Электронные деньги имеют такую же стоимость, как и настоящие. Ими также удобно расплачиваться. Хранятся эти деньги на специальной пластиковой карте. (Показывает слайд) С помощью банкомата электронные деньги можно перевести в наличные.

С короткими сообщениями выступают дети (6 человек).

Отвечают на вопросы.

Приложение 2.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e66/0012e69d-ae9a50da/img13.jpg

7.

Первичное закрепление, практическое применение знаний.

Организует работу детей в группах по применению полученных знаний.

- Теперь вы будете работать в группах. У каждой группы будет своя карточка с заданием. Ваша задача: вместе обсудить и показать решение.  Если договориться не удается – три хлопка.

- А теперь приглашается представители от каждой группы.

- Скажите, пожалуйста, могут результаты вашей работы быть различными?

Подводит итог работе.

Дети объединяются в группы по 5-6 человек, получают карточки с заданиями.

Представитель группы  зачитывает вопрос и дает ответ.

Остальные слушают, дополняют, высказывают свое мнение.

Приложение 3.

8.

Обобщение знаний.

- Итак, мы с вами сегодня говорили об обмене и деньгах. Всегда ли удобен обмен?

- Всегда ли существовали деньги?

- Сейчас вам предлагается выполнить следующее сложное задание в группах. Вы получаете карточку с названием денежных единиц разных стран. Ваша задача соединить линиями Название денег и страну.

-Давайте проверим, что же у вас получилось.

- Могут ли в этом случае верные ответы команд различаться?

 Дети отвечают на вопросы учителя.

Работа в группах.

Фронтальная проверка получившихся выражений.

Приложение 4.

9.

Итог урока

- Что же нового мы сегодня узнали?

- Будут ли полезны вам полученные знания?

Дети отвечают на вопросы. Делают вывод с помощью учителя.

10

Домашнее задание

Учитель предлагает детям вариативное задание 1) Подготовить рисунок на тему «Обмен»

2) Придумать и нарисовать свою денежную единицу.

Дети записывают то задание, которое им хотелось бы выполнить.

11

Рефлексия

Учитель предлагает детям заполнить листы самооценки.

Дети заполняют листы самостоятельно.

Приложение 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...