Программа курса внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зыковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № ____ от «___» _________ 20 ___ г. Руководитель МО Якушева И.А. ______________ | СОГЛАСОВАНО на методическом совете МБОУ «Зыковская СОШ» Протокол № ____ от «____»__________20_____ г. Зам. директора по УР Александрова Н.А. ________________ | Утверждаю Директор МБОУ «Зыковская СОШ» __________________ Смутная Е.Б. Приказ № _________ от «____» _________20___г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Формирование читательской грамотности»
Направленность: общеинтеллектуальная
1 класс
Срок реализации: 1 год (34 часа)
(срок реализации программы 2023 – 2024 учебный год)
Программу составили учителя начальных классов:
Бекетова Л.Ф.
Даурова Е.В.
Кулагина В.А.
Мячикова С.А.
с. Зыково
Пояснительная записка.
Программа по курсу «Работа с текстом» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования.
- Концепции развития высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
- Учебного плана МБОУ «Зыковская СОШ»
- Примерной программы автора О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС» - М.- Издательство "Экзамен", 2015.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,«комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
- приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Общая характеристика программы:
На занятия по «Работе с текстом » в учебном плане отведено 33 часа (1час в неделю, 33 учебные недели).
Цели курса:
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и реализуется через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:
- подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
- первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);
- работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы курса «Работа с текстом» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО
Личностные результаты:
- увлеченность чтением
- чтение рекомендованной учителем литературы
- желание читать вне рамок выполнения обязательных заданий
- интерес к выполнению учебных заданий, связанных с чтением.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
- с помощью учителя определять тему и главную мысль текста
- использовать ознакомительный, изучающий и поисковый виды чтения
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака
- составлять простой план текста
- пересказывать небольшие по объему художественные и научно-популярные тексты
- формулировать несложные выводы, основываясь на текст (самостоятельно и с помощью учителя)
- отвечать на вопросы учителя по тексту
- находить аргументы подтверждающие вывод (самостоятельно и с помощью учителя)
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
- высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте
- оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя)
- обнаруживать недостающие данные в информации (с помощью учителя) и находить пути восполнения пробелов
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Содержание внеурочной деятельности:
- чтение вслух;
- чтение про себя;
- работа с текстом:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
В ходе работы учащиеся:
- определяют главную мысль текста;
- озаглавливают текст;
- определяют последовательность событий;
- различают абзацы;
- считают количество предложений в тексте;
- подбирают антонимы и синонимы к словам;
- определяют сравнение;
- вставляют пропущенные буквы, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивать зрительную память и орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом.
Формы занятий
Основной формой образовательного процесса являются практико-ориентированные учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
- парная (работа в паре).
Основные виды деятельности учащихся:
- выполнение тренировочных заданий и упражнений;
- работа с иллюстрациями, таблицами;
- составление плана;
- самопроверка;
- взаимопроверка;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах.
Виды речевой и читательской деятельности.
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
В работе с текстом используется технология продуктивного чтения:
- высказывание предположений;
- опрос взрослых, друзей, одноклассников;
- запись ответов.
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.
Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства - главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Е.Чарушина «Лиса». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом В.Осеевой «Просто старушка». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом энциклопедии «Почему с тополей идёт "снег"?». Слова в круглых скобках - подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Я.Тайца «Всё здесь». Творческая работа по развитию читательских умений.
Шаг третий. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.
Учебно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Работа с текстом | 6 | |
3 | Поиск информации в тексте | 8 | |
4 | Формулирование выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | 8 | |
5 | Оценка содержания языка и структура речи | 9 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
1 | Вводный урок. | 6.09 | |
2 | Работа с текстом «Птичка в опасности» | 13.09 | |
3 | Работа с текстом «Кукла» | 20.09 | |
4 | Работа с текстом «Галка» | 27.09 | |
5 | Работа с текстом «Яблоня» | 4.10 | |
6 | Работа с текстом «Старшая сестра» | 11.10 | |
7 | Обобщение по рассказам Л.Н. Толстого | 18.10 | |
8 | Поиск информации в тексте «Слон» | 25.10 | |
9 | Поиск информации в тексте «Медведь» | 8.11 | |
10 | Поиск информации в тексте «Лиса» | 15.11 | |
11 | Поиск информации в тексте «Воробей» | 22.11 | |
12 | Поиск информации в тексте «Теремок» | 29.11 | |
13 | Поиск информации в тексте «Курочка» | 6.12 | |
14 | Поиск информации в тексте «Друзья» | 13.12 | |
15 | Поиск информации в тексте «Мартышки» | 20.12 | |
16 | Обобщение по рассказам Е. Чарушина | 27.12 | |
17 | Формулирование выводов по тексту «Кит» | 10.01 | |
18 | Формулирование выводов по тексту «Кит» | 17.01 | |
19 | Формулирование выводов по тексту «Скворец» | 24.01 | |
20 | Формулирование выводов по тексту «Горы» | 31.01 | |
21 | Формулирование выводов по тексту «Ворона» | 7.02 | |
22 | Формулирование выводов по тексту «Три товарища» | 14.02 | |
23 | Формулирование выводов по тексту «Просто старушка» | 28.02 | |
24 | Обобщение информации по рассказам | 6.03 | |
25 | Оценка содержания, языка и структуры текста. Я. Тайц «Все здесь» | 13.03 | |
26 | Оценка содержания, языка и структуры текста. Я. Тайц «По пояс» | 20.03 | |
27 | Оценка содержания, языка и структуры текста. Я. Тайц «Куры» | 3.04 | |
28 | Оценка содержания, языка и структуры текста. Я. Тайц «По грибы» | 10.04 | |
29 | Оценка содержания, языка и структуры текста. Я. Тайц «Гуси» | 17.04 | |
30 | Обобщение информации по рассказам | 24.04 | |
31 | Оценка содержания, языка и структуры текста. И. Шустова «О собаках» | 8.05 | |
32 | Оценка содержания, языка и структуры текста. Н. Юрцевич «Муравейник» | 15.05 | |
33 | Итоговое занятие | 22.05 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Методическое пособие автора О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС» - М.- Издательство "Экзамен", 2015.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
Духовно - нравственное направлениев соответствии с ФГОС II поколения...
Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"
Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях. П...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...