Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"
рабочая программа (2, 3 класс)
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» обладает практической значимостью и направлена на развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, познание свойств разнообразных, необычных материалов, на использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_.um_.ruki_.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Усть-Лабинский район ст-ца Тенгинская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Тенгинской
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от августа 2021 года протокол № 1
Председатель Морозова С.В.
Рабочая программа внеурочной деятельности
на 2021-2022 учебный год
«Умелые ручки»
Художественно-прикладное направление
Класс: 2 класс
Срок реализации: 1 год
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час
Учитель: Бугакова Лариса Борисовна
Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по внеурочной деятельности,одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г.№4/15)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по внеурочной деятельности, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г.№4/15)
Целесообразность программы данного направления заключается в развитии моторики обучающихся для становления многих психических процессов. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд.
Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в продолжении изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, окружающего мира ) в освоении различных видов и техник искусства.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, а также использование нетрадиционных методов в развития детского художественного творчества.
Большое внимание уделяется заданиям для формирования творческой и познавательной активности. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремлённость, самостоятельность, уверенность в себе и собственных силах.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Цель: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи:
Обучающие:
- вооружать опытом самостоятельной практической деятельности;
- обучать детей безопасным приёмам работы с различными видами инструментов;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- формировать устойчивый познавательный интерес;
- формировать умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения;
- расширить представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- содействовать развитию мелкой моторики, творческого мышления; воображения и фантазии, развития речи;
- развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
- развивать самооценку, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.
- развивать навыки практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, коллективизма, ответственности, культуры поведения и общения;
- приобщать школьников к народному искусству;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Формы и методы работы
Для реализации задач кружка используются различные формы и методы обучения и воспитания.
Формы работы: беседы, индивидуальная и коллективная работа, игра.
Методы: наглядный, исследовательский, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, словесный, стимулирующий.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика. В ходе занятия проводятся физкультминутки.
Место курса в учебном плане
Программа расчитана на 34 рабочие недели, по 1часу в неделю, всего за год – 34 часа
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности.
Личностные:
Обучающиеся научаться:
- уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
- выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
- названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручными инструментами.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника, от руки или на глаз;
- самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Базовые учебные действия
1.Личностные учебные действия
1.1. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
1.2. положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
1.3 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
2.Коммуникативные учебные действия
2.1 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик);
2.2 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 2.3обращаться за помощью и принимать помощь;
2.4 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
3.Регулятивные учебные действия
3.1 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
3.2 ориентироваться в пространстве класса;
3.3 пользоваться учебной мебелью;
3.4 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
3.5 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать плану;
4.Познавательные учебные действия
4.1«читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
4.2различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
4.3находить нужную информацию в учебнике.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Содержание программы
1.Вводное занятие. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.
2.Работа с природным материалом.
Сбор природного материала. Аппликация из листьев и цветов. Экибана. Букет из осенних листьев, ягод, цветов. Аппликация из птичьих перьев. Объемные поделки из шишек, ракушек, кукурузных початков, орехов. Панно из листьев и веточек.
3. Работа с бросовым материалом. Мозаика из газетных комков «Барашек». Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок, банок. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. «Лебедь» из ваты. Зайчик из ватных шариков. Панно из цветных тканевых лоскутков. Панно – пейзаж из кусочков рваной бумаги.
4. Необычные уроки-фантазии (нетрадиционные техники рисования) Вводная беседа о нетрадиционных методах рисования. Веселые штампики картошкой. Рисование ватной палочкой (орнамент на варежке). Рисуем пальчиками- ветка рябины. Рисуем ладошкой-жар-птица. Оттиск смятой бумаги (рисуем пушистых животных). Кляксография с трубочкой. Рисование на мокрой бумаге. Отпечаток листьями - осенний лес. Рисование по фольге - обитатели подводного мира. Оттиск поролоном- рисуем животное. Восковые мелки,акварель-герой сказки.
5.Работа с разными видами материалов. Игрушка из ткани и картона «Мышка». Оригами. Коллективная работа: аквариум с рыбками. Панно из открыток. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу» Лепка из соленого теста-мухомор. Поделка из пластилина. «Веселый клоун»Чудесный мир бабочек- торцевание гофрированной бумагой. Аппликация,элементы рисования –Лето.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности. | ||
2 | Работа с природным материалом. | 6 |
Сбор природного материала. | 1 | |
Аппликация из листьев и цветов. | 1 | |
Панно из листьев и веточек. | 1 | |
Экибана. Букет из осенних листьев, ягод, цветов | 1 | |
Аппликация из птичьих перьев, листьев, семян. | 1 | |
Объемные поделки из шишек,ракушек, кукурузных початков орехов. | 1 | |
3 | Работа с бросовым материалом | 8 |
Мозаика из газетных комков «Барашек». | 1 | |
Конструирование игрушек из коробок. | 1 | |
Игрушки из пластмассовых бутылок, банок. | 1 | |
Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. | 1 | |
«Лебедь» из ваты. | 1 | |
Зайчик из ватных шариков и дисков. | 1 | |
Панно из цветных тканевых лоскутков. | 1 | |
Панно – пейзаж из кусочков рваной бумаги. | 1 | |
4 | Необычные уроки-фантазии | 12 |
Вводная беседа о нетрадиционных методах рисования. | 1 | |
Веселые штампики картошкой. | 1 | |
Рисование ватной палочкой (орнамент на варежке). | 1 | |
Рисуем пальчиками- ветка рябины. | 1 | |
Рисуем ладошкой-жар-птица. | 1 | |
Оттиск смятой бумаги (рисуем пушистых животных). | 1 | |
Кляксография с трубочкой. | 1 | |
Рисование на мокрой бумаге. | 1 | |
Отпечаток листьями -осенний лес. | 1 | |
Рисование по фольге-обитатели подводного мира. | 1 | |
Оттиск поролоном- рисуем животное. | 1 | |
Восковые мелки,акварель-герой сказки. | 1 | |
5 | Работа с разными видами материалов | 7 |
Игрушка из ткани и картона «Мышка». | 1 | |
Панно из открыток. | 1 | |
Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу» | 1 | |
Лепка из соленого теста - мухомор. | 1 | |
Поделка из пластилина. «Веселый клоун» | 1 | |
Оригами- аквариум с рыбками. | 1 | |
Аппликация, элементы рисования – Лето. | 1 | |
Итого | 34 |
Описание материально-технического обеспечения
1. Агапова И., Давыдова М. «Аппликация», М., «Лада», 2008 г.
2. «Необыкновенное рисование», М., «Мозаика-синтез», 2011 г.
3. «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика-синтез», 2011 г.
4. Чиоти Д. «Оригинальные поделки из бумаги», М., «Мир книги», 2008
5. И. Лыкова «Цветные ладошки» М., 1996.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду, М.,2010.
7. Ремезова Л.А. Играем цветом. - М.: Школьная пресса», 2004.
Наглядность: таблицы, технологические карты, репродукции,раздаточный материал.
Техническое оборудование: мультимедиа, ноутбук.
Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)
www.detstvоpress.ru издательство «Детство – пресс».
www.uchitel.avtlg.ru – издательство «Учитель»
http://pedmir.ru- издательство СМИ «Педагогический мир»
www.viki.rdf.ru
http://all-origami.ru/
http://ru.wikipedia.
http://www.librero.ru/