Внеурочная деятельность
методическая разработка (2 класс)
Внеурочная деятельность. Материалы для кружковой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_proektnaya_deyatelnost.doc | 181.5 КБ |
kruzhok_infoznayka_2_klass.doc | 146 КБ |
rabochaya_programma_kruzhka_hochu_vsyo_znat_2_klass.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное образовательное
учреждение «Школа-интернат для одаренных детей «Феникс»
Принято педагогическим советом Протокол № ___ от _____ 2017г Председатель педсовета ____________________ | Согласовано: Заместитель директора по УВР ________ Н.И. Абунаева «____»_______2017 г. | Утверждено: Приказ №_____ от .01. 2017 г. Директор СОГБОУ «Школа-интернат для одаренных детей «Феникс» _______ А.П. Панцевич |
Рабочая программа
кружка «Проектная деятельность»
по внеурочной деятельности
2 класс
уровень: базовый
количество часов: 34 часа
срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов Пушкина Е. А.
2017-2018 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Проектная деятельность» для 2 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Учебный план СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2017 – 2018 учебный год;
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС /начальное общее образование/, /основное общее образование/ СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс»;
- Образовательная программа начального общего образования СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2016 – 2021 учебный год;
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели).
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся класса в познавательной деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – Развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся. |
ЗАДАЧИ: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). |
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно - ориентированный, деятельностные подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся в кружковой работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования), Метод проектов - организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТОВ
-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
-Обучающиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
-Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта обучающиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности обучающихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
-Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы обучающихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.
-Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Рефлексировать (видеть проблему;
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении обучающимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, различных объектах (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Подведение итогов – участие в школьной научно – практической конференции.
2.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт - дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Проекты отличаются друг от друга: результатом:
—рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. С проектом как видом работы учащиеся знакомятся на уроке, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технико-технологические, художественные, математические, естественно - научные и др.) и составляющие творческого мышления, которые осваиваются и формируются в первую очередь на уроках.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае обучающиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности обучающихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
3.Планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты
изучения
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Планируемые предметные результаты
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
Обучающиеся должны научиться ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ структурировать материал; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Тематическое планирование
1.Родная деревня (село). Достопримечательности. Города России. Страны мира. 11 ч
2. Математика вокруг нас. Узоры на посуде. 5 ч.
3.В словари за частями речи. 6 ч.
4.Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок. 8 ч.
5.Профессии. 4 ч.
4. Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п./п. | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Дата |
О чём может рассказать школьная библиотека? - | Экскурсия в библиотеку. Заметка в стенгазету о школьной библиотеке. | 07.09.2017 | |
Родной город (село) | Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях своего посёлка на уроке окружающего мира | 14.09.2017 | |
21.09.2017 | |||
Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями | Коллективная творческая работа по созданию коврика | 28.09.2017 | |
Путешествие по Зодиаку | Составление альбома «Путешествие по Зодиаку» | 05.10.2017 | |
12.10.2017 | |||
Экскурсия. «Филимоновская игрушка» | Экскурсия в музей «Филимоновская игрушка». Мастер-класс по росписи игрушки | 19.10.2017 | |
Народные промыслы | Сбор материала и защита творческой работы о разновидностях народных промыслов. | 26.10.2017 | |
