ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (1 класс)

Шипова Наталья Сергеевна

В программу курса входят модули: «папертоль», «кинусайга», «алмазная живопись» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _shipova_ispr_chudesnaya_strana_moya.docx74.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ПАВЛОВO-ПОСАДСКОГО

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято на заседании                                        УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета                                    Директор МУДО  ДДТ              

Протокол №  __                                                     ________ Щербатова Э.В.

от « __ » _____  202__ г.                                       Приказ №        от    

                                                «___»____________ 20___г.                                    

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЧУДЕСНАЯ СТРАНА»

(Стартовый уровень.)

Возраст обучающихся: 6-15 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Составитель                                                             

                                                                                  Шипова Наталья Сергеевна        

Педагог дополнительного образования

г. Павловский Посад, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:                                                                                                         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,                                                                          Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,                                                                                                                Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р),                          Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629),                  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391),                                                                                  Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н),                                                                                            Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242), 6 Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09),                                                              Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах РФ» (утв. министерством просвещения РФ 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06),                                                                                                  , Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 №ДГ-245/06,                                      Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год),                                                      Письмо министерства просвещения РФ от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»,                                       Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28),                                                                                                                               Устав МУДО ДДТ; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях художественной направленности и спецификой работы учреждения.                                                                                  

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью и возможностью проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей. Анализ детского (родительского) спроса на дополнительные образовательные услуги в данном виде деятельности показал, что  необходимо изучение современных техник декоративно-прикладного творчества. Реализация данной программы с точки зрения современности и социальной значимости  состоит в том, чтобы отвечать потребностям современных детей и их родителей.                                        

Адресат программы.                                                                                                    Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 6-15лет. Характеристика обучающихся по программе.                                                           В младшем школьном возрасте формируется навык самостоятельности. Ведущим видом деятельности становится учебная. Преобладает авторитет учителя. Дети способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении работ.                                                                                           Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

Режим занятий по программе.                                                                

Учебный процесс происходит по расписанию, устанавливаемому в начале учебного года, исключая праздничные дни, и может корректироваться в течение учебного года в связи с изменением обстоятельств.                                                                           В соответствии с нормами СанПин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа.

Общий объем программы: Всего 72 часа.

Сроки реализации программы.  Программа рассчитана на 1 год обучения.

Отличительные особенности программы.                                                                       По данной общеобразовательной общеразвивающей программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя, и углубляя свои знания и умения. Программа строится на следующих дидактических принципах: доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала;  «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок переходит к выполнению более сложных творческих работ.                                                                                         В программу курса входят модули: «папертоль», «кинусайга», «алмазная живопись» …                                                                                                         Содержание всех модулей построено по следующему алгоритму:

•        1.      Исторический аспект;

•        2.      Связь с современностью;

•        3.      Освоение основных технологических приемов, выполнение заданий;  •        4.      Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед воспитанниками ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по инструкционным картам.

        Программа ориентирует детей на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. В зависимости от поставленных задач на занятиях групп используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетания.

       Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, старинных традициях в женском рукоделии. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в виде рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

      Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует силам и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение занятий. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.

Новизна программы состоит в следующем: дает возможность знакомства с

различными видами декоративно-прикладного творчества, в определенной степени, и помогает ребенку в течение короткого периода времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, т. е. самореализоваться и самоопределиться; предлагает работу в современных техниках; позволяет максимально разнообразить инструменты и материалы.                                                                                                                      Студия «Чудесная страна» развивает творческие способности. Это одна из возможностей выразить свою индивидуальность, найти себе увлечение по душе. Создавая поделки собственноручно, ребенок учится не только определенному виду мастерства, но и развивает фантазию, чувство стиля, вырабатывает творческий подход к решению задач, одна из которых постоянная смена художественных материалововладение их выразительными возможностями. Многообразие видов рукоделия (аппликация,  кинусайга, папертоль, алмазная мозаика) стимулирует интерес обучающихся к искусству и является необходимым условием формирования личности каждого.

 К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:

  • - осознание и признание права личности быть не похожим на других;
  • - проявление уважения к личности ребенка;
  • - оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков;
  • - умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
  • - учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Формы реализации: очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.  

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ                                                                                                                                                                                                                                          

Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-15 человек), малыми группами (4-6 человек). Группы могут быть сформированы как одного возраста, так и разновозрастные вне зависимости от пола, имеющихся знаний и умений. Зачисление детей производится в начале учебного года после собеседования с ними.

