Дидактические материалы по финансовой грамотности
материал для подготовки к егэ (гиа, 3 класс)
Выполняяя разнообразные задания, размышляя над пословицами и поговорками, иллюстрируя их, школьник превращается в настоящего исследователя и знакомится с финансовой азбукой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_k_programme.docx | 484.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал к программе «Финансовая грамотность»
Материал по теме: «Деньги. Денежные средства других стран»
Карточка
Представь, что у тебя очень много денег. На что ты их можешь потратить?
Подумай и напиши.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Карточка
Прочитай начало пословиц и поговорок про деньги и богатство. Выбери нужное продолжение к каждому выражению и запиши его. Сделай иллюстрацию к пословице или поговорке, которая тебе понравилась больше всего.
Чем богаты, ______________________________________________________________.
Не хвались серебром, ______________________________________________________.
Деньги ___________________________________________________________________.
Лучше хлеб с водою, _______________________________________________________.
Для голодного_____________________________________________________________.
хвались добром; чем пирог с бедою; тем и рады; счет любят; всякая пища вкусна.
Карточка
1. Какие города изображены на разных российских купюрах.
Купюра | Город |
50 рублей | |
100 рублей | |
200 рублей | |
500 рублей | |
1000 рублей | |
2000 рублей | |
5000 рублей |
2. Постарайся догадаться и поясни, почему «жизнь» 50-рублевой купюры короче, чем 1000-рублевой.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________.
Карточка
1. Узнай и напиши в правой колонке, как называется валюта страны, указанной в левой колонке.
Страна | Валюта |
Россия | |
США | |
Франция | |
Германия | |
Великобритания | |
Турция | |
Китай |
2. Придумай и нарисуй деньги для сказочного царства. Не забудь дать им название.
Карточка
Соедините стрелкой название страны и валюты.
Страна | Валюта |
РОССИЯ | РУБЛЬ |
США | ЕВРО |
ТУРЦИЯ | ЮАНЬ |
ИСПАНИЯ | ЛИРА |
КИТАЙ | РУПИЯ |
МЕКСИКА | ПЕСО |
ИНДИЯ | ДОЛЛАР |
Карточка
Игра «Бусы»
Дети получают рисунок, отвечают на вопрос и раскрашивают зеленым цветом бусинку, если ответ верный, желтым – неверный.
- Национальная валюта во всех странах Евросоюза – это евро. (-)
- Официальная валюта Китая - это юань (+)
- Официальной денежной единицей Японии является доллар (-)
- Доллар является мировой валютой (+)
- Рубль – национальная валюта России. (+)
- Лирой можно расплатиться в России. (-)
Викторина «Проверь себя»
Выбери верный ответ и обведи его в кружок.
1. Какая птица изображена на одной из сторон 5-рублевой купюры?
а) ястреб
б) коршун
в) орёл
2. Купюры - это
а) бумажные деньги
б) монеты
в) товарные деньги
3. Слово деньги пришло с Востока и значит…
а) «звенящий»
б) «блестящий»
в) «шуршащий»
4. Товарные деньги – это…
а) деньги, на которые можно купить товар
б) товар, который можно купить за деньги
в) разные предметы, которые использовались вместо денег
5. Что такое валюта?
а) деньги государства
б) деньги из обменного пункта
в) деньги из банка
6. Как государство защищает купюры?
а) нанимает большое войско
б) кладет деньги в надежный банк
в) использует специальную бумагу и символы на купюрах.
Материал по теме: «Бюджет. Доходы. Расходы»
Карточка
1. Попробуй выяснить, сколько стоит одно и то же блюдо, если его заказать в кафе или приготовить дома. Блюдо выбери сам.
КАФЕ | ДОМА | ||
Блюдо | Стоимость | Блюдо | Стоимость |
2. Почему блюдо в кафе стоит дороже, чем дома? Из чего складывается цена блюда?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Карточка
1. Найди в Интернете изображения разные копилки. Что у них общего? Чем они различаются?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Нарисуй копилку, которую ты хотел бы иметь. Обоснуй свой ответ.
Карточка
Составьте свой бюджет на месяц. Что тебе нужно обязательно, что может подождать?
Без чего нельзя обойтись | Что может подождать | Что хочется иметь, но на это нужно копить деньги |
Карточка
1. Прочитай начало пословиц и поговорок про экономию. Выбери каждому выражению. Запиши его.
У кого много остатку, _________________________________________________________.
Береги хлеб для еды ___________________________________________________________.
Не доходом разживаются, ______________________________________________________.
Хочешь строить новый дом - __________________________________________________.
а расходом; каждый рубль экономь; не выплескивай тазом; тот не боится недостатку; а деньги для беды.
2. Выбери понравившуюся пословицу или поговорку и сделай к ней иллюстрацию.
Карточка
В чем разница между понятиями «копить деньги» и «экономить деньги»? Объясни.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Карточка
Игра «Вопрос-ответ»
1. Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Обязательный или основной)
2. Как называется доход студента. (Стипендия)
3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)
5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)
6. Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)
7. Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)
Карточка
Прочитайте слова и распределите в 2 столбика. В первый столбик записать доходы, а во второй расходы.
Доходы | Расходы |
Зарплата, продукты, интернет, отдых, стипендия, пенсия, премия, коммунальные услуги, одежда, книги, пособие для детей, продажа овощей и фруктов с дачи.
Карточка
Из чего состоит бюджет семьи? Составь из рассыпанных букв слова. Запиши их.
ЯИПЕСН __________________________________
ЗРПААТЛА________________________________
ДЯИПСТЕНИ ______________________________
СЕПООБИ _________________________________
ЛТОЕЕРЯ __________________________________
РНААДЕ ___________________________________
Карточка
Прочитайте высказывания из правого и левого столбиков и соедини их стрелкой
Как называются деньги, которые попадают в бюджет? | сбережения |
Откуда берутся деньги у государства? | налоги |
Как называются деньги, которые тратят из бюджета? | доходы |
Чем являются деньги? | плата |
Какие предметы служили деньгами в древности? | расходы |
Деньги за труд – это заработная | шкуры животных |
Деньги, которые откладывают на будущее | купюры |
Как называются бумажные деньги | товар |
Викторина «Проверь себя»
Выбери верный ответ и обведи его в кружок.
1. Какой главный источник дохода у государства?
а) пенсии
б) доходы
в) зарплата
2. Какой главный источник дохода в семье?
а) деньги от сдачи квартиры
б) зарплата
в) выигрыш в лотерею
3. Что такое бюджет?
а) список доходов
б) список расходов
в) список доходов и расходов
4. Как звучит главное правило бюджета.
а) доходов должно быть как можно больше
б) расходов должно быть как можно меньше
в) расходы не должны превышать доходы
5. Что приносили в мешке английские казначеи, приходившие в парламент докладывать о государственных тратах?
а) кота
б) картофель
в) списки доходов и расходов
6. На чем лучше не экономить деньги?
а) на здоровье
б) на одежде
в) на современном телефоне
7. Символом чего считается свинья, в виде которой делают копилки?
а) богатства и процветания
б) ума и таланта
в) мужества и отваги
Тема занятий «Страхование»
Карточка
Что могут застраховать люди этих профессий?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Карточка
1. Какой страховой договор вы бы посоветовали заключить этим сказочным героям?
Сказочный герой | Страховой договор |
Три поросенка | |
Колобок | |
Жильцы Теремка | |
Баба-Яга | |
Кошка (Кошкин дом) | |
Красная шапочка |
2. Решить задачу
Десять участников Страхового фонда каждый месяц откладывали по два мешка припасов. Сколько мешков будет в Страховом фонде через год?
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Карточка
1. Что можно страховать?
Выберите и подчеркните нужное из перечня слов:
дом, воздух, машина, жизнь, настроение, поездка, мебель, продукты
2. Соберите из букв слова. Запишите рядом.
енивахораст - _____________________
ровьездо - ________________________
зньжи - __________________________
шепутевиест - _________ ______________
мобиавтоль - _____________________
Карточка
Прочитайте предложения. Попробуйте придумать окончание.
В результате аварии папа получит деньги на ремонт автомобиля, если…
Я лечу в самолете, и моя жизнь …
Мой дом после пожара будет восстановлен, если он…
Направляясь в больницу, я беру с собой …
Отправляясь в поход, от несчастных случаев я могу себя …
Карточка
Рассмотри рисунки. От каких нежелательных последствий можно застраховаться?
Тема урока «Мошенничество»
Карточка
1. Прочитать ситуации. Какое решение вы можете предложить.
- В кафе официант приносит вам POS-терминал, вы расплачиваетесь, но тут официант говорит, что оплата не прошла, и просит повторно ввести ПИН-код вашей карты. Ваши действия?
- Вам нужно снять деньги с карты. На противоположной стороне улицы в стену магазина встроен уличный банкомат. Улица плохо освещена, и возле банкомата стоят какие-то люди. Ваши действия?
- После поездки в переполненном автобусе вы не смогли обнаружить кошелек в своем рюкзаке. Очевидно, что его у вас украли. В кошельке были не только деньги, но и карта, на которую вам перечисляют стипендию. Ваши действия?
- Вы снимаете деньги в офисе банка, довольно близко от вас стоит молодой человек и, дружелюбно улыбаясь, наблюдает за тем, как вы вводите ПИН-код на клавиатуре банкомата. Ваши действия?
Карточка
1. Выбери правильно определение. Проведи к нему стрелку.
человек, который помогает пострадавшим. |
человек, который предупреждает об опасности. |
МОШЕННИК - |
человек, который использует хитрость, обман для достижения своих собственных выгод. |
2. Закончи предложения.
Нельзя открывать незнакомые _____________________________.
Нельзя перечислять незнакомцам ___________________________.
Нельзя сообщать ___________________________________________.
Карточка
К школьнику на улице подошел преступник, рассказывает, что у него разрядился телефон и просит дать позвонить. Как правило, ребенок не умеет отказать взрослому. Преступник забирает телефон, делает вид, что набирает номер, и исчезает.
Обведи в кружок верные варианты решения ситуации.
1. Прикинуться безразличным, упёртым человеком.
2. Дать телефон позвонить.
3. Не смотреть ему в глаза.
4. Не разговаривать с мошенником.
5. Прекратить общение с мошенником и уйти.
Карточка
Придумать способы защиты отданного вида мошенничества.
Вид мошенничества | Способ защиты |
телефонное мошенничество | |
уличное мошенничество | |
сеть Интернет | |
СМС мошенничество |
Карточка
Прочитай начало пословицы и допиши окончание.
Шило в мешке ___________________________________________.
Кто сегодня обманет, ______________________________________.
Ошибку можно простить, __________________________________.
Всем доверяться — ________________________________________.
Не опирайся на лед и _______________________________________.
Слова для справок: можно обмануться, не доверяйся неприятелю, не утаишь,
тому завтра не поверят, обман — никогда.
.
Карточка
Что необходимо сделать в первую очередь, если вашу банковскую карту украли?
⃝ Забыть о случившемся;
⃝ Заблокировать карту;
⃝ Открыть новую карту.
Карточка
Докажите, что лиса Алиса и кот Базилио мошенники. Как следует поступить Буратино.
Буратино встретил лису Алису и кота Базилио, которые пригласили его вступить в ООО «Поле чудес», где каждый может разбогатеть!
Лиса Алиса. Только у нас вы получите прибыль в 300% годовых! Уже через месяц, вы сможете почувствовать всю прелесть роскошной жизни! Приводите своих друзей, родственников! Мы всем поможем стать богатыми и счастливыми!
Кот Базилио. Сбор всех желающих в зале отеля «Салтисон» в 18.00 после дождичка в четверг!
Буратино. - Я! Я желаю разбогатеть! А что для этого нужно?
Лиса Алиса. - Почти ничего! Заплатить членские взносы нашего клуба – всего три монеты.
Кот Базилио. - И ваши паспортные данные для оформления документов.
Буратино. - Хорошо! Я обязательно приду!
Карточка
Прочитайте ситуацию, в которую попал Пьеро. Какие ошибки он совершил.
Буратино встретил плачущего Пьеро.
Буратино. Что случилось?
Пьеро. Я разорен! Я несчастный! Я жалкий неудачник! Я вложил в ООО «Поле чудес»
все свои сбережения! Думал получу прибыль в 300 % и поеду с моей Мальвиной в
Париж! Но они украли все мои деньги, и говорят, что я сам им отдал, добровольно. И договор мне показывают. А тут еще какой-то кредит с меня требуют, хотя я не брал никакого кредита!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на тему «Финансовая грамотность»
Дидактические игры на тему «Финансовая грамотность»...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...
Методические материалы для проведения урока по финансовой грамотности в начальной школе.
Материалы в виде презентации, конспекта урока пригодятся учителю начальных классов для проведения урока математики и ОФГ....
Дидактические пособия - Лэпбуки по финансовой грамотности
Дидактические пособия -Лэпбуки по финансовой грамотности...
Дополнительные материалы по финансовой грамотности
Предствалены дополнительные материалы - название мультфильмов по финансовой грамотности....
Описание дидактической игры по финансовой грамотности
Описание дидактической игры по финансовой грамотности у младших школьников. Тема: "Сдача", Класс: 1 (7-8 лет)...