Математика вокруг нас. Узоры на посуде | Сбор материала, создание своих узоров | 09.11.2017 | |
Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом» | 16.11.2017 | ||
11 | Красная книга или возьмём под защиту | Создание своей книги «Возьмём под защиту» | 23.11.2017 |
12 | Презентация проекта | 30.11.2017 | |
13 | И в шутку и в серьёз | Составление занимательных заданий по русскому языку. | 07.12.2017 |
14 | Деревенский двор | Работа в парах по изготовлению деревенской избы из бумаги. Коллективная творческая работа – деревенский двор. | 14.12.2017 |
15 | Пишем письмо | Написание письма Деду Морозу | 21.12.2017 |
16 | Профессии | Мини-сочинение «Кем я хочу стать» | 28.12.2017 |
17-19 | Проект «Убранство избы» | Изготовление модели комнаты крестьянина | 28.12.2017 |
18.01.2018 | |||
25.01.2018 | |||
20 | Рифма | Словарик собственных рифм | 01.02.2018 |
21
| Мой любимый журнал | Презентация любимого детского журнала | 08.02.2018 |
22 | Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | Изготовление фигурок в технике оригами. Выставка поделок. | 15.02.2018 |
23 | Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 22.02.2018.2018 |
24 | Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | 01.03.2018 | |
25 | Аквариум | Работа в паре. Изготовление изделия «Аквариум» из природного материала | 15.03.2018 |
26 | Родословная | Составление родословной своей семьи. | 05.04.2018. |
27 | Презентация проекта | 12.04.2018 | |
28 | Экскурсия к памятнику славы | Заметка в школьную стенгазету об экскурсии | 19.04.2018 |
29 | Города России | Фоторассказ о городах России | 26.04.2018 |
30 | Презентация проекта. Создание альбома «Города России» | 03.05.2018 | |
31 | В словари за частями речи | Составление заданий по различным словарям | 10.05.2018 |
32 | Страны мира | Фоторассказ о странах мира | 17.05.2018 |
33 | Презентация проекта. Создание альбома «Страны мира» | 24.05.2018 | |
34 | Мой любимый писатель сказочник | Написание отзыва на сказку. Парад героев. | 31.05.2018 |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное образовательное
учреждение «Школа-интернат для одаренных детей «Феникс»
Принято педагогическим советом Протокол № ___ от _____ 2017г Председатель педсовета ________ | Согласовано: Заместитель директора по УВР ________ Н.И. Абунаева «____»_______2017 г. | Утверждено: Приказ №_____ от .01. 2017 г. Директор СОГБОУ «Школа-интернат для одаренных детей «Феникс» _______ А.П. Панцевич |
Рабочая программа
кружка «Занимательная информатика»
уровень: базовый
2 класс
количество часов: 34 часа
срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Пушкина Е. А.
2017-2018 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Инфознайка» для 2 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Учебный план СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2017 – 2018 учебный год
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС /начальное общее образование/, /основное общее образование/ СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс»;
- Образовательная программа начального общего образования СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2016 – 2021 учебный год;
- Авторская программа по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н.В. Матвеевой Е.И. Челак Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели).
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
2. Содержание учебного предмета
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер (7 часов).
Человек и информация: мы живем в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа).
В мире звуков: мы живем в мире звуков; звуки несут человеку информацию; пример звуковой информации.
Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная; примеры.
Источники информации: природные источники информации (солнце, человек, петух, хлеб и т. д.) и искусственные источники информации (колотушка сторожка и пр.)
Приёмники информации: люди и животные – приемники различных видов информации (на примерах).
Радио и телефон: радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон – средство связи и общения.
Человек и компьютер: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе информацией, например, с текстовой и графической.
Тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер».
Глава 2. Кодирование информации (7 часов)
Носители информации: звук, бумага, береста, камень, снег и следы на снегу, электронные носители, любые предметы (на примерах).
Кодирование информации: звуковое кодирование; рисуночное письмо, буквенное кодирование и иероглифы.
Письменные источники информации: папирусы, свитки, книги, архивы.
Разговорный и компьютерный языки: люди разговаривают на естественном языке; современный человек создал искусственные (формальные) языки, построенные на строгих правилах; компьютерный алфавит.
Текстовая информация: древние тексты, современные тексты (на примерах).
Глава 3. Информация и данные (8 часов)
Числовая информация: способы счета предметов и древности, человек и информация - это форма представления информации и способ кодирования информации.
Число и кодирование информации: число несет в себе информацию о размере предметов, о расстоянии, о времени; с помощью чисел можно закодировать текстовую информацию.
