Доклад внеурочная и внеклассная деятельностьт детей с ОВЗ
материал

Дементьева Елена Витальевна

Доклад внеурочная и внеклассная деятельностьт детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ

Внеурочная и внеклассная деятельность детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровьяэто дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Наша школа вот уже много лет живёт по принципу: «здесь есть место каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей, способностей и склонностей».

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

 Реализация данной задачи невозможна без использования

системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность обучающихся -

понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной),

в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и

социализации. Правильно организованная система представляет собой ту

сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать

познавательные потребности и способности каждого ребенка с ОВЗ, которая

обеспечит воспитание свободной личности в любой момент их деятельности.

Наиболее продуктивно это осуществляется в свободное время от занятий.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и

развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора,

постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:

-образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

-воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;

-креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

-компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

-рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

-функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;

-функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

-контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Индивидуальная - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных работ (открытка на 8 марта, плакат-поздравление ко Дню Учителя). Это позволяет каждому найти своё место в общем деле, проявить свои индивидуальные особенности.

Кружковая - способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

Массовая - рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное

воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. При проведении же концертов лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, концертов все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.

В нашем ОУ

время, отводимое на внеурочную деятельность,

используются с учетом желания учащихся и направлено на реализацию

различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Занятия проводятся в форме экскурсий, КВНов, викторин, проектов,

праздничных мероприятий, классных часов, соревнований и т.д. Посещая

кружки и секции, учащиеся хорошо адаптируются в среде сверстников,

благодаря индивидуальной работе руководителя,

глубже изучается

материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие

способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет

немаловажную роль в их духовном развитии.

Необходимыми элементами досуговой деятельности являются коллективно-творческие дела, массовые мероприятия. Праздники школьного календаря, ключевые общешкольные дела, тематические

вечера, творческие и познавательные игры и другие воспитательные

мероприятия стали традиционными в нашем ОУ. Они создают особую

воспитательную среду для учащихся: это и отдых для школьника, и

свободное общение со сверстниками и педагогами, и развитие

способностей и интересов.

Любой школьный праздник, коллективное дело основываются и на

восприятии, и на активном действии, связанном с самыми различными

формами самовыражения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор.

Развиваются способности, формируются организаторские навыки,

стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные

связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются

благоприятные условия для дружного детского коллектива.

Характерной особенностью многих школьных дел является

межвозрастное общение младших школьников со старшими, педагогов,

учащихся и родителей. Коллективные школьные дела становятся

событиями не только для учащихся и педагогов, но и для родителей, а

очень часто и для сельских жителей окружающего социума.

Общешкольными, традиционными делами стали, например, осенние

и новогодние, весенние праздники народного календаря, 23 февраля, 8

Марта, 9 Мая. Без них невозможно представить нашу школьную жизнь.

Внеклассная работа детей с ОВЗ проводится совместно с детьми из

класса норма. Дети с ОВЗ активно вовлекаются в общешкольную жизнь.

Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение,

остаются в памяти каждого ребёнка. Наши дети стали более

раскрепощёнными, активными.

Для привлечения ребят к организованному досугу в школе созданы

и успешно работают кружки по интересам: «Стрелковый» для учащихся

8-9 классы, «Волшебная кисточка» для 1-4 классов, факультативы

«Информатика», «Цветоводство», спортивные секции «Прыг-Скок»для 1-4

классов, «Волейбол» для среднего звена учащихся. Они способны заполнить

свободное время интересными видами деятельности, удовлетворить

запросы каждого ребёнка, приобщить детей и родителей к

совместной творческой деятельности. Для этого нашими педагогами

используются следующие эффективные формы досуговой работы по

направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

 классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;

 работа школьного совета профилактики;

 школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.

2 Спортивно-оздоровительное направление:

 динамичные формы внеклассной работы: организация походов,

экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных

спортивных соревнований;

 проведение бесед по охране здоровья;

 применение на уроках

и внеклассных мероприятиях

игровых

моментов, физкультминуток, динамические переменки;

 здоровое питание;

3 Художественно-эстетическое направление:

 организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ

учащихся;

 проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по

эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

 работа кружков;

 участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического

цикла на уровне школы, области.

4 Научно – познавательное направление:

 предметные недели;

 библиотечные уроки;

 конкурсы, викторины, экскурсии и др.;

 факультативные занятия по информатике.

5 Гражданско-патриотическое направление:

 встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла,

«Уроки мужества»;

 посещение школьного музея;

 выставки рисунков;

 выпуск школьных стенгазет;

 тематические классные часы и воспитательные беседы;

 оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;

 конкурсы рисунков;

 конкурсы чтецов.

6 Общественно-полезная деятельность:

 проведение субботников;

 работа на пришкольном участке;

 дежурство по школе;

 озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;

7 Игровая деятельность:

 подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного

педагогического режима;

 настольные игры;

 сюжетно – ролевые игры.

Такая форма работы, дает возможность педагогам и специалистам

школы, осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход

в воспитании учащихся с интеллектуальными нарушениями, индивидуально

подходить к планированию и подготовке мероприятий, занятий, вовлекать в

общешкольные КТД. Результатом своей работы мы считаем эффективную

самореализацию детей в социальном включении, мы стремимся к тому,

чтобы наши учащиеся стали членами общества, достойными равноправного

партнерского отношения.

Использованная литература:

1 Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в

программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под

ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012

2 Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с

детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001 - №3. - С. 10-17.

3 Белюшкина И.Б., Витковская Ю.Н. и др. Театр, где играют дети. – М. :

Гуманит. изд-во Владос, 2001

4 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы

развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983 – 368

с., ил.

5 Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

На  занятиях  в  ГПД  развиваюncz  математические  способности  первоклассников  через  игру  и  занимательные  упражнения  по...

Доклад на тему ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ОСНОВ ЗОЖ

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных  задач ......

Доклад на тему: «Трудовое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями»

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развить на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности....

Доклад на тему: «Воспитание у детей культуры здорового образа жизни»

Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, ег...

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья»

Доклад на тему «Социальная адаптация детей с особыми возможностями здоровья» был написан, так как это является  одной из актуальных  проблем современного российского общества. Решение пробле...

доклад "Развитие читательских интересов у детей с ОВЗ"

В данном выступлении я делюсь опытом работы по воспитанию интереса у обучающихся.воспитанников с ОВЗ к чтению....

Доклад на тему:«Досуговая деятельность детей»

К.Маркс определял свободное время как время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизнен...