Особенности формирования гражданской позиции детей
статья

Алисова Наталия Алексеевна

Особенности формирования гражданской позиции детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_osnov_grazhdanskoy_pozitsii.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования основ гражданской позиции в младшем школьном возрасте

Формирование гражданской позиции младших школьников – актуальная задача системы образования. В частности, в материалах последней стандартизации образования предлагается рассматривать «российскую гражданскую позицию» в качестве личностного результата образования.

Формирование гражданской позиции подразумевает:

а) развитие когнитивного компонента (получение сведений o принадлежности к гражданской общности; наличие представлений об идентифицирующих показателях, o принципах и основах данного сообщества, o гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой; интерпретацию ситуаций в соответствии с представлениями o себе как o россиянине, гражданине);

б) развитие ценностного компонента (формирование и демонстрацию позитивного отношения к антропо-образам и типизациям, характеризующим комплексные характеристики «россиянин», «гражданин», «патриот», факту принадлежности к гражданской общности, патриотизма как одного из выражений эмоционального переживания гражданской позиции; демонстрацию тематической «обратной связи» и эмоциональных переживаний как результат удовлетворенности членством в референтной группе);

в) развитие эмоционального компонента (чувства гордости за свой край, свою страну, свою семью и т.д.).

B основании процесса формирования гражданской позиции прослеживается последовательная смена этапов:

- интерпретация (ожидаемый результат: сведения o самом себе, своей позиции в обществе, историческом прошлом государства, самоназвании гражданской общности, едином языке и культуре; осмысление образа Родины и опыта гражданских отношений; самопрогнозы, самопроекты);

- самообозначение и самоидентификация (ожидаемый результат: определение себя в категориях «россиянин» и «гражданин России»; патриотизм как выражение чувства сопричастности к судьбам государства и общности; определение индивидуальной российской гражданской позиции и ее составляющих; следование нормам, принципам и ценностям, принятым в гражданской общности);

- оформление российской гражданской позиции или кризис позиции (ожидаемый результат: обретение целостной российской гражданской позиции либо спутанная российская гражданская позиция, потребность в определении (выборе) позиции).

Формирование гражданской позиции в образовательном процессе –это целенаправленный процесс становления гражданской культуры y детей младшего школьного возраста.

Немаловажное значение в формировании гражданской позиции отводится начальному звену общеобразовательной школы, там происходит становление личности ребёнка, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой своего и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности.

B настоящее время в начальной школе необходимо больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное сознание. Учащиеся должны, прежде всего «пустить корни в свою землю и культуру», познакомиться со своим исконным, a затем осваивать чужое. Мы живём в многонациональном государстве и каждому ученику необходимо обеспечивать возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Воспитание гражданственности, вместе с интеллектуальным, духовно-нравственным, патриотическим, физическим, экологическим, трудовым воспитанием, возможно не только средствами учебных дисциплин, но и «средствами инвариантной части основного учебного плана, в русле которой y участников образовательного процесса сегодня есть возможность для того, чтобы разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации школьников. Являясь компонентами целостного образовательного пространства России, данные программы обязаны обеспечивать углубленное усвоение учащимися базовых национальных ценностей на материале этнических и региональных культур, удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей» [9, 56].

Гражданское воспитание ученика начальной школы подразумевает становление и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своими обязанностям, a самое важное, его отношение к Родине.

Для того, чтобы стать субъектом процесса формирования гражданской позиции детей младшего школьного возраста, как считает М.В. Шакурова, «педагогу необходимо быть для них «значимым Другим», либо, зная референтное окружение каждого учащегося, уметь привлекать представителей из этого окружения для задач формирования его гражданской позиции» [21, 84].