Набор в группу - свободный                                                                                    

Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра, учебные занятия, беседы, конкурсы, выставки.  

 Форма аттестации для определения результативности программы. Диагностика результатов обучения по программе проводится 3 раза за период обучения: входная диагностика – в начале первого учебного года, промежуточная диагностика - в конце каждого учебного года (раздела/модуля), итоговая диагностика - в конце обучения по программе.                                      Диагностика умений проводится по 3-х балльной шкале.                                                            Входная диагностика: 1 балл                                                                                        • Практически не обладает соответствующими умениями и навыками.                  • Или/и имеет трудности в использовании инструмента (при выполнении задания)                                                                                                                                       • Или/и затрудняется в применении простых приемов работы, доступных данному возрасту.                                                                                                            2 балла                                                                                                                               • Обладает соответствующими умениями и навыками в начальной степени.        • Обладает навыками правильного использования инструментов/материалов начальной степени.                                                                                                                                Правильно использует простые приемы работы, доступные в данном возрасте.   3 балла                                                                                                                                                   • Обладает соответствующими умениями и навыками в отличной степени.          • Обладает навыками правильного и быстрого использования инструментов/материалов                                                                                                           • Правильно использует простые и сложные приемы работы, доступные в данном возрасте.

 Диагностическая карта. В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов. 19 В конце года все баллы суммируются. Высокий/(продвинутый) уровень освоения программы – от 8 до 9 баллов. Средний/(базовый) уровень освоения программы – от 4 до 6 баллов. Низкий/(стартовый) уровень освоения программы – от 1 до 3 баллов.

 Группа _№ _____________

Фамилия Имя

Входная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностик

Формы контроля и подведения итогов реализации программы.  Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива.  Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов, формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ.

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются представление готового изделия, выставки готовых изделий, участие в конкурсах и выставках различного уровня и другие формы. 

Формы подведения итогов реализации программы.

Старательность.

Систематичность.

Индивидуальный подход,

Хорошее владение техникой работы.

Достижение конечного результата.

Поощрение.

Ведение журнала: учет посещаемости.

Участие в учережденческих и муниципальных выставках.

       

К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка.

Подведение итогов осуществляется в форме:

- фронтальная и индивидуальная беседа,

- выставки,

- практические задания разных уровней сложности,

- решение ситуационных задач,

- игровые формы контроля.

Цель: Творческое развитие личности ребёнка, через освоение им современных техник декоративно-прикладного творчества и приобщение к ценностям прикладного творчества.                                                                                    

Задачи программы:                                                                                Образовательные:                                                                                             Ознакомить с историей развития современных видов декоративно-прикладного искусства.                                                                                           Формирование начальных знаний с различными видами материалов.                                 Формировать представлений о планировании, предвидении результата работы и достижении его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.                                                                                                                         Обучить приемам работы с бумагой, клеем, тканью, мозаикой.                        

Развивающие:                                                                                                                 Развить творческих способностей.                                                                                Развить памяти, логики, художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения.                                                                               Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев. Развитие глазомера. Развитие эмоциональных способностей  детей.

Воспитательные:                                                                                                      Воспитать стремления к разумной организации своего свободного времени.             Воспитатье умений видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.                                                                                                      Воспитать детей, чтоб были внимательными и аккуратными.                                  Обобщение визуального опыта детей через посещение выставок, участие в конкурсах и мастер-классах.

 Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения программы дети познакомятся: с историей и основными видами различных техник; с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к различному материалу; правилами безопасной работы с ручными инструментами; правилами составления схем и работы по схемам.

Овладевают умениями:

•        подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами;

•        выполнять основные способы изготовления различных поделок;

•        изготавливать картины в технике «алмазная вышивка»;

•        изготавливать различные поделки в технике «папертоль»;

•        изготавливать панно в технике «кинусайга»;

•        составлять, записывать, читать схемы;

•        соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами

 •        знать и соблюдать правила дорожного движения

Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере    (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание обучающимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- Учиться работать по предложенному педагогом плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения задач.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

«Целостность воспитательного процесса проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение!»

Цель воспитания - стремление воспитать талантливого, успешного ребенка, способного самоопределиться в жизни.