Помощники человека при работе с информацией: абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер.
Глава 4. Документ и способы его создания (9 часов)
Текст и текстовая информация: воспринимать информацию из текста могут только люди и животные, текст имеет смысл.
Текст и его смысл: слово – это цепочка букв, имеющая смысл; влияние знаков препинания на смысл текста; замена буквы в слове и смысл слова; шрифт.
Обработка текстовой и графической информации: текст как цепочка компьютерных символов текст в памяти компьютера, компьютерный (электронный) текст.
Глава 5. Годовое итоговое повторение. (3 часа)
Изучение курса информатики во втором классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между информацией и компьютером.
Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы
и др. — для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы. В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании.
Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа — актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).
В содержание курса по информатике включен раздел «Алгоритмы и исполнители», который начинаем внедрять со второго класса. Темы раздела: Управление. Алгоритмы и исполнители. Знакомство с роботом Вертуном. Линейные алгоритмы. Повторители.
Изучение данного раздела программы поддерживается системой бестекстового, пиктограммного программирования ПиктоМир, которая позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране компьютера простую программу, управляющую виртуальными исполнителями роботами. Осваивая содержание данного раздела, обучающиеся получат возможность понять, что алгоритм – это последовательность шагов, направленных на достижение цели; что создатель алгоритмов и исполнитель алгоритмов это не всегда один и тот же объект; в чем отличие программы и алгоритма; изучат команды робота Вертуна; познакомятся с линейным алгоритмом и повторителями, научатся запускать программу ПиктоМир; составлять простые линейные программы и программы с повторителями для робота Вертуна.
Практическая деятельность обучающихся 2 класса на занятиях:
• преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражении, таблицы в текст или схему и т. д.);
• описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
• создание текстовой, математической и графической модели объекта окружающего мира;
• создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
• сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
- Учебник «Информатика», 2 класс
- Методическое пособие для учителя, 2 класс
- Электронное сопровождение УМК:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
- ( http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
Список дополнительной литературы:
1) Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе:
методическое пособие. Аверкин Ю. А., Матвеева Н. В., Рудченко Т. А., Семёнов А. Л./ Бином, Москва 2004 г.
2) Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова/ АСТ 2007 г.
3) Логические задачи. О. Б. Богомолова/ Бином, Москва 2009 г.
4) Занимательные задачи по информатике. Л. Л. Босова /Бином, Москва 2006 г.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Газета «Первое сентября»
http://1september.ru
«Учительская газета»
http://www.ug.ru/
Образовательное сетевое сообщество «Сеть творческих учителей»
http://www.it-n.ru
(разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе)
Методическая копилка учителя информатики
http://www.metod-kopilka.ru/page-3.html
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В результате изучения предмета во 2-м классе у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Формирование УУД происходит на любом уроке в начальной школе, но особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно этих умений. В результате изучения предмета на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности / не успешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, и с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
В результате освоения предмета на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
- рисовать изображения на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации.
Обучающийся научится:
- описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
Создание, представление и передача сообщений.
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные;
Планирование деятельности, управление и организация.
Обучающийся научится:
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, - планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
4.Тематическое планирование
Учебно-тематический план
2 класс (первый год обучения)
№ | Название главы, темы урока | Кол-во часов |
Глава 1. Виды информации. Человек и компьютер | 7 (3) | |
1 | Человек и информация | 1 |
Какая бывает информация | ||
2 | Источники информации | 1 |
4 | Приемники информации | |
3 | Компьютер и его части | 1 |
Глава 2. Кодирование информации | 7 (4) | |
4 | Носители информации | 1 |
5 | Кодирование информации | 1 |
6 | Письменные источники информации | 1 |
7 | Языки людей и языки программирования | 1 |
Глава 3. Информация и данные | 8 (4) | |
14 | Текстовые данные | 1 |
15 | Графические данные | |
16 | Числовая информация. | 1 |
17 | Десятичное кодирование | 1 |
18 | Двоичное кодирование | |
19 | Числовые данные | 1 |
Глава 4.Документ и способы его создания | 9 (4) | |
21 | Документ и его создание | 1 |
22 | Электронный документ и файл | 1 |
23 | Поиск документа | |
25 | Создание текстового документа | 1 |
26 | Создание графического документа | 1 |
Глава 5.Повторение, изученного за год. | 2 | |
29 | Создание текстового документа | 1 |
31 | Создание графического документа | 1 |
Итого: | 34 (17) |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Вводный инструктаж по охране труда. Человек и информация. | 1 | 08.09.2017 |
2 | Какая бывает информация. | 1 | 15.09.2017 |
3 | Источники информации. | 1 | 22.09.2017 |
4 | Приемники информации. | 1 | 29.09.2017 |
5 | Компьютер и его части | 1 | 06.10.2017 |
6 | Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». | 1 | 13.10.2017 |
7 | Обобщение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». | 1 | 20.10.2017 |
8 | Носители информации. | 1 | 27.10.2017 |
9-10 | Кодирование информации. | 2 | 08.11.2017 15.11.2017 |
11 | Письменные источники информации. | 1 | 22.11.2017 |
12 | Языки людей и языки программирования. | 1 | 29.11.2017 |
13 | Повторение по теме «Кодирование информации». | 1 | 01.12.2017 |
14 | Обобщение по теме «Кодирование информации». | 1 | 08.12.2017 |
15 | Текстовые данные | 1 | 15.12.2017 |
16 | Графические данные | 1 | 22.12.2017 |
17 | Числовая информация. | 1 | 29.12.2017 |
18 | Десятичное кодирование | 1 | 12.01.2018 |
19 | Двоичное кодирование | 1 | 19.01.2018 |
20 | Числовые данные | 1 | 26.01.2018 |
21 | Повторение по теме «Числовая информация и компьютер». | 1 | 02.02.2018 |
22 | Обобщение по теме «Информация и данные». | 1 | 09.02.2018 |
23 | Документ и его создание. | 1 | 16.02.2018 |
24 | Электронный документ и файл. | 1 | 02.03.2018 |
25 | Поиск документа | 1 | 16.03.2018 |
26-27 | Создание текстового документа | 2 | 23.03.2018 06.04.2018 |
28-29 | Создание графического документа | 2 | 13.04.2018 20.04.2018 |
30 | Повторение по теме «Документ и способы его создания». | 1 | 27.04.2018 |
31 | Обобщение по теме «Документ и способы его создания». | 1 | 04.05.2018 |
32 | Обобщающий урок по пройденным темам | 1 | 11.05.2018 |
33-34 | Резервный урок. | 2 | 18.05.2018 25.05.2018 |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа-интернат для одаренных детей «Феникс»
Принято педагогическим советом Протокол № ___ от _____ 2017г Председатель педсовета ____________________ | Согласовано: Заместитель директора по УВР ________ Н.И. Абунаева «____»_______2017 г. | Утверждено: Приказ №_____ от .01. 2017 г. Директор СОГБОУ «Школа-интернат для одаренных детей «Феникс» _______ А.П. Панцевич |
Рабочая программа
кружка «Хочу всё знать»
уровень: базовый
2 класс
количество часов: 34 часа
срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель начальных классов Пушкина Е. А.
2017-2018 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Хочу всё знать» для 2 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 года №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Учебный план СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2017 – 2018 учебный год;
- Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС /начальное общее образование/, /основное общее образование/ СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс»;
- Образовательная программа начального общего образования СОГБОУ «Школа – интернат для одарённых детей «Феникс» на 2016 – 2021 учебный год;
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели).
