Как учить пересказу научно-познавательных текстов младших школьников
учебно-методический материал
В данной статье учителя начальных классов найдут несколько ноу-хау, как учить пересказу младших школьников научно-познавательных текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uchit_pereskazu_nauchno-poznavatelnyh_tekstov_maldshih_shkolnikov.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Как учить пересказу научно-познавательных текстов в начальной школе
Автор: учитель начальных классов Долгих М.А.
Часто учитель начальных классов в своей профессиональной деятельности сталкивается с весомой проблемой – ученики не умеют пересказывать научно-познавательные тексты. С художественными текстами, как правило, проблем не возникает. В среднем звене это неумение напрямую влияет на успеваемость ученика, поскольку рассказать содержание выученного дома параграфа по биологии, истории, географии и т.п. ученик просто не в силах. Как же выстроить работу учителю начальной школы, чтобы сформировать у детей это умение?
Есть несколько ноу-хау.
Уже на первых уроках окружающего мира в 1 классе (как только дети овладеют навыком письма) на протяжении нескольких уроков целесообразно научить детей выделять в параграфе ключевые (опорные) слова. Для этого в каждом абзаце ребенок должен выбрать главное слово (существительное или глагол) и записать их в столбик в тетради. Далее детям нужно предложить, пользуясь этими ключевыми словами, пересказать то, о чем они прочитали. Целесообразно вначале давать простые с точки зрения содержания и короткие тексты. Как показывает практика, сначала дети испытывают трудности в поиске таких слов, но чем больше предлагать им подобных заданий, тем легче они с ними справляются. Я рекомендовала своим детям выписывать опорные слова дома при работе с параграфом. При ответе у доски разрешала пользоваться тетрадкой.
Еще один способ запомнить содержание научно-популярного текста – рисовать пиктограммы к каждому абзацу (или простые рисунки). Такой метод способствует более детальной проработке ребенком каждой части текста и лучшему их запоминанию. Работа проводится аналогично работе с ключевыми словами.
В конце каждого параграфа в учебниках всегда есть список вопросов для самопроверки. Можно организовать с ними работу «наоборот». Сначала ребенок читает вопрос и ищет ответ на него в тексе, формулирует полный ответ. Аналогично происходит работа и с остальными вопросами. На уроке ребенок может пользоваться этими вопросами для устного ответа.
Еще один способ подойдет для учеников 3-4 классов – это составление кластера по параграфу. Этот способ поможет структурировать материал учебника, выделить главное. Нужно помнить о том, что работа с параграфом всегда должна включать этап работы с определениями и терминами.
Безусловно, умение ученика пересказать параграф – это не единственный показатель того, что школьник владеет материалом. Но это умение сильно поможет ребенку на всех ступенях обучения, включая профессиональное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»
«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»...
Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников
Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников. Различные виды упражнений по возрастам....
Приемы и задания для формирования умений воспринимать художественный текст младшими школьниками
В статье представлен практический материал для формирования читательских умений...
Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.
В данной статье говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы технол...
Конспект внеурочного занятия «Учимся анализировать научно-познавательный текст» (4 класс, "Осмысленное чтение")
Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом.Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавательный т...
Конспект внеурочного занятия "Учимся анализировать научно-познавательный текст" ("Осмысленное чтение", 4 класс)
Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом. Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавател...
- Мне нравится (1)