Воспитательные задачи

  1. содействовать формированию патриотизма и активной гражданской позиции детей
  2. воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое решение
  3. формировать коммуникативные качества личности (чувства товарищества и коллективизма)
  4. воспитать нравственные качества по отношению к окружающим людям (уважительное отношение, доброжелательность, веротерпимость, толерантность и т.д.)
  5. воспитывать чувства эмпатии (сопереживания другому человеку)
  6. воспитывать организационно-волевые качества личности (терпение, силу воли, самоконтроль)
  7. воспитывать чувство собственного достоинства, способность к адекватной самооценке
  8. формировать культуру здорового и безопасного образа жизни
  9. воспитывать бережное отношение к природе

      10. воспитывать и развить художественный и эстетический вкус

Для решения поставленных воспитательных задач педагоги ведут активную воспитательную деятельность - организуют различные мероприятия воспитательного характера: праздники, конкурсы, соревнования, беседы, различные акции («Покормите птиц зимой», «Марш здоровья» и др.). Педагоги приучают обучающихся к уборке мусора, сбору макулатуры и элементов электропитания (батареек) для сохранения окружающей среды и многое другое.  Большую роль в воспитательной деятельности играют добровольческие акции.

Одним из самых эффективных и удачных методов воспитательной работы, используемых в работе нашими педагогами, является экскурсия с элементами профессиональной пробы. Дети пробуют себя в роли мультипликатора или самостоятельно собирают свой букет с профессиональным флористом. Именно так можно воспитать уважение к труду, людям различных профессий, сформировать представление ребёнка о собственных силах и возможностях.

Успешное применение современных педагогических технологий в воспитательном процессе (социальное проектирование, технология сотрудничества, личностно – ориентированное воспитание) способствует развитию инициативности, умению самостоятельно организовать акции, мероприятия

Ожидаемый результат: воспитать личность, успешную в различных сферах деятельности, которые значимы для жизни.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятий

Кол-во часов

Всего часов

Форма контроля

Теория

Практика

  1

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

Беседа, Практическое занятие.

2

Техника «Алмазная живопись.» Приемы выкладки.

1

23

24

Теория, Практическая работа

 Участие в конкурсах

3

Знакомство с техникой «Папертоль». Изготовление объемных аппликаций.

1

12

13

Теория, Практическая работа

4

Техника «Кинусайга.» Изготовление панно и игрушек.

1

9

10

Теория, Практическая работа

5

Разноцветная соль

4

4

Практическая работа

6

Разные подарки

1

10

11

Практическая работа

 Участие в конкурсах

7

Воспитательная работа. ПДД.

3

4

7

Беседа,

8

Итоговое занятие

2

2

Всего часов

8

64

72

Содержание программы.

1. Вводное занятие-теория. Техника безопасности.- 1

Ознакомление детей с программой детского объединения, ее деятельностью, материалами. Устный опрос детей для выявления начальных знаний.

2. Техника «Алмазная живопись.» -  24 (1-теория, 23-практика)

Познакомить с видами алмазной мозаики. Научить аккуратно и последовательно выкладывать картинки  по схемам. Показать приемы выкладки алмазной мозаики. Создать магниты, новогодние игрушки с квадратной выкладкой, картины с круглой алмазной мозаикой.

3. Знакомство с техникой «Папертоль». -  13 (1-теория, 12-практика)

Познакомить и научить создавать объемную аппликацию. Изготовление объемных аппликаций по схемам в техники папертоль. Научить создавать 3Д открытки и картинки.

4. Техника «Кинусайга.» - 10

Ознакомление с техникой кинусайга. Учить создавать аппликации на пенопласте с помощью ткани. Изготовление панно и игрушек.

5. Разноцветная соль. - 4

Научить детей красить соль. Познакомить с «бутылочками-насыпушками».

Создать красивую баночку с разноцветной солью.

6. Разные подарки. - 11

Научить детей создавать работы на тему: подарки к праздникам. Научить самостоятельному выбору техники для создания подарка. Учвствовать в конкурсах. Научить творческому самовыражению.

7. Воспитательная работа. ПДД - 7

Участие в праздниках и мероприятиях, проводимых в ДДТ. Изучение правил дорожного движения.

8. Итоговое занятие - 2

Повторение изученного материала. Выставка.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Методическое обеспечение

В соответствии с особенностями каждой возрастной группы детей на занятиях используются различные формы обучения.  На занятиях используется фронтальная работа под руководством педагога, групповая, индивидуальная. Используются различные виды занятия: практические и теоретические; формы занятий – игра, творческие задания, учебные занятия, конкурсы, беседа. В качестве методического обеспечения предусматривается использование методических материалов дистанционного обучения, разработки наглядного материала, иллюстрации, образцы.

Основные методы обучения:

 - словесные, наглядные, практические,

методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

- методы учения: репродуктивный, частично-поисковый, исполнительский;

- методы воспитания: упражнения, убеждения, личный пример.

Средства обучения:

 При работе с детьми главным образом используются наглядные методы (использование различных средств обучения: наглядный и раздаточный материал, учебные пособия.) Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.      

 Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается   образец,  который  дети  рассматривают,   анализируют  и  работают  над   его изготовлением).

Наглядные методы (использование различных средств обучения: наглядный и раздаточный материал, учебные пособия), словесные методы (беседы, рассказ, анализ). Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными методами и практическими.

Исследовательски-поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов). Этот метод направлен на      развитие творческого мышления.

Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

Дидактический материал: 

(раздаточный материал): таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература;

Наглядный материал:

иллюстрации, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды, образцы, альбомы, наборы пособий

Технологии

  1. Технология коллективной творческой деятельности

Технология коллективного творческого воспитания - это система мероприятий, направленных на комплексное решение задач гармоничного развития личности.

Занятие (мероприятие) предполагает три этапа: начало, основную часть и окончание.

Начало должно вызвать определенный психологический настрой обучающихся. В качестве средств, здесь могут выступать песня, загадка, рассказ педагога или ведущего, музыка и др.

 Основная часть отдается осуществлению запланированной деятельности, объем которой соответствует возрасту обучающихся и поставленным задачам.

Окончание, так же, как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь используются же средства. Они закрепляют чувство причастности к коллективу и личной значимости в нем.

Результативность применения технологии коллективного творчества на занятиях лепки:

- дети умеют составлять общую композицию из полученных работ;

- взаимодействуют сообща;

- дополняют общую работу по смыслу;

- умеют оценивать собственные работы и работы других.

  1. Игровая технология

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В результате игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые помогают ему переносить одни свойства вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что помогает ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к деятельности.

Результативность использования игровой технологии

на занятиях лепки

-        в процессе игры ребенок быстро знакомится с понятиями формы,
цвета, свойствами предмета;

- в игре дети знакомятся с новым материалом;

-        с помощью игры происходит закрепление пройденного материала;

- короткие   игры   в   середине   занятия   помогают      детям   успешно справиться с заданием;

- игра создает эмоциональную приподнятость на занятиях.

        3. Здоровьесберегающая технология

        4. Технология коллективной творческой деятельности

Информационное обеспечение

•        http://stranamasterov.ru/master-class 

•        http://www.livemaster.ru/ 

        http://yandex.ru/video/#!/video/search?filmId=8I3lozmvUXI&text=%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80- 

•        http://www.liveinternet.ru/community/3148420/ 

•        http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/kinusajga/10-1-0-916 

•        http://www.liveinternet.ru/users/slavlena/post290821424/

Структура занятий (алгоритм).

  1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).

 Организация начала занятия. Техника безопасности.

  1.  Цель занятия. Тема занятия.
  2.  Повторение пройденного материала (проверка имеюшихся у детей знаний и умений):

 • повторение действий прошлого занятия;

 • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

 4.   Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

  Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия;

 • показ образца;

 • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной форме; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

 5.     Практическая работа. Творческое задание.

 • показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки);

 • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

 • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

 • оформление, отделка поделки, приклеивание ее на фон или в композицию;

 • анализ работы ребенка (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). 

6.    Физкультурная пауза.

7.     Итог занятия.

Инструменты и расходные материалы

- набор для алмазной живописи,

- ножи, стеки,

- ножницы,

- клеенка,

- ткань,

клей ПВА,

двойной скотч,

 пенопласт для техники «кинусайга»,

 карты для техники «папертоль».

Оборудование: столы, стулья,

Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».  В кабинете, где проходят занятия, на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами 300 - 500 лк. В кабинете температуры воздуха соответствует следующим параметрам 20 - 22 °C, что соответствует в учебных кабинетах для теоретических занятий, для занятий художественным творчеством и естественнонаучной направленности,

Для контроля температурного режима помещение для занятий оснащено бытовыми термометрами.

В кабинете, где проходят занятие, относительная влажность составляет 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.

Ограждающие устройства отопительных приборов выполнены из дерева, которые не оказывают вредного воздействия на человека.

Наш кабинет для занятий ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты.

    Одно из важнейших требований к занятиям – соблюдение охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности.

Педагог постоянно повторяет с детьми правила по технике безопасности при работе с инструментами, используемыми для работы. Регулярно на занятиях проводится физкультминутка с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию.

Кадровое обеспечение: Данную программу реализует педагог дополнительного образования Шипова Наталья Сергеевна высшей категории, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»  от 21 Ноября 2018г.

Список литературы для педагога:

  1. Белякова О.В. Поделки из природного материала. – АСТ Москва, 2009. – 134с.
  2. Грибовский А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
  3. Климова И. Ручной труд.  - М.:«Мозаика-Синтез», 2006. – 206с.
  4. Куликова Л.В. Смешные игрушки из пластмассы. - М.: «Мозаика-Синтез», 2012. – 156с.
  5. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. -  Ярославль «Академия Развития», 1998. – 189с.
  6. Перевертень Г.И. Мозаика из круп и семян. - Издательство «Сталкер», 2006. – 89с.
  7. Пискултга С.С. Аппликация из ткани/автор-сост. – Волгоград, 2015. – 86с.
  8. Соболева О.  Фигурки и игрушки из бумаги и яиц.  - М.:«Мозаика-Синтез», 2016. – 174с.
  9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. – 123с.

Список литературы для родителей и учащихся:

Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги. - М.:ООО «Издательство Оникс », 2011.

Давыдова Г.Н. Бумагопластика - М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 2015.11.

Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 2014.

Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. – М.: Альма матер, 2014.

Лыкова И.А. Изобразительное творчество: Конспекты занятий. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2014.

Рябко Н.В. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика. - Москва. Педагогическое общество России. 2009.

Семенонова Е.М. Методические рекомендации по проведению занятий по лепке. – Оренбург, 2014.

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества: Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Халезова Н.Б. Лепка: Книга для педагога дополнительного образования.- М.: Просвещение, 2014.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка: Пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Просвещение, 2014.

Ханна Линд. Бумажная мозаика. - М.: Айрис-Пресс, 2007.

Приложение №1

Календарный учебный график.

п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

По расписанию

Теория

2

Вводное занятие. Техника безопасности. Техника «Алмазная живопись»

Приемы выкладки.

Русская изба

Беседа,

2

09

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная мозаика» Приемы выкладки

Русская изба

Беседа, практическое занятие

3

09

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная мозаика» Круглая выкладка

Русская изба

Практическая работа

4

09

По расписанию

Теория

2

Знакомство с техникой «Папертоль».

Воспитательная работа

Русская изба

Теория,

5

10

По расписанию

Теория,Практика

2

Знакомство с техникой «Папертоль».

Изготовление объемных аппликаций

Русская изба

Беседа, практическое занятие

6

10

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная живопись.» Магниты

Русская изба

Практическая работа

7

10

По расписанию

Теория, Практика

2

Техника «Кинусайга». Изготовление панно

Русская изба

Теория, Практическая работа

 Участие в конкурсах

8

10

По расписанию

Практика

2

Разноцветная соль

Русская изба

Практическая работа

9

11

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная живопись.» Магниты

Русская изба

Практич.работа

Участие в выставке

10

11

По расписанию

Практика

2

Знакомство с техникой «Папертоль». Изготовление объемных аппликаций

Русская изба

Практическая работа посещение выставок

11

11

По расписанию

Теория, Практика

2

Воспитательная работа. Разные подарки

Русская изба

Беседа, теория, практ.занят

12

11

По расписанию

Практика

2

Разноцветная соль

Русская изба

Практическая работа

13

12

По расписанию

Практика

2

Техника «Папертоль». Изготовление объемных аппликаций

Русская изба

Беседа, практическое занятие

14

12

По расписанию

Практика

2

Техника «Кинусайга». Изготовление игрушек. Воспитательная работа

Русская изба

Практическая работа

15

12

По расписанию

Практика

2

Техника «Кинусайга». Изготовление игрушек

Русская изба

Практическая работа

16

12

По расписанию

Практика

2

Разные подарки

Русская изба

Участие в конкурсах практика

17

12

По расписанию

Практика

2

Техника «Кинусайга». Изготовление игрушек

Русская изба

Беседа, практическое занятие

18

01

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная живопись.»

Русская изба

Практическая работа

19

01

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная живопись.»

Русская изба

Практическая работа

20

01

По расписанию

Теория, Практика

2

Воспитательная работа.

Разные подарки

Русская изба

Теория. Практическая работа

21

02

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная живопись.»

Русская изба

Беседа и практич.работа

22

02

По расписанию

Практика

2

Техника«Папертоль». Изготовле ние объемных аппликаций

Русская изба

Практическая работа Участие в выставк

23

02

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная живопись

Русская изба

Участие в конкурсах, практ.занят

24

02

По расписанию

Практика

2

Разные подарки

Русская изба

Практическая работа

25

03

По расписанию

Практика

2

Техника«Папертоль». Изготовле ние объемных аппликаций

Русская изба

Беседа, практическое занятие

26

03

По расписанию

Теория, Практика

2

Воспитательная работа

Техника «Алмазная живопись.»

Русская изба

Теория практическое занятие

27

03

По расписанию

Практика

2

Техника «Кинусайга».

Изготовление панно

Русская изба

Практическая работа посещение выставок

28

03

По расписанию

Практика

2

Техника «Кинусайга».

Разные подарки.

Русская изба

Теория, практика

29

04

По расписанию

Практика

2

Техника«Папертоль».

 Изготовле ние объемных аппликаций

Русская изба

Беседа, практическое занятие

30

04

По расписанию

Практика

2

Техника «Алмазная живопись.»

Русская изба

Практическая работа

31

04

По расписанию

Практика

2

Воспитательная работа  Техника «Алмазная живопись.»

Русская изба

Практическая работа Участие в выставке

32

04

По расписанию

Практика

2

Разные подарки

Русская изба

Практическая работа

33

05

По расписанию

Практика

2

«Алмазная живопись»

Русская изба

Беседа и практич.работа

34

05

По расписанию

Практика

2

Воспитательная работа  Техника «Алмазная живопись.»

Русская изба

Практическая работа Участие в выставке

35

05

По расписанию

Практика

2

 Разные подарки

Русская изба

Посещение выставок, практ.занят

36

05

По расписанию

Практика

2

Итоговое занятие

Русская изба

Практическая работа

Приложение 2

Пакет диагностических методик.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностика результатов образовательной деятельности. Срез творческих знаний и умений. Педагог оценивает данные умения, наблюдая за результатами работы ребенка на занятиях, по результатам тестов, пройденных обучающимися

Имя, Фамилия

Умение выкладывать алмазную мозаику

Умение работать в технике кинусайга

Умение вырезать точно, соблюдая пропорции

Умение работать в технике папертоль

Умение подготовить и убрать свое рабочее место

Итоговая оценка

Система оценок:

Н- низкий уровень освоения прогр.

С- средний уровень освоения прогр.

В- высокий уровень освоения прогр.

1

2

3…

Критерии оценки работ:

1 Умение выкладывать алмазную мозаику

Н- не умеет, не правильно выкладывает

С- может выкладывать алмазинки, но не в совершенстве

В- может выкладывать аккуратно и круглые и квадратные алмазинки

2). Умение работать в технике кинусайга

Н- не умеет

С- может вырезать на ткани элементы,но не идеально

В- умеет правильно вырезать и расположить предметы на пенопласте в соответствии с заданием

3). Умение вырезать точно, соблюдая пропорции

Н- не умеет вырезать в соответствии с образцом

С- умеет частично повторить с образца

В- умеет повторить максимально похоже с образца

4). Умение работать в технике папертоль

Н- не умеет ровно вырезать,

С- умеет фигурно вырезать элементы, но не аккуратно

В- умеет фигурно вырезать

5). Умение подготовить и убрать свое рабочее место

Н- на рабочем месте беспорядок, не умеет организовать пространство и убрать за собой

С- частично убирается на рабочем месте, некоторые предметы не на своих местах

     В- на рабочем месте порядок, умеет убирать за собой.