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир вокруг нас. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, как основы учебной деятельности. В процессе изучения школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», познакомится с удивительным миром животных, узнать историю происхождения привычных вещей, совершить путешествие в страну сказок, посетить школьный музей, принять участие в познавательных викторинах. Программа предполагает и работу по воспитанию этики общения у младших школьников. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры, мини – рассказы обучающихся, защиту мини – проектов. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, ребусы, кроссворды, викторины, сказки, просмотр познавательных фильмов. Развитие кругозора младших школьников создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Цель данного курса:
Развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий. Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания об окружающем мире.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
2.Содержание программы:
Раздел | Количество часов |
Удивительное в мире животных. | 9 часов |
Зима, зимушка, зима! | 6 часов |
В здоровом теле - здоровый дух. | 4 часа |
История создания привычных вещей. | 4 часа |
Загадки русского языка. | 4 часа |
Путешествия. | 6 часов |
Самое сильное звено (подведение итогов). | 1 час |
ИТОГО: | 34 часа |
3.Планируемые результаты изучения курса
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:
умения организовать свою работу (организационные);
умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
умения работать с информацией, текстом (информационные);
умения оформить и представить результат своей работы.
умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Оценить сформированность исследовательских умений обучающихся позволяют критерии:
1. Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
2. Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).
3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.
Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:
1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии.
2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых.
3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации).
4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы: педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью; анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ); опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.
Особенности организации учебного процесса:
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение заданной темы. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких обучающихся подбираются задачи, вопросы, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие слуховой и зрительной памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Основные принципы распределения материала:
- системность: задания располагаются в определенном порядке;
- смена разных видов деятельности.
Приёмы и методы организации занятий:
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная Групповая Экскурсии Творческий конкурс. Викторины
Ожидаемые результаты прохождения курса:
- участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора;
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- участвовать в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой теме;
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- рассуждать о противоположных явлениях.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Объем программы:
На реализацию курса «Хочу всё знать» отводится 34 ч в год (1 час в неделю)
Итоги занятий:
Итоги будут подведены в форме игры-викторины «Самое сильное звено» (по проекту телепередачи)
4. Тематическое планирование
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Приме чания |
| |||||
06.09.2017 | 1 | Хищные животные | 1 | Беседа: Понятие о хищных животных. Просмотр фильма «Хочу все знать о хищниках» Игра-викторина о хищниках. | |
13.09.2017 | 2 | Птицы | 1 | Беседа: Птицы нашего края. Просмотр фильма «Почему люди не летают, как птицы» Игра-викторина о птицах. | |
20.09.2017 27.09.2017 | 3-4 | Рыбы | 2 | Мини - рассказы детей «Как я ходил на рыбалку». Просмотр фильма «А рыбы и правда, не умеют разговаривать?» Игра-викторина о рыбах. | |