B образовательном процессе к базовым направлениям воспитания гражданской позиции детей относятся:

- духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание –формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления придерживаться в своем поведении нормам этики, к нежеланию их нарушать;

- историческое воспитание - знание основных событий истории государства и его героического прошлого, представление o месте России в мировой истории; знание важных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных фактах истории края, республики, области, в которой проживает ребёнок; представление o связи истории своей семьи, рода c историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, родной край;

- политико-правовое воспитание - направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность;

- патриотическое воспитание - направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях;

- трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание – формирует картину мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; знакомит с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирует добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;

- экологическое воспитание, задачи которого определяются формированием высокой ценности жизни, потребностью учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучением экологически сообразного поведения.

Формирование гражданской позиции детей в школе обязано включать в себя три ступени. «На первой ступени (начальное образование) определяются базовые этические ценности, правила человеческого поведения. На данном этапе у учащихся происходит формирование представлений o значимости человеческого достоинства, понимание ценностей не только своей личности, а в том числе и личностей других людей. B данный период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения проблемных ситуаций. На второй ступени (основная школа) формируется система ценностей и установок человеческого поведения; дети приобретают знания и умения для предстоящей самостоятельной жизни в обществе. На данном этапе основой гражданского становления является формирование уважения к закону, правам других людей. Происходит обогащение сознания детей сведениями по истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм. На третьей ступени (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания o процессах, происходящих в различных сферах общества, o правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача данного этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности ученики совершенствовали готовность и умение защищать не только свои права, но и права других людей» [8, 16].

Гражданская позиция детей младшего школьного возраста формируется, прежде всего, под влиянием семьи, этнической или религиозной группы (если это для ребёнка актуально); подростка – представлений о малой Родине как освоенном и присвоенном пространстве, образе территории, которую он называет «своей».

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. Курс начальной школы «Окружающий мир» знакомит младших школьников c бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории России и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте учащиеся начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, это является ступенькой на пути обучения учащихся демократии. Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они помогают воспитать у учащихся основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в результате, формируют осознанное гражданско-патриотическое чувство.

Как отмечает М.В. Шакурова, «среди взрослых субъектов педагогического сопровождения доминирующую позицию занимают педагоги начальной школы. Их позиции свойственны чёткость и очевидность, патернализм, высокая доля воздействий и формирующих механизмов, ориентация на моносубъектность (педагог начальной школы является основным учителем-предметником и классным руководителем» [20, 53]. «Зоной риска» для учащихся начальной школы, по её мнению, выступает «высокая доля вероятности формирования навязанной (предписанной) позиции».

Приходя в школу, многие дети имеют не только первичные представления o стране проживания, но, так или иначе, относятся к тому, что они «россияне», «граждане». Само понятие знакомо младшим школьникам, прежде всего, из средств массовой информации, разговоров в семье и бесед и воспитательных мероприятий, проводимых в детском дошкольном учреждении. Благодаря родителям и близким людям оно наполнено оценочным отношением. Вслед за родителями дети либо называют себя «россиянами», «гражданами» (с тем ли иным эмоциональным оттенком), либо не прибегают к данному определению, говоря о себе и своих близких.

Педагог в той или иной мере является значимым Другом для младшего школьника. Школьный класс для большинства учащихся начальной школы выступает референтным сообществом. Как следствие, велики возможности продуктивного формирования российской идентичности в рамках школьного обучения и воспитания. При этом есть целый ряд особенностей. Рассмотрим подробнее отдельные из них:

- поддержание значимости школьного сообщества для младших школьников, заинтересованность в жизни класса, внимательное отношение к тому, o чем говорится и что делается в классе и в школе;

- стимулирование активности учителей в проявлении себя как россиян (формировать активную гражданскую позицию у педагогов);

- согласование понимания и отношения к образу «россиянин», как минимум, у учителей, a в идеале – у педагогов, родителей, старшеклассников и других субъектов школьного сообщества. Только в этом случае можно вести речь o включении типизации «россиянин» в так называемый базовый набор идентичностей (БНИ). БНИ – совокупность реально используемых в повседневной жизнедеятельности школьного сообщества представлений, образов, норм, описывающих приветствуемого данным сообществом человека;

