Виды игр используемых на уроках.
учебно-методический материал

Яневич Татьяна Викторовна

Виды игр используемых на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_igr.docx49.22 КБ

Предварительный просмотр:

Виды игр используемых на уроках.

Игры – упражнения

Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.

Математика.  Игра «Цифровик»

Дидактическая задача: развитие вычислительных навыков

Игровая задача: назвать результат действий с числами

Содержание игры: «Цифровик» представляет собой циферблат с числами от 0 до 20; в центре – окошко для знаков действий

      ( +, - , х, :) и две стрелки. Учитель, используя стрелки, показывает числа, с которыми нужно произвести действие, а ученики должны быстро назвать результат этого действия

Материалы: модель циферблата 

Игра «Занимательная геометрия» - цель: развитие пространственных представлений

Урок письма.  Игра «Как тебя зовут».

 Дидактическая задача: закрепления знаний  о гласных и согласных звуках.

Содержание игры:  Прошу выйти всех детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребенка громко называется и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке приглашаю к себе детей, чьи имена начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в  свои имена, сравнивают их. Урок проходит в живой форме, детям интересно, каждый ребенок становится участником игры.

Игры путешествия

Урок – путешествие по математике во 2 классе.

Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»

  «В гости к Лесовечку»

Один из способов активизации деятельности учащихся на уроках - это включение в планы уроков следующие этапы-станции:

Письмо и развитие речи.

Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.

Словознайка. Различная работа со словом.

Знайка. На этой станции всегда изучается новый материал, обязательный для усвоения.

Прочитайка. Работа над правилом, закрепление его. При этом на доске вывешивается текст ( прозаический или стихотворный) и задание к нему.

Выбирайка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.

Поиграйка. Грамматические игры.

Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Узнавайка ( "Знаете ли вы?"). Знакомство с растительным и животным миром, охрана окружающей среды, любопытные сведения из жизни выдающихся людей и т.п. Краткие сведения в связи с темой урока.

Из перечисленных станций на уроке использую, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы. Но всегда имею в запасе ту или иную станцию на урок. Названия станций написаны крупными буквами разного цвета на листах ватмана. На доске они держатся с помощью магнитов. Как только мы "проедем" очередную станцию, лист с названием убирается.

М а т е м а т и к а

На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение новог материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

   Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания. 

Сюжетная игра.

Сюжетный урок  близок к театральной игре. В сюжет урока ввожу положительных или отрицательных персонажей сказок, мультфильмов, таких, как Веселый Карандаш, Крокодил Гена, Чебурашка, Старуха Шапокляк и т. д. Сюжетные линии могут быть:

«Встреча с героями сказки «Золотой ключик»; «Прогулка в сказочный лес»;  «В театре» и т.д. Учебные задания и упражнения вплетаются в сюжет.

На уроках  часто использую уроки – сказки. Сказка «Золушка»; Сказка «Гуси-лебеди» ит.д. 

 На таких уроках дети вместе с учителем совершают путешествие по сказке, попутно выполняя те задания, которые стоят перед ними. Такие уроки проходят на одном дыхании, дети с увлечением работают, активно помогают героям, которые попали в трудные ситуации, выручают их и незаметно для себя знакомятся с новым материалом, повторяют изученный материал. Особенно важно на таких уроках детей поощрять: либо это фишки, которые дети собирают в течении всего урока, либо это медальки, на которых написаны слова «самый активный», «самый умный», «самый талантливый», «самый сообразительный», либо это словесное поощрение: «молодец», «умница», «хорошо», «отлично», «я рада за тебя» и т.д.

Считаю, что в  1-2 классах достаточно провести 2-3 сюжетных урока в неделю.

Ролевая игра.

Использую на своих уроках и ролевые игры. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс - воображение. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, формируется характер. Сюжетно-ролевые игры  носят, преимущественно, коллективный характер. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Усваивая разные понятия на уроках, учащиеся становятся «участниками» событий, представляют себя специалистами разных профессий. Ролевую игру можно готовить заранее, можно проводить с одним учеником, с группой учащихся или со всем классом.

Так, например, на уроке «Окружающий мир» после тем, которые знакомят детей с осенними изменениями в природе, целесообразно провести ролевую игру «Лесное собрание». Дети распределяют между собой роли «медведь, заяц, белка, еж, ящерица, бабочка, дятел и т.д.», выбирают председателя собрания, затем каждый участник игры рассказывает как он готовится к зиме, как ее будет проводить. Остальные животные задают ему вопросы, советуют или возражают. На таких уроках дети обобщают полученные ранее знания. Эти игры помогают детям чувствовать себя на уроках спокойно. К этим играм дети готовятся, подбирают себе аксессуары для игры, готовятся к их исполнению. Эти мини – спектакли привлекают детей возможностью поиграть, нарядиться в необычные костюмы, подвигаться под музыку. Результативность таких игр: они развивают детские взаимоотношения в классе, снижают застенчивость, скованность, помогают вести себя на уроке свободно, помогают ребенку раскрыть свои творческие возможности. Дети с удовольствием ходят в школу, не боятся отвечать на уроках. Вообще, ролевая игра – самостоятельная, свободная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве. Поэтому детям нравятся такие игры. Так, одним из видов ролевой игры являются мини – спектакли. Например, беру небольшие тексты Н. Сладкова «Лиса и еж», «Лиса и мышь»,  и т.д. Такие тексты связаны с темой урока. Я знакомлю детей с текстом, помогаю распределить роли, предлагаю детям дома выучить слова, подготовить костюм или его часть (чаще всего это шапочка для животного) и без специальной подготовки провожу театральное действие. Перед «актерами» стоит одна задача – сыграть свою роль так, чтобы все поняли кто ты и какой ты.

В конце урока  подвожу итог и, не скупясь на похвалы, произношу слова одобрения. Это ученику очень важно, ведь чем хуже учится ребенок, тем меньше он в себе уверен, и вот эти слова одобрения дают ему уверенность в себе. 

Игра – соревнование.

        Для проведения этого вида игры обучающиеся, воспитанники делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.

Мною используются игры с элементами соревнования.

Игра: «Кто быстрее нарядит «Елочку»

 Дидактическая задача: автоматизации вычислительных навыков

 Содержание игры: Двое учащихся выходят к доске и по команде учителя начинают решать числовые выражения. Выигрывает тот, кто больше решит примеров и прикрепит шарики (с ответами) на “Ёлочку”.

 Материалы: использую пособие “Елочка”.

 Игра «Кто быстрее затопит печь»

Дидактическая задача: повторить табличные случаи умножения и деления

Игровая задача: решить примеры

Содержание игры: на доске изображён домик, к нему ведут три тропинки с примерами. К доске выходят три ученика, каждый из которых идёт по своей тропинке , решая примеры. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок решит все примеры. Победитель затопит печь в доме, нарисовав дым, идущий из трубы.

Материалы: рисунок домика и ведущих к нему тропинок с примерами 

Игра «Математическая эстафета» - цель: развитие внимания, вычислительных навыков;

Игра  « КВН» - закрепление и проверка учебных навыков.

   

Игры-драматизации.

На уроках чтения использую игры-драматизации. Они формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребёнка. Знакомимся с  приёмом драматизации   инсценируя  сказки.

Имитационная игра.

Игры, направленные на имитацию определённого профессионального действия.

Игра «Математическая рыбалка»

Цель игры: создать проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организуя ее поиск. Кто из рыбаков поймал больше рыбы

Игра «Иду в гости»

Дети делятся на гостей  и хозяев. Хозяева сидят за своими партами, у них конверты с карточками, на которых записаны примеры. Гости подходят к любому хозяину, тот дает им карточку. Если гость правильно решил пример, то эту карточку он берет с собой и идет к другому хозяину. У кого больше карточек, тот выигрывает. Игра начинается и заканчивается по сигналу учителя.

Игры интеллектуального характера.

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры-загадки, кроссворды. У них вызывает интерес, как и процесс, так и сам результат. Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры - аналоги телевизионных программ "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" и другие.

Игра  «Снеговик». Впишите в клетки названия предметов,  из которых сделан снеговик, и вы узнаете, как называется первый месяц весны.

Интеллектуальная игра по теме «Слова, обозначающие предмет»

Условия игры: а) нельзя ошибаться; б) нельзя повторяться; в)после слов «Раз, два, три!» слово засчитываться не будет. Если допускается три ошибки или три повтора, игра прекращается. Побеждает тот, кто правильно назовет последнее слово. Надо быть  очень собранным и внимательным.

I тур

1.Назови слово-предмет мужского рода.

2. Назови слово-предмет среднего рода.

3. Назови слово-предмет женского рода.

Поздравления тем, кто вышел во второй тур. Вручение небольших призов.

  II тур

Нужно вспомнить и назвать слова–предметы, которые употребляются только во множественном числе.  (очки, грабли, санки, весы, брюки, ножницы, шорты и т.д.)

Финал

Нужно вспомнить и назвать слова , которые читались бы одинаково как справа на лево, так и слева направо. (Шалаш, наган, дед, комок, топот, заказ, боб и т.д.)

На своих уроках я использую игры на разных этапах.

Организационный момент. Игры  помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание, переключить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, и т.п.

Введение в тему.

При изучении темы “Компоненты при умножении (делении)”. На этапе “введение в тему”, учащиеся составляют слова из слогов (произведение, множитель).

http://festival.1september.ru/articles/603463/img4.gif

Урок письма. Учащиеся разгадывают слова (части речи)

http://festival.1september.ru/articles/603463/img9.gif

    Тема урока - может быть дана  в виде  загадки, ребуса, шарады.

Урок развитие речи.  «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке».
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.  (Тема урока: « Хвойные деревья. Сосна».)
 
Объяснение нового материала.

При изучении темы «Звук [р], [р`] и буква Р»  я использую звуковые эффекты: Стук в дверь. В класс к ребятам приходит письмо о помощи от старика и старухи; игровые элементы: Забрасываем невод. (Учитель бросает мяч и задает вопрос, учащиеся отвечают и отдают мяч обратно) - с проведением игры «Ты мне, я тебе». Забрасываем второй раз невод - работа по картинке, по рядам. Забрасываем третий раз, невод - Приходит рыбка, и дети разгадывают загадку о рыбке. Приплыла золотая рыбка и подарила старику дом. Только угадайте, кто живет в этом доме? Что за гостья к нам пришла? Знакомство с буквой Р. После целых рядов вопросов и заданий проводится игра-чистоговорка. Затем после  работы с букварем проводятся игры на смекалку (Ребусы. Какую букву вставить: … «Найди слова в слове» ….). В заключении «строим дом настроения» - всем вручаем рыбку.

Обучение грамоте.  Игра «В гости Тиму и Тому» 

Повторение.

Обучение грамоте.   

Игра «Звук заблудился» 

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей)

Игра «Кто, в теремочке живет?»

Закрепление изученного. 

Обучение грамоте.  Например: при изучении буквы «М, м» использую игру, которая называется «Назови слово с нужным звуком». Эту игру провожу в конце урока после того, как проведен звуковой анализ слов. Можно для игры выбрать любой звук из состава проанализированных на уроке слов.

Мышки – закрываю первую клеточку схемы слова. Читаем «мммышки» выделяя первый звук. Выделяем его [м].

Затем дети приводят примеры слов, в которых этот звук находится в разных позициях. Например: «молоко», «мак», «замок», «сом».

Уверена, что будут дети, которым будет нужна моя помощь. Чтобы ребенок не огорчался, я предложу ему: «Отлично, но давай скажем еще раз чтобы был хорошо слышен звук [м], «мак» - и повторяя вместе с ребенком интонационно подчеркивая нужный звук.

В момент, когда я замечаю, что словарный запас детей постепенно истощается меняю задание: «А теперь, будем называть слова с мягкой парой звука [м] – со звуком [м']. «мммишка», «ммммясо», «семмммь».

 Игра «Назови слово с нужным звуком» проводится на каждом уроке. Дети называют слова с любым звуком. Проведение этой игры очень важно и для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря.

Вначале дети называют только предметы, постепенно я ввожу дополнительные условия игры: называть можно только те слова со звуком [м], которые обозначают вкусные вещи, которые обозначают предметы в нашем доме и т.д.

       Нужно помнить, что к каждой игре учитель должен специально готовиться, так как запас его слов должен быть значительно больше, чем у детей. Только в этом случае можно по-настоящему руководить игрой, вовлекая в нее всех учеников. В принципе, эта игра является, конечно, серьезным учебным заданием. В игру его превращает, во-первых, стиль его проведения, а во-вторых, элемент соревновательности. Поэтому за каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишки, и в конце подсчитываем их и определяем победителя.

Обобщение  изученного. 

Обучение грамоте. Игра «Полянка» 

Оборудование: буквы: л, П, п, Б, б, а, о, к, наборное полотно в виде полянки (цветы, травка, кустики выполнены как кармашки, в которые можно вставить буквы из разрезной азбуки так, что бы была видна только часть буквы).

Инструкция. На нашей поляне буквы играют в прятки. Найдите эти буквы. Составьте из них слова.

Игра «Хлопочки»

Хлопните, если услышите изучаемый звук.

Проверить знания обучающихся. 

«Заселяем домики» - цель: проверка знания состава числа;

Математика. Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

Большинство занимательных  упражнений строятся мною на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся с ОВЗ, обеспечивая участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Перечисленные мною игры и занимательные задания представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, я меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает. В процессе правильно организованной игры, дети выполняют большое количество занимательных упражнений в быстром темпе. Хочется отметить, что игры в движении – профилактика гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроках русского языка

Для лучшего усвоения учебного материала по русскому языку,для развития логического мышления, орфографической зоркости в письме я использую некоторые приёмы технологии критического мышления. Хочу подел...

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

«Однозначные и многозначные слова». Некоторые виды упражнений, используемые в логопедической работе с младшими школьниками

У учащихся с нарушениями устной и письменной речи отмечается бедность словарного запаса. Поэтому очень важно в работе использовать упражнения, направленные на уточнение, обогащение и активизацию слова...

«Однозначные и многозначные слова». Некоторые виды упражнений, используемые в логопедической работе с младшими школьниками

У учащихся с нарушениями устной и письменной речи отмечается бедность словарного запаса. Поэтому очень важно в работе использовать упражнения, направленные на уточнение, обогащение и активизацию слова...

Педагогические образовательные технологии, используемые на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерс...

Презентация "Виды дифференциации, используемые на уроках в начальных классах"

Разработка на тему "Виды дифференциации, используемые на уроках в начальных классах" в помощь педагогу...