03.10.2017 | 5 | Домашние животные | 1 | Беседа о домашних любимцах. Мини – рассказы детей «Мой домашний питомец». Просмотр фильма «Почему ночью все кошки серы?» Кроссворд | |
10.10.2017 | 6 | Кошки | 1 | Беседа о домашних питомцах. Мини – рассказы детей «Мой домашний питомец». Просмотр фильма «Почему боятся чёрных кошек?» | |
17.10.2017 | 7 | Домашние животные | 1 | Игровая программа «Кот и пёс» | |
24.10.2017 | 8 | Драконы | 1 | Беседа о драконах. Просмотр фильма «А водятся ли сейчас драконы?» Викторина о драконах. Кроссворд. | |
08.11.2017 | 9 | Животные в мире сказок (итоговое) | 1 | Урок – путешествие в страну сказок, где герои животные. Русские народные сказки. Игра «Я - герой сказки». Игра «Открытый сюжет сказки» | |
| |||||
15.11.2017 22.11.2017 | 10-11 | Снежинки | 2 | Рассказ о снежинках. «Самая красивая снежинка» ( Конкурс рисунков и аппликаций) Изготовление необычных снежинок. Просмотр фильма «Откуда берется снег?» Викторина «Снежная» | |
29.11.2017 06.12.2017 | 12-13 | Новый год! | 2 | Беседа об истории праздника. Мини - рассказы детей « Как я встречаю Новый год?». Викторина «Морозная» Просмотр фильма «Почему в разных странах Новый год начинается в разное время?» | |
13.12.2017 20.12.2017 | 14-15 | Зима, зимушка, зима (Итоговое) | 2 | Образ Зимы в стихах и в сказках. Защита мини-проектов « Зима, зимушка, зима» (почему я люблю,/не люблю зиму) «Зимушка - Зима» познавательно-игровая программа | |
| |||||
27.12.2017 | 16 | Правильное питание | 1 | Беседа о правильном питании. Мини рассказы детей « Мое любимое блюдо». Просмотр фильма «Кто придумал этот суп?» Викторина о еде. | |
17.01.2018 | 17 | Здоровье | 1 | Беседа об укреплении здоровья. Мини рассказы детей «Что значит быть здоровым?». Просмотр фильма «Кто придумал уколы?» Кроссворд. | |
24.01.2018 | 18 | Здоровье | 1 | Беседа о сне. Мини - рассказы детей « Зачем нам нужно спать?» Просмотр фильма «Откуда берутся сны?» Викторина. | |
31.01.2018 | 19 | В здоровом теле - здоровый дух (Итоговое) | 1 | Спортивная эстафета по командам | |
| |||||
07.02.2018 | 20 | Зеркало | 1 | Рассказ о зеркале, его роль в науке. Просмотр фильма «Зачем придумали зеркало?» Викторина, кроссворд. | |
14.02.2018 | 21 | Стекло | 1 | Беседа о стекле, его роль в повседневной жизни и в науке, свойства стекла. Мини - рассказы детей « Предметы из стекла». Просмотр фильма «Чем можно разрезать стекло?» | |
21.02.2018 | 22 | Деньги | 1 | Рассказ о «деньгах» наших предков. Размышления детей « Если бы не было денег или жизнь без денег» Просмотр фильма «Как появились деньги?» | |
28.02.2018 | 23 | Итоговое | 1 | Экскурсия в школьный музей | |
| |||||
07.03.2018 | 24 | Буквы | 1 | Беседа о создании письменности на Руси. Размышление детей «Мир без письменности». Просмотр фильма «Как были придуманы буквы?» Викторина о буквах. | |
14.03.2018 | 25 | Чудесная страна слов | 1 | Беседа о словах синонимах, антонимах, омонимах. Игра «Подбери пару». Просмотр фильма «Почему разные слова называют одним словом «ключ»? | |
21.03.2018 | 26 | Пословицы и поговорки | 1 | Беседа о пословицах и поговорках. Объяснение смысла поговорок и пословиц детьми. Игра «Собери пословицу» (разрезанные карточки). Просмотр фильма «Что значит поговорка «Заруби себе на носу»?» | |
11.04.2018 | 27 | Пословицы и поговорки (Итоговое) | 1 | КВН – «МИР ПОСЛОВИЦ и ПОГОВОРОК» | |
| |||||
18.04.2018 | 28 | Путешествие по морям | 1 | Беседа о моряках, кораблях. Просмотр фильма «Как моряки находят дорогу в море?» Викторина «Морская» | |
25.04.2018 16.05.2018 | 29-30-31 | Отправляемся в поход | 3 | Беседа о лесе. Мини - рассказы детей 1. «Как я ходил в поход, в лес». 2. «Что удивительного в лесу?» Просмотр фильма «Почему стрелки компаса не показывают точно на север?». Викторина о лесе и его обитателях. Беседа о правилах поведения в лесу. Просмотр фильма «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?» | |
23.05.2018 | 32-33 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в лес. «В лес по загадки» познавательно-игровая программа. | |
| |||||
30.05.2018 | 34 | Познавательная игра «Самое сильное звено» (по проекту телепередачи) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....