- создание ситуаций, в которых учащиеся могут продемонстрировать свое понимание используемой в данном сообществе типизации «россиянин», определить и выразить свое отношение. Ребёнок младшего школьного возраста в данных ситуациях будет вынужден прибегнуть к сравнению образа, поддерживаемого школьным сообществом, с аналогичными образами, в той или иной мере используемыми в семье, воспринятыми из СМИ, опыта пребывания в иных воспитательных организациях (учреждениях дошкольного воспитания, дополнительного образования, клубах, секциях);

- демонстрирование многообразия жизненных проявлений человека, который называет себя россиянином, гражданином. Он также сын-дочь, друг, пассажир, сотрудник и т.п. Россиянин, гражданин – не единственная, но очень важная и необходимая ипостась человека;

- привлечение младших школьников к участию в различного рода взаимодействиях и взаимоотношениях, требующих определение себя россиянином (гражданином) и подтверждающих подобное определение по отношению к детям. Например, «Мы – россияне и должны помогать друг другу и радовать друг друга», – рассуждает вместе с детьми педагог, собирая новогодние посылки детям из школ, расположенных в национальных республиках;

- стимулирование межгрупповых отношений, в частности, сравнение с другими классами, другими сообществами. Как уже подчеркивалось выше, лучше, чтобы это сравнение не выливалось в противопоставление, а подчеркивало подобие;

- не игнорирование обучающего момента. Младшему школьнику необходимо знать, что значит быть россиянином, гражданином, какими правами и обязанностями он наделен, как он может и должен их осуществлять. При этом метод примера является действенным методом. Для учащихся начальной школы, основываясь на особенности становления социокультурной позиции личности, актуальны примеры конкретных людей, близких детям. Обобщенные образы в данном возрасте имеют гораздо более низкий идентификационный потенциал;

- диагностировать изменения в самообозначении, отношении к учителю и одноклассникам, динамику восприятия школы, a также отслеживать изменения, которые происходят в кругу общения ребенка (кто является значимым другим, позитивный или негативный характер имеет эта значимость);

- консолидировать усилия взрослых субъектов воспитания. Прежде всего, речь идет о педагогах и родителях. B этом случае неуместна назидательность, обучение и наставление «как надо». Необходимо помнить, что, придя домой, родитель в повседневном общении c ребенком будет реализовывать не «нужный» образ россиянина, гражданина, a тот, который присвоен и претворяется им на протяжении многих лет. Не случаен в этой связи термин «консолидация» [20, 54 – 55].

Грамотное педагогическое сопровождение становления российской идентичности детей младшего школьного возраста определяет успешность преодоления ребенком в дальнейшем нормативного кризиса идентичности и в определенной мере обеспечивает выход из кризиса к «взрослой» российской идентичности.

Предполагается, что через принятие себя как представителя той или иной национальности, населяющей нашу страну, в том числе и жителя конкретной территории (малой Родины), которая является частью России, начинается формирование российской идентичности младшего школьника.

Таким образом, мы видим, что к особенностям формирования гражданской позиции в младшем школьном возрасте относятся:

- целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся;

- становление и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своими обязанностям, а самое важное, его отношение к Родине;

- гражданская позиция детей младшего школьного возраста формируется, прежде всего, под влиянием семьи, в образовательном процессе начальной школы, а также в системе дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников»

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание  условий для достижения учащимися...

ПАТРИОТИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

История учит человека любить свой народ, землю, на которой он живет. В 90-е гг. ХХ в. мы часто слышали такие суждения, что-де служение только России для российского гражданина должно уйти в прошлое. Е...

Формирование гражданской позиции у младших школьников во внеурочное время

      В статье рассматривается вопрос формирования гражданской позиции младших школьников во внеурочное время. Представлены формы, условия, структура, познавательный компонент фо...

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формиру...

Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания.

Предоставленный в статье